Резолютивная часть решения объявлена 26 декабря 2022 года
Решение изготовлено в полном объеме 29 декабря 2022 года г. Ярославль
Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок (далее также - Инспекция) в составе: руководителя Инспекции - заместителя руководителя управления - начальника отдела контроля закупок Потемкиной Т. В., членов Инспекции: начальника отдела контроля органов власти и рекламы Савичевой К. А., главного специалиста-эксперта отдела контроля закупок Ерофеевой И.С.,
с участием:
общество с ограниченной ответственностью "Ристэмстрой-Л" (далее также - ООО "Ристэмстрой-Л", общество) - обеспечило участие в заседании Инспекции представителей по доверенности Кретовой И. В., Шульгиной Л. А. (до перерыва), Филимонова Д. А. (после перерыва), Селищева С. С. (до и после перерыва),
заказчик - муниципальное казенное учреждение "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (далее также - МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, заказчик) - обеспечил участие в заседании Инспекции представителя по доверенности Киреевой Л. И.,
рассмотрев сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков, направленные заказчиком в отношении ООО "Ристэмстрой-Л", и осуществив в соответствии со статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" проверку соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 189/22 от 09.08.2022 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Ярославля (отлов, содержание, ветеринарное обслуживание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории г. Ярославля) (извещение N 0371300027822000488) в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "Ристэмстрой-Л" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, в соответствии с приказом Ярославского УФАС России от 20.12.2022 N 269/22,
УСТАНОВИЛА:
В Ярославское УФАС России в соответствии с частью 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчиком для включения в реестр недобросовестных поставщиков направлены сведения об ООО "Ристэмстрой-Л", нарушившем, по мнению заказчика, существенные условия контракта N 189/22 от 09.08.2022 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Ярославля (отлов, содержание, ветеринарное обслуживание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории г. Ярославля) (извещение N 0371300027822000488).
Заслушав пояснения представителей сторон, а также изучив представленные документы и материалы, Инспекция приходит к следующим выводам.
Уполномоченным органом, департаментом социально-экономического развития города мэрии города Ярославля (официальный сайт в сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru), 19.07.2022 размещено извещение N 0371300027822000488 об осуществлении закупки.
Начальная (максимальная) цена контракта составила 4 584 173,75 руб.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 29.07.2022 NИЭА1 контракт по результатам рассматриваемой закупки заключается с участником, подавшим единственную заявку на участие в закупке, - ООО "Ристэмстрой-Л".
09.08.2022 г. между МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля и ООО "Ристэмстрой-Л" заключен контракт N 189/22 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Ярославля (отлов, содержание, ветеринарное обслуживание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории г. Ярославля) (далее также - контракт N 189/22 от 09.08.2022, контракт).
В силу пункта 1.1 контракта Заказчик поручает, а Исполнитель принимает на себя обязательства на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Ярославля (отлов, содержание, ветеринарное обслуживание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории г. Ярославля) (далее - услуги) в соответствии с описанием объекта закупки (Приложение 1), являющимся неотъемлемой частью настоящего контракта, а Заказчик обязуется принять и оплатить результат оказанных услуг в порядке и на условиях, предусмотренных настоящим контрактом.
В соответствии с пунктом 1.2 контракта объем услуг определить невозможно. Услуги оказываются Исполнителем исходя из потребностей Заказчика в услугах.
Пунктом 1.3 контракта определено место оказания услуг:
- место отлова животных без владельцев - территория города Ярославля.
Конкретные места отлова определяются в ходе поступивших заявок Заказчику от граждан и организаций.
- место содержания животных без владельцев - г. Ярославль или в радиусе 20 км от границ г. Ярославля.
Пунктом 4.1 контракта предусмотрены сроки оказания услуг по контракту:
- дата начала исполнения контракта - 15.08.2022
- дата окончания исполнения контракта - 31.12.2022
В пункте 7 приложения N 1 к муниципальному контракту (описание объекта закупки) представлена краткая характеристика подлежащих оказанию услуг:
- отлов животных без владельцев;
- транспортировка животных без владельцев;
- передача животных без владельцев в приют для животных;
- учет, идентификация животных без владельцев
- содержание животных без владельцев в приюте;
- стерилизация животных без владельцев;
- вакцинация животных без владельцев;
- передача животных без владельцев владельцам, а при их отсутствии заинтересованным лицам;
- выпуск животных без владельцев на прежнее место их обитания;
- умерщвление животных без владельцев ;
- утилизация трупов животных.
В пункте 8 приложения N 1 к муниципальному контракту (описание объекта закупки) в числе прочего указано, что нахождение отловленных животных без владельцев в автотранспортном средстве для транспортировки животных без владельцев не должно превышать 6 часов с момента отлова.
Этим же пунктом также предусмотрены требования к приюту для животных, установленные заказчиком с учетом требований ветеринарного законодательства.
В соответствии с пунктом 6.5 контракта исполнитель в числе прочего обязан в течение 5 дней с момента подписания Контракта уведомить в письменном виде о готовности приюта к размещению животных.
В свою очередь, заказчик в силу пункта 5.4 контракта в течение 3 (трех) дней с момента получения уведомления от Исполнителя о готовности приюта к размещению животных, создать комиссию с участием представителей департамента городского хозяйства мэрии города Ярославля, департамента ветеринарии Ярославской области, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" г. Ярославля и осуществить выездную проверку с целью проверки готовности приюта для размещения животных.
Как установлено на заседании Инспекции из пояснений заказчика и исполнителя, в настоящее время на территории Ярославской области, а также на территориях близлежащих регионов приют для животных, соответствующий всем требованиям действующего в Российской Федерации ветеринарного законодательства, отсутствует.
Строительство нового отвечающего всем законодательным требованиям приюта оценивается приблизительно в 10 млн. рублей, что не покрывается ценой контракта (4 584 173 рублей).
Заказчиком с целью выполнения исполнителем обязательств по контракту были предоставлены последнему по договору аренды помещения МУП "Городское спецавтохозяйство" г. Ярославля, которые ранее использовались заказчиком для осуществления деятельности, аналогичной предмету рассматриваемого контракта.
Силами и средствами исполнителя на территории МУП "Городское спецавтохозяйство" г. Ярославля были установлены вольеры для животных, с использованием которых впоследствии исполнителем производилось частичное оказание услуг по контракту.
Однако количество заявок на отлов безнадзорных животных, подаваемых заказчиком, превышало пропускную способность данных вольеров, используемых исполнителем в качестве места временного содержания животных (с учетом требуемых пространства для временного содержания животных, времени их пребывания в приюте и проч.). Кроме того, территория и помещения МУП "Городское спецавтохозяйство" г. Ярославля не были приняты заказчиком в качестве приюта для животных в связи с их несоответствием/не полным соответствием требованиям технического задания (приложение N 1 контракту).
В целях надлежащего исполнения обязательств по контракту исполнителем было инициировано использование в качестве такого приюта помещений и территорий приюта "Оскар", расположенного в Тульской области и соответствующего всем требованиям технического задания. Однако, учитывая территориальную удаленность данного приюта (время транспортировки животных в автотранспортном средстве, по расчетам заказчика, превысило бы предельно установленные 6 часов), заказчиком данный приют в качестве приюта для размещения животных в рамках оказания услуг по рассматриваемому контракту принят не был.
Заказчиком неоднократно фиксировались факты нарушений условий контракта со стороны исполнителя, заключающиеся в выявлении специалистами заказчика на улицах г. Ярославля безнадзорных животных, на основании чего исполнителю выдавались предписания об устранении нарушений.
В связи с тем, что, по мнению заказчика, оказание услуг по контракту осуществлялось исполнителем с существенным нарушением условий контракта, заказчиком была инициирована процедура расторжения контракта в одностороннем порядке.
В силу части 8 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно части 9 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 14.1 контракта предусмотрено, что расторжение Контракта допускается:
- по соглашению сторон;
- по решению суда;
- в связи с односторонним отказом стороны Контракта от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств.
В соответствии с пунктом 14.2 контракта односторонний отказ от исполнения Контракта осуществляется в соответствии с положениями статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
В силу пункта 14.4 контракта Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств в случаях:
- при задержке Исполнителем сроков начала и окончания оказания услуг, более чем на 10 (Десять) дней по причинам, независящим от Заказчика;
- при несоответствии приюта для размещения животных требованиям, предусмотренным описанием объекта закупки (Приложение 1);
- в случае если отступления от условий Контракта или иные недостатки не были устранены Исполнителем в установленный Заказчиком срок, либо является существенными и неустранимыми;
- в иных случаях, предусмотренных Контрактом и действующим законодательством Российской Федерации.
Согласно пункту 5.18 контракта заказчик обязан отказаться от исполнения контракта в случае, если приют для содержания животных без владельцев не соответствует описанию объекта закупки (Приложение 1).
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
05.12.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. от 05.12.2022 N 5165/0105).
05.12.2022 решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено заказчиком в единой информационной системе, следовательно, в соответствии с пунктом 3 части 12.1 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ датой надлежащего уведомления исполнителя о принятом заказчиком решении является 05.12.2022.
В течение десятидневного срока, установленного частью 14 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, нарушение условий контракта исполнителем не устранено.
Следовательно, с учетом части 13 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу, а указанный контракт расторгнут 16.12.2022.
