Инспекция Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области по проведению плановых, внеплановых проверок по контролю в сфере закупок в составе:
- <_> - заместителя председателя инспекции, начальника отдела контроля закупок,
- <_> - члена инспекции, ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок;
- <_> - члена инспекции, специалиста-эксперта отдела контроля закупок,
со стороны заказчика - ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства":
- <_> (представитель по доверенности);
со стороны общества с ограниченной ответственностью "ИнжКомСеть" (далее - ООО "ИнжКомСеть"/общество/подрядчик):
- <_> (представитель по доверенности),
рассмотрев представленные заказчиком - ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства" документы и сведения об ООО "ИнжКомСеть" (101000, г. Москва 77, Подсосенский пер., д. 20, стр. 1, этаж 1, пом. iv, комн. 5, ИНН 7714788855), подлежащие включению в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт водосточной системы и свесов кровли общежития N1, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Беляева, дом 16" (извещение N 0355100008622000023 от 14.07.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru), руководствуясь статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации",
УСТАНОВИЛА:
16.12.2022 в Управлении Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области зарегистрировано обращение ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства" о включении сведений об ООО "ИнжКомСеть" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронного аукциона "Капитальный ремонт водосточной системы и свесов кровли общежития N1, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Беляева, дом 16" (извещение N 0355100008622000023 от 14.07.2022, опубликовано на сайте www.zakupki.gov.ru).
Заседание Комиссии Управления в соответствии с уведомлением от 19.12.2022 назначено на 22.12.2022 в 14 часов 30 минут.
Представитель заказчика, представитель ООО "ИнжКомСеть" принимают дистанционное участие в заседании Инспекции Управления в порядке, предусмотренном письмом ФАС России от 03.04.2020 N ИА/27903/20.
В ходе заседания Инспекции Управления представитель заказчика озвучил обстоятельства исполнения контракта и принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. 02.08.2022 между ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства" и ООО "ИнжКомСеть" заключен контракт на выполнение работ по капитальному ремонту водосточной системы и свесов кровли общежития. Срок выполнения работ составляет 60 календарных дней с даты заключения контракта. В указанный срок подрядчик работы полностью не выполнил, в связи с чем 03.12.2022 заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На заседании Инспекции представитель ООО "ИнжКомСеть" поддержал доводы, изложенные в письменных пояснениях, указал, что обществом не был исполнен контракт в полном объеме ввиду выявленных несоответствий между предполагаемыми по проекту к использованию строительными материалами и фактическими обстоятельствами, выявленными при начале выполнения работ. Также указал, что на выполнение работ дополнительно повлиял распад строительной бригады в связи с частичной мобилизацией.
В целях получения дополнительных документов и информации, необходимых для принятия решения по обращению, в заседании Инспекции Управления был объявлен перерыв до 15 часов 00 минут 23.12.2022.
В рамках рассмотрения обращения и в результате осуществления внеплановой проверки соблюдения законодательства при проведении электронного аукциона Инспекцией Управления установлено следующее.
14.07.2022 на официальном сайте www.zakupki.gov.ru размещено извещение N 0355100008622000023 о проведении электронного аукциона "Капитальный ремонт водосточной системы и свесов кровли общежития N1, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Беляева, дом 16".
Начальная (максимальная) цена контракта - 3 768 510,00 рублей.
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) N ИЭА1 от 22.07.2022 в электронном аукционе приняло участие 2 участников. Победителем признано ООО "ИнжКомСеть", которое предложило по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта наименьшую цену - 3 240 918,60 рублей.
02.08.2022 между заказчиком и ООО "ИнжКомСеть" заключен контракт. Реестровый номер контракта - 1583500078622000022.
В силу пункта 1.1 контракта Заказчик поручает, а Подрядчик обязуется выполнить работы по капитальному ремонту водосточной системы и свесов кровли общежития N1, расположенного по адресу: Пензенская область, г. Пенза, ул. Беляева, дом 16 в соответствии с проектно-сметной документацией (Приложение N1 к настоящему Контракту) являющейся неотъемлемой частью настоящего Контракта. Заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его.
