Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элмас" (далее - ООО "Элмас", общество, заявитель) на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения", уполномоченное учреждение, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (шовный материал) (Реестровый номер 223680) (извещение N 0852500000122003322) (далее - электронный аукцион, аукцион) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного учреждения - "_" (доверенность N 24 от 29.12.2021)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12736-ЭП/22 от 20.12.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного учреждения, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 07.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение о проведении электронного аукциона с максимальным значением цены контракта 742630 руб., начальная сумма цен единиц товара составляла 742,63 руб.
Протокол подачи ценовых предложений от 16.12.2022 свидетельствует о том, что ценовые предложения были поданы 4 участниками закупки, лучшее ценовое предложение 218,88 руб. подано участником закупки с идентификационным номером заявки 72 (порядковый номер 1, присвоенный оператором).
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 заявки двух участников, в том числе заявителя были отклонены, победителем электронного аукциона признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, установленным в извещении о проведении электронного аукциона, и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о сумме цен единиц товара наиболее низкую цену контракта (ООО "Медресурс").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного учреждения, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно отклонена заявка ООО "Элмас" по причине неуказания товарного знака на предлагаемый к поставке товар.
По мнению общества, указанный в заявке товар товарного знака не имеет. Более того, как отмечает заявитель, из "ГОСТ 31620-2012. Межгосударственный стандарт. Материалы хирургические шовные. Общие технические требования. Методы испытаний" (далее - ГОСТ 31620-2012) прямо не следует, что медицинские изделия должны сопровождаться товарным знаком.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" были направлены (вх. N 12821-ЭП/22 от 21.12.2022) пояснения по доводам жалобы, согласно которым комиссия по осуществлению закупок при рассмотрении документов и информации установила, что на предлагаемый заявителем товар товарный знак зарегистрирован.
Правила, которыми должен руководствоваться заказчик при описании объекта закупки, установлены в статье 33 Федерального закона о контрактной системе.
Согласно пунктам 1 и 2 части 1 указанной статьи:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу пунктов 1 и 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 данного закона,
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению.
В соответствии с электронным документом "Описание объекта закупки" заказчику требовался товар с наименованием по КТРУ (код позиции 21.20.24.120-00000004) "Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, мононить".
Одним из нормативно-технических документов, исполнение требований которого при описании объекта рассматриваемой закупки обязательно для заказчика, а также им применено, является ГОСТ 31620-2012.
При этом показатель товара, его значение и обоснование необходимости использования такого показателя, в соответствии с которыми заявитель основывает правомерность своих выводов, выступали следующие:
На каждой стерилизационной упаковке или на ярлыке нанесена маркировка (слова, фразы, символы или рисунки) |
Соответствие |
Установлено заказчиком с целью получить товар, на который нанесена информация, необходимая для безопасного использования изделия. Состав информации указан в межгосударственном стандарте: п. 7.2.2 ГОСТ 31620-2012 |
В вышеприведенном подпункте 7.2.2 пункта 7.2 ГОСТ 31620-2012 определено, что на каждой стерилизационной упаковке или на ярлыке должна быть нанесена маркировка (слова, фразы, символы или рисунки), включающая в себя:
- наименование изготовителя или его логотип;
- адрес изготовителя;
- наименование изделия;
- материал, из которого изготовлен шовный материал (если это не следует из наименования изделия);
- структуру шовного материала (если это не следует из наименования изделия);
- метрический размер нити (например, МР 1,5);
- условный номер нити в соответствии с [2] (по требованию потребителя);
- длину нити;
- цвет (для окрашенных нитей);
- надпись "Стерильно" с указанием метода стерилизации;
- номер партии;
- дату изготовления и срок годности или надпись "годен до ...";
- символ однократного применения;
- обозначение типа, размера и числа атравматических игл (при наличии);
- обозначение нормативного документа, в соответствии с которым изготовлено изделие;
- знак соответствия по национальным стандартам государств <*>, упомянутых в предисловии, как проголосовавших за принятие настоящего межгосударственного стандарта.
Кроме того, в подпункте 7.2.3 названного пункта указано, что на каждую групповую упаковку должна быть нанесена маркировка, включающая в себя всю информацию, приведенную в 7.2.2, а также:
- число единиц продукции в групповой таре;
- номер регистрационного удостоверения медицинского изделия.
Согласно подпункту "а" пункта 2 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено данным законом, должна содержать предложение участника закупки в отношении объекта закупки с учетом положений части 2 данной статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 данного закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака).
Аналогичная информация была предусмотрена подпунктом "а" пункта 2 документа "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", прилагающегося к извещению об осуществлению закупки.
Пунктом 1 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случае непредставления (за исключением случаев, предусмотренных таким законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с данным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 такого закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки.
В силу подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 такой статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 данного закона.
