Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд
в присутствии по ВКС представителя Заказчика - ГУ Краснодарское региональное отделение ФСС РФ Сигаевой Л.А. (доверенности в материалах дела), в отсутствие представителей ООО "Уч-Сфера", по обращению ООО "Уч-Сфера" (далее - Заявитель) проведена внеплановая проверка ГУ Краснодарское региональное отделение ФСС РФ при проведении электронного аукциона: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (извещение N 0218100003722000271) в части нарушения Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю поступило обращение от ООО "Уч-сфера" о том, что Заказчик установил требование к месту оказания услуг: курорт Геленджик, что приводит к ограничению количество участников закупки.
Рассмотрев представленные материалы, Комиссия пришла к следующим выводам.
Заказчик предоставил письменные пояснения. С доводами жалобы Заявителя не согласны.
Заказчиком - ГУ Краснодарское региональное отделение ФСС РФ проводился электронный аукцион: "Оказание услуг по санаторно-курортному лечению граждан, имеющих право на получение государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг" (извещение N 0218100003722000265).
Начальная (максимальная) цена контракта 6 137 460,00 руб.
Согласно ч.1 ст.49 Закона о контрактной системе электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
На основании ч.2 ст.8 Закона о контрактной системе конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В соответствии с ч.2 ст.42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
2) обоснование начальной (максимальной) цены контракта с указанием информации о валюте, используемой для формирования цены контракта и расчетов с поставщиком (подрядчиком, исполнителем), порядка применения официального курса иностранной валюты к рублю Российской Федерации, установленного Центральным банком Российской Федерации и используемого при оплате контракта;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки;
4) порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом;
5) проект контракта.
Согласно п.1), п.2) ч.1 ст.33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В соответствии с ч.2 ст.33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно Разделу "Описание объекта закупки" Заказчику требуется к поставке по следующий товар:
N п/п |
Наименование товара, работ, услуг |
Кол-во (объем) |
Ед. изм. |
Цена за ед. изм.*(1), руб. |
Цена по позиции*(2), руб. |
1 |
Услуги, предоставляемые отдельным категориям граждан государственной социальной помощи в виде набора социальных услуг в части санаторно-курортного лечения, в санатории с болезнями мочеполовой системы: Путевка с лечением для взрослого |
900 |
койко-день |
1 461,30 |
1 315 170,00 |
ИТОГО: |
900 |
|
|
1 315 170,00 |
1.13. Место доставки товара, выполнения работы или оказания услуг: Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Геленджик.
Положениями ст. 4 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) предусмотрено, что одним из основных принципов охраны здоровья является доступность и качество медицинской помощи.
Приказом Минздрава России от 05.05.2016 N 279н "Об утверждении Порядка организации санаторно-курортного лечения" (далее - Порядок) утвержден порядок организации санаторно-курортного лечения, который устанавливает правила организации и оказания санаторно-курортного лечения взрослому и детскому населению в медицинских организациях (санаторнокурортными организациями) и иных организациях, осуществляющих медицинскую деятельность (далее - медицинская организация), на территории Российской Федерации
Санаторно-курортное лечение включает в себя медицинскую помощь, осуществляемую медицинскими организациями в профилактических, лечебных и реабилитационных целях на основе использования природных лечебных ресурсов, в том числе в условиях пребывания в лечебно-оздоровительных местностях и на курортах.
Санаторно-курортное лечение осуществляется в санаторно-курортных организациях (в санаториях и других организациях) всех форм собственности, имеющих лицензию на медицинскую деятельность, полученную в порядке, установленном законодательством Российской Федерации.
Санаторно-курортное лечение осуществляется при наличии медицинских показаний и отсутствии медицинских противопоказаний для санаторнокурортного лечения, утверждаемых Министерством здравоохранения Российской Федерации (Приказ МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н), которые определяются лечащим врачом по результатам объективного состояния здоровья на основании данных медицинского обследования.
Указанный выше Порядок не содержит определенные профили лечения и место оказания услуг, что свидетельствует о том, что для проведения мероприятий по лечению граждан, направленных в соответствии с Приказом МЗ РФ от 28.09.2020 N 1029н "Об утверждении перечней медицинских показаний и противопоказаний для санаторно-курортного лечения", эти условия не имеют существенного значения.
В соответствии с пунктом 1.4 Приказа Минздравсоцразвития России от 22.11.2004 N 256 "О Порядке медицинского отбора и направления больных на санаторно-курортное лечение", при решении вопроса о выборе курорта, помимо заболевания в соответствии с которым больному рекомендовано санаторно-курортное лечение, следует учитывать наличие сопутствующих заболеваний, условия поездки на курорт, контрастность климатогеографических условий, особенности природных лечебных факторов и других условий лечения на рекомендуемых курортах.
