Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю отдела контроля закупок в составе:
Председатель Комиссии: |
|
Члены Комиссии: |
|
|
|
в присутствии представителя общества с ограниченной ответственностью "Доминанта" Костенковой Я.Ф. по доверенности от 19.12.2022,
в отсутствие представителя заказчика - краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края (о дате, времени, месте рассмотрения дела заказчик уведомлен надлежащим образом)
рассмотрев жалобу общества с ограниченной ответственностью "Доминанта" (далее также - ООО "Доминанта ", Общество) и материалы дела N 027/06/106-1659/2022, Комиссия Хабаровского УФАС России
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю (далее также - Хабаровское УФАС России) поступила жалоба ООО "Доминанта" на действия заказчика - краевого государственного казенного учреждения здравоохранения "Медицинский информационно-аналитический центр" министерства здравоохранения Хабаровского края (далее также - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр") при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: аппарат ингаляционной анестезии, передвижной, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0322200002122000238).
Заявитель указывает в своей жалобе на нарушение заказчиком требований Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ) при описании объекта спорной закупки, которое ограничивает количество потенциальных участников закупки, а также на нарушение заказчиком требований Закона N 44-ФЗ при установлении начальной максимальной цены контракта.
На основании статьи 99 Закона N 44-ФЗ, Хабаровским УФАС России принято решение о проведении внеплановой проверки, по результатам проведения которой установлено следующее.
Извещение N 0322200002122000238 о проведении запроса котировок в электронной форме размещено на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок 21.11.2022.
Объект закупки: поставка медицинских изделий: аппарат ингаляционной анестезии, передвижной, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 3 850 000,00 рублей.
Заказчиком в материалы дела представлен мотивированный отзыв, согласно которому считает жалобу необоснованной.
Изучив материалы дела N 027/06/106-1659/2022, исходя из конкретных обстоятельств настоящего дела, Комиссия Хабаровского УФАС России пришла к следующим выводам.
В силу ч. 1 ст. 1 Закона N 44-ФЗ настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Контрактная система в сфере закупок основывается на принципах открытости, прозрачности информации о контрактной системе в сфере закупок, обеспечения конкуренции, профессионализма заказчиков, стимулирования инноваций, единства контрактной системы в сфере закупок, ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд, эффективности осуществления закупок (ст. 6 Закона N 44-ФЗ).
Согласно п.п. 1,2 ч. 2 ст. 42 Закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: 1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона; 2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта. Заказчик, осуществляющий деятельность на территории иностранного государства, также указывает информацию о валюте, используемой для определения и обоснования начальной (максимальной) цены контракта, для оплаты поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги, и порядок применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате поставленного товара, выполненной работы, оказанной услуги.
В силу п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона N 44-ФЗ заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, в том числе: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться.
В силу ч.ч. 5, 6 ст. 23 Закона N 44-ФЗ формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок. Порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - каталог), а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N145 утверждены Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила N145).
В силу подп. "б" п. 2 Правил N145 каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
Согласно п. 4 Правил N145 заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Исходя из совокупности вышеизложенных положений Правил N145 следует, что при формировании объекта закупки на поставку товара по позициям, предусмотренным каталогом заказчик обязан применять информацию, включенную в позицию каталога.
В силу п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
П. 6 Правил N145 определено, что в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу ч. 7 Правил N145 в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. При этом, в качестве кода каталога товаров, работ, услуг, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Согласно извещению о проведении спорной закупки заказчиком установлен ОКПД2 32.50.21.121 "Аппараты для ингаляционного наркоза", т.к. дата начала обязательного применения позиций каталога, соответствующих объекту закупки "Аппарат ингаляционной анестезии, передвижной", а именно: 32.50.21.121-00000115, 32.50.21.121-00000116, 32.50.21.121-00000117, 32.50.21.121-00000118, 32.50.21.121-00000119, 32.50.21.121-00000123 - установлена с 01.01.2023 и на момент закупки применение позиции КТРУ необязательно.
Следовательно, ограничения, установленные Правилами N145 и постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" в части установления дополнительных характеристик в описании объекта закупки, не применяются.
Аппараты для ингаляционного наркоза с ОКПД2 32.50.21.121 включены в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации".
