Резолютивная часть объявлена 27.12.2022 г. Ханты-Мансийск
Изготовлено в полном объеме 30.12.2022
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре (далее - Комиссия Управления) по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд в составе:
Председатель комиссии:
- Валиуллин Р.Р. - Заместитель руководителя Управления;
Членов комиссии:
- Андрейцева Е.А.- Начальник отдела Управления;
- Сафонов С.И.- Специалист-эксперт отдела Управления,
от Заявителя - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
от Заказчика - не явился, о дате, времени и месте рассмотрения жалобы посредством видеоконференц-связи уведомлены надлежащим образом;
рассмотрев жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (ИНН: 6321132539; ОГРН: 1046300997940) от 21.12.2022 N13187/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская Городская Больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей систем, инженерного оборудования, в том числе поставка товара, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в БУ "Когалымская городская больница" (извещение N 0387200031022000291) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре поступила жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (ИНН: 6321132539; ОГРН: 1046300997940) от 21.12.2022 N13187/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская Городская Больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей систем, инженерного оборудования, в том числе поставка товара, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в БУ "Когалымская городская больница" (извещение N 0387200031022000291).
В доводе жалобы Заявитель указал следующее:
1.Заявитель считает, что Заказчик установил избыточные требования к товарам, поставляемым в рамках закупки.
2. Заказчик неправомерно установил требование к предоставлению характеристик товаров в составе заявки по ряду позиций.
В ходе рассмотрения доводов сторон, материалов дела и проведения внеплановой проверки, Комиссией Управления установлено следующее.
Относительно первого довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
В соответствии с Федеральным законом "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" от 05.04.2013 N 44-ФЗ (далее - закон о контрактной системе), при описании в документации о закупке объекта закупки заказчик должен руководствоваться правилами, закрепленными частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе. В том числе в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Пунктом 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик обеспечивает использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика.
Таким образом, при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности (Определение Верховного Суда РФ от 15.03.2022 N 308-ЭС22-986 по делу N А32-43480/2020).
Указанные Заявителем товары поставляются при выполнении выполнения Работ, предусмотренных объектом закупки по товарным накладным, принимаются к бюджетному учету Заказчика. Требования к данным товарам составлены согласно п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе на основании действующих государственных стандартов, при этом, требования установлены исключительно к основным качественным и размерным характеристикам товаров Указанные товары поставляются при выполнении работ, предусмотренных объектом закупки.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что при описании объекта закупки Заказчик установил требование о соответствии материалов, используемых при выполнении работ соответствующим государственным стандартам (ГОСТ) в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе.
Кроме того, в письме ФАС России от 1 июля 2016 г. N ИА/44536/16 указано: В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в документации о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой, по мнению ФАС России, целесообразно:
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в документации о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Перечень государственных стандартов, которым должны соответствовать товары, поставляемые при выполнении работ установлен в инструкции по заполнению заявки. В данном перечне установлено соответствие пунктов товаров в соответствии с требованиями заказчика конкретным государственным стандартам, что позволяет участникам определить какой именно ГОСТ соответствует тому или иному товару или материалу, то есть сопоставлены требования стандартов, с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке, согласно позиции ФАС России:
- Требование "Номинальное давление шарового крана" для товара "Краны шаровые" указывает на одну из основных характеристик (свойств) данного товара, так как прямо указывает на то, для системы с каким давлением может использоваться. В связи с чем подобная характеристика никоим образом не может быть излишней. Само требование установлено на основании п.4.2 ГОСТ 21345-2005 " 4.2 Номинальные давления PN - по ГОСТ 26349". Так же данные показатели предоставляются множеством производителей и поставщиков, что позволяло участнику без затруднений предоставить его:
(http://www.energonic.ru/index.php?productID=4513)
(https://pkf-dist.ru/production/krany-latunnye-sharovye/kran-sharovo y-muftovyy-111_-dn20-_g3_4_-polnoprohodnyy-latunnyy)
- Требование "номинальная светоотдача" является основным показателем качества, товара "Лампа светодиодная", так как указывает на то сколько лампа выделяет света (светового потока) при потреблении определенной мощности, то есть прямо указывает на основную цель лампы, выделять свет и никоим образом подобный параметр не может быть излишним.
