Комиссия Омского УФАС России по контролю в сфере закупок на территории Омской области (далее - Комиссия) в составе:
"_" - заместителя начальника отдела контроля закупок, заместителя председателя Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии;
"_" - ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок, члена Комиссии,
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Латрек" (далее - общество, заявитель, ООО "Латрек") на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" (далее - уполномоченное учреждение) и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" (далее - заказчик) при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (7)(на 2023 г.) (Реестровый номер 222614)" (извещение N 0852500000122003436) (далее - электронный аукцион, аукцион),
при участии посредством видео-конференц-связи:
представителей заявителя - "_" (доверенность 10.07.2022), "_" (доверенность 10.07.2022);
представителей заказчика - "_" (доверенность от 08.06.2022), "_" (доверенность от 19.10.2022);
уполномоченного учреждения - "_", директора,
У С Т А Н О В И Л А:
1. В Омское УФАС России поступила (вх. N 12771-ЭП/22 от 20.12.2022) жалоба заявителя на действия положения извещения об осуществлении закупки, нарушающие, по его мнению, требования Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Федеральный закон о контрактной системе).
2. Из материалов электронного аукциона следует, что 13.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - официальный сайт ЕИС) уполномоченным учреждением было размещено извещение N 0852500000122003436 об осуществлении закупки с максимальным значением цены контракта 44155815,58 руб.
22.12.2022 размещен протокол подачи ценовых предложений, согласно которому подано 2 ценовых предложения, наименьшее ценовое предложение сделано участником закупки с идентификационным номером заявки 113300092, при этом снижение составило 8,50%.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика от 23.12.2022 заявки всех участников признаны соответствующими требованиям извещения об осуществлении закупки. Победителем признан участник закупки с идентификационным номером заявки 113300092.
3. В результате рассмотрения жалобы заявителя, представленных материалов и пояснений заказчика, проведения в соответствии с частью 15 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе внеплановой проверки, Комиссия установила следующее.
В жалобе дословно было указано: "В документации к проводимому электронному аукциону Заказчиком нарушены предписания Постановления Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 620), в частности - объединение в один лот медицинских изделий различных видов номенклатурной классификации.
На основании положений п. 2 ч. 29 ст. 34 Федерального закона от 05 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - ФЗ N 44) принято Постановление Правительства РФ от 19 апреля 2021 г. N 620, которым установлены требования к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Номенклатурная классификация медицинских изделий по видам (далее - Номенклатурная классификация) утверждена Приказом Министерства здравоохранения Российской Федерации от 6 июня 2012 г. N 4н "Об утверждении номенклатурной классификации медицинских изделий". Номенклатурная классификация размещается в электронном виде на официальном сайте Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Номенклатурная классификация содержит: числовое обозначение вида медицинского изделия - шестизначный идентификационный уникальный номер записи, представленный на сайте в первом столбце таблицы; наименование вида медицинского изделия; описание вида медицинского изделия.
Наименование вида не является стандартизованным наименованием конкретного медицинского изделия, а определяет вид или видовую группу, которая представляет собой совокупность изделий, имеющих одинаковое или аналогичное назначение и устройство (конструкцию).
Формирование описания объекта закупки N 0852500000122003436 нарушает требования Постановления N 620, поскольку указывает на установление в одном лоте с различным числовым обозначением видов медицинских изделий:
Nп/п |
Наименование по КТРУ |
Код вида медицинского изделия |
1-48 |
Стент для коронарных артерий рассасывающийся, выделяющий лекарственное средство КТРУ 32.50.13.190-01024 |
155800 |
49-68 |
Проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00005072 |
177900 |
69 |
Устройство для введения проводника 32.50.13.190 |
н/д |
70 |
Устройство для управления и вращения проводника 32.50.13.190 |
294100 |
71-74 |
Шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00116 |
165000 |
75-86 |
Набор для введения сосудистого катетера КТРУ 32.50.13.110-00005130 |
296690 |
87-230 |
Катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования КТРУ 32.50.13.110-00005033 |
131670 |
Данные медицинские изделия не попадают под исключения, предусмотренные п.2 Постановления N 620, которыми являются закупки медицинских изделий по контрактам жизненного цикла, а также закупки медицинских изделий с расходными материалами, которые предусмотрены производителем для дальнейшего применения, при этом установленная цена аукциона составляет 44 155 815,58 рублей, что превышает установленный Постановлением Правительства лимит в 1,5 млн. рублей.
Сформировавшаяся антимонопольная практика на федеральном и региональном уровнях относительно соблюдения требований Постановления N 620, указывает на то, что положения п. 2 Постановления N 620 не подлежат применению в случае, когда закупаемые медицинские изделия не являются расходными материалами, а представляют собой самостоятельные медицинские изделия, которые совместимы между собой в рамках оказания специализированной медицинской помощи. Решения федерального и регионального антимонопольного органа прилагаются в качестве приложений к настоящей жалобе.
