На основании ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), а также на основании постановления Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений" проведена внеплановая проверка соблюдения ГБОУ города Москвы "Школа N 7" законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Предмет проверки: котировочные сессии на выполнение работ по текущему ремонту (реестровый N 9443763, 9443759, 9443754, 9443752).
Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по г. Москве (далее - Комиссия Управления) в составе:
Председательствующего Комиссии Управления:
Д.А. Аносова - заместителя начальника отдела проверок государственных закупок;
Членов Комиссии Управления:
И.А. Полякова- специалиста-эксперта отдела проверок государственных закупок;
В.А. Табашниковой - специалиста 1 разряда отдела проверок государственных закупок,
при участии представителя ГБОУ города Москвы "Школа N 7": Р.В. Матвеева (доверенность от 16.12.2022 N50),
в отсутствие представителей ООО "Строй Инвест" о времени и порядке заседания Комиссии уведомленных письмом Московского УФАС России исх. NЕИ/63704/22 от 14.12.2022,
УСТАНОВИЛА:
В Московское УФАС России поступило обращение
Гусейнов В.Х. (далее - Заявитель) о нарушениях, допущенных ГБОУ города Москвы "Школа N 7" (далее - Заказчик) при проведении закупки у единственного поставщика на выполнение работ по текущему ремонту (реестровый N 9443763, 9443759, 9443754, 9443752) (далее - Закупочная процедура).
В силу части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Часть 1 статьи 93 Закона о контрактной системе устанавливает случаи, при которых заказчик вправе осуществить закупку у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) без проведения конкурентных способов определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
Частью 7 статьи 4 Закона о контрактной системе предусмотрено право субъектов Российской Федерации и муниципальных образований создавать региональные и муниципальные информационные системы в сфере закупок, интегрированные с единой информационной системой. Автоматизированная информационная система "Портал поставщиков" (https://zakupki.mos.ru/) (далее - АИС "Портал поставщиков") функционирует в соответствии с Положением об АИС "Портал поставщиков", утвержденным постановлением Правительства Москвы от 24.10.2018 N 1292-ПП "Об автоматизированной информационной системе "Портал поставщиков". Согласно пункту 1.5.2 указанного Положения к функциям системы относится в том числе автоматизация процессов заключения контрактов в соответствии со статьей 93 Закона о контрактной системе.
В соответствии с п. 7.12 Постановления Правительства Москвы от 19.07.2019 N899-ПП (ред. от 24.06.2022) "О системе закупок города Москвы" закупки малого объема, а также закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) товаров с ценой контракта от 600 тыс. рублей до 5 млн рублей, работ (услуг) с ценой контракта от 600 тыс. рублей до 3 млн рублей осуществляются с использованием АИС "Портал поставщиков" путем проведения котировочных сессий в пределах совокупного годового объема закупок, предусмотренного пунктами 4 и 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
По мнению Заявителя, согласно сметной документации Заказчику необходима установка бронированных дверей (лицензируемый вид деятельности), а требует лицензию МЧС на монтаж противопожарных дверей.
На заседании Комиссии Управления представитель Заказчика пояснил, что в практике применения Закона о контрактной систем Заказчик не вправе устанавливать требование в аукционной документации о наличии у участника закупки лицензии установленного образца какой-либо вид работ, если в данный лот входят не лицензируемые виды работ. Также представитель Заказчика пояснил, что ООО "СТРОЙ ИНВЕСТ" в обращении отмечает, что, если работы, требующие наличие лицензии, не являются самостоятельным объектом закупки, а лишь входят в состав работ, подрядчик может привлечь к их выполнению субподрядчика, имеющего соответствующую лицензию.
В свою очередь представитель Заказчика пояснил, что согласно п.1.2.16 Регламента, утвержденного Приказом Тендерного комитета г. Москвы от 15.12.2021 N70-01-132/21 "котировочная сессия" закупка у единственного поставщика, в том числе закупка малого объема, или заключение договора между юридическими лицами, индивидуальными предпринимателями, иными физическими лицами в соответствии с пунктом 1.5.2 Положения, посредством проведения на Портале заказчиком переговоров о заключении контракта (договора) в соответствии со статьей 434.1 ГК РФ для определения существенных условий предложения (оферты) в соответствии с Регламентом. Исходя из вышеизложенного котировочные сессии, на которые ссылается в обращении Заявитель являются не конкурентными процедурами, а переговорами о заключении договора с единственным поставщиком по п.4 и п.5 ч.1 ст. 93 Закона о контрактной системе в соответствии со статьей 434.1 ГК РФ.
Согласно ч.1 ст.434.1 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, граждане и юридические лица свободны в проведении переговоров о заключении договора, самостоятельно несут расходы, связанные с их проведением, и не отвечают за то, что соглашение не достигнуто.
Согласно п. 4 ст. 421 Гражданского кодекса РФ условия договора определяются по усмотрению сторон, кроме случаев, когда содержание соответствующего условия предписано законом или иными правовыми актами.
Таким образом, представитель Заказчика пояснил, что свобода договора выражается в возможности самостоятельного определения сторонами условий договора. Заказчик в соответствии с принципом свободы договора и правом заключения контракта с единственным поставщиком без проведения конкурентной процедуры в техническом задании устанавливает условия необходимые для реализации своей потребности. Закупка у единственного поставщика с соблюдением всех требований действующего законодательства не может рассматриваться как ограничение доступа к участию в торгах и не является нарушением законодательства о защите конкуренции.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит ограничений по алгоритму определения единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) по закупкам, осуществляемым в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Закупка у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктами 4, 5 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе, по своему правовому смыслу, представляет собой право заказчика заключить прямой договор с любым хозяйствующим субъектом на любых условиях исходя из своей потребности и принципов осуществления закупки. Торговая площадка юридически является лишь механизмом поиска такого единственного поставщика и позволяет среди предложений на рынке товаров, работ, услуг отобрать наиболее выгодное для заказчика с учетом установленных им требований.
Законодательство о контрактной системе в сфере закупок не содержит каких-либо ограничений к установлению требований к товару при осуществлении закупок у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 4 части 1 статьи 93 Закона о контрактной системе.
Руководствуясь постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N1576 "Об утверждении Правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок и о внесении изменений в Правила ведения реестра жалоб, плановых и внеплановых проверок, принятых по ним решений и выданных предписаний, представлений", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать действия ГБОУ города Москвы "Школа N 7" при осуществлении котировочных сессий N 9443763, 9443759, 9443754, 9443752 посредством АИС "Портал Поставщиков" соответствующими требованиям законодательства о контрактной системе.
Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председательствующий Комиссии Управления: |
|
Д.А. Аносов |
Члены Комиссии Управления: |
|
И.А. Поляков |
|
|
В.А. Табашникова |
Исп.Аносов Д.А.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Москве от 19 декабря 2022 г. N 077/06/99-19015/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022