Как следует из отзыва заказчика, совокупность установленных в Технической части извещения о проведении спорной закупки характеристик критически важна для заказчика, т.к. наличие данных характеристик позволит гарантировать исполнения заказчиком в полном объеме и надлежащего качества услуг пациентам АиР и минимизировать риски возникновения послеоперационных осложнений.
Технические, функциональные и качественные характеристики товара определены заказчиком исходя из потребности лечебного учреждения, уровня и специфики оказания медицинской помощи, наличия подготовленных кадров, материальной базы, а также в соответствии с Приказом Министерства здравоохранения РФ от 8 июня 2020 г. N 557н "Об утверждении Правил проведения ультразвуковых исследований".
Исходя из изложенного жалоба заявителя в части описания объекта закупки, которое ограничивает количество потенциальных участников закупки, признается необоснованной.
Согласно доводам жалобы, при осуществлении спорной закупки взятая за основу информация в части расчета начальной (максимальной) цены контракта противоречит положениям Закона N 44-ФЗ.
В силу ч. 3 ст. 99 Закона N 44-ФЗ ФАС России осуществляет контроль в сфере закупок, за исключением контроля, предусмотренного ч.ч. 5, 8 и 10 ст. 99 Закона N 44-ФЗ.
П. 3 ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ установлено, что контроль за соблюдением требований к обоснованию начальной (максимальной) цены контракта, цены контракта, заключаемого с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем), включенной в план-график, осуществляют органы внутреннего государственного (муниципального) финансового контроля.
В соответствии с п. 2 ч. 9 ст. 99 Закона N 44-ФЗ контроль в сфере закупок в соответствии с ч. 8 ст. 99 Закона N 44-ФЗ осуществляется в соответствии с порядком, предусмотренным бюджетным законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами, регулирующими бюджетные правоотношения, в целях установления законности составления и исполнения бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в отношении расходов, связанных с осуществлением закупок, достоверности учета таких расходов и отчетности в соответствии с настоящим Федеральным законом, Бюджетным кодексом Российской Федерации и принимаемыми в соответствии с ними нормативными правовыми актами Российской Федерации органом государственного финансового контроля, являющимся органом (должностными лицами) исполнительной власти субъекта Российской Федерации, в отношении закупок для обеспечения нужд субъекта Российской Федерации.
На основании вышеизложенного, рассмотрение жалоб участников закупок на предмет правомерности обоснования и расчета начальной (максимальной) цены контракта не относится к компетенции Хабаровского УФАС России, в связи с чем не подлежат рассмотрению.
В соответствии с п. 1.2 Положения о комитете государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края, утвержденного постановлением Правительства Хабаровского края от 29 ноября 2019 г. N 496-пр "Об утверждении Положения о комитете государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края", комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края является финансовым органом края, органом внутреннего государственного финансового контроля края.
В связи с тем, что жалоба ООО "Доминанта" содержит информацию о признаках нарушения заказчиком действующего законодательства в сфере закупок в части расчета начальной (максимальной) цены контракта, Хабаровским УФАС России принято решение о передаче вышеупомянутой жалобы в Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу в части расчета начальной (максимальной) цены контракта.
На основании изложенного, руководствуясь ч. 8 ст. 106, п. 3 ч. 15 ст. 99 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Хабаровского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Доминанта" на действия заказчика - КГКУЗ "Медицинский информационно-аналитический центр" при осуществлении закупки путем проведения запроса котировок в электронной форме на поставку медицинских изделий: аппарат ингаляционной анестезии, передвижной, ввод в эксплуатацию медицинских изделий, обучение правилам эксплуатации специалистов, эксплуатирующих медицинские изделия (извещение N 0322200002122000238) - необоснованной.
2. Передать жалобу ООО "Доминанта" в Комитет государственного финансового контроля Правительства Хабаровского края для рассмотрения по существу в части расчета начальной (максимальной) цены контракта.
Настоящее решение может быть обжаловано в Арбитражный суд Хабаровского края в течение трех месяцев со дня его оглашения.
Председатель Комиссии: |
Члены Комиссии: |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Хабаровскому краю от 21 декабря 2022 г. N 7-1/338
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022