Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКА" (далее - общество, заявитель, ООО "МЕДИКА") на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" и его комиссии по осуществлению закупок (далее - заказчик, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов - 44 (Реестровый номер 2022.086800)" (извещение N 0352200022722000310) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи:
представителя заявителя - "_" (доверенность N 3 от 23.12.2022);
представителя заказчика - "_" (без доверенности),
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12730-ЭП/22 от 20.12.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок заказчика, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 05.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) заказчиком было размещено извещение N 0352200022722000310 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 486143 руб.
13.12.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений согласно которому подано 5 заявок, из которых подано 5 ценовых предложений, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 113229671.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика, от 14.12.2022 заявки двух участников закупки были отклонены. Победителем закупки признан участник с идентификационным номером заявки 113230944.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе дословно было указано: "ООО "МЕДИКА" являлось участником закупки N0352200022722000310 "Поставка медицинских расходных материалов - 44 (Реестровый номер 2022.086800) с присвоенным идентификационным номером 113230234.
Заявка участника было отклонена по причине:
"Несоответствие требованиям нормативных правовых актов, принятых в соответствии со ст. 14 Закона N 44 ФЗ".
Считаем, что наша заявка была отклонена не законно и не обосновано.
В соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N102 от 2017 г., для применения национального режима и отклонения участников с иностранными товарами, должны соблюдаться следующие условия:
1) Не менее двух участников с товаром отечественного производства (или производства стран ЕАЭС);
2) Наличие пакета документов на товар, в частности: копия акта экспертизы торгово-промышленной палаты, подтверждающее долю сырья не менее 80% на товар; сертификат СТ-1; копию сертификат ИСО 13485-2017.
В соответствии с Государственным реестром медицинских изделий, на сегодняшний момент существует несколько производителей медицинских изделий, являющихся аналогами, которые закупает заказчик:
1. ООО "ГЛОБУС", регистрационное удостоверение NРЗН 2022/17667 от 24.08.2022 г.,
2. ЗАО НПП "Интероко", регистрационное удостоверение NРЗН 2020/10066 от 16.04.2020 г.,
3. ООО "Медипласт", регистрационное удостоверение N РЗН 2022/18641 от 24.10.2022 г.
4. ООО "Ассомедика", регистрационное удостоверение ФСЗ 2010/06637 от 05.12.2019 г., (Республика Беларусь).
При подготовке к указанной закупке, нами проводился анализ рынка и запрашивались коммерческие предложения для участия в закупке, в том числе анализировался реестр торгово-промышленной палаты на наличие актов экспертизы:
https://zakupki.tpprf.ru/desktop/acts/list
По состоянию на момент окончания подачи заявок (13.12.2022 10:00 МСК), из всех отечественных производителей, имелась информация только об акте экспертизы на компанию ЗАО НПП "Интероко": Акт экспертизы No22.168.26.07.241 дата 26.07.2022 г. с подтверждением следующего товара:
Устройства дыхательные для совместного использования с анестезиологическим и реанимационным оборудованием по ТУ 32.50.21-001-11251277-2019, в составе:
1. Трубка гофрированная -1 шт.
2. Соединитель -1 шт.
3. Коннектор прямой - до 2 шт.
4. Тест- колпачок защитный - 1 шт.,
регистрационное удостоверение N РЗН 2020/10066 от 16 ноября 2020 г.
Дополнительно, перед аукционом через партнерскую компанию мы сделали запрос в Московскую областную и Люберецкую торгово-промышленные палаты, где нам пояснили, что если информации об акте экспертизы в реестре Торгово-промышленной палаты нет, значит акта экспертизы нет.
Таким образом, на момент окончания поддачи заявок реестр актов экспертиза торгово-промышленной палаты не содержал сведений о товаре, на основании которого может быть изготовлен сертификат СТ1. Таким образом, теоретически предоставить документы в полном соответствии с постановлением Правительства РФ мог предоставить только участник, предлагающий товар производства ООО "Ассомедика" (Беларусь), при таких обстоятельствах оснований для применения к закупке национального режима нет.
Полагаем, что при вынесении решения о соответствии или не соответствии заявок, а также при принятии решения о применении национального режима (ст. 14 44-ФЗ), комиссия заказчика оценивала документы участников, которых допустила к закупке формально, без оценки содержания таких документов.
В соответствии с Государственным реестром медицинских изделий, компания ООО "Ассомедика" производит свой товар только на территории Республики Беларусь: ООО "Ассомедика", 222210, Республика Беларусь, Минская обл., Смолевичский р-н, Китайско-Белорусский индустриальный парк "Великий камень", ул. Сапфировая, д. 22
Таким образом, участник закупки предоставил недостоверные сведения о стране происхождении товара, что должна была выявить комиссия на этапе оценки документов, входящих в состав заявки.
В таком случае, такая заявка должна быть отклонена комиссией.
Просим комиссию УФАС принять жалобу к рассмотрению, признать ее обоснованной, обязать заказчика отменить протокол подведения итогов аукциона, пересмотреть результаты закупки".
Возражений на доводы жалобы заказчиком представлено не было.
