Резолютивная часть оглашена 22 декабря 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: < >, председателя Комиссии, врио заместителя руководителя; членов Комиссии: < >, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, < >, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, в присутствии представителей Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения РФ < > (доверенность б/н от 31.01.2022), < > (доверенность б/н от 31.01.2022), в присутствие директора ООО "Стройтехимпульс" < > (приказ N1 от 22.06.2022), представителя ООО "Стройтехимпульс" < > (доверенность б/н от 20.12.2022), рассмотрев обращение Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения РФ (вх. N3656-ЭП/22 от 16.11.2022) о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Стройтехимпульс" (160002, г. Вологда, ул. Гагарина, д.2А, корп. 1, кв. 17, ИНН 3525301162; КПП 352501001; директор < > ИНН 352525456818) (далее - Общество, Поставщик), в связи с решением о расторжении в одностороннем порядке государственного контракта на поставку фанеры (извещение N0359100009822000036 от 07.10.2022) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Федеральным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения РФ (далее - Заказчик, ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России) инициирована закупка путем проведения электронного аукциона на поставку фанеры (далее - электронный аукцион).
Начальная (максимальная) цена контракта составила 359 100, 00 руб.
На участие в электронном аукционе подано 14 заявок от участников с идентификационными номерами: 24, 32, 20, 23, 25, 22, 29, 21, 33, 30, 27, 26, 28, 31.
18.10.2022 аукционная комиссия подвела итоги электронного аукциона и признала заявку ООО "КМЗЗ" соответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки и Закона о ФКС (протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.10.2022 NИЭА1).
19.10.2022 Заказчиком в ЕИС размещен документ проект контракта на поставку фанеры для подписания победителем электронного аукциона (ООО "КМЗЗ").
Однако в связи с тем, что в установленный Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС) ООО "КМЗЗ" не подписало проект государственного контракта и не предоставило обеспечение исполнения контракта 27.10.2022 на основании ч. 6 ст. 51 Закона о ФКС ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России признало победителя электронного аукциона уклонившимся от заключения контракта и разместило в ЕИС протокол признания участника уклонившимся от заключения контракта от 27.10.2022 NППУ20_1.
В соответствии с п. 1 ч. 7 ст. 51 Закона о ФКС Заказчик в порядке, установленном настоящей статьей, заключает контракт с участником закупки, заявке которого в соответствии с настоящим Федеральным законом присвоен следующий порядковый номер и который не отозвал такую заявку в соответствии с настоящим Федеральным законом, в случае: если участник закупки в соответствии с частью 6 настоящей статьи признан уклонившимся от заключения контракта.
08.11.2022 между Федеральным бюджетным образовательным учреждением высшего образования "Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения РФ и ООО "Стройтехимпульс" заключен государственный контракт N155/44 от 08.11.2022 на поставку фанеры с ценой контракта 258 552 (двести пятьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля 00 копеек.
01.12.2022 в связи с тем, что Поставщиком не выполнены условия государственного контракта, Заказчиком в соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о ФКС и разделом 10 "Основания и порядок изменения и расторжения контракта" государственного контракта принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В связи с изложенным Заказчиком поданы документы для внесения ООО "Стройтехимпульс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные Заявителем документы, Комиссия сделала вывод, что они полностью соответствуют требованиям статьи 104 Закона о ФКС и Постановления Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
В ходе заседания Комиссия пришла к следующему выводу.
Между Заказчиком и Поставщиком 08.11.2022 заключен государственный контракт N155/44 от 08.11.2022 на поставку фанеры с ценой контракта 258 552 (двести пятьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля 00 копеек.
Согласно пунктам 1.1 и 1.2 раздела 1 "Предмет контракта" государственного контракта Поставщик обязуется поставить Заказчику в обусловленный срок фанеру. Наименование, количество, ассортимент, стоимость Товара определены Сторонами в спецификации, являющейся неотъемлемой частью контракта (Приложение N 1 к контракту), а именно:
N п/п |
Наименование товара |
Страна происхождения товара |
Функциональные и технические характеристики |
Единица измерения |
Кол-во |
Цена за единиц, руб. |
Общая стоимость в руб. |
11 |
Фанера общего назначения |
Российская Федерация |
Длина: 1500 миллиметров Степень механической обработки поверхности: Нешлифованная - НШ Тип: С наружными слоями из шпона хвойных пород Толщина изделия:4 миллиметров Ширина: 1500 миллиметров |
лист |
300 |
272,16 |
81648 |
3 2 |
Фанера общего назначения |
Российская Федерация |
Длина: 1500 мм Степень механической обработки поверхности: Нешлифованная - НШ Тип: С наружными слоями из шпона хвойных пород Толщина изделия: 12 миллиметров Ширина: 1500 мм |
лист |
300 |
589,68 |
176904 |
В соответствии с пунктом 5.4 Контракта срок поставки товара осуществляется в течение 14 рабочих дней с момента заключения контракта, включая доставку, разгрузку, подъем на этаж.
