Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю по контролю торгов (далее - Комиссия Приморского УФАС России)
рассмотрев жалобу Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии по Приморскому краю
УСТАНОВИЛА:
В Приморское УФАС России поступила жалоба от Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии на действия комиссии Заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае при проведении электронного аукциона на оказание услуг физической охраны (извещение N 0320100015022000009) (далее - аукцион).
По мнению заявителя, при проведении закупки комиссия Заказчика допустила нарушение требований Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон N 44-ФЗ), так как нарушила порядок подведения итогов аукциона.
Заявитель считает, что ФГУП "УВО Минтранса России" не соответствует требованиям извещения о проведении аукциона и не вправе оказывать услуги по охране помещений заказчика.
Заказчик не согласен с доводами жалобы, представил письменные пояснения.
Заслушав пояснения сторон, рассмотрев материалы дела, сопоставив их с фактическими документами, и проведя внеплановую проверку, Комиссия Приморского УФАС России установила следующее.
Согласно п.1 ч.1 ст.31 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки заказчиком установлены единые требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки: копия документа, подтверждающего полномочия органа государственной власти или государственного предприятия, осуществляющих охранную деятельность в соответствии с законодательством Российской Федерации, наличие у участника государственных полномочий на осуществление охранной деятельности в отношении объекта(ов).
Заказчиком для участников электронного аукциона установлены требования их соответствия ст. 31 Закона N 44-ФЗ, в том числе ч. 1 ст. 31 Закона о контрактной системе, а именно: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки. То есть, участники электронного аукциона должны обладать полномочиями на осуществление охранной деятельности в отношении объекта (помещений Территориального управления, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Пологая, д. 21),
ФГУП "УВО Минтранса России", заявка которого на участие в электронном аукционе оспаривается Заявителем, как несоответствующая требованиям законодательства, является ведомственной охраной Минтранса России, созданной Министерством транспорта Российской Федерации в соответствии с положениями постановление Правительства Российской Федерации от 12.07.2000 N 514 "Об организации ведомственной охраны"; постановления Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 743 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации" (далее - УВО).
Согласно ст. 8 действующей редакции Федерального закона от 14.04.1999 N 77-ФЗ "О ведомственной охране" (далее - Закон 77-ФЗ) ведомственная охрана осуществляет охрану объектов, правообладателями которых являются федеральные государственные органы, федеральные органы исполнительной власти, имеющие право на создание ведомственной охраны, а также организации, в отношении которых указанные федеральные государственные органы и федеральные органы исполнительной власти осуществляют координацию и регулирование в установленной сфере деятельности.
В соответствии ч. 12 ст. 8 Закона N 77-ФЗ охрана ведомственной охраной объектов, не включенных в установленный срок в перечни, указанные в частях восьмой и одиннадцатой указанной статьи, за исключением объектов, защита которых осуществляется в соответствии с иными федеральными законами, запрещается.
То есть законом установлено исключение, позволяющее ведомственной охране осуществлять защиту объектов во исполнение иных федеральных законов.
В отношении помещений Территориального управления, расположенных по адресу: г. Владивосток, ул. Пологая, д. 21, установлены требования к его антитеррористической защищенности в соответствии с Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму", и постановлением Правительства Российской Федерации от 19.10.2021 N 1772 "Об утверждении требований к антитеррористической защищенности объектов (территорий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, подведомственных ему организаций и формы паспорта безопасности этих объектов (территорий) (далее - Требования).
Федеральным законом от 06.03.2006 N 35-ФЗ "О противодействии терроризму" установлены правовые и организационные основы противодействия терроризму (в том числе являющимися противоправным действием), согласно которым Правительство Российской Федерации устанавливает обязательные требования к антитеррористической защищенности объектов (территорий). Антитеррористическая защищенность объекта (территории) - это состояние защищенности здания, строения, сооружения, иного объекта, препятствующее совершению террористического акта.
В рамках обеспечения антитеррористической защищенности объектов должна быть организована охрана, при этом охрана объектов (территорий) может обеспечивается в том числе работниками подразделений ведомственной охраны федеральных органов исполнительной власти, имеющих право на создание ведомственной охраны.
Соответственно охрана помещений Территориального управления силами УВО полностью соответствует требованиям действующего законодательства.
Возможность осуществления охраны объекта Территориальное управление, в рамках законодательства о противодействии терроризму силами подразделений ведомственной охраны прямо предусмотрена законодательством о противодействии терроризму (N 35-ФЗ, Требованиями), в связи с чем, осуществление такой охраны не противоречит положениям ч. 12 ст. 8 Закона N 77-ФЗ.
Согласно ст. 2 Закона N 77-ФЗ основными задачами ведомственной охраны являются:
охрана объектов в целях предотвращения противоправных посягательств;
обеспечение на охраняемых объектах пропускного и внутри объектового режимов;
предупреждение и пресечение преступлений и административных правонарушений на охраняемых объектах.
Иные задачи на ведомственную охрану могут быть возложены в соответствии с федеральными законами.