Согласно п. 1 Постановления N 620 такая закупка должна проводиться посредством отдельных закупочных процедур.
Таким образом, действия Заказчика прямо нарушают установленный законодательный запрет на объединение в закупке медицинских изделий различных видов номенклатурной классификации. Под установленные исключения закупка не подпадает".
Позиция уполномоченного учреждения и заказчика, изложенная в возражениях (вх. N 12860-ЭП/22 от 21.12.2022, N 13092-ЭП/22 от 26.12.2022), сводится к тому, что заказчиком в один лот были правомерно объединены стенты (основное медицинское изделий) с необходимыми для соответствующих манипуляций материалами. Данная возможность, по их мнению, прямо предусмотрена пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620).
Согласно статье 6 Федерального закона о контрактной системе контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок.
Контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
Конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок (статья 8 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом пункту 2 части 29 статьи 34 Федерального закона о контрактной системе Правительство Российской Федерации вправе определить требования к формированию лотов при осуществлении закупок отдельных видов товаров, работ, услуг.
Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, в том числе должно содержать электронный документ - описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона (пункт 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе).
Пунктами 1 и 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620 "О требовании к формированию лотов при осуществлении закупок медицинских изделий, являющихся объектом закупки для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - постановление Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620) установлено, что при осуществлении закупок медицинских изделий не могут быть предметом одного контракта (одного лота) медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам, утвержденной Министерством здравоохранения Российской Федерации, при условии, что значение начальной (максимальной) цены контракта (цены лота) превышает:
600 тыс. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил менее 50 млн. рублей;
1 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил от 50 млн. рублей до 100 млн. рублей;
1,5 млн. рублей - для заказчиков, у которых объем денежных средств, направленных на закупку медицинских изделий в предшествующем году, составил более 100 млн. рублей.
Указанное в пункте 1 настоящего постановления требование не распространяется на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) по контрактам жизненного цикла, заключаемым в случаях, установленных Правительством Российской Федерации, а также на закупки медицинских изделий, объединенных в один лот (контракт) с расходными материалами, которые предусмотрены производителем (изготовителем) для использования данных медицинских изделий.
Материалами дела установлено, что заказчиком закупаются самостоятельные медицинские изделия различных видов в соответствии с номенклатурной классификацией медицинских изделий по видам. Максимальное значение цены контракта составляет 44155815,58 руб., то есть более 1,5 млн. рублей, в связи с чем объединение в один лот (предмет контракта) указанных медицинских изделий неправомерно.
Ссылка уполномоченного учреждения и заказчика на возможность подобного формирования лота в силу пункта 2 постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620, Комиссией отклоняется, так как данная закупка не относится к контрактам жизненного цикла, а равно закупаемые медицинские изделия не являются расходными материалами по отношению друг к другу.
Инструкции на соответствующие стенты не содержат указания на то, что проводник для доступа к коронарным/периферическим сосудам, одноразового использования, устройство для введения проводника, устройство для управления и вращения проводника, шприц-манометр для баллонного катетера, одноразового использования, набор для введения сосудистого катетера, катетер внутрисосудистый проводниковый, одноразового использования являются именно расходными материалами к стентам.
Таким образом, в действиях заказчика при формировании лота установлено нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620, в связи с чем довод жалобы признан обоснованным.
Комиссия отмечает, что данные выводы соответствуют позиции ФАС России, неоднократно изложенной письмах N ПИ/98271/22 от 26.10.2022, N ПИ/108958/21 от 20.12.2021.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона о контрактной системе, Административным регламентом ФАС России по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, зарегистрированного в Минюсте России 27.02.2015 N 36262), Комиссия
Р Е Ш И Л А:
1. Признать обоснованной жалобу общества с ограниченной ответственностью "Латрек" на действия казенного учреждения Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" при осуществлении закупки в форме электронного аукциона "Поставка расходного материала для эндоваскулярной хирургии (7)(на 2023 г.) (Реестровый номер 222614)" (извещение N 0852500000122003436).
2. Признать в действиях бюджетного учреждения здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер" нарушение части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона о контрактной системе, постановления Правительства Российской Федерации от 19.04.2021 N 620.
3. В соответствии с частью 22 статьи 99 Федерального закона о контрактной системе выдать казенному учреждению Омской области "Центр по осуществлению закупок товаров, работ, услуг в сфере здравоохранения" и бюджетному учреждению здравоохранения Омской области "Клинический кардиологический диспансер", оператору электронной площадки ООО "РТС-тендер" предписание об устранении нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок.
4. По фактам выявленных нарушений законодательства в сфере закупок передать материалы электронного аукциона должностному лицу Омского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении.
Заместитель председателя Комиссии |
"_" |
|
|
Член Комиссии |
"_" "_" |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Омской области от 27 декабря 2022 г. N 055/06/106-1048/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022