Таким образом, поставки товара (фанеры общего назначения) в соответствии с требованиями Контракта должна быть произведена до 28.11.2022 включительно.
Однако в установленный контрактом срок поставка товара не произведена.
На момент рассмотрения обращения обязательства, предусмотренные государственным контрактом, Обществом не исполнены.
01.12.2022 в связи с неисполнением обязательств по государственному контракту Заказчик принял решение об односторонним отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о ФКС в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
01.12.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в единой информационной системе.
Исходя из содержания части 13 статьи 95 Закона о ФКС решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу через десять дней с даты надлежащего уведомления Поставщика, то есть решение об одностороннем отказе от исполнения контракта с учетом положений Гражданского Кодекса Российской Федерации вступает в силу 13.12.2022.
13.12.2022 решение об одностороннем расторжении Контракта вступило в силу.
Вместе с тем, по мнению Общества, Заказчик неправомерно принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, так как для этого отсутствовали основания.
В ходе заседания Комиссии представители Заказчика пояснили, что на основании п. 10.2 государственного Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
Согласно ч. 1 ст. 523 Гражданского кодекса Российской Федерации односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон (абзац четвертый пункта 2 статьи 450).
В соответствии с абзацем четвертый пункта 2 статьи 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
На основании вышеназванных норм Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, указанным в решении.
Исследовав материалы рассматриваемого дела, Комиссией антимонопольного органа установлено, что обязательства, предусмотренные государственным контрактом, Поставщиком не исполнены, кроме того, на момент рассмотрения обращения, товар, указанный в спецификации к контракту, не поставлен, доказательств того, что нарушение, допущенное ООО "Стройтехимпульс", не существенно для Заказчика не представлено.
Согласно письменным пояснениям Поставщика, а также объяснениям, данным в ходе заседания Комиссии, при выполнении работ Обществом установлены сложности и обстоятельства, препятствующие исполнению контракта - отсутствие фанеры хвойных пород и нестандартный размер фанеры.
Комиссия Рязанского УФАС России считает данные доводы несостоятельными по следующим основаниям.
Указанные причины не могут быть учтены Комиссией, так как при подаче заявки на участие в электронном аукционе участник закупки ООО "Стройтехимпульс" выразил согласие на поставку товара на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки, в том числе согласился с расчетом начальной (максимальной) цены контракта.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 18.10.2022 NИЭА1 цена, предложенная ООО "Стройтехимпульс", была снижена на 28% и составила 258 552 (двести пятьдесят восемь тысяч пятьсот пятьдесят два) рубля 00 копеек.
Таким образом, Поставщик согласился заключить государственный контракт N155/44 от 08.11.2022 на поставку фанеры на условиях, указанных в извещении о закупке, по цене, предложенной самим Обществом.
Соответственно, принимая решение об участии в процедуре осуществления закупки и подавая заявку, участник должен осознавать возможность наступления для него последствий заключения контракта и неисполнения контракта в дальнейшем.
Кроме того, довод Общества о нарушении Заказчиком процедуры одностороннего расторжения контракта в связи с поставкой товара с улучшенными характеристиками Комиссия антимонопольного органа считает также не состоятельной по следующим основаниям.
Отказ заказчика от предложения о замене товара на товар с улучшенными характеристиками не является основанием для неисполнения контракта, так как при принятии решения об участии в закупке, участник закупки принимает на себя обязательства, связанные с исполнением контракта, и несет все экономические и предпринимательские риски.
Поскольку Поставщик является лицом, осуществляющим на свой риск предпринимательскую деятельность, Комиссия приходит к выводу, что он при должной степени заботливости и осмотрительности имел возможность принять меры к оценке исполнимости условий контракта в соотношении со своими возможностями выполнения принимаемых на себя обязательств.
Передача товара с иными характеристиками, чем те, что согласованы в спецификации, не свидетельствует об исполнении обязательства по поставке.
Согласно статье 469 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - Гражданский кодекс) продавец обязан передать покупателю товар, качество которого соответствует договору купли-продажи. Если продавец при заключении договора был поставлен покупателем в известность о конкретных целях приобретения товара, продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для использования в соответствии с этими целями. При отсутствии в договоре купли-продажи условий о качестве товара продавец обязан передать покупателю товар, пригодный для целей, для которых товар такого рода обычно используется. Если законом или в установленном им порядке предусмотрены обязательные требования к качеству продаваемого товара, то продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязан передать покупателю товар, соответствующий этим обязательным требованиям.
