Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) на основании статей 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон), Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N1078) в составе:
председатель Комиссии: <...>. - заместитель руководителя управления;
члены Комиссии:
<...>. - ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок,
<...>. - специалист-эксперт отдела контроля закупок, кворум соблюден,
рассмотрев обращение Заказчика БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР" (далее - Заказчик) о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков в отношении ООО "Специал-инвест" (ИНН 9728047498) (далее - Общество) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 45284 "Перчатки смотровые/процедурные" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019333, далее - Аукцион),
на заседании Комиссии посредством видеоконференцсвязи в присутствии:
представителя уполномоченного учреждения ГКУ УР "Региональный центр закупок Удмуртской Республики" (далее - Уполномоченное учреждение) <...>. (доверенность от 03.08.2022 N31-юр),
представителя Общества <...>. (доверенность от 28.07.2022 б/н), передачу аудиосигнала представитель Общества не обеспечил,
в отсутствие:
представителей Заказчика, уведомленного надлежащим образом о дате и времени рассмотрения дела,
УСТАНОВИЛА:
28.11.2022 Уполномоченное учреждение разместило в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) извещение о проведении Аукциона.
Начальная (максимальная) цена контракта установлена в размере 8 640 746,50 рублей.
Аукцион является совместным для учреждений здравоохранения, одним из заказчиков является БУЗ УР "РКДЦ МЗ УР".
Начальная (максимальная) цена контракта с Заказчиком установлена в размере 1 033 607,00 рублей.
06.12.2022 - дата окончания срока подачи заявок.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 07.12.2022 NИЭА1 поступило двенадцать заявок на участие, 3 из которых были признаны соответствующими установленным требованиям, 9 отклонены. Победителем признано ООО "Специал-инвест".
Протоколом от 20.12.2022 NППУ20_1 Общество признано уклонившимся от заключения контракта.
Рассмотрев обращение Заказчика и документы, предоставленные в материалы дела в соответствии с частью 7 статьи 104 Закона о контрактной системе, осуществив в соответствии со статьей 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, Комиссия Удмуртского УФАС России установила следующее.
Согласно данным в ЕИС, а также протоколу от 20.12.2022 NППУ20_1 об уклонении Общества от заключения контракта, Обществом был подписан доработанный проект контракта.
Согласно ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом, либо формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий.
В соответствии с п. 2 ч. 4 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней, следующих за днем размещения участником закупки, с которым заключается контракт, информации и документов в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона, Заказчик формирует с использованием ЕИС проект контракта с учетом информации, содержащейся в протоколе разногласий, размещенном участником закупки, с которым заключается контракт, в соответствии с пунктом 2 части 3 настоящей статьи.
Согласно ч. 5 ст. 51 Закона о контрактной системе не позднее одного рабочего дня, следующего за датой размещения заказчиком информации и документов, в соответствии с п. 2 или п. 3 ч. 4 ст. 51 Закона, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет действия, предусмотренные п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона.
В соответствии с ч. 1 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет более чем пятнадцать миллионов рублей и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта или от цены заключаемого контракта (если контракт заключается по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 30 Закона о контрактной системе) и не менее размера аванса (если контрактом предусмотрена выплата аванса).
Согласно ч. 2 ст. 37 Закона о контрактной системе если при проведении конкурса или аукциона начальная (максимальная) цена контракта составляет пятнадцать миллионов рублей и менее и участником закупки, с которым заключается контракт, предложена цена контракта, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной (максимальной) цены контракта, либо предложена сумма цен единиц товара, работы, услуги, которая на двадцать пять и более процентов ниже начальной суммы цен указанных единиц, контракт заключается только после предоставления таким участником обеспечения исполнения контракта в размере, указанном в части 1 ст. 37 Закона о контрактной системе, или информации, подтверждающей добросовестность такого участника в соответствии с частью 3 ст. 37 Закона о контрактной системе, с одновременным предоставлением таким участником обеспечения исполнения контракта в размере обеспечения исполнения контракта, указанном в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке).
В соответствии с ч. 6 ст. 37 Закона о контрактной системе обеспечение, указанное в частях 1 и 2 ст. 37 Закона, предоставляется участником закупки, с которым заключается контракт, до его заключения. Участник закупки, не выполнивший данного требования, признается уклонившимся от заключения контракта. В этом случае уклонение участника закупки от заключения контракта оформляется протоколом, который размещается в единой информационной системе и доводится до сведения всех участников закупки не позднее рабочего дня, следующего за днем подписания указанного протокола.
