Комиссией Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд:
Председателя Комиссии:
Яфизова А.А. - заместителя руководителя,
Членов Комиссии:
Гиниятуллиной Л.Р. - главного специалиста-эксперта,
Салимзянова А.И. - ведущего специалиста-эксперта,
в присутствии представителей заказчика ГКУ "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан" - Трошихиной М.А. (доверенность б/н от 21.12.2022 г.), Ярко И.М. (доверенность б/н от 21.12.2022 г.), в присутствии представителя заявителя ООО "ТДЮС" - Никитина Д. (доверенность б/н от 16.12.2022 г.), рассмотрев посредством видеоконференцсвязи жалобу заявителя ООО "ТДЮС" (вх. N15528/ж от 15.12.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан" при проведении закупки N0811500001122000108 на предмет: "Оказание услуг по предоставлению доступа к сервису видео-конференц-связи с интерфейсом на русском и татарском языках для государственных нужд Республики Татарстан",
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении электронного аукциона N0811500001122000108 размещено на официальном сайте Российской Федерации для размещения информации о размещении заказов www.zakupki.gov.ru 08.12.2022 г.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 244 000,00 руб.
Суть жалобы: по мнению заявителя, заказчиком при проведении закупки нарушены требования действующего законодательства о контрактной системе.
Представители заказчика с доводами, изложенными в жалобе, не согласились, представили письменные и устные пояснения, а также документы по закупке, которые приобщены к материалам дела.
Комиссия Татарстанского УФАС России по результатам рассмотрения доводов заявителя на действия заказчика, и позиции заказчика, изучения извещения электронного аукциона, приходит к следующим выводам.
1. Относительно довода заявителя об ошибочном выборе заказчиком кода ОКПД 2 к предмету закупки.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
- описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании в документации о закупке объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона объектом закупки является "Оказание услуг по предоставлению доступа к сервису видео-конференц-связи с интерфейсом на русском и татарском языках" и заказчиком выбран ОКПД2 - 62.02.30.000 - Услуги по технической поддержке информационных технологий.
Согласно позиции заявителя предметом закупки фактически является приобретение неисключительных прав на использование программного обеспечения ВКС и заказчику следовало выбрать код ОКПД2 58.29.50.000 - Услуги по предоставлению лицензий на право использовать компьютерное программное обеспечение.
Вместе с тем, исходя из пункта 3 технического задания (приложение 1 к контракту) заказчиком установлено, что в рамках оказания услуг по предоставлению доступа к сервису видео-конференц-связи с интерфейсом на русском и татарском языках для государственных нужд Республики Татарстан Исполнитель обязан оказывать следующие виды услуг:
- предоставление доступа для Заказчика, а также лиц, которых предоставит Заказчик (без ограничений по количеству), к Сервису ВКС с интерфейсом на русском и татарском языках для самостоятельного планирования и проведения совещаний в режиме видео-конференц-связи, с общим количеством одновременных подключений не менее 1100 участников, который должен соответствовать требованиям, указанным в разделах 4 - 12 настоящих Технических требований, доступ предоставляется для использования Сервиса ВКС на срок 3 месяца;
- оказание услуг по техническому сопровождению в соответствии с разделом 13 настоящих Технических требований в течение 3 месяцев с момента предоставления доступа.
При этом, заказчик не приобретает каких-либо прав на использование программного обеспечения, не принимает программное обеспечение к бухгалтерскому учету и не ставит на баланс. От исполнителя по контракту требуется оказать заказчику услугу по организации работы любого сервиса ВКС, который соответствует требованиям технического задания, в связи с чем заказчиком установлен код ОКПД2 62.02.30.000.
Таким образом, учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу об отсутствии в действиях заказчика при применении кода ОКПД2 нарушений действующего законодательства о контрактной системе.
Довод заявителя признан необоснованным.
2. Относительно довода заявителя об отсутствии установления запрета заказчиком по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236.
Согласно пункту 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию:
- информация об условиях, о запретах и об ограничениях допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, в случае, если такие условия, запреты и ограничения установлены в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона.
Согласно части 3 статьи 14 Закона о контрактной системе в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг (далее - минимальная доля закупок), и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок. В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с настоящей частью запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в единой информационной системе обоснование невозможности соблюдени яуказанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное. В таких нормативных правовых актах устанавливается порядок подготовки обоснования невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, а также требования к его содержанию. Определение страны происхождения указанных товаров осуществляется в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Постановлением Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения (далее - программное обеспечение и (или) права на него), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, за исключением следующих случаев:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
Согласно порядку подготовки обоснования невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации (далее - реестр евразийского программного обеспечения), для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - обоснование) обоснование подготавливается заказчиком при осуществлении закупки программного обеспечения в следующих случаях:
а) в едином реестре российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных (далее - реестр российского программного обеспечения) и реестре евразийского программного обеспечения отсутствуют сведения о программном обеспечении, соответствующем тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке;
б) программное обеспечение, сведения о котором включены в реестр российского программного обеспечения и (или) реестр евразийского программного обеспечения и которое соответствует тому же классу программного обеспечения, что и программное обеспечение, планируемое к закупке, по своим функциональным, техническим и (или) эксплуатационным характеристикам не соответствует установленным заказчиком требованиям к планируемому к закупке программному обеспечению.
