Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе:
в отсутствии представителей Отдела строительства, архитектуры и жилищно-коммунального хозяйства АМС Пригородного района РСО-Алания (далее - ОСАиЖКХ АМС Пригородный район, Заказчик) и ИП Д надлежащим образом уведомленных о дате, месте и времени рассмотрения жалобы,
рассмотрев в порядке статей 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) с использованием системы видеоконференцсвязи жалобу ИП Д на действия заказчика - ОСАиЖКХ АМС Пригородный район при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000322002356 на выполнение работ по ремонту улиц с. Ир Пригородного района (далее - Конкурс),
УСТАНОВИЛА:
27 октября 2022 года в Северо-Осетинское УФАС России поступила жалоба ИП Д на действия заказчика - ОСАиЖКХ АМС Пригородный район при проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000322002356 на выполнение работ по ремонту улиц с. Ир Пригородного района.
Заявитель считает, что Заказчиком нарушены нормы законодательства о контрактной системе, в частности ненадлежащим образом применен порядок оценки в отношении заявки по Детализирующему показателю Показателя Критерия "Квалификация участника закупки".
Изучив представленные материалы, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России по контролю в сфере закупок провела внеплановую проверку закупки и пришла к следующим выводам:
1. 12 октября 2022 года на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС) Управлением РСО-Алания по проведению закупок для государственных нужд, как уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме N0310200000322002356 на выполнение работ по ремонту улиц с. Ир Пригородного района (далее - Извещение), в том числе описание объекта закупки (в том числе локальный сметный расчет), проект контракта, а также порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Конкурсе.
В соответствии с пунктом 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Законом о контрактной системе.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливаются положением об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
При этом в силу части 9 статьи 32 Закона о контрактной системе не допускается использование заказчиком не предусмотренных настоящей статьей критериев или их величин значимости, установленных частью 6 настоящей статьи и в соответствии с частью 8 настоящей статьи.
Согласно пункту 2 Положения "оценка заявок" - действия членов комиссии по осуществлению закупок по присвоению в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, и в соответствии с Положением баллов заявкам (частям заявок) на основании информации и документов участников закупок.
В силу подпункта "в" пункта 24 Положения для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" может применяться, если иное не предусмотрено Положением, показатель оценки - наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно пункту 28 Положения в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 Положения:
а) применяются один или несколько из следующих детализирующих показателей оценки:
- общая цена исполненных участником закупки договоров;
- общее количество исполненных участником закупки договоров;
- наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров;
б) оценка заявок по детализирующим показателям, предусмотренным подпунктом "а" пункта 28 Положения, осуществляется в порядке, установленном пунктом 20 Положения;
в) документом, предусмотренным приложением N 1 к Положению:
- устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя);
- устанавливается перечень документов, подтверждающих наличие у участника закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта, в том числе исполненный договор (договоры), акт (акты) приемки поставленного товара, выполненных работ, оказанных услуг, составленные при исполнении такого договора (договоров);
- может быть установлено положение о принятии к оценке исключительно исполненного договора (договоров), при исполнении которого поставщиком (подрядчиком, исполнителем) исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек);
г) последний акт, составленный при исполнении договора и предусмотренный абзацем третьим подпункта "в" пункта 28 Положения, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
Между тем, комиссией установлено, что в соответствии с Приложением N4 к Извещению о проведении закупки - Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе, заказчиком к критерию оценки "Квалификация участника закупки" установлены следующие детализирующие показатели:
2.1 |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: общая цена исполненных участником закупки договоров |
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 120000000(сто двадцать миллионов) рублей 00 копеек. Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше предельного максимального значения характеристики объекта закупки, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки |
2.2 |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: общее количество исполненных участником закупки договоров |
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 16 штук. При этом цена каждого контракта должна составлять не менее 600000(шестьсот тысяч )рублей 00 копеек. Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше предельного максимального значения характеристики объекта закупки, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки
|
2.3 |
Показатель оценки, детализирующий показатель оценки: наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" - |
Предельное максимальное значение характеристики объекта закупки, установленное заказчиком: 25000000(двадцать пять миллионов) рублей 00 копеек. Если в предложении участника закупки содержится значение характеристики объекта закупки, которое выше предельного максимального значения характеристики объекта закупки, баллы по детализирующему показателю присваиваются в размере, предусмотренном для соответствующего предельного значения характеристики объекта закупки |
При этом под конкурсом понимается конкурентная процедура определения подрядчика, где победителем признается участник, предложивший наилучшие условия исполнения контракта, под которыми кроме цены понимается в том числе квалификация такого участника.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что установление условия, в соответствии с которым к оценке принимаются контракты (договоры), сумма которых составляет не менее 600 000 рублей, является необъективным, поскольку представленные участником закупки сведения о наличии соответствующего опыта выполнения работ, например, в размере незначительно ниже, установленного показателя, не будут приняты к оценке комиссией по осуществлению закупок.
Соответственно, такой порядок оценки лишает потенциального участника закупки получить соответствующее количество баллов при наличии опыта выполнения работ, что противоречит общим принципам законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, не позволяет выявить лучшие условия исполнения контракта и объективно сопоставить предложения участников закупки, имеющих опыт, менее установленного предельного минимального значения.
Учитывая изложенное, вышеуказанное действие Заказчика, Уполномоченного органа нарушает пункт 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе и содержит признаки административного правонарушения, ответственность за совершение которого предусмотрена частью 4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП РФ).
Вместе с тем, частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе установлено, что при проведении конкурентных способов участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой VI, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки.
Однако, Заявитель на заседание Комиссии явку своих представителей не обеспечил, а также не представил доказательств, подтверждающих, что вышеуказанное нарушение повлияло на результат определения исполнителя и нарушило права и законные интересы потенциальных участников рассматриваемой закупки, в связи с чем Комиссией принято решение предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок Заказчику не выдавать.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99 и 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Северо-Осетинского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать обоснованной жалобу ИП Д на действия заказчика - ОСАиЖКХ АМС Пригородный район при проведении открытого конкурса в электронной форме N 0310200000322002356 на выполнение работ по ремонту улиц с. Ир Пригородного района.
2. Признать ОСАиЖКХ АМС Пригородный район нарушившим требования пункта 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
3. В связи с тем, что выявленное нарушение Закона о контрактной системе не повлияло на результат определения поставщика (подрядчика, исполнителя), предписание об устранении выявленного нарушения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок не выдавать.
4. Передать материалы дела NА199-11/22 от 03.11.2022 года в отдел контроля закупок Северо-Осетинского УФАС России для решения вопроса о привлечении должностного лица ОСАиЖКХ АМС Пригородный район, виновного в совершении выявленного нарушения, к административной ответственности.
Согласно части 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Северная Осетия-Алания от 3 ноября 2022 г. N А199-11/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022