Задачи, возложенные на ведомственную охрану, соответствуют мероприятиям, которыми должна обеспечиваться антитеррористическая защищенность объектов (территорий) Федерального агентства по управлению государственным имуществом, его территориальных органов, подведомственных организаций.
Положениями ст. 1 Закона N 77-ФЗ закреплено понятие "охраняемые объекты": охраняемые объекты - здания, строения, сооружения, прилегающие к ним территории и акватории, транспортные средства, а также грузы, в том числе при их транспортировке, денежные средства и иное имущество, подлежащие охране в целях предотвращения противоправных посягательств.
Вместе с тем, Закон N 77-ФЗ осуществляет правовое регулирование деятельности ведомственной охраны как в отношении "охраняемых объектов" (как подлежащих обязательной охране силами ведомственной охраны), так и в отношении иных объектов (не соответствующих понятию "охраняемых объектов"), в отношении которых обязательности охраны не установлено.
Частью 8 ст.8 Закона N 77-ФЗ установлено, что перечень охраняемых объектов определяется имеющими право на создание ведомственной охраны федеральными государственными органами, федеральными органами исполнительной власти и организациями и утверждается в порядке, установленном Правительством Российской Федерации (далее - Перечень).
Таким образом, если объект включен в Перечень, в отношении него применяются нормы об обязательности его охраны силами ведомственной охраны.
Определением Верховного суда Российской Федерации 03.12.2020 N 305-ЭС20-7387 однозначно утверждена исключительность полномочий ведомственной охраны при охране объектов, включенных в Перечень.
Одновременно с этим указанным определением Верховного суда Российской Федерации (равно как и другими судебными решениями, находящимися в свободном доступе: (Решение Арбитражного суда города Москвы от 21.08.2019 N А40-134139/19-139-1174; Постановление Девятого Арбитражного Апелляционного суда города Москвы от 08.11.2019 N А40- 134139/19; Постановление Арбитражного суда Московского округа от 25.02.2020 N А40-134139/19) установлена правоприменительная практика норм Закона N 77-ФЗ, регулирующим полномочия ведомственной охраны в отношении объектов, не включенных в Перечень. Охрана таких объектов ведомственной охраной может осуществляться при отсутствии ограничений, установленных нормативно-правовыми актами и уставными документами конкретной ведомственной охраны.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 11.10.2001 N 743 "Об утверждении Положения о ведомственной охране Министерства транспорта Российской Федерации", а также Уставом ФГУП "УВО Минтранса России", утверждённого распоряжением Минтранса России от 07.04.2020 N ЕД-76-р, поданном в составе заявке участника, таких ограничений не установлено.
Требования, принятые во исполнение ст. 5 Закона N 35-ФЗ, прямо предусматривают возможность осуществления охраны объектов в противодействии терроризму силами ведомственной охраны, согласно которого обеспечение охраны объекта Учреждения, в соответствии с требованиями законодательства о противодействии терроризму, может быть возложено на ведомственную охрану Минтранса России, путем заключения договора (контракта) на оказание услуг охраны объекта, в том числе его заключения на конкурентной основе.
Также обращаем внимание, что согласно ст. 49 ГК РФ, юридическое лицо может иметь гражданские права, соответствующие целям деятельности, предусмотренным в его учредительном документе и нести связанные с этой деятельностью обязанности. В силу ст. 113 ГК РФ, учредительным документом унитарного предприятия является его устав, утверждаемый уполномоченным государственным органом или органом местного самоуправления, если иное не предусмотрено законом.
Согласно ст. 3 Федерального закона от 14.11.2002 N 161-ФЗ "О государственных и муниципальных унитарных предприятиях" унитарное предприятие может иметь гражданские права, соответствующие предмету и целям его деятельности, предусмотренным в уставе этого унитарного предприятия, и нести связанные с этой деятельностью обязанности.
Положениями устава ФГУП "УВО Минтранса России", утвержденного распоряжением Минтранса России от 07.04.2020 N ЕД-76-р (далее - Устав УВО), представленного в составе заявки, предусмотрено, что УВО создано в целях осуществления деятельности, предусмотренной Законом N 77-ФЗ и оказания услуг юридическим и физическим лицам по охране объектов (пункты 2.1, 2.3, 2.3.1.1 Устава).
Таким образом, Устав УВО не устанавливает какого-либо запрета на осуществление УВО охраны объектов, не включенных в перечень объектов.
Следовательно аукционная комиссия приняв решение о соответствии ФГУП "УВО Минтранса России" требованиям извещения о проведении аукциона, не допустила нарушение подпункта "б" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона N 44-ФЗ.
По результатам проведенной внеплановой проверки Комиссия Приморского УФАС России не выявила нарушение Закона N 44-ФЗ.
На основании вышеизложенного, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона N 44-ФЗ, Комиссия Приморского УФАС России,
РЕШИЛА:
Признать жалобу Филиала ФГУП "Охрана" Росгвардии на действия комиссии Заказчика - Территориальное управление Федерального агентства по управлению государственным имуществом в Приморском крае при проведении электронного аукциона на оказание услуг физической охраны (извещение N 0320100015022000009) необоснованной.
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы по существу, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Приморскому краю от 26 декабря 2022 г. N 025/06/49-1315/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022