Больных, которым показано санаторно-курортное лечение, но отягощенных сопутствующими заболеваниями, либо с нарушениями здоровья возрастного характера, в тех случаях, когда поездка на отдаленные курорты может вредно отразиться на общем состоянии здоровья, следует направлять в близрасположенные санаторно-курортные организации необходимого профиля.
Граждане льготных категорий, большая часть из которых инвалиды I, II, III группы, дети - инвалиды, находятся в "группе риска", которым не рекомендованы резкие изменения климатических зон, а также нахождение длительное время в пути следования к месту санаторно-курортного лечения и обратно, размещение заказов по отбору здравниц для оказания услуг по санаторно-курортному лечению гражданам льготных категорий осуществляется в климатической зоне их проживания, то есть на территории Краснодарского края.
Направление на санаторнокурортное лечение осуществляет лечащий врач, отражая показания к санаторно-курортному лечению в справке для получения путевки на санаторнокурортное лечение. Заказчик провел анализ справок и определил соответствующее место оказания услуг (справки прилагаются).
Заказчиком местом оказания услуг определено - Черноморское побережье Краснодарского края, город-курорт Геленджик.
В состав города-курорта Геленджик входит 21 населенный пункт - г. Геленджик, село Архипо-Осиповка, село Текос, село Тешебс, село Кабардинка, хутор Афонка, село Виноградное, село Марьина Роща, село Дивноморское, село Адербиевка, село Возрождение, хутор Джанхот, село Прасковеевка, поселок Светлый, хутор Широкая Щель, село Пшада, село Береговое, хутор Бетта, село Криница, село Михайловский Перевал, хутор Широкая Пшадская Щель.
Заказчик пояснил, что данные установленные требования не ограничивают круг участников, так например под заявленные требования подходят:
1) Общество с ограниченной ответственностью "Санаторий Русь";
2) Закрытое акционерное общество Лечебно-оздоровительный комплекс "Солнечная";
3) Закрытое акционерное общество "санаторий "Жемчужина моря";
4) Негосударственное лечебно-профилактическое учреждение "Санаторий "Солнечный берег" Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых";
5) Открытое акционерное общество Санаторий "Голубая даль";
6) ФГБУ "НМИЦ РК" Минздрава России Санаторно-курортного комплекса "Вулан"-научно-клинического филиала федерального государственного бюджетного учреждения "Национальный медицинский исследовательский центр реабилитации и курортологии" Министерства здравоохранения Российской Федерации;
7) Акционерное общество "Санаторий "Красная Талка".
Заказчик пояснил, что на территории существуют и другие санаторно-курортные организации, расположенные в пределах города-курорта Геленджик, которые потенциально могут участвовать в закупке.
Заказчик пояснил, что по аналогичным закупкам со сроком исполнения в 2023 году на территории города-курорта Геленджик победителями стали - Частное лечебно - профилактическое учреждение "Санаторий "Солнечный берег" Общероссийской общественной организации инвалидов "Всероссийское ордена Трудового Красного Знамени общество слепых" (0218100003722000228, 0218100003722000234, 0218100003722000239, 0218100003722000332), Закрытое акционерное общество "санаторий "Жемчужина моря" (0218100003722000296, 0218100003722000342, 0218100003722000343), Открытое акционерное общество Санаторий "Голубая даль" (0218100003722000231, 0218100003722000340).
Заявителем не представлены документальные доказательства, свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в том числе в части невозможности подачи заявки на участие в аукционе при наличии вышеуказанных требований к предмету закупки, а так же доказательств того, что содержащиеся в аукционной документации требования необоснованно создали одним участникам закупки преимущество перед другими и являются непреодолимыми для некоторых участников закупки, а также каким-либо иным образом повлекли за собой ограничение количества участников закупки.
Комиссия, руководствуясь ч. 1, 3, 4 ст. 105 и на основании ч. 15 ст. 99, ч. 8 ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. По результатам внеплановой проверки в указанных действиях Заказчика - ГУ - Краснодарское региональное отделение ФСС РФ нарушения Закона о контрактной системе не подтверждены.
Настоящее Решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
-------------------------------------------
*(1) Не более
*(2) Не более
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Краснодарскому краю от 27 декабря 2022 г. N 023/06/99-6306/2022 (ключевые темы: санаторно-курортное лечение - участники закупок - товар. работа. услуга. - характеристика - место оказания услуг)
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022