Из пункта 2.1 контракта следует, что срок выполнения работ: в течение 60 календарных дней с даты заключения контракта и направления Заказчиком заявки о начале выполнения работ.
25.08.2022 заказчик направил в адрес ООО "ИнжКомСеть" письмо с требованием предоставить сведения о проведенных подготовительных мероприятиях к началу работ, документах, свидетельствующих о закупке строительных материалов.
08.09.2022 общество направило ответ на письмо заказчика, в котором принесло извинения за задержку начала работ, а также сообщило, что требуемые для выполнения работ материалы закуплены. Также подрядчик просил дать разъяснения в части проектно-сметной документации и размеров определенных деталей.
22.09.2022 заказчиком в адрес ООО "ИнжКомСеть" направлены соответствующие разъяснения.
27.09.2022 общество в адрес заказчика направило письмо, в котором указало, что в целях исполнения контракта заказаны закладные детали, изготавливаемые отдельно для данного объекта, а также сформирован график работ, откорректированный с учетом ожидания поставок указанных деталей.
Так как по состоянию на 22.11.2022 подрядчик выполнил лишь часть работ (не более 15%), а с 15.11.2022 работы на объекте не велись, 24.11.2022 заказчик направил в адрес ООО "ИнжКомСеть" претензию с требованием сообщить причину приостановки работ, а также сроки их завершения.
25.11.2022 в ответе на претензию общество сообщило, что задержка выполнения работ произошла по причине возникновения затруднений с финансированием, однако данная проблема устранена, работы будут возобновлены, а на объект в ближайшее время будут завезены дополнительные строительные материалы, заказанные подрядчиком.
В соответствии со статьей 309 Гражданского Кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями и иными обычно предъявляемыми требованиями.
Согласно части 8 статьи 95 Закона о контрактной системе расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.2 контракта установлено, что контракт может быть расторгнут в соответствии с ч. 8 ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ:
- по соглашению Сторон;
- в судебном порядке;
- в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством и в соответствии с положениями частей 9-23 ст.95 Федерального закона N 44-ФЗ.
Перечень случаев одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, в том числе:
- отступление подрядчика, исполнителя в работе, услуге от условий контракта или иные недостатки результата работы, которые не были устранены в установленный заказчиком разумный срок, либо являются существенными и неустранимыми (пункт 3 статьи 723 ГК РФ).
В случае одностороннего отказа от исполнения контракта, заказчик обязан соблюсти последовательность и сроки совершения действий, предусмотренных частями 12,13 статьи 95 закона N 44 ФЗ.
В связи с тем, что ООО "ИнжКомСеть" не были исполнены в установленный срок контрактные обязательства, заказчиком 03.12.2022 принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно пунктам 1-3 части 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Датой надлежащего уведомления ООО "ИнжКомСеть" о принятом решении следует считать 03.12.2022. 14.12.2022 - дата вступления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу.
Как следует из части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
В силу части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков в срок, предусмотренный подпунктом "б" пункта 2 части 6 статьи 51, подпунктом "в" пункта 4 части 14 статьи 73, частями 16 и 22.2 статьи 95 настоящего Федерального закона, или не позднее двух рабочих дней, следующих за днем поступления заказчику решения суда о расторжении контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта.
Заказчик обратился в Пензенское УФАС России 16.12.2022, т.е. в соответствии с требованиями части 4 статьи 104 Закона о контрактной системе.