Частями 1, 3 и 4 статьи 14 Федерального закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
В целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Федеральный орган исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок по поручению Правительства Российской Федерации устанавливает условия допуска для целей осуществления закупок товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, за исключением товаров, работ, услуг, в отношении которых Правительством Российской Федерации установлен запрет в соответствии с частью 3 настоящей статьи.
В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 3 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкцию по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Пунктом 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должна содержать информацию и документы, предусмотренные нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частями 3 и 4 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае, если в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) установлены предусмотренные указанной статьей запреты, ограничения, условия допуска). В случае отсутствия таких информации и документов в заявке на участие в закупке такая заявка приравнивается к заявке, в которой содержится предложение о поставке товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами.
В силу пунктов 1-8 части 12 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
В соответствии с подпунктом "б" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102) для целей осуществления закупок отдельных видов медицинских изделий, включенных в перечень N 1 или перечень N 2, заказчик отклоняет все заявки, содержащие предложения о поставке отдельных видов указанных медицинских изделий, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза и Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики), при условии, что на участие в определении поставщика подано не менее 2 заявок, соответствующих требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" предусмотрена документация о закупке), которые одновременно для заявок, содержащих предложения о поставке медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, включенных в перечень N 2:
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, страной происхождения которых являются только государства - члены Евразийского экономического союза;
не содержат предложений о поставке одного и того же вида медицинского изделия одного производителя либо производителей, входящих в одну группу лиц, соответствующую признакам, предусмотренным статьей 9 Федерального закона "О защите конкуренции", при сопоставлении этих заявок;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, процентная доля стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции которых соответствует указанной в показателе локализации собственного производства медицинских изделий;
содержат предложения о поставке указанных медицинских изделий, на производство которых имеется документ, подтверждающий соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Пунктом 3 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102 предусмотрено, что подтверждением страны происхождения медицинских изделий, включенных в перечень N 1 и перечень N 2, является сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченным органом (организацией) государств - членов Евразийского экономического союза, или сертификат о происхождении товара, выдаваемый уполномоченными органами (организациями) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики, по форме, установленной Правилами определения страны происхождения товаров, являющимися неотъемлемой частью Соглашения о Правилах определения страны происхождения товаров в Содружестве Независимых Государств от 20 ноября 2009 г. (далее - Правила), и в соответствии с критериями определения страны происхождения товаров, предусмотренными Правилами.
Подтверждением процентной доли стоимости использованных материалов (сырья) иностранного происхождения в цене конечной продукции является выданный Торгово-промышленной палатой Российской Федерации акт экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья), используемых для производства одной единицы медицинского изделия, рассчитанной в соответствии с подпунктом "в" пункта 2.4 Правил, или аналогичный документ, выданный уполномоченным органом (организацией) государства - члена Евразийского экономического союза или уполномоченным органом (организацией) Донецкой Народной Республики, Луганской Народной Республики.
Учитывая, что закупаемый заказчиком товар включен в перечень N 2 (позиция 3.1, код ОКПД2 32.50.13.190 "Контур (набор, устройства, системы, комплект и т.п.) дыхательный для аппарата искусственной вентиляции легких и наркозно-дыхательного аппарата") медицинских изделий одноразового применения (использования) из поливинилхлоридных пластиков и иных пластиков, полимеров и материалов, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - перечень N 2); извещение об осуществлении закупки содержало соответствующие ограничения и условия допуска.
При этом электронным документом "Требования к содержанию, составу заявки на участие в электронном аукционе (далее - закупка, аукцион) и инструкция по ее заполнению (далее - инструкция, требования)", размещенным в составе извещения об осуществлении закупки, требования к содержанию заявки были установлены в нарушение пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе и положений постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
А именно заказчик не требовал предоставления в заявках акта экспертизы, содержащий информацию о доле стоимости иностранных материалов (сырья) и документа, подтверждающего соответствие собственного производства требованиям ГОСТ ISO 13485-2017 "Межгосударственный стандарт. Изделия медицинские. Системы менеджмента качества. Требования для целей регулирования".
Фактически заказчиком предъявлены требования с учетом закупки медицинских изделий, входящих в перечень N 1 отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, в отношении которых устанавливаются ограничения допуска для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, что в свою очередь противоречит требованиям вышеуказанных нормативных правовых актов и потребности заказчика.
Проверив заявки всех участников закупки, Комиссия установила, что комиссия по осуществлению закупок заказчика при подведении итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) также ошибочно руководствовалась подпунктом "а" пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102. Следовательно, заказчиком неправомерно применены ограничения и условия допуска.
Таким образом, в действиях комиссии по осуществлению закупок заказчика установлены нарушения частей 1 и 3 статьи 14, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "МЕДИКА" на действия бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка медицинских расходных материалов - 44 (Реестровый номер 2022.086800)" (извещение N 0352200022722000310).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер" и его комиссии по осуществлению закупок нарушение частей 1 и 3 статьи 14, пункта 3 части 2 статьи 42, пункта 5 части 1 статьи 43, части 12 статьи 48, части 5 статьи 49 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 05.02.2015 N 102.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический онкологический диспансер", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
|
|
Член Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 декабря 2022 г. N 055/06/106-1176/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022