Резолютивная часть решения оглашена 22 декабря 2022 года.
Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная приказом Рязанского УФАС России N115 от 03.11.2020 (далее - Комиссия), в составе: < >, председателя Комиссии, врио заместителя руководителя; членов Комиссии: < >, специалиста-эксперта отдела контроля закупок, < >, специалиста 1 разряда отдела контроля закупок, при участии представителя Сасовского им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётное училище гражданской авиации - филиала Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" < > (доверенность N7 от 22.12.2022), в отсутствие представителей ООО "Аванта", уведомленных надлежащим образом, в отсутствие представителей АО "ЕЭТП", уведомленных надлежащим образом, рассмотрев жалобу ООО "Аванта"(вх. N3687-ЭП/22 от 19.12.2022) на действия Заказчика (Сасовское им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётное училище гражданской авиации - филиал Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева") при проведении открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания курсантов и сотрудников СЛУ ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА (извещение N0359100003722000137 от 03.12.2022) и проведя внеплановую проверку вышеуказанной закупки,
у с т а н о в и л а:
Сасовским им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётным училищем гражданской авиации - филиалом Федерального бюджетного образовательного учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева" (далее - Заказчик) инициирована процедуру закупки путем проведения открытого конкурса в электронной форме на оказание услуг по организации питания курсантов и сотрудников СЛУ ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА (далее - открытый конкурс).
03 декабря 2022 года извещение о проведении открытого конкурса размещено на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок - www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Начальная (максимальная) цена контракта составила 43 865 365 рублей 17 копеек.
По мнению Заявителя, Заказчиком нарушены требования Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о ФКС), а именно:
1) Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" - осуществление закупки с кодом ОКПД2 56.29.19.000 может проводиться исключительно путем проведения электронного аукциона;
2) Заказчиком неправомерно установлено требование по детализирующему показателю, сопоставимому с предметом контракта на оказание услуг по организации питания исключительно в государственных и/или муниципальных образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания.
3) Формулы оценки заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не соответствуют п. 9 и п. 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N2604) с учетом внесенных изменений от 16.11.2022 года.
В отзыве на жалобу N2273 от 21.12.2022 (вх. N3788-ЭП/22 от 21.12.2022) Заказчик сообщил, что жалоба является необоснованной, так как согласно примечанию к распоряжению Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" образовательным учреждениям разрешено проводить закупки путем проведения открытого конкурса.
Изучив представленные документы и материалы, выслушав мнение Заказчика, Комиссия пришла к следующим выводам.
1) По мнению Заявителя, Заказчиком неправомерно выбран способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путём проведения открытого конкурса, поскольку в соответствии с распоряжением Правительства РФ от 21.03.2016 N471-р "О перечне товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукцион в электронной форме (электронный аукцион)" - осуществление закупки с кодом ОКПД2 56.29.19.000 может проводиться исключительно путем проведения электронного аукциона.
Распоряжением N471-р утвержден перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы (далее - Перечень).
Перечнем установлено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в перечень товаров, работ, услуг, в случае осуществления закупок которых заказчик обязан проводить аукционы.
В данном случае применен код ОКПД2 56.29.19.000 "Услуги по обеспечению питанием, осуществляемые по договору, прочие", который относится к перечню.
Вместе с тем сноской "5" Распоряжения N471-р предусмотрены исключения, а именно для услуг по обеспечению питанием и обслуживанию ритуально-обрядовых мероприятий (свадеб, банкетов по случаю рождения ребенка, юбилея и др.), услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов, закупаемых для организаций, осуществляющих образовательную деятельность, медицинских организаций, организаций социального обслуживания, организаций отдыха детей и их оздоровления.
На основании вышеизложенного, с учетом того, что Заказчик является организацией, осуществляющей образовательную деятельность, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя не обоснован, поскольку у Заказчика отсутствует обязанность в соответствии с Распоряжением N471-р проводить закупку на оказание услуг по организации питания курсантов и сотрудников СЛУ ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА исключительно путем проведения электронного аукциона.
2) Согласно доводу Заявителя Заказчиком неправомерно установлено требование по детализирующему показателю, сопоставимому с предметом контракта на оказание услуг по организации питания исключительно в государственных и/или муниципальных образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Постановление N2604 устанавливает порядок оценки заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно - закупка, заявки), предельные величины значимости критериев оценки заявок, а также требования к форме документа, предусмотренного пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о ФКС.
В силу пп. "в" п. 24 Постановления N2604 для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей: оценки наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
Согласно пп. "в" и "д" п. 28 Постановления N2604 в случае применения показателя оценки, предусмотренного подпунктом "в" пункта 24 настоящего Положения устанавливается предмет договора (договоров), оцениваемого по каждому детализирующему показателю, сопоставимый с предметом контракта, заключаемого по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя). К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом.
В извещении о проведении открытого конкурса на оказание услуг по организации питания курсантов и сотрудников СЛУ ГА - филиал ФГБОУ ВО УИ ГА (извещение N0359100003722000137 от 03.12.2022) установлено требование о наличие опыта исполнения участником закупки договора, предусматривающего оказание услуг общественного питания и (или) поставки пищевых продуктов.
Согласно Приложению N3 к открытому конкурсу, размещенному в ЕИС, Заказчиком применен детализирующий показатель "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров", а также установлено следующее.
В рамках детализирующего показателя "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" оценивается исполненный участником закупки договор, соответствующий следующим условиям:
1. Предмет договора - оказание услуг по организации питания в государственных и/или муниципальных образовательных организациях, медицинских организациях, организациях социального обслуживания.