(https://www.ozon.ru/product/lampochka-era-srok-sluzhby-30000-chasov -vhodnoe-napryazhenie-175-265-svetovoy-potok-lm-2400-ne-314435911/?sh=33Y IyQ0PXw#section-description--offset-140 ).
(https://rexant-shop.ru/goods/rexant_604-149.htm )
- Требование "Размер резьбы присоединения" для товара "Кран регулятор радиатора (терморегулятор)" прямо указывает на какую резьбу подходит данный кран, если заказчик не установит данное требование, то поставщики могут предоставить любой размер, в том числе и те, которые не подойдут для радиаторов на объекте заказчика, которым необходимо заменить данные краны. Поэтому данный показать не является излишним, а напротив является первоочередным, так как какие бы другие характеристики не были у крана, но если его невозможно присоединить к соответствующим радиаторам, он будет просто бесполезен. Аналогично показателя "Шаг резьбы присоединения", при не совпадающем шаге резьбы товар либо не установиться, либо будут протечки. Поэтому заказчик четко и однозначно потребовал конкретные значения данных показателей, которые подойдут батареям на объекте заказчика. Так же данные показатели предоставляются множеством производителей и поставщиков, что позволяло участнику без затруднений предоставить их:
(https://petrovich.ru/catalog/12346/159597/ )
(https://www.ozon.ru/product/termogolovka-dlya-radiatora-m30x1-5-zhi dkostnaya-valtec-diapazon-regulirovki-6-5-27-5-gradusov-686612238/?asb=Ax RNK18n1vRVblOeoCz6sGdm3dRKFWY4LvoIsnneh70%253D&asb2=_1ZrvGMrBk8Jadoxw6RwT y5TuAcEwX57sSs_s24s2FGLXfCmN7_5WZbYv8REED6m&avtc=1&avte=2&avts=1671651711 &sh=33YIyStP0Q#section-description--offset-140)
- Требование "номинальная производительность при напоре 10, 8 метров" для товара "Насос с префильтром" прямо указывает на основную качественную характеристику для любых насосов, в том числе и для требуемого заказчиком. Данная характеристика указывает на то, сколько кубических метров жидкости насос может перекачать за час, а именно для этого и предназначены насосы, для перекачки жидкости, исходя из чего подобная характеристика никак не может быть излишней, а напротив является одним из главных свойств данного товара. Так же данные показатели предоставляют производители, что позволяет участникам без затруднений предоставить подобный показатель:
(https://xn----8sbccpd2a6a3aea7j.xn--p1ai/shop/oborudovanie-dlja-bas sejna/nasos-dlja-bassejna/nasos-s-prefiltrom-psh-maxi-2-20t-33-7-27-6-m3- ch-380v-dlja-mor/ )
- Требование "Минимальная эффективность для частиц с размером 0.4 мкм" для товара "Фильтр" является основным показателем качества товара, так как даже само название указывает на эффективность данного товара, то есть на сколько хорошо он выполняет свою основную цель, соответственно подобный показать не может быть излишним для данного товара. Само же требование, как видно, установлено без необходимости указывать конкретное значение, в соответствии с инструкцией: "В случае указания требуемого значения с использованием символа "[ ]" вне зависимости от применения иных символов (знаков, союзов, слов), установленных настоящей инструкцией, участнику закупки необходимо представить данный показатель как значение показателя, который не может изменяться (в неизменном виде), за исключением случаев, когда указанный параметр или характеристика отсутствует в предлагаемом товаре и/или не нормируется государственным стандартом распространяющим свое действие на данный товар, в таком случае необходимо руководствоваться правилами указания подобных характеристик представленными в инструкции. Так же при указании требования в данных символах, само требование остается неизменным, но при этом оно в полной мере распространяется на само значение, например, для требования "[не более] 10" участник может предоставить значения "[не более] 10", "[не более] 9", "не более 1" и т.д. и т.п". То есть участник мог указать как конкретное значение, так и диапазонное. Само же требование установлено на основании таблицы 1 ГОСТ Р ЕН 779-2014. Кроме того подобные характеристики предоставляют поставщики и производители данного товара:
(https://phauf.com/produktsiya/karmannye-filtry/ )
- Требование "Размер трубной резьбы" явно указывает на присоединительный размер товара, что не может быть излишним показателем, так как товар с иным от требуемого заказчиком размером просто не подойдет.
