Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_";
"_";
"_",
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" (далее - ООО СК "Инкос", общество, заявитель) на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок (далее - ДКС Администрации г. Омска, департамент, уполномоченный орган, комиссия по осуществлению закупок) при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся 1-4 классов (Реестровый номер 12.1603.22) (извещение N 0152300011922001649) (далее - электронный конкурс, конкурс) для нужд бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 78" (далее - заказчик),
в отсутствие представителей заказчика, надлежащим образом уведомленного о времени и месте рассмотрения жалобы,
при участии посредством видео-конференц-связи представителя уполномоченного органа - "_" (доверенность N 5 от 13.09.2022),
в присутствии представителя заявителя - "_" (без надлежаще оформленной доверенности)
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12987-ЭП/22 от 23.12.2022) жалоба заявителя на действия комиссии по осуществлению закупок уполномоченного органа, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
При этом Комиссия отмечает, что жалоба содержит доводы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 105 Федерального закона о контрактной системе жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Кроме того, в доводах жалобы общество также оспаривает действия комиссии по осуществлению закупок на предмет несоблюдения присвоения заявке участника закупки с идентификационным номером заявки 113242259 (индивидуальный предприниматель "_" (далее - ИП "_")) по критерию, установленному пунктом 4 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе, 100 баллов или 60 % исходя из значимости такого критерия оценки.
Вместе с тем заявителем не учтено, что в соответствии частью 12 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе при проведении плановых и внеплановых проверок не подлежат контролю результаты оценки заявок участников закупок в соответствии с критериями, установленными пунктами 3 и 4 части 1 статьи 32 данного закона. Такие результаты могут быть обжалованы участниками закупок в судебном порядке.
Таким образом, в жалобе ООО СК "Инкос" изложена просьба, выполнение которой по существу связано с подменой антимонопольным органом полномочий иного органа власти, к компетенции которого отнесено рассмотрение доводов по неправомерному присвоению баллов, так как проверка их исчисления входит в полномочия судебной власти (часть 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе).
С учетом изложенного, доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки и результатов оценки участников закупки Комиссией рассмотрены быть не могут.
2. Из материалов электронного конкурса следует, что 25.11.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным органом было размещено извещение о проведении электронного конкурса с максимальным значением цены контракта 2306790 руб., начальная сумма цен единиц услуги составляла 90 руб.
02.12.2022 размещены изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме.
Протокол рассмотрения и оценки вторых частей заявок от 16.12.2022 свидетельствует о том, что комиссией по осуществлению закупок принято решение о признании вторых частей заявок на участие в закупке соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки, а также осуществлена оценка заявок таких участников.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.12.2022 победителем электронного конкурса признан участник, заявка на участие в закупке которого соответствовала требованиям, и который предложил лучшие условия исполнения контракта на основе критериев, установленных в извещении об осуществлении закупки (ИП "_").
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений уполномоченного органа, в результате проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки установлено следующее.
В жалобе указано, что комиссией по осуществлению закупок неправомерно определен победитель конкурса, которым в качестве подтверждения квалификации были представлены исполненные контракты (договоры), не относящиеся в объекту рассматриваемой закупки.
ДКС Администрации г. Омска в направленных (вх. N 13240-ЭП22 от 27.12.2022) возражениях на жалобу указано, что нарушения в действиях комиссии по осуществлению закупок при подведении итогов определения исполнителя отсутствуют. Доводы общества о принятии к оценке контрактов (договоров) ИП "_", предмет которых не подтверждает квалификацию данного участника закупки в соответствии с осуществляемой закупкой, по мнению уполномоченного органа, являются ошибочными.
Федеральный закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в части, касающейся, в том числе определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), заключения предусмотренных данным законом контрактов и особенностей исполнения контрактов (часть 1 статьи 1 Федерального закона о контрактной системе).
В соответствии с частями 1 и 2 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок, Президент Российской Федерации, Правительство Российской Федерации, федеральные органы исполнительной власти, Государственная корпорация по атомной энергии "Росатом", Государственная корпорация по космической деятельности "Роскосмос" вправе принимать нормативные правовые акты, регулирующие отношения, указанные в части 1 статьи 1 такого закона (далее - нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок).
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (статья 6 Федерального закона о контрактной системе).
