Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
- Михин С. В. - председатель Комиссии, заместитель руководителя Управления;
- Яковлева Е. Л. - член Комиссии, государственный инспектор отдела контроля закупок;
- Сороколетов М. С. - член Комиссии, специалист-эксперт отдела контроля закупок,
при участии представителя МКОУ "Шанинская средняя общеобразовательная школа"
- Буравлёва Анатолия Александровича (на основании доверенности от 19.12.2022 г.)
при участии представителей ООО "СК СТМ-141":
- Борисова Игоря Борисовича (на основании приказа о вступлении в должность от 15.04.2015 г.)
- Торко Юлии Валериевны (на основании доверенности от 19.12.2022 г.)
рассмотрев обращение о включении сведений об ООО "СК СТМ-141" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по ремонту кровли МКОУ "Шанинская средняя общеобразовательная школа" (номер извещения: 0131300033322000060),
У С Т А Н О В И Л А:
Управление Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области в соответствии со ст. 104 Федерального закона N 44-ФЗ от 05.04.2013 года "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон) приняло к рассмотрению обращение МКОУ "Шанинская средняя общеобразовательная школа" (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК СТМ-141" (далее - Подрядчик) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним расторжением контракта на выполнение работ по ремонту кровли (номер извещения: 0131300033322000060).
В заседании Комиссии объявлялся перерыв до 21.12.2022 г. 16 часов 00 минут.
Изучив материалы дела, оценив представленные доказательства, Комиссия Воронежского УФАС России установила следующее.
31.08.2022 года в единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) уполномоченным органом размещено извещение N0131300033322000060 (далее - Извещение) о проведении аукциона на выполнение работ по ремонту кровли МКОУ "Шанинская средняя общеобразовательная школа".
Начальная (максимальная) цена контракта: 2 999 598 (два миллиона девятьсот девяносто девять тысяч пятьсот девяносто восемь) руб. 00 коп.
Согласно Протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 09.09.2022 г. NИЭА1, на участие в аукционе было подано 2 заявки. Победителем был признан участник закупки с идентификационным номером N36 (ООО "СК СТМ-141") с ценовым предложением 2 849 618 (два миллиона восемьсот сорок девять тысяч шестьсот восемнадцать) руб. 10 коп.
20.09.2022 г. информация о заключенном контракте N33629004654 22 000003 0001 (далее - Контракт) была размещена на электронной площадке http://www.sberbank-ast.ru.
Согласно п. 1.1 Контракта подрядчик обязуется выполнить подрядные работы по объекту: "Ремонт кровли МКОУ Шанинской СОШ, расположенной по адресу: Воронежская область, Таловский район, п. Участок N26, ул. Мира, 9 "А"" (далее - работы), а Заказчик обязуется принять и оплатить надлежащим образом выполненные работы в соответствии с условиями Контракта.
Согласно п. 2.1 Контракта Подрядчик обязуется выполнить подрядные работы Объекта в срок в течение 45 календарных дней со дня подписания Контракта (до 06.10.2022 г.). 06.10.2022 г. было подписано дополнительное соглашение о внесении изменений в Контракт в части сроков исполнения (до 15.12.2022 г.).
В соответствии с п. 5.2.13 Контракта Подрядчик обязан немедленно известить Заказчика и, до получения от него указаний, приостановить работы при обнаружении:
- возможных неблагоприятных для Заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
- иных, независимых от Подрядчика обстоятельств, угрожающих годности или прочности результатов выполняемой работы, либо создающих невозможность ее завершения в срок.
В силу п. 5.2.26. Контракта Подрядчик, в случае внесения изменений в сметную документацию по собственной инициативе, обязан произвести корректировку сметной документации, с повторным прохождением заключения о достоверности определения сметной стоимости за счет собственных средств, а также согласовать эти отступления (изменения) с Заказчиком.
Согласно п. 12.2 расторжение Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда или в связи с односторонним отказом стороны от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным ГК РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В силу п. 12.3.3 и 12.3.4 Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством. Такое решение не позднее чем в течение 3 рабочих дней с даты его принятия, направляется Подрядчику по почте заказным письмом с уведомлением о вручении по адресу Подрядчика, указанному в разд. 14 Контракта, а также телеграммой, либо посредством факсимильной связи, либо по адресу электронной почты, либо с использованием иных средств связи и доставки, обеспечивающих фиксирование такого уведомления и получение Заказчиком подтверждения о его вручении Подрядчику. Выполнение Заказчиком вышеуказанных требований считается надлежащим уведомлением Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения контракта. Датой такого надлежащего уведомления признается дата получения Заказчиком подтверждения о вручении Подрядчику указанного уведомления.
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через 10 дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
01.12.2022 г. Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, которое вступило в силу 12.12.2022 г.
14.12.2022 г. Заказчиком направлено обращение о включении сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
Заслушав доводы Заказчика и Подрядчика, проанализировав представленные материалы, Комиссия Воронежского УФАС России пришла к следующим выводам.
В ходе выполнения работ, предусмотренных Контрактом, Подрядчиком были выявлены скрытые дефекты, которые невозможно было обнаружить в ходе визуального осмотра и изучения документации о закупке: требовалась замена парапета из кирпичной кладки, демонтаж стяжки и предшествующих ей слоев покрытия, о чем Заказчик был проинформирован письмом N11/11-22-01 от 11.11.2022 г., к которому были приложены соответствующие фото- и видеоматериалы. Также, в указанном письме Подрядчик предупредил о приостановлении работ и предложил внести изменения в проектно-сметную документацию с учетом выявленных недостатков с целью приведения документации в соответствие строительным нормам.