Наименование товаров с использованием слова "тип" в наименовании также не приводит к ограничению количества участников. Напротив, согласно потребности Заказчика, требуется несколько однородных товаров с различными характеристиками, например, требуется много видов фильтров. При таких обстоятельствах указать требования к 24 товарам в рамках 1 пункта требований к товарам было бы невозможно. Было бы очень много связанных характеристик, одновременно соответствующих и не соответствующих 24 моделям фильтров. Такой подход неизбежно привел бы к ограничению количества участников. Кроме того, практически все характеристики являются неизменными и конкретными показателями..
На основании вышеизложенного, довод Заявителя является необоснованным.
Относительно второго довода жалобы Комиссия Управления поясняет следующее.
Согласно пункту 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе, заявка на участие в электронном аукционе должна содержать (в том числе): предложение участника закупки в отношении объекта закупки:
а) с учетом положений части 2 настоящей статьи характеристики предлагаемого участником закупки товара, соответствующие показателям, установленным в описании объекта закупки в соответствии с частью 2 статьи 33 настоящего Федерального закона, товарный знак (при наличии у товара товарного знака);
б) наименование страны происхождения товара в соответствии с общероссийским классификатором, используемым для идентификации стран мира, с учетом положений части 2 настоящей статьи.
Таким образом, Заказчик согласно требований пункта 2 части 1 статьи 43 Закона о контрактной системе вправе устанавливать требования о предоставлении конкретных показателей на основании требований, установленных к товарам, поставляемым при выполнении работ, предусмотренных объектом закупки.
Также, предмет контракта предусматривает поставку товаров при выполнении закупаемых работ, а также их приемку Заказчиком на основании товарных накладных:
Согласно пункту 1.1 Проекта контракта, Исполнитель обязуется своевременно оказать на условиях Контракта услуги по комплексному техническому обслуживанию систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей систем, инженерного оборудования, в целях поддержания их эксплуатационных показателей, а также поставить товары, наименование и количество которых указано в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту), а Заказчик обязуется принять и оплатить работы и товар согласно условиям настоящего Контракта.
В пункте 3.3.2 Проекта контракта установлена обязанность Исполнителя поставить товар, в пунктах 3.7.2, 3.7.3 - право требовать подписания Товарных накладных и оплату поставленного товара.
3.3.2 Исполнитель обязан: Своевременно и надлежащим образом поставить товары в соответствии с условиями Контракта.
3.7.2. Требовать подписания Заказчиком товарных накладных (ТОРГ-12) в установленном Контрактом порядке.
3.7.3. Требовать своевременной оплаты за поставленный и принятый товар в соответствии с условиями Контракта.
В Спецификация контракта (приложение N 1 к проекту контракта) и приложении 1 к техническому заданию указаны наименование и количество товара, цена за единицу поставляемого при выполнении работ Товара. Обоснование НМЦк также содержит количество, цену за единицу и общее количество поставляемого товара.
Кроме того, согласно пункту 2.3 Проекта контракта данные поставляемые при выполнении работ товары включены в цену контракта:
"В общую цену Контракта включены все расходы Исполнителя, необходимые для осуществления им своих обязательств по Контракту в полном объеме и надлежащего качества, в том числе все подлежащие к уплате налоги, сборы и другие обязательные платежи, расходы на упаковку, маркировку, страхование, сертификацию, стоимость материалов и оборудования, стоимость товара, погрузо-разгрузочные работы, транспортные расходы по доставке товара до места поставки, затраты по хранению товара на складе Исполнителя, стоимость всех необходимых погрузочно-разгрузочных работ и иные расходы, связанные с оказанием услуг."
