Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
<_>;
<_>
<_>,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Вертикаль" (далее - ООО Охранное агентство "Вертикаль", общество, заявитель) на действия Главного управления контрактной системы Омской области (далее - уполномоченный орган) и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (Реестровый номер 22.12.2487) (извещение N 0152200004722002459) (далее - конкурс в электронной форме, конкурс),
в отсутствие представителей заявителя и заказчика, надлежащим образом уведомленных о времени и месте рассмотрения жалобы;
при участии посредством видео-конференц-связи представителей:<_> Анастасии Владимировны (доверенность N 143 от 07.02.2022),
заинтересованного лица (победителя) ООО "Молот" - <_.> (доверенность N 10-09/2022 от 10.09.2022)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12681-ЭП/22 от 19.12.2022) жалоба заявителя на действия уполномоченного органа по формированию протокола подведения итогов конкурса в электронной форме, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
В жалобе, в том числе содержатся доводы, которые фактически сводятся к обжалованию обществом результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
Вместе с тем, согласно части 12 статьи 99 и части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе рассмотрение жалобы, проведение плановых и внеплановых проверок не осуществляется в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
С учетом изложенного, Омское УФАС России не наделено полномочиями по рассмотрению жалоб в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе.
2. Из материалов электронного конкурса в электронной форме следует, что 24.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с начальной (максимальной) ценой контракта 11 837 052,36 руб.
05.12.2022 на официальном сайте ЕИС размещены разъяснения положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно протоколу рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме от 14.12.2022 на участие в конкурсе подано три заявки, заявки всех участников признаны соответствующими требования, установленным извещением об осуществлении закупки.
В соответствии с протоколом подведения итогов открытого конкурса от 15.12.2022 заявки всех участников закупки признаны соответствующими требованиям, установленным в извещении о проведении открытого конкурса в электронной форме, победителем признан участник с идентификационным номером заявки 31 (ООО "Молот") с ценой контракта 11 093, 120 рублей.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений представителей уполномоченного органа, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе заявителем, в частности дословно указано: "При подсчете итоговой оценки в протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме в отношении рейтинга заявок по критерию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 32 Закона N 44-ФЗ, указан рейтинг заявок, в отношении которого невозможно точно установить, каким образом он был рассчитан комиссией и является ли он верным.
В таблице "Итоги процедуры закупки" указана цена каждого участника, но данный показатель не участвовал в подсчете итоговой оценки. Тем самым, нарушен п. 4. Ч. 1 ст. 32 Закона N 44-ФЗ.
В опубликованном Протоколе подведения итогов открытого конкурса в электронной форме N0152200004722002459 от 15.12.2022 года отсутствует информация о том, какое количество договоров/контрактов/специалистов было предоставлено участниками, какие договоры/контракты/специалисты, подтверждающие опыт и квалификацию трудовых ресурсов были признаны заказчиком соответствующими установленным в Конкурсной документации требованиям, и в последующем оценены с присвоением определенного балла, а какие договоры/контракты/специалисты, в свою очередь, уполномоченным органом не были учтены со ссылкой на основание несоответствия конкретному положению Конкурсной документации.
Подробный расчет рейтинга каждой заявки в Протоколе отсутствует.
Если в отношении рейтинга заявок по стоимостному критерию можно рассчитать рейтинг каждой заявки исходя из предложенной каждым участником цены контракта путем применения формулы, приведенной в Конкурсной документации, то в отношении рейтинга заявок по критерию "Квалификация и опыт" выполнить такой расчет не представляется возможным ввиду отсутствия указания в Протоколе конкретных данных, предоставленных каждым из участников в отношении документов, подтверждающих квалификацию специалистов, а также опыта по выполнению аналогичных работ.
Отсутствие в Протоколе расчета присвоенных баллов не позволяет участникам закупки проверить верность арифметических расчетов, произведенных уполномоченным органом.
Таким образом, нарушен порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, протоколы заседания конкурсной комиссии содержат серьезные нарушения оформления, что является нарушением ч.3 ст.7 Закона 44-ФЗ о контрактной системе.
Из письменных возражений уполномоченного органа следует, что комиссией по осуществлению закупок был соблюден порядок оценки заявок на участие в открытом конкурсе в электронной форме, протокол подведения итогов определения поставщика содержит всю необходимую информацию и полностью соответствует требованиям Федерального закона о контрактной системе.