При проведении Аукциона начальная сумма цен единиц товара, работы, услуги была установлена в размере 152,68 рублей. Предложение победителя Аукциона ООО "Специал-инвест" составило 110 рублей (т.е. предложенная цена снижена более, чем на 25 процентов по сравнению с начальной суммой цен единиц товара), следовательно, к размеру обеспечения исполнения контракта применяются требования ст. 37 Закона о контрактной системе.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, 09.12.2022 Заказчик направил в адрес Общества проект контракта. 16.12.2022 Общество направило Заказчику протокол разногласий. 19.12.2022 Заказчик направил в адрес Общества доработанный проект контракта, следовательно, в срок не позднее 20.12.2022 Общество должно было подписать проект контракта, предоставить обеспечение исполнения контракта, а также предоставить обоснование предлагаемой суммы единиц товара.
19.12.2022 Общество подписало проект контракта, и предоставило обеспечение в полуторном размере от цены контракта в размере 77 520,53 рублей, что подтверждается и самим Обществом, согласно пояснениям в жалобе.
Исходя из изложенного, Обществом при подписании проекта контракта не были выполнены требования ст. 37 Закона о контрактной системе, а именно: предоставление участником закупки обеспечения исполнения контракта в размере, превышающем в полтора раза размер обеспечения исполнения контракта, указанный в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке), но не менее чем десять процентов от начальной (максимальной) цены контракта, то есть в размере 103 360,70 рублей. Установленное обеспечение было направлено Обществом Заказчику 20.12.2022. Однако, в соответствии с ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе участник закупки совершает одновременно подписание контракта и прикрепляет документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом. При подписании проекта контракта Общество предоставило обеспечение, не соответствующее требованиям ст. 37 Закона о контрактной системе, следовательно, не совершило одновременно все действия, направленные на заключение контракта.
Вместе с тем, Законом о контрактной системе не предусмотрено предоставление обеспечения в необходимом размере (в данном случае 103 360,70 рублей) после подписания проекта контракта и направления его Заказчику.
В соответствии с частью 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
По смыслу статьи 104 Закона о контрактной системе реестр недобросовестных поставщиков является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры осуществления закупки обязательств, одним из последствий которой является включение в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение), влекущее ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение, которое предполагает недобросовестное поведение лица, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона.
При рассмотрении вопроса о признании участника закупки уклонившимся от заключения контракта и подлежащим внесению в реестр недобросовестных поставщиков нельзя ограничиваться лишь формальным установлением факта нарушения таким участником норм Закона о контрактной системе, необходимо установить обстоятельства, свидетельствующие о недобросовестности участника закупки, его вины в уклонении от заключения контракта.
Согласно п. 14 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утв. Постановлением N1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации об участнике закупки (если основанием для направления обращения является уклонение участника закупки от заключения контракта) в реестр, если в результате проведения проверок:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований: к определению такого участника закупки лицом, с которым заключается контракт; к направлению такому участнику закупки проекта контракта, заключению контракта, признанию участника закупки уклонившимся от заключения контракта;
б) участником закупки в срок до признания его в соответствии с Законом о контрактной системе уклонившимся от заключения контракта осуществлены действия, свидетельствующие об отсутствии намерения уклониться от заключения контракта.
Наличие у антимонопольного органа сомнений в недобросовестности участника исключает возможность включения сведений о таком участнике в РНП, поскольку включение в РНП является исключительной мерой ответственности и применяется только к тем недобросовестным поставщикам, вина которых однозначно доказана, что подтверждается сложившейся судебной практикой (Постановление Арбитражного суда Московского округа от 06.10.2021 по делу NА40-177069/2020, Постановление Арбитражного суда Северо-Западного округа от 08.04.2019 по делу NА05-4547/2018 и др.).
При принятии настоящего решения Комиссией Удмуртского УФАС России учитываются следующие обстоятельства:
- доказательств наличия недобросовестного поведения Общества при заключении Контракта или умысла на уклонение от заключения Контракта не имеется;
- Общество ознакомилось с содержанием проекта контракта и на основании выявленных разногласий направило Заказчику соответствующий протокол разногласий, после чего в установленный срок подписало проект контракта в ЕИС, внесло обеспечение исполнения контракта в полуторном размере.
Таким образом, Обществом были совершены действия, свидетельствующие о наличии намерения заключить контракт, в связи с чем, оснований для включения в РНП сведений об ООО "Специал-инвест" не установлено.
На основании изложенного, руководствуясь статьями 99, 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N1078, Комиссия Удмуртского УФАС России по контролю в сфере закупок,
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Специал-инвест" (ИНН 9728047498) в связи с уклонением от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона N 45284 "Перчатки смотровые/процедурные" (номер извещения в ЕИС - 0813500000122019333) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в течение трех месяцев в Арбитражный суд Удмуртской Республики.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии
|
___________ <...>
___________ <...>
___________ <...> |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Удмуртской Республике от 26 декабря 2022 г. N 018/06/104-1083/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022