Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России по контролю в сфере закупок, торгов, иных способов закупок и порядка заключения договоров на территории Ямало-Ненецкого автономного округа (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии:
<__.>,
Членов Комиссии:
<__.>;
<__.>,
Рассмотрев направленное Заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства Тазовского района" (ИНН: 8910006224) обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000721000193 от 12.04.2021 на корректировку проектно-сметной документации по объекту: Универсальный спортивный комплекс в п. Тазовский, цена контракта - 12 544 051,24 рублей, (извещение N 0190300000721000193), с ООО "СибГазПроект" (ИНН: 7204190659) (далее - Подрядчик), и в результате осуществления внеплановой проверки на основании пункта 5 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
УСТАНОВИЛА:
В соответствии с ч. 2 и 4 ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ и услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), в Ямало-Ненецкое УФАС России было направлено обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков и решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из Решения об одностороннем отказе от исполнения контракта (исх. N 1 от 02.12.2022) (далее - Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта) следует, что между Заказчиком и Подрядчиком был заключен муниципальный контракт N0190300000721000193 от 12.04.2021 "Корректировка проектно-сметной документации по объекту: Универсальный спортивный комплекс в п. Тазовский".
Согласно п.1.1. Контракта Подрядчик принял на себя обязательство в установленный Контрактом срок самостоятельно и/или с привлечением субподрядных организаций выполнить инженерные изыскания, осуществить корректировку проектно-сметной и рабочей документации (далее по тексту - Работы или Документация) по объекту: "Универсальный спортивный комплекс в п. Тазовский" (далее по тексту - Объект) в соответствии с техническим заданием (Приложение N 1 к Контракту), а Муниципальный заказчик обязуется принять работы и оплатить их, согласно условиям Контракта.
Согласно п.1.8. Контракта работы, выполняемые Подрядчиком по Контракту, считаются окончательно выполненными, при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации (в том числе в части достоверности определения сметной стоимости), результатов инженерных изысканий и Рабочей документации, разработанной на основании проектной документации, прошедшей государственную экспертизу.
В случае получения по вине Подрядчика отрицательного заключения в ходе проведения государственной экспертизы, соответствующий результат по Контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате, в том числе по фактически понесенным расходам Подрядчика.
30.08.2022 автономным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление государственной экспертизы проектной документации" выдано отрицательное заключение государственной экспертизы за N 89-1-2-3-062167-2022.
От повторного прохождения государственной экспертизы проектной документации Подрядчик отказался (претензионная переписка между Муниципальным заказчиком и Подрядчиком), следовательно, Подрядчик, заключив Контракт, уклоняется от исполнения принятых обязательств. В связи с этим Заказчик полагает, что принятые обязательства не будут исполнены. Неисполнение обязательств в сроки, предусмотренные условиями Контракта, является нарушением существенных условий Контракта со стороны Подрядчика (ст.708 ГК РФ). Заказчик считает, что действия, Подрядчика существенно нарушили условия Контракта, так как своими действиями последний лишил Заказчика того, на что он вправе рассчитывал при заключении данного Контракта.
Указанные нарушения условий Контракта подтверждