Резолютивная часть решения объявлена 23.12.2022 года.
Решение в полном объеме изготовлено 28.12.2022 года.
Комиссия Иркутского УФАС России по контролю соблюдения законодательства о закупках, торгах, порядке заключения договоров, порядке осуществления процедур, включенных в исчерпывающие перечни процедур в сферах строительства (далее - Комиссия) в составе:
Председатель Комиссии: "...";
члены комиссии: "..."; "...";
в отсутствие представителей Администрация Киренского городского поселения (далее - заказчик)., ООО ТД "Альфаком СБ" (далее - заявитель, участник закупки, общество);
рассмотрев жалобу заявителя на положения извещения при проведении электронного аукциона на "Поставка видеооборудования", извещение N 0134300013522000187 (далее - электронный аукцион), в порядке, предусмотренном статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее по тексту - Федеральный закон N 44-ФЗ), Приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 "Об утверждении административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Регламент ФАС), и в результате проведения внеплановой проверки в соответствии со статьей 99 Федерального закона N 44-ФЗ,
УСТАНОВИЛА:
в Иркутское УФАС России поступила жалоба заявителя на на положения извещения при проведении электронного аукциона на "Поставка видеооборудования", извещение N 0134300013522000187. Так заявитель считает, что заказчик необоснованно не установил в извещении данного электронного аукциона Постановление Правительства РФ от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (вместе с "Правилами формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации", "Порядком подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд"" (далее - Постановление Правительства РФ N 1236).
Также, по мнению заявителя, заказчик нарушил положения федерального закона N 44-ФЗ и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - правила КТРУ), утвержденных Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 (ред. от 31.10.2022) "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление Правительства N 145) в части неприменения правил КТРУ и установил избыточные требованиям к поставляемому товару.
Заказчиком представлены письменные пояснения относительно доводов жалобы, исходя из которых заказчик не согласен с доводами жалобы.
В ходе рассмотрения жалобы Комиссией установлено, что уполномоченным органом 28 октября 2022 года в единой информационной системе в сфере закупок, на сайте www.zakupki.gov.ru размещены Извещение о проведении электронного аукциона "Поставка системы видеонаблюдения", извещение N 0134200000122004997.
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 120 700 руб. 00 коп.
Комиссия, исследовав материалы дела, доводы заявителя, пояснения заказчика приходит к следующим выводам.
Согласно части 1 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ При осуществлении заказчиками закупок к товарам, происходящим из иностранного государства или группы иностранных государств, работам, услугам, соответственно выполняемым, оказываемым иностранными лицами, применяется национальный режим на равных условиях с товарами российского происхождения, работами, услугами, соответственно выполняемыми, оказываемыми российскими лицами, в случаях и на условиях, которые предусмотрены международными договорами Российской Федерации.
Частью 3 статьи 14 Федерального закона N 44-ФЗ в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Пунктом 15 части 1 статьи 42 Федерального закона N 44-ФЗ установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее информациюоб условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно техническому заданию данного электронного аукциона Заказчик закупает систему (комплект) видеонаблюдения.
В извещении данной закупки Заказчиком были установлены:
Ограничение допуска: Постановление Правительства РФ N 878 от 10.07.2019 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление Правительства N 878).
Условия допуска: Участникам, заявки или окончательные предложения которых содержат предложения о поставке товаров в соответствии с приказом Минфина России N 126н от 04.06.2018.
Постановлением Правительства РФ N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
В соответствии с п. 2 (1) Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 настоящего постановления под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Предметом спорной закупки является поставка видеооборудования.
Требования к характеристикам (показателям) требуемого заказчику оборудования установлены в техническом задании.
Проанализировав описание объекта закупки (характеристики требуемого заказчику оборудования), Комиссией установлено, что заказчиком осуществляется закупка оборудования без программного обеспечения, на что также указывает заказчик в своих письменных пояснениях.
Перечисленные в жалобе требования к объекту закупки являются характеристиками поставляемого по контракту товара и не отражают требований к используемому ПО на таком оборудовании.
Помимо прочего, контрактом не предусмотрена обязанность по установке и монтажу поставляемого товара, а, следовательно, и обязанность по установке программного обеспечения на такой товар у потенциального поставщика не возникает.
Кроме того, как указывает заказчик, Извещение и описание объекта закупки не содержит требований к поставляемому и (или) передаваемому программному обеспечению, на которое устанавливается запрет на допуск в соответствии с Постановлением N1236.
Таким образом Комиссией Иркутского УФАС России приходит к выводу о необоснованности данного довода жалобы.
В отношении довода о нарушении порядка применения правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд утвержденных Постановлением Правительства N 145 и установления избыточных требований к поставляемому товару заказчик поясняет следующее:
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование. В силу части 2 статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ документация о закупке в соответствии с требованиями, указанными в части 1 Закона о контрактной системе, должна содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей, а также значения показателей, которые не могут изменяться. Согласно извещению о проведении электронного аукциона заказчику необходимо к поставке следующее оборудование:
Позиция закупки код ОКПД2 26.40.33.190 сетевой видеорегистратор - описание в КТРУ отсутствует, тем самым Заказчик имеет право осуществить самостоятельно описания объекта закупки, о чем указывается в техническом задании.
