Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в присутствии по ВКС представителя Уполномоченного учреждения - ГКУ КК "ДГЗ" Бакланова С.А. (доверенность в материалах дела), в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГБУЗ "Городская больница г. Армавира" МЗ КК Старыгиной Л.А. (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителей ИП Кухто Т.А., рассмотрев жалобу ИП Кухто Т.А. (далее - Заявитель) на действия ГБУЗ "Городская больница г. Армавира" МЗ КК при проведении электронного аукциона: "Поставка изделий медицинского назначения (Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования)" (извещение N 0818500000822008945) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступила жалоба Заявителя о нарушении Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что в описании объекта закупки по п.1, п.6, п.8 установлены требования к наличию ЭКГ кабеля под одного производителя Bbbraun, что приводит к ограничению количество участников закупки.
Уполномоченное учреждение и Заказчик предоставили письменные пояснения. С доводами жалобы Заявителя не согласны.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Уполномоченным учреждением - ГКУ КК "ДГЗ" проводился электронный аукцион: "Поставка изделий медицинского назначения (Набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования)" (извещение N 0818500000822008945).
Заказчик- ГБУЗ "Городская больница г. Армавира" МЗ КК.
Начальная (максимальная) цена контракта - 5 957 001,80 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании ч.3 ст.33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе, порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 утверждены Правила формирования и ведения в Единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с п. 2 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, каталог используется заказчиками в целях:
а) обеспечения применения информации о товарах, работах, услугах, в том числе в: извещении об осуществлении закупки,
б) описания объектов закупки, которое включается в извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке.
В соответствии с п. 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее-ПП 145), с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Как установлено, в извещении о проведении рассматриваемого электронного аукциона заказчиком в качестве кода каталога товара, работы, услуги указан код товара согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) 32.50.13.110 шприцы, иглы, катетеры, канюли и аналогичные инструменты.
Заказчиком был применен КТРУ - 32.50.13.110-00005159 набор для катетеризации центральных вен, кратковременного использования.
Согласно п. 5 Правил ПП N 145 заказчик вправе указать дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в т.ч. функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, которые не предусмотрены в каталожной позиции, в соответствии с положениями ст. 33 Закона N 44-ФЗ. В этом случае заказчик обязан включить в описание объекта закупки обоснование необходимости использования такой информации. В описании объекта закупки включено обоснование необходимости использования дополнительных характеристик товара.
При описании применены дополнительные показатели, требования, отражающие потребности заказчика. Установленные дополнительные характеристики, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики объекта закупки являются значимыми для заказчика, обусловлены целями оказания квалифицированной медицинской помощи пациентам учреждения.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке по п.1, п.6, п.8 следующий товар:
Положениями ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.
Описание объекта закупки не содержит указание на знаки обслуживания, фирменные наименования, патенты, полезные модели, промышленные образцы, наименование места происхождения товара или наименование производителя, а предъявленные требования призваны обеспечить поставку товара, удовлетворяющего потребности заказчика в определённом функционале.
Катетеризация центральных вен является одним из необходимых мероприятий интенсивной терапии критических состояний. Как правило,эту операцию проводят на основании знаний о нормальной анатомии, руководствуясь наружными ориентирами (ключица, грудино-ключично-сосцевидная мышца, яремная вырезка и т.д.). Однако, существует множество факторов, затрудняющих налаживание сосудистого доступа у больных, находящихся в тяжёлом состоянии: особенности телосложения, гиповолемия, шок, врождённые деформации и аномалии развития. В связи с этим, вероятность таких тяжёлых осложнений при катетеризации как пневмоторакс, гемоторакс, лимфоторакс и их сочетаний остаётся достаточно высокой.
Согласно правовой позиции Верховного суда Российской Федерации, изложенной в п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017, указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учётом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Кабель ЭКГ (он же соединительный кабель ЭКГ, кабель ECG) имеется в идентичных наборах, как минимум 4 производителей, представленных на рынке РФ. Например, в данном лечебном учреждении использовались наборы с соединительным кабелем ЭКГ производства Альба Хелскеа, Б.Браун Мельзунген и Медерен Неотех. Также нам известны наборы с ЭКГ кабелем производства Эрроу Интернешнл. Регистрационные удостоверения Альба Хелскеа и Эрроу Интернешнл не имеют в своем описании составов наборов, но практика применения Альба и информация из официальных каталогов Эрроу свидетельствуют о наличии кабеля ЭКГ.
Альба Хелскеа ЛЛС, США - РУ NФСЗ 2008/01280 от 16 февраля 2017 года Эрроу Интернешнл ЛЛС, США - РУ NРЗН 2013/918 от 27 декабря 2021 года.
В регистрационных удостоверениях Б.Браун Мельзунген и Медерен Неотех имеются указания на наличие кабеля ЭКГ. У Б.Браун Мельзунген он называется кабель соединительный для ЭКГ-электрода внутрипредсердного (встречается в наборах начиная с листа N 8 РУ), у Медерен Неотех он называется кабель соединительный (встречается в наборах Optimum ECG, начиная с листа N97 РУ)
Б.Браун Мельзунген АГ, Германия - РУ NФСЗ 2010/07328 от 23 марта 2021 года Медерен Неотех Лтд, Израиль - РУ NРЗН 2021/13982 от 12 апреля 2021 года.
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Кухто Т.А. необоснованной.
2. Отменить приостановление определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта (извещение N 0818500000822008945).
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 26 декабря 2022 г. N 023/06/33-6255/2022 (ключевые темы: товар. работа. услуга. - государственные и муниципальные нужды - участники закупок - характеристика - электронный аукцион)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022