Также, согласно раздела 5 Проекта контракта, Контракт содержит информацию о порядке поставки указанных товаров на основании товарных накладных, сроке и порядке приемки данных товаров Заказчиком:
Так, в пункте 5.2 Проекта контракта указано: Исполнитель в течение 3 рабочих дней с момента оказания услуги, направляет в адрес Заказчика извещение (уведомление) о готовности услуг к сдаче, а также формирует и подписывает документ о приемке в единой информационной системе в сфере закупок (далее - структурированный документ о приемке) и направляет Заказчику в единой информационной системе в сфере закупок, с приложением следующих документов:
- Акт оказанных услуг,
- счет (счет-фактуру) или универсальный передаточный документ,
- товарные накладные, акт приема-передачи товара,
Кроме того, Комиссия Управления отмечает, что в Письме Федеральной антимонопольной службы от 25 июня 2020 г. N ИА/53616/20 "По вопросу установления требований к составу заявки (поставляемый, используемый товар)" указано:
"С 01.01.2020 вступили в силу изменения в Закон 44-ФЗ, предусматривающие установление заказчиком требования к составу заявки о предоставлении участником исключительно "согласия" при закупке любых работ, услуг, при выполнении (оказании) которых используется товар, то есть товар, который не передается заказчику.
Таким образом, в данном письме указано, что Заказчику нельзя устанавливать требования к товарам, используемым при выполнении работ (товарам, которые не передаются Заказчику).
Однако в данном случае товары, к которым Заказчиком установлены требования о предоставлении заявке конкретных показателей являются поставляемыми товарами, данные товары передаются заказчику на основании товарных накладных, принимаются к бухгалтерскому учету Заказчика.
Таким образом, требование о предоставлении конкретных показателей в составе завки (товарам, поставляемым при выполнении работ, предусмотренных объектом закупки) установлено только к тем товарам, которые поставляются при выполнении закупаемых работ на основании Товарных накладных, и которые, принимается к бухгалтерскому учету заказчика в соответствии с Федеральным законом от 06.12.2011 N 402-ФЗ "О бухгалтерском учете".
Кроме того, проект контракта содержит наименование и количество товара, его ассортимент и комплектность (ст.454-491 ГК РФ), а также информацию о порядке и сроках оплаты товара, о порядке и сроках осуществления заказчиком приемки поставленного товара, о порядке и сроках оформления результатов такой приемки.
Таким образом, Комиссия Управления отмечает, что доводы заявителя о том, что заказчиком неправомерно установлены требования к составу заявок являются необоснованными.
Также на заседание комиссии Заявитель не подключился, иных доказательств не указывающих на нарушение не представил.
Таким образом, довод Заявителя является необоснованным.
Жалоба ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (ИНН: 6321132539; ОГРН: 1046300997940) от 30.11.2022 N12320/22 рассмотрена Комиссией Управления в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе и Административного регламента ФАС России от 19 ноября 2014 N727/14 по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Рассмотрев материалы дела, изучив представленные документы представителей сторон, руководствуясь положениями статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Управления
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "МД-КОНСАЛТИНГ" (ИНН: 6321132539; ОГРН: 1046300997940) от 21.12.2022 N13187/22, на действия Заказчика - Бюджетное Учреждение Ханты-Мансийского Автономного Округа - Югры "Когалымская Городская Больница", при проведении электронного аукциона, предметом которого является оказание услуг по комплексному техническому обслуживанию систем инженерно-технического обеспечения с выполнением комплекса мероприятий направленных на восстановление и устранение неисправностей систем, инженерного оборудования, в том числе поставка товара, в целях поддержания их эксплуатационных показателей в БУ "Когалымская городская больница" (извещение N 0387200031022000291) необоснованной.
2. Обязательное для исполнения предписание не выдавать.
3. Направить данное решение сторонам и опубликовать на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Председатель Комиссии Р.Р. Валиуллин
Члены Комиссии: Е.А. Андрейцева
С.И. Сафонов
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты принятия
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ханты-Мансийскому автономному округу - Югре от 30 декабря 2022 г. N 086/06/33-1957/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022