2. Последний акт, составленный при исполнении договора, должен быть подписан не ранее чем за 5 лет до даты окончания срока подачи заявок.
3. Договоры должны быть исполнены самим участником закупки, а не субподрядчиком.
4. К оценке принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства (в случае наличия в заявке подтверждающего документа) гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц".
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что к оценке по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" принимаются исполненные участником закупки с учетом правопреемства гражданско-правовые договоры, в том числе заключенные и исполненные в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Федеральным законом от 18.07.2011 N 223-ФЗ "О закупках товаров, работ, услуг отдельными видами юридических лиц", что полностью отвечает требованием Постановления N2604.
Также представитель Заказчика сообщил, что предмет договора, указанный в Приложении N3, сформирован с учетом деятельности Заказчика, вместе с тем, потенциальный участник закупки по детализирующему показателю "Наибольшая цена одного из исполненных участником закупки договоров" может представить любые исполненные гражданско-правовые договоры на оказание услуг по организации питания, что отражено в извещении о проведении открытого конкурса и не противоречит требования Постановления N2604 и Закона о ФКС.
Вместе с тем, представитель Заявителя на заседании Комиссии не явился, доказательств обратного не представил.
На основании вышеизложенного, Комиссия Рязанского УФАС России приходит к выводу, что довод Заявителя необоснован, поскольку действия Заказчика не противоречат требованиям Закона о ФКС.
3) По мнению Заявителя, формулы оценки заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" не соответствуют п. 9 и п. 10 Постановления N 2604 с учетом внесенных изменений от 16.11.2022 года.
В соответствии с п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствие с п. 9 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги", присваиваемое заявке, которая подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по одной из следующих формул:
а) за исключением случаев, предусмотренных подпунктом "б" настоящего пункта и пунктом 10 настоящего Положения, - по формуле:
где:
Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в этом случае совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (далее - ценовое предложение);
Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных в соответствии с Федеральным законом участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги";
б) в случае если по результатам применения формулы, предусмотренной подпунктом "а" настоящего пункта, при оценке хотя бы одной заявки получено значение, являющееся отрицательным числом, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" всем заявкам, подлежащим в соответствии с Федеральным законом оценке по указанному критерию оценки (БЦi), определяется по формуле:
где Цнач - начальная (максимальная) цена контракта, или сумма начальных (максимальных) цен каждого контракта, заключаемого по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), или начальная сумма цен единиц товаров, работ, услуг (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона, в том числе при проведении в таком случае совместного конкурса).
В соответствие с п. 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N2604 если при проведении процедуры подачи предложений о цене контракта либо о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 Федерального закона) в соответствии с Федеральным законом подано ценовое предложение, предусматривающее снижение таких цены контракта либо суммы цен ниже нуля, значение количества баллов по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" (БЦi) определяется в следующем порядке:
а) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого не предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
б) для подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке заявки участника закупки, ценовое предложение которого предусматривает снижение цены контракта либо суммы цен ниже нуля, по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" значение количества баллов по указанному критерию оценки (БЦi) определяется по формуле:
Вместе с тем в Приложение N3 к открытому конкурсу в электронном виде установлено:
1 |
Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги |
40% |
- |
- |
- |
- |
Значение количества баллов по критерию, присваиваемое заявке, которая подлежит оценке по указанному критерию оценки, (БЦi) определяется по формуле:
где: Цi - предложение участника закупки о цене контракта, или о сумме цен всех контрактов, заключаемых по результатам проведения совместного конкурса (в случае проведения совместного конкурса), заявка (часть заявки) которого подлежит оценке по критерию оценки; Цл - наилучшее ценовое предложение из числа предложенных участниками закупки, заявки (части заявки) которых подлежат оценке по критерию оценки. |
В ходе заседания Комиссии представитель Заказчика пояснил, что оценка заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" размещена без учета изменений в Постановлении N2604, вступивших в силу с 16.11.2022.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Управления приходит к выводу об обоснованности довода жалобы.
На основании вышеизложенного, действия Заказчика нарушают п. 4 ч. 2 ст. 42 Закона о ФКС и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного ч. 4.2 ст. 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
В соответствии с пунктом 3.35 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19 ноября 2014 N 727/14, Комиссия приняла решение предписание не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Внеплановая проверка, проведенная в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 закона о ФКС иных нарушений законодательства о контрактной системе, не выявила.
На основании изложенного, руководствуясь подпунктом "б" пункта 1 части 3 и частью 22 статьи 99 и частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд", Комиссия Рязанского УФАС России по контролю в сфере закупок
р е ш и л а:
1. Признать жалобу ООО "Аванта" обоснованной в части несоответствия формулы оценки заявок по критерию оценки "цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги" пунктам 9 и 10 Постановления Правительства РФ от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20 декабря 2021 г. N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации".
2. Признать Заказчика (Сасовское им. Героя Советского Союза Тарана Г.А. лётное училище гражданской авиации - филиал Федерального Бюджетного Образовательного Учреждения высшего образования "Ульяновский институт гражданской авиации им. Главного маршала авиации Б.П. Бугаева") нарушившим пункт 4 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд".
3. Предписание не выдавать, в связи с тем, что допущенное нарушение не повлияло на результаты определения поставщика (подрядчика, исполнителя)
4. В остальной части отказать.
5. Передать материалы по делу N062/06/31-743/2022 уполномоченному должностному лицу для решения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Рязанской области от 27 декабря 2022 г. N 062/06/31-743/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022