Позиция закупки код 26.40.33.110 В КТРУ отсутствует позиция удовлетворяющая потребностям Заказчика, о чем указывается в техническом задании.
Позиция закупки код 26.30.30.000 В КТРУ отсутствует позиция удовлетворяющая потребностям Заказчика, о чем указывается в техническом задании.
Позиция закупки код 26.30.11.120-00000015 Wi-Fi роутер - описания объекта закупки осуществлено, согласно требованиям КТРУ.
Описание объекта закупки, в том числе требования к функциональным, техническим характеристикам товара, установлены заказчиком в Техническом задании.
При формировании технического задания заказчику предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, в том числе в целях надлежащего и целевого исполнения бюджетных обязательств. Технические, функциональные и качественные характеристики товара определены и сформированы заказчиком исходя из потребности Заказчика, в соответствии с п.2 ч.1 ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ. Если в техническом задании отсутствуют необходимые параметры и не конкретизирована комплектность закупаемого оборудования, то у потенциального поставщика будет отсутствовать обязанность включения их в комплект поставки, что приведет к невозможности использования оборудования в полной мере для удовлетворения потребности заказчика, что может привести к нецелевому использованию бюджетных средств и не достижению целей закупки, согласно установленных принципов ст.12 Федерального закона 44-ФЗ. Товар за указанным кодом КТРУ не соответствует целям проведения закупки, поскольку данная позиция описывает иное оборудование, которые не позволяют использовать требуемые для заказчика параметры и значения при описании объекта закупки. Характеристики, указанные заказчиком в описании объекта закупки, являются значимыми и не являются излишними. Данный ОКПД2 был применен в связи с тем, что в КТРУ отсутствуют коды, содержащие функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, соответствующие потребности Заказчика.
Таким образом, поскольку в КТРУ отсутствует позиция каталога, соответствующая закупаемому товару, руководствуясь п. 7 Правил КТРУ, Заказчик сформировал описание товара по общим правилам статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ, а не по правилам КТРУ. Руководствуясь нормами статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ при описании объекта закупки, Заказчик использовал код ОКПД2, соответствующий объекту закупки. Следовательно, Заказчик определил код ОКПД 2, как наиболее подходящий по объекту закупки, исходя из своих потребностей. Системное толкование норм Федерального закона N 44-ФЗ позволяет сделать вывод о том, что заказчик вправе определять такие требования к качеству, техническим и функциональным характеристикам товаров, которые соответствуют его потребностям с учетом специфики его деятельности и обеспечивают эффективное использование бюджетных средств, но не способствуют ограничению количества участников закупки. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, уточнить его характеристики, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
В случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в КТРУ отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями ст. 33 Федерального закона N 44-ФЗ, указав в качестве кода КТРУ код такого товара, работы, услуги согласно ОКПД2 (п. 7 Правил использования КТРУ).
При описании объекта закупки заказчиком проанализированы имеющиеся в ЕИС КТРУ с указанными техническими характеристиками, при этом данные характеристики не подходят под требования заказчика, что является основанием для неприменения этих кодов и характеристик КТРУ, а именно видеокамер уличных, с характеристиками указанными в ней. Кроме того, по данной позиции КТРУ указание дополнительных характеристик запрещено. Отмечено, что данные видеокамеры будут использованы на общественных территориях для организации обеспечения порядка. При изучении общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) заказчиком был найден наиболее подходящий код "26.40.33.110 Видеокамеры", который и был использован при закупке видеокамер уличных.
Как указывает заказчик Федеральный закон N 44-ФЗ не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям, маркам товара, не предусматривает ограничения по включению в извещение электронного аукциона требований к товарам, являющихся значимыми для заказчика, равно как и не предусматривает обязанность заказчика обосновывать свои потребности и причины при установлении требований к товарам и их характеристикам. Выбор показателей и характеристик объекта закупки остается за заказчиком.
Исходя из изложенного Заказчиком осуществлено описание объекта закупки следующим образом:
Позиция 7 Технического задания - описание объекта закупки осуществлено в соответствии с требованиями каталога товаров, работ и услуг, позиция 26.30.11.120-00000015.
Позиция 5 и 6 Технического задания - Заказчиком определены требования по габаритным размерам и заявлены в извещении, в связи с тем, что места предполагаемого в дальнейшем монтажа оборудования определены, что в свой очередь определило габаритные размеры и требования к оборудованию.
На данную закупку была подана заявка, что свидетельствует о возможности поставки данного товара в указанных характеристиках.
В отношении характеристик позиции 1,2,3,4 Технического задания при определении описания объекта закупки заказчиком был изучен рынок и в данные характеристики попадают как минимум товары трех производителей.
Заявителем жалобы не представлено документов, подтверждающих отсутствие товара с указанными в техническом задании характеристик товара.
Комиссия Иркутского УФАС России, принимая во внимание вышеизложенное, право заказчика на описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона N 44-ФЗ в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, в действиях заказчика отсутствуют нарушения требований Федерального закона N 44-ФЗ, а также постановления Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05 апреля 2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя необоснованной;
2. Отменить процедуру приостановления определения поставщика в части заключения контракта;
3. Копии решения направить сторонам по жалобе
Решение, принятое по результатам рассмотрения жалобы на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, специализированной организации, конкурсной, аукционной или котировочной комиссии, может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Иркутской области от 28 декабря 2022 г.
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022