Так, согласно п. "г" разд. 5.1.4. "СНиП II-26-76", утвержденным Приказом Министерства строительства и жилищно-коммунального хозяйства Российской Федерации от 31 мая 2017 г. N827/пр, основанием под водоизоляционный ковер служат ровные поверхности выравнивающих монолитных стяжек толщиной не менее 40 мм цементно-песчаного раствора не ниже М100 или мелко зернистого бетона класса не ниже В 7.5, в т. ч. армированных, в то время как техническая документация о закупке предусматривала обустройство стяжки толщиной 15 мм.
В своем ответе от 15.11.2022 г. N233 Заказчик отклонил предложение Подрядчика и потребовал ускорить процесс проведения работ.
Впоследствии, Подрядчик направлял письма от 16.11.2022 г. N16/11-22-01 и 18.11.2022 г. N18/11-22-01, также содержавшие предложения о внесении изменения в проектно-сметную документацию с учетом выявленных недостатков, которые были оставлены без ответа.
12.11-14.11.2022 г., 21.11.2022 г. в месте проведения работ произошло выпадение осадков в виде дождя, что привело к замоканию помещений школы. При участии представителей Заказчика и Подрядчика состоялось производственное совещание, по итогам которого был составлен протокол от 22.11.2022 г., в котором Подрядчику было указано на незамедлительное принятие мер по устройству временной изоляции кровли в целях исключения дальнейшего ухудшения ситуации.
25.11.2022 г. Заказчику направлено письмо N25/11-22-01, в котором Подрядчик выразил согласие в принятии мер по устройству временной изоляции и предложил разработать и утвердить проектно-сметную документацию и дополнительное соглашение, поскольку Подрядчик этого сделать не может в связи с отсутствием должностной единицы, способной самостоятельно подготовить необходимую документацию. Письмо было оставлено без ответа.
26.11.2022 г. Заказчику направлено письмо N26/11-22-01, согласно которому представителем Подрядчика, в ходе непосредственного выезда на объект строительства, установлено, что работы, предусмотренные Контрактом, выполняют посторонние люди. В указанном письме Подрядчик потребовал обосновать их нахождение на объекте и снова предложил разработать и утвердить новую проектно-сметную документацию.
В своем ответе N241 от 30.11.2022 г. Заказчик указал, что Подрядчиком не были приняты меры по устройству временного укрытия кровли, и во избежание обострения ситуации Заказчик был вынужден провести работу по изоляции кровли самостоятельно.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании ч. 1 ст. 718 ГК РФ заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
В соответствии с ч. 1 ст. 743 ГК РФ подрядчик обязан осуществлять строительство и связанные с ним работы в соответствии с технической документацией, определяющей объем, содержание работ и другие предъявляемые к ним требования, и со сметой, определяющей цену работ.
В силу ч. 3 ст. 743 ГК РФ подрядчик, обнаруживший в ходе строительства неучтенные в технической документации работы, и в связи с этим возникла необходимость проведения дополнительных работ и увеличения сметной стоимости строительства, обязан сообщить об этом заказчику.
Согласно ч. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении:
непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи;
возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы;
иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
По смыслу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является нарушение условий контракта поставщиком, которое предполагает недобросовестное поведение такого поставщика, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона, в том числе, приведших к невозможности исполнения контракта и нарушающих права заказчика относительно его условий.
Включение информации в реестр недобросовестных поставщиков является санкцией, которая должна применяться уполномоченным на это органом по результатам всесторонней оценки поведения как заказчика, так и исполнителя.
Из материалов дела следует, что Подрядчик уведомил Заказчика о приостановлении работ в связи с независящими от Подрядчика обстоятельствами, которые создают невозможность выполнения работы, а именно: выявление скрытых недостатков. Невыполнение Подрядчиком предусмотренных Контрактом работ в полном объеме, при установленных обстоятельствах, не может свидетельствовать о пренебрежительном отношении к принятым обязательствам.
Таким образом, действия Подрядчика были направлены на исполнение контракта, фактов недобросовестности в его поведении не установлено.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), в том числе требования к технологическим, программным, лингвистическим, правовым и организационным средствам обеспечения ведения реестра, установлены Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)" (далее - Постановление N1078).
Как установлено подп. а) п. 13 Правил, не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля (за исключением случаев, предусмотренных подп. "е" п. 9 и подп. "г" п. 10 Правил) рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе.
Согласно п. 15 Правил орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведении проверок, предусмотренных подп. "а" п. 13 Правил:
1) выявлены нарушения заказчиком требований, установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
2) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
3) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
На основании изложенного, руководствуясь Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", а также ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Воронежского УФАС России
Р Е Ш И Л А:
Отказать в требовании о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "СК СТМ-141" (394036, Воронежская обл., г. Воронеж, ул. Степана Разина, д. 37, ОГРН: 1153668020054, дата присвоения ОГРН: 14.04.2015, ИНН: 3663110941, КПП: 366601001, генеральный директор/учредитель: Борисов Игорь Борисович).
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии С. В. Михин
Члены Комиссии Е. Л. Яковлева
М. С. Сороколетов
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Воронежской области от 26 декабря 2022 г. N 036/06/104-1540/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022