Из представленной оператором электронной площадки ЭТП Газпромбанк (вх. N 13015-ЭП/22 от 23.12.2022) на запрос Омского УФАС России (исх. N АЛ/10073/22 от 20.12.2022) заявки участника закупки с идентификационным номером заявки 70 (ООО "Элмас") следовало, что заявителем был предложен товар с наименованием "Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, мононить
Иглы атравматические с нитями хирургическими рассасывающимися стерильные по ТУ 21.20.24-087-40686779-2017 Полидиоксанон", соответствующим приложенному регистрационному удостоверению на медицинское изделие от 15.06.2022 N РЗН 2020/9990, выданному ООО "ПТО Медтехника", но без сопровождения такого товара товарным знаком.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N 0852500000122003322 от 19.12.2022 заявка общества отклонена со следующим обоснованием принятого решения: "Непредставление (за исключением случаев, предусмотренных 44-ФЗ) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с 44-ФЗ (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 44-ФЗ) (подпункт "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункт 1 части 12 статьи 48 44-ФЗ);На основании п. 1 ч. 12 ст. 48 Федерального закона N 44-ФЗ отклонить заявку участника закупки в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки. В предложении участника закупки в отношении объекта закупки по позиции "Нить хирургическая из полиэфира, рассасывающаяся, мононить Иглы атравматические с нитями хирургическими рассасывающимися стерильные по ТУ 21.20.24-087-40686779-2017 Полидиоксанон Россия ООО "ПТО Медтехника"" отсутствует товарный знак, требование о наличии которого установлено в документе "Требования к составу и содержанию заявки".
В силу части 1 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 такого закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном данной главой, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
В соответствии с частью 4 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Согласно позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в Обзоре судебной практики Верховного Суда Российской Федерации N 1 (2020), утвержденной Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 10.06.2020, механизм защиты прав участников закупки в административном порядке путем рассмотрения их жалоб контрольным органом в сфере закупок, установленный главой 6 Федерального закона о контрактной системе, должен применяться в случаях действительных, а не мнимых нарушений прав и законных интересов участников закупки и не должен создавать предпосылки для нарушения публичных интересов.
Заявителем при подаче жалобы и при рассмотрении ее по существу не было представлено ни одного доказательства того, что предлагаемое к поставке медицинское изделие не имеет товарного знака.
При этом обществом не было учтено следующее.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ), Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из данного закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать данному закону.
Правовому регулированию товарных знаков посвящен параграф 2 главы 76 раздела VII части четвертой ГК РФ.
На основании пункта 1 статьи 1477 ГК РФ на товарный знак, то есть на обозначение, служащее для индивидуализации товаров юридических лиц или индивидуальных предпринимателей, признается исключительное право, удостоверяемое свидетельством на товарный знак (статья 1481).
Государственная регистрация товарного знака осуществляется федеральным органом исполнительной власти по интеллектуальной собственности в Государственном реестре товарных знаков и знаков обслуживания Российской Федерации (Государственный реестр товарных знаков) в порядке, установленном статьями 1503 и 1505 Кодекса (статья 1480 ГК РФ).
Согласно пункту 1 статьи 1482 ГК РФ в качестве товарных знаков могут быть зарегистрированы словесные, изобразительные, объемные и другие обозначения или их комбинации.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" в представленных возражениях указало на наличие товарного знака у товара, который был указан ООО "Элмас" в заявке на участие в аукционе.
Так, на официальном сайте Роспатента в разделе "Реестр товарных знаков и знаков обслуживания" имеются сведения о зарегистрированном действующем (срок действия исключительного права 12.02.2026) изобразительном товарном знаке, правообладателем которого является общество с ограниченной ответственностью "Производственно-техническое объединение "Медтехника", 420029, Республика Татарстан, г. Казань, ул. Журналистов, 62, корп. 4, комн. 7 (RU) (регистрационный номер 601332). В классы МКТУ и перечень товаров и/или услуг такого товарного знака включен 10 класс с товаром "материалы для наложения швов":
Кроме того, в качестве основания принятия решения об отклонении заявки заявителя выступают данные инструкции по применению рассматриваемого медицинского изделия, также размещенной совместно с регистрационным удостоверением на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения (Режим доступа: https://roszdravnadzor.gov.ru/services/misearch).
В соответствии с пунктом 5.1 раздела 5 "маркировка" названной инструкции маркировка индивидуальной потребительской упаковки содержит, в том числе информацию о товарном знаке предприятия-изготовителя.
КУ ОО "Центр закупок в сфере здравоохранения" дополнительно отмечено, что соответствующая маркировка присутствует и на упаковке медицинских изделий, что подтверждается фотографическими изображениями, имеющимися на официальном сайте уполномоченного на ведение реестра медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, органе.
Относительно довода заявителя о том, что ГОСТ 31620-2012 в качестве составляющих маркировки медицинских изделий - материалов хирургических шовных не называет товарный знак, значит, его наличие не является обязательным, Комиссия отмечает следующее.
Сопровождение товара зарегистрированным товарным знаком реализуемого товара представляет собой право правообладателя такого товарного знака. При этом в данном случае обществом в заявке был указан товар, товарный знак на который зарегистрирован в установленном законодательством Российской Федерации порядке и который соответствующим товарным знаком маркирован.
С учетом указанного, Комиссия, установив наличие товарного знака, подтвержденное фактом его регистрации, на предложенный ООО "Элмас" к поставке товар, пришла к выводу о том, что комиссия по осуществлению закупок уполномоченного учреждения правомерно отклонила заявку общества, в связи с чем жалоба признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Элмас" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона на поставку медицинских расходных материалов (шовный материал) (Реестровый номер 223680) (извещение N 0852500000122003322) для нужд бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер".
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
"_"
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 декабря 2022 г. N 055/06/48-1114/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022