В силу статьи 8 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям данного закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе конкурсы (открытый конкурс в электронной форме (далее - электронный конкурс), закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме (далее - закрытый электронный конкурс) (пункт 1 части 2 статьи 24 Федерального закона о контрактной системе).
Частью 4 названной нормы регламентировано, что победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с пунктами 11 и 12 части 1 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информацию о:
- критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с данным законом;
- требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 такого закона, требованих, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 данного закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 данного закона (при наличии такого требования).
Комиссией определено, что извещение, размещенное для целей осуществления рассматриваемой закупки, вышеприведенную информацию о критериях оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев и требованиях, предъявляемых к участникам закупки в соответствии с частью 2 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе, содержало.
Также в силу пунктов 3 и 4 части 2 указанной статьи извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено таким законом, должно содержать в виде электронных документов:
- требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с данным законом и инструкцию по ее заполнению;
- порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с таким законом.
Соответствующие требования и порядок были предусмотрены в электронных документах "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке, инструкция по ее заполнению" и "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе", размещенных в составе извещения об осуществлении закупки.
Правовыми основаниями предъявления к участникам спорной закупки требований и установления критериев оценки заявок и их величин значимости выступали следующие законодательные и подзаконные нормативные правовые акты о контрактной системе в сфере закупок.
1) В силу частей 2, 3, 4 и 5 статьи 31 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе устанавливать к участникам закупок отдельных видов товаров, работ, услуг дополнительные требования, в том числе к наличию:
1) финансовых ресурсов для исполнения контракта;
2) на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов для исполнения контракта;
3) опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации;
4) необходимого количества специалистов и иных работников определенного уровня квалификации для исполнения контракта.
Перечень информации и документов, которые подтверждают соответствие участников закупок дополнительным требованиям, указанным в частях 2 и 2.1 такой статьи, устанавливается Правительством Российской Федерации.
В случае установления Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 2 данной статьи дополнительных требований к участникам закупок заказчики при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) обязаны устанавливать такие дополнительные требования.
Информация об установленных требованиях в соответствии с частями 1, 1.1, 2 и 2.1 такой статьи указывается заказчиком в извещении об осуществлении закупки и документации о закупке (в случае, если данным законом предусмотрена документация о закупке).
Подпунктом "а" пункта 1 постановления Правительства Российской Федерации от 29.12.2021 N 2571 "О требованиях к участникам закупки товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 2571) установлено, что к участникам закупки отдельных видов товаров, работ, услуг предъявляются дополнительные требования согласно приложению. Соответствие участников закупки указанным требованиям подтверждается информацией и документами, предусмотренными приложением к такому постановлению.
Согласно подпункту "а" пункта 3 Постановления N 2571 позиции 24 - 31 и 33 - 35 приложения могут не применяться в случае, если при осуществлении закупки начальная (максимальная) цена контракта не превышает 500 тыс. рублей.
Из позиции 33 Раздела VI "Дополнительные требования к участникам закупки в сфере здравоохранения, образования, науки, обеспечения санитарно-эпидемиологического благополучия населения, охраны, информация и документы, подтверждающие соответствие участников закупок таким дополнительным требованиям" приложения к Постановлению N 2571 следует, что, если объектом закупки выступают услуги общественного питания и (или) поставка пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления, к участнику закупки предъявляются требования о наличии опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Цена оказанных услуг и (или) поставленных товаров по договору должна составлять не менее 20 процентов начальной (максимальной) цены контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Информацией и документами, подтверждающими соответствие участников закупки данному дополнительному требованию, являются:
1) исполненный договор;
2) акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
2) Согласно пунктам 1 и 4 части 1 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе для оценки заявок участников закупки заказчик использует такие критерии оценки, как цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги и квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации (часть 8 статьи 32 Федерального закона о контрактной системе).
Постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
В пунктах 2, 3, 24 и 25 Положения закреплены понятие "оценки заявок", критерии оценки, а также показатели оценки заявок по критерию "квалификация участников закупки".
Пункт 4 раздела II электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" предусматривает использование комиссией по осуществлению закупок для оценки заявок участников закупки критерия "квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации", значимость которого составляет 60 %, при этом показателем оценки, детализирующим показателем оценки по критерию является общее количество исполненных участником закупки договоров со значимостью показателя, детализирующего показателя в размере 100 %.