При этом согласно пункту 2.1 Постановления N 1236 для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а) поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б) поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в) выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г) оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
Предметом рассматриваемой закупки является оказание услуг по предоставлению доступа к сервису видео-конференц-связи с интерфейсом на русском и татарском языках для государственных нужд Республики Татарстан.
Таким образом, учитывая пункт 2.1 Постановления N 1236, Комиссия приходит к выводу, что объект закупки подпадает под действие Постановления Правительства РФ от 16.11.2015 г. N 1236.
Вместе с тем, Комиссией установлено, что заказчиком в Извещении не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств. При этом обоснование невозможности соблюдения запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в ЕИС не размещено.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что вышеуказанные действия заказчика нарушают требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
Довод заявителя признан обоснованным.
3. Относительно довода заявителя об установлении заказчиком таких характеристик требуемого к поставке товара, которые ограничивают число частников закупки.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе установлено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Следовательно, основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников закупок, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективности и результативности обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
- в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
- использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно позиции заявителя, в пункте 5 технического задания заказчиком указана характеристика предоставляемого сервиса: "Выбор языка интерфейса управления и планирования на русском и татарском языках". Указание такой характеристики влечет ограничение числа участников, ограничивает возможность поставки иного российского программного обеспечения кроме платформы IZUM.
На заседании Комиссии, заказчик пояснил, что включение требования к наличию интерфейса на русском и татарском языках связано с закупкой услуг для нужд органов государственной власти Республики Татарстан, где сервис ВКС может быть использован для проведения переговоров с гражданами, которые не владеют русским языком.
Кроме того, государственными языками в Республике Татарстан согласно статье 3 Закона РТ от 08.07.1992 г. N1560-XII "О государственных языках Республики Татарстан и других языках в Республики Татарстан" являются равноправные татарский и русский языки.
В деятельности органов местного самоуправления, государственных органов, предприятий, учреждений и иных организаций Республики Татарстан используются государственные языки Республики Татарстан.
Также Комиссия отмечает, что в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, при описании объекта закупки заказчик наделен полномочиями по определению соответствующих функциональных, технических и иных качественных характеристик, эксплуатационных характеристик объекта закупки (при необходимости), максимально определяющих потребность заказчика.
При этом, в технических требованиях заказчика содержатся требования к функциональности сервиса, в отношении которого оказываются услуги, и не указаны ни товарные знаки, ни конкретный производитель, ни характеристики конкретного сервиса.
Таким образом, Комиссия Татарстанского УФАС России приходит к выводу о соблюдении заказчиком норм законодательства о контрактной системе при описании объекта закупки.
Довод заявителя признан необоснованным.
Вместе с тем, учитывая, что выявленное нарушение могло повлиять на результаты определения поставщика, исполнителя, Комиссией принято решение о выдаче заказчику предписания об устранении нарушений действующего законодательства.
На основании вышеизложенного, руководствуясь пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу заявителя ООО "ТДЮС" (вх. N15528/ж от 15.12.2022 г.) на действия заказчика ГКУ "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан" при проведении закупки N0811500001122000108 на предмет: "Оказание услуг по предоставлению доступа к сервису видео-конференц-связи с интерфейсом на русском и татарском языках для государственных нужд Республики Татарстан" частично обоснованной, а именно по второму доводу в части не установления заказчиком в извещении запрета по Постановлению Правительства РФ от 16.11.2015 г. N1236.
2. Признать заказчика ГКУ "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан" нарушившим требования части 3 статьи 14, пункта 15 части 1 статьи 42 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
3. Выдать заказчику ГКУ "Центр цифровой трансформации Республики Татарстан" предписание об устранении нарушений действующего законодательства.
4. Передать в установленном порядке материалы должностному лицу Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан для рассмотрения вопроса о необходимости возбуждения административного производства в отношении лиц, допустивших нарушение норм законодательства о контрактной системе.
Решение Комиссии может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
А.А. Яфизов |
Члены Комиссии |
Л.Р. Гиниятуллина
А.И. Салимзянов |
|
|
Исп.: Гиниятуллина Лейсан Рустамовна
Тел. (843) 238-24-86
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Татарстан от 22 декабря 2022 г. N 016/06/14-1942/2022 (ключевые темы: характеристика - государственные и муниципальные нужды - товар. работа. услуга. - товарный знак - иностранные государства)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022