Согласно части 7 статьи 104 Закона о контрактной системе в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Пунктом 13 Правил ведения РНП определено, что не позднее пяти рабочих дней со дня, следующего за днем поступления обращения, орган контроля рассматривает обращение, проводит проверку содержащихся в обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта, о расторжении контракта по решению суда в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта или об отсутствии оснований для одностороннего отказа поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта, а также внеплановую проверку, предусмотренную пунктом 5 части 15 статьи 99 Федерального закона, по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона, в случае выявления нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с подпунктом "а" пункта 15 Правил ведения РНП орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр, если при рассмотрении обращения, направленного в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, и при проведении проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
- выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятия заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
- заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
- поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
- принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
- надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств, в том числе в связи с мобилизацией в Российской Федерации, введением санкций и (или) мер ограничительного характера. К таким обстоятельствам не относится отказ поставщика (подрядчика, исполнителя) от исполнения контракта по причине введения санкций и (или) мер ограничительного характера в отношении заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в части 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере закупок, а, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, участник должен сознавать возможность наступления для него неблагоприятных последствий в случае ненадлежащего исполнения обязательств.
Решение о включении (невключении) сведений о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр в связи с принятием заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта принимается контрольным органом в сфере закупок в каждом конкретном случае, исходя из всех обстоятельств дела и представленных заказчиком и поставщиком (подрядчиком, исполнителем) документов и доказательств.
Как следует из материалов по обращению, письменных и устных пояснений представителя ООО "ИнжКомСеть", общество полностью не выполнило работы, предусмотренные контрактом, ввиду распада строительной бригады в связи с призывом части её состава по частичной мобилизации в Российской Федерации. Кроме того, представитель ООО "ИнжКомСеть" на заседании Инспекции сообщил, что просрочка исполнения обязательств была также обусловлена тем, что подрядчиком в ходе выполнения работ выявлены несоответствия размеров строительных материалов, указанных в проектно-сметной документации, фактически требуемым размерам этих самых материалов на объект, исходя из их конструктивных особенностей. При этом общество в целях исполнения контракта закупило строительные материалы на общую сумму 1 360 496,00 рублей. В подтверждение своих доводов представитель ООО "ИнжКомСеть" представил договоры с работниками, входящими в состав строительной бригады и призванными в ходе проведения частичной мобилизации (N N 56, 57, 58, 59 от 15.08.2022), повестки из военного комиссариата, которые получили указанные работки, а также счета на оплату (N 448851 от 05.09.2022, N 91 от 25.10.2022), договор поставки с ООО "Тигр Рус" (N КПЛ-22-0659 от 25.10.2022), платежные поручения (N N 647, 646 от 25.10.2022), товарные накладные (N N 40, 48 от 25.10.2022). Общество также представило для обозрения Инспекции доказательства добросовестного поведения при исполнении государственных контрактов.
Заказчик на заседании Инспекции не настаивал на включении ООО "ИнжКомСеть" в реестр недобросовестных поставщиков, оставил решение на усмотрение Инспекции.
Учитывая изложенное, Инспекция Управления полагает, что ООО "ИнжКомСеть" имело заинтересованность в исполнении контракта, при этом отсутствуют основания полагать, что общество, действуя недобросовестно, имело намерение уклониться от исполнения взятых на себя обязательств по контракту.
При указанных обстоятельствах Инспекция считает, что санкция в отношении ООО "ИнжКомСеть" в виде включения в реестр недобросовестных поставщиков не будет отвечать целям реализации ведения реестра, поскольку представленные документы и информация не свидетельствуют о наличии достаточных и достоверных доказательств умышленного недобросовестного поведения общества.
Рассмотрев представленные документы и материалы, оценив приведенные сторонами доводы, Инспекция Управления пришла к выводу об отсутствии оснований для включения сведений об ООО "ИнжКомСеть" в реестр недобросовестных поставщиков.
Учитывая вышеизложенное и руководствуясь частью 15 статьи 99, статьей 104 Закона о контрактной системе, Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), Инспекция Управления
РЕШИЛА:
Сведения, представленные заказчиком - ФГБОУ ВО "Пензенский государственный университет архитектуры и строительства" в отношении общества с ограниченной ответственностью "ИнжКомСеть" (101000, г. Москва 77, Подсосенский пер., д. 20, стр. 1, этаж 1, пом. iv, комн. 5, ИНН 7714788855) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Заместитель Председателя инспекции
Члены инспекции |
<_>
<_>
<_>
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пензенской области от 23 декабря 2022 г. N 058/06/104-896/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 28.12.2022