Согласно части 4 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ (в редакции Федерального закона от 16.04.2022 N 104-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации", вступившей в силу в данной части с 1 июля 2022 года) заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным пунктом 1 части 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
19.12.2022 заказчиком в Ярославское УФАС России посредством функционала единой информационной системы направлено обращение о включении сведений об ООО "Ристэмстрой-Л" в реестр недобросовестных поставщиков.
В ходе заседания Инспекции Ярославского УФАС России представители ООО "Ристэмстрой-Л" пояснили, что общество имело намерение исполнить заключенный с заказчиком контракт надлежащим образом и в предусмотренные контрактом сроки.
Так, в рамках исполнения обязательств по заключенному с заказчиком контракту исполнителем предпринимались все необходимые меры, направленные на его надлежащее исполнение: силами и средствами исполнителя на предоставленной заказчиком территории МУП "Городское спецавтохозяйство" г. Ярославля были установлены вольеры, отвечающие всем ветеринарным требованиям для содержания животных; с учетом пропускной способности данных вольеров исполнителем осуществлялись отлов и временное содержание в них животных; инициировалось предложение о временном размещении животных в приюте, расположенном в Тульской области и отвечающем всем требованиям технического задания; проблему более длительной, чем того требуют нормы ветеринарного законодательства, непрерывной транспортировки животных в автотранспортном средстве можно было решить организацией остановки автотранспортного средства с целью выгула, кормления и поения животных либо транспортировкой животных в ночное время, которая может быть осуществлена по расчетам исполнителя в пределах 6-часового периода времени.
Данные обстоятельства, по мнению исполнителя, свидетельствуют о добросовестности последнего, а также о действительной нацеленности его поведения на исполнение обязательств по контракту.
Согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное. Бремя доказывания лежит на лице, утверждающем, что управомоченный употребил свое право исключительно во зло другому лицу.
С учетом изложенного контрольный орган в сфере закупок при рассмотрении вопроса о включении или невключении определенного субъекта в реестр недобросовестных поставщиков не может ограничиться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи. При этом действующее законодательство не содержит безусловной обязанности уполномоченного органа включать представленные заказчиком сведения об исполнителе в соответствующий реестр без оценки его действий в каждом конкретном случае.
Исходя из этого, для возникновения таких правовых последствий, как признание общества недобросовестным исполнителем, контролирующий орган в сфере закупок обязан выяснить все обстоятельства, определить вину лица, характер его действий, и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения исполнителя в реестр недобросовестных поставщиков.
В то же время заказчиком не представлено бесспорных доказательств, из содержания которых становится очевидным, что действия исполнителя свидетельствуют в пользу недобросовестного поведения последнего.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Частью 7 указанной статьи предусмотрено, что в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Инспекция приходит к выводу, что в рассматриваемом случае изложенные выше по тексту настоящего решения фактические обстоятельства дела и представленные сторонами доказательства свидетельствуют об отсутствии оснований для включения информации об ООО "Ристэмстрой-Л" в реестр недобросовестных поставщиков.
Осуществив проверку соблюдения заказчиком порядка расторжения контракта N 189/22 от 09.08.2022 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Ярославля (отлов, содержание, ветеринарное обслуживание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории г. Ярославля) (извещение N 0371300027822000488) в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта, проверку соблюдения заказчиком порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "Ристэмстрой-Л" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков, Инспекция нарушений в действиях заказчика не выявила.
Учитывая вышеизложенное, руководствуясь статьей 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, Инспекция Ярославского УФАС России по контролю закупок,
решила:
1. Сведения, представленные муниципальным казенным учреждением "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля (ИНН 7604129539, ОГРН 1087604005532) в отношении общества с ограниченной ответственностью "Ристэмстрой-Л" (ИНН 4825141994, ОГРН 1214800000854), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
2. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, порядка расторжения контракта N 189/22 от 09.08.2022 на оказание услуг по обращению с животными без владельцев на территории г. Ярославля (отлов, содержание, ветеринарное обслуживание и возврат на прежние места обитания животных без владельцев на территории г. Ярославля) (извещение N 0371300027822000488), заключенного с ООО "Ристэмстрой-Л", в связи с нарушением исполнителем существенных условий контракта в действиях заказчика нарушений не выявлено.
3. По результатам проверки соблюдения заказчиком, МКУ "Агентство по муниципальному заказу ЖКХ" города Ярославля, порядка и сроков направления в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, сведений об ООО "Ристэмстрой-Л" для рассмотрения вопроса о включении таких сведений в реестр недобросовестных поставщиков в действиях заказчика нарушений не выявлено.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Руководитель Инспекции: Т. В. Потемкина
Члены Инспекции: К. А. Савичева
И. С. Ерофеева
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ярославской области от 29 декабря 2022 г. N 05-03/323П-22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022