Пунктом 1 раздела III электронного документа "Порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе" (столбец 3) закреплен перечень документов, подтверждающих квалификацию участника закупки и наличие у участника закупки опыта, связанного с предметом контракта, а именно:
- исполненный договор (договоры) на оказание услуг по организации горячего питания;
- акт приемки оказанных услуг и (или) поставленных товаров, подтверждающий цену оказанных услуг и (или) поставленных товаров.
Требованиями к исполненным договорам выступали следующие: "К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Законом "О контрактной системе". К оценке принимаются исключительно исполненный (исполненные) договор (договоры), при исполнении которого исполнителем исполнены требования об уплате неустоек (штрафов, пеней) (в случае начисления неустоек). Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок".
Также в вышеуказанном пункте (столбец 2) установлено, что одним из показателей критерия является "наличие у участников закупки опыта работы, связанного с предметом контракта", который, в свою очередь, содержит детализирующий показатель оценки "общее количество исполненных участником закупки договоров".
Таким образом, вопреки мнению заявителя, документами, подтверждающими квалификацию участника закупки согласно извещению об осуществлении закупки, являются исключительно договоры на оказание услуг по организации горячего питания, в то время как документами, подтверждающими соответствие участников закупки дополнительному требованию, могут быть договоры, предусматривающие как оказание услуг общественного питания, так и поставки пищевых продуктов.
В пояснениях на доводы жалобы уполномоченным органом представлен порядок оценки участников закупки по критерию "квалификация участника закупки", позволивший определить победителя закупки, состоящий в следующем.
Из указанного в заявке общего количества исполненных ИП "_" договоров (1253 штук) в качестве подтверждения квалификации фактически было приложено только 1250 договоров и контрактов. При этом полностью отвечающими требованиям, установленным в извещении о проведении конкурса в электронной форме, и принятыми комиссией по осуществлению закупок к оценке по показателю "общее количество исполненных участником закупки договоров" критерия "квалификация участника закупки" явились только 1223 договора и контракта.
Аналогично в отношении заявки ООО СК "Инкос" из указанного общего количества исполненных участником закупки договоров и контрактов (1050 штук) в качестве подтверждения квалификации принято к оценке только 1011 договоров.
Таким образом, в результате оценки участников конкурса по критерию "квалификация участников закупки" с учетом позиции Минфина России, изложенной в пункте 7.4 письма от 14.02.2022 N 24-01-09/10138, участнику закупки с идентификационным номером заявки 113242259 (ИП "_") было присвоено 60%, участнику закупки с идентификационным номером заявки 113237495 (ООО СК "Инкос") - 0 %.
Необходимо отметить, что комиссией по осуществлению закупок к оценке принималось исключительно общее количество исполненных участником закупки (ИП "_") гражданско-правовых договоров (контрактов), предметом которых являлось оказание услуг по организации горячего питания, что полностью соответствует объекту закупки, а также требованиям извещения об осуществлении закупки.
Довод общества о неправомерном принятии к оценке договоров N К-30-2020.02 от 11.09.2020 и С-2019.01-68 от 21.02.2019, представленных ИП "_" в составе заявки, при рассмотрении настоящей жалобы не нашел своего подтверждения.
При указанных обстоятельствах Комиссия не усматривает в действиях уполномоченного органа нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок, в связи с чем признает жалобу заявителя необоснованной.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать необоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью Сервисная компания "Инкос" на действия департамента контрактной системы в сфере закупок Администрации города Омска и его комиссии по осуществлению закупок при осуществлении закупки в форме открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации горячего питания обучающихся 1-4 классов (Реестровый номер 12.1603.22) (извещение N 0152300011922001649) для нужд бюджетного общеобразовательного учреждения города Омска "Средняя общеобразовательная школа N 78".
2. На основании части 12 статьи 99, пункта 1 части 2 статьи 105 и части 6 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе доводы жалобы в части обжалования положений извещения об осуществлении закупки и в отношении результатов оценки заявок на участие в конкурсе не рассматривать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
Члены Комиссии |
"_"
"_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 29 декабря 2022 г. N 055/06/48-1146/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022