По смыслу приведенной нормы товар должен соответствовать, прежде всего, характеристикам, зафиксированным сторонами при заключении сделки.
В рассматриваемом случае Заказчик и Поставщик в Спецификации (приложении N 1 к Контракту) согласовали конкретные характеристики фанеры, необходимые государственному заказчику. Поэтому Общество обязано передать покупателю именно тот товар, который составляет предмет договора.
Приведенная позиция согласуется с определением Верховного Суда Российской Федерации от 01.09.2016 N 305-ЭС16-4826.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о ФКС Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
12.12.2022 Поставщик поставил в адрес Заказчика фанеру общего назначения, но ФГБОУ ВО РязГМУ Минздрава России отказало в приемке товара, поскольку привезенный товар не соответствовал техническим характеристикам, указанным в контракте, а именно: Заказчику требовался товар с характеристикой "с наружными слоями из шпона хвойных пород", Поставщик передает товар с характеристиками "Фанера березовая; 12*1525*1525" (акт об отказе в получении товара по контракту N155/44 от 08.11.2022).
Обществом данный факт не оспаривался.
Таким образом, Заказчик не мог отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, поскольку в течение десятидневного срока Поставщиком не устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о ФКС в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного или муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, субъект хозяйственной деятельности несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о ФКС, в случае совершения им действий (бездействия), противоречащих требованиям Закона о ФКС и допускающих создание условий, влекущих за собой невозможность исполнения контракта.
Подавая заявку на участие в аукционе, лицо, ее подающее, должно осознавать наступление определенных последствий своих действий, в том числе и наступление неблагоприятных для него последствий.
Согласно части 1 статьи 401 Гражданского кодекса Российской Федерации лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
В материалах дела также отсутствуют доказательства объективной невозможности ООО "Стройтехимпульс" исполнения контракта в установленный срок.
Таким образом, поскольку обстоятельства, объективно препятствовавшие исполнению контракта в установленный срок, документально не подтверждены, поведение Поставщика нельзя признать добросовестным.
На основании вышеизложенного, сведения в отношении ООО "Стройтехимпульс" подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков по факту расторжения в одностороннем порядке государственного контракта N155/44 от 08.11.2022 на поставку фанеры в связи с нарушениями условий рассматриваемого контракта.
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о ФКС, нарушений законодательства о контрактной системе не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" и Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю закупок
РЕШИЛА:
1. Представление Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Рязанский государственный медицинский университет им. Академика И.П. Павлова" Министерства здравоохранения РФ о включении в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Стройтехимпульс" (160002, г. Вологда, ул. Гагарина, д.2А, корп. 1, кв. 17; ИНН 3525301162; КПП 352501001; директор < > ИНН 352525456818) удовлетворить.
2. Включить сведения в отношении ООО "Стройтехимпульс" (160002, г. Вологда, ул. Гагарина, д.2А, корп. 1, кв. 17; ИНН 3525301162; КПП 352501001; директор < > ИНН 352525456818) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на 2 года.
3. Датой включения сведений в отношении ООО "Стройтехимпульс" (160002, г. Вологда, ул. Гагарина, д.2А, корп. 1, кв. 17; ИНН 3525301162; КПП 352501001; директор < > ИНН 352525456818) считается дата, следующая за датой размещения реестровой записи в реестре согласно пункту 17 Правил, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Дата вступления в силу решения заказчика об одностороннем растор-жении контракта |
Раздел I |
Дата регис-трации контро-льным органом обращения заказчика |
Раздел II |
Раздел III |
Об-щая итого-вая про-сроч-ка в днях (I+II+III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направле-ния заказчи-ком сведений в контроль-ный орган |
Фактиче-ская дата направле-ния заказ-чиком сведений |
Итого про-сроч-ка в днях по I разде-лу |
Регламен-тирован-ная дата принятия решение |
Факти-ческая дата приня-тия реше-ния |
Итого про-сроч-ка в днях по II разде-лу |
Регламен-тирован-ный срок изготовления решения |
Факти-ческая дата изгото-вления решения и разме-щения сведений в ЕИС |
Итого про-сро-чка в днях по II разделу |
|||
13.12.22 |
15.12.22 |
15.12.22 |
0 |
16.12.22 |
22.12.22 |
22.12.22 |
0 |
27.12.22 |
26.12.22 |
0 |
0 |
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 26 декабря 2022 г. N 062/10/104-730/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022