Изучив содержание извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме и содержащиеся в его составе документы, заслушав пояснения уполномоченного органа, Комиссия отмечает следующее.
В соответствии с частью 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В соответствии с частью 5 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов. Величина значимости критерия, указанного в пункте 2 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе, не должна превышать величину значимости критерия, указанного в пункте 1 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе.
Частью 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пункте 1 и 2 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе.
Данный порядок установлен Постановлением Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Положение).
В пункте 1 Положения установлено, что настоящее Положение устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, согласно приложению N 1.
Согласно пункту 3 Положения для оценки заявок в соответствии с настоящим Положением применяются следующие критерии оценки:
а) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
б) расходы;
в) характеристики объекта закупки;
г) квалификация участников закупки.
Согласно пункту 5 Положения при проведении конкурсов:
а) с учетом настоящего Положения применяются не менее 2 критериев оценки, одним из которых должен являться критерий оценки, предусмотренный пп. "а" п. 3 Положения;
б) критерии оценки, предусмотренные подпунктами "а" и "б" п. 3 Положения, могут не применяться при осуществлении закупок товаров, работ, услуг, в отношении которых в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы);
в) значимость критерия оценки определяется с учетом настоящего Положения и предельных величин значимости критериев оценки согласно приложению N 2;
г) величина значимости критерия оценки, предусмотренного подпунктом "б" п. 3 Положения, не должна превышать величину значимости критерия оценки, указанного в подпункте "а" п. 3 Положения;
д) сумма величин значимости критериев оценки составляет 100 процентов;
е) документ, предусмотренный приложением N 1 к настоящему Положению, формируется в соответствии с требованиями Положения.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе .
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 43 Федерального закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с Федеральным законом о контрактной системе.
Согласно извещению о проведении открытого конкурса критерии оценки установлены в "Порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе".
В порядке рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе установлены значимость критериев и формулы оценки или шкала оценки заявок по каждому критерию.
Наряду с критерием "Цена контракта (значимость критерия - 40%)", установлен также критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" (значимость критерия - 60%), содержащий показатели "Наличие у участника закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (значимость показателя 40%)", "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта (значимость показателя 60%)".
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" является:
- характеристика квалификации участников закупки N 1 (общая цена исполненных участником закупки договоров) (значимость 60%);
- характеристика квалификации участников закупки N 2 (общее количество исполненных участником закупки договоров) (значимость 40%);
В качестве детализирующего показателя к показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" является: характеристика квалификации участников закупки N 1 (Общее количество охранников) (значимость 100%)
Предельное минимальное значение - 10 человек.
При этом по показателю "Наличие у участников закупки опыта выполнения работы, связанного с предметом контракта" критерия "Квалификация участников закупки" установлено, что к оценке принимается:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- удостоверение частного охранника не ниже 4 квалификационного разряда в соответствии с требованиями Постановления Госкомтруда СССР, Секретариата ВЦСПС от 31.01.1985 N 31/3-30 "Об утверждении "Общих положений Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих народного хозяйства СССР"; раздела "Профессии рабочих, общие для всех отраслей народного хозяйства" Единого тарифно-квалификационного справочника работ и профессий рабочих, выпуск 1".
Согласно части 3 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней (за исключением случая, предусмотренного частью 4 настоящей статьи) со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают первые части заявок на участие в закупке, направленные оператором электронной площадки, и принимают решение о признании первой части заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку первых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критериям, предусмотренным пунктами 2 и 3 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такие критерии установлены извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки первых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно части 11 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за днем получения вторых частей заявок на участие в закупке, информации и документов в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, но не позднее даты окончания срока рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают вторые части заявок на участие в закупке, а также информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 2 части 10 настоящей статьи, и принимают решение о признании второй части заявки на участие в закупке соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке;
б) осуществляют оценку вторых частей заявок на участие в закупке, в отношении которых принято решение о признании соответствующими извещению об осуществлении закупки, по критерию, предусмотренному пунктом 4 части 1 статьи 32 настоящего Федерального закона (если такой критерий установлен извещением об осуществлении закупки);
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок на участие в закупке, после подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
Согласно пункту 2 части 15 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), после подписания такого протокола усиленными электронными подписями членами комиссии по осуществлению закупок подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В силу части 17 статьи 48 Федерального закона о контрактной системе протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) должен содержать следующую информацию:
1) дату подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), идентификационные номера заявок на участие в закупке;
2) о принятом в отношении каждой заявки (каждой части заявки), поданной на участие в закупке, решении о соответствии извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным настоящим Федеральным законом, с обоснованием такого решения и указанием положений настоящего Федерального закона, извещения об осуществлении закупки, которым не соответствует такая заявка, положений заявки на участие в закупке, которые не соответствуют извещению об осуществлении закупки;
3) присвоенные заявкам на участие в закупке, первые и вторые части которых признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки, значения по критериям оценки, установленным в извещении об осуществлении закупки;
4) порядковые номера, присвоенные в соответствии с настоящим Федеральным законом заявкам на участие в закупке;
5) о заключении контракта по цене, увеличенной в соответствии со статьями 28 и 29 настоящего Федерального закона;
6) о решении каждого члена комиссии по осуществлению закупок в отношении каждой заявки на участие в закупке;
7) о признании определения поставщика (подрядчика, исполнителя) несостоявшимся в случаях, предусмотренных пунктами 1 - 4 части 1 статьи 52 настоящего Федерального закона.
Как было отмечено ранее, Комиссия Омского УФАС России не наделена полномочиями по рассмотрению жалоб в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе в соответствии с указанными в пунктах 3 и 4 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе критериями оценки этих заявок, окончательных предложений.
Комиссия вправе осуществить проверку лишь в части соблюдения комиссией по осуществлению закупок порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
Из пояснений уполномоченного органа следует, что оценка заявок осуществлялась комиссией по осуществлению закупок по формулам, указанным в Положении об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
К оценке не принимались договоры, находящиеся в стадии исполнения и договоры по которым последние акты подписаны ранее 5 лет до даты окончания срока подачи заявок в соответствии с условиями, установленными Порядком рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе.
В части заявки заявителя уполномоченным органом даны пояснения о том, что сведения, указанные обществом в реестре исполненных контрактов фактически не соответствовали представленным документам.
Также не принимались к оценке копии удостоверений частного охранника, в которых отсутствовали отметки о присвоенном разряде или о выдаче личной карточки охранника с указанием в качестве места работы наименования участника закупки.
При этом уполномоченным органом отмечено, что в соответствии с пунктом 11 Порядка выдачи личной карточки охранника, утвержденного приказом Росгвардии от 28.06.2019 N 238 "Об утверждении Порядка выдачи личной карточки охранника" уполномоченным должностным лицом в удостоверении частного охранника производится запись о выдаче личной карточки охранника, которая скрепляется оттиском печати с воспроизведением Государственного герба Российской Федерации.
С учетом изложенного личные карточки охранника, сведения о которых не внесены в удостоверения частного охранника, комиссией по осуществлению закупок не принимались к оценке.
Проанализировав содержание заявок всех участников закупки, положения извещения об осуществлении закупки, заслушав пояснения представителей уполномоченного органа, Комиссия пришла к выводу о том, что уполномоченным органом и его комиссией по осуществлению закупок порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе соблюден.
В части довода жалобы заявителя об оформлении протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Комиссия отмечает, что Федеральным законом о контрактной системе не предусмотрено указание в протоколе подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) информации о значениях, принятых к оценке по всем участникам конкурса, обоснования присвоения заявкам участников конкурса того или иного количества баллов, наименования участников конкурса и иных сведений.
По критериям оценки, указанным в извещении, значения, принятые к оценке по каждому критерию, указаны в протоколе, сформированном на электронной торговой площадке ЭТП ГПБ.
Комиссия считает, что протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2022 содержит все необходимые сведения и соответствует требованиям Федерального закона о контрактной системе.
С учетом изложенного, Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок нарушений Федерального закона о контрактной системе, в связи с чем, жалоба общества на нарушение уполномоченным органом требований законодательства Российской Федерации о контрактной системе при формировании протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2022 признана необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Вертикаль" на действия Главного управления контрактной системы Омской области по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг частной охраны (Выставление поста охраны) (Реестровый номер 22.12.2487) (извещение N 0152200004722002459).
2. Согласно части 12 статьи 99 и части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе доводы жалобы общества с ограниченной ответственностью Охранное агентство "Вертикаль" в части обжалования результатов оценки заявок на участие в конкурсе в электронной форме не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии: |
<_.>
<_>
<_> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 26 декабря 2022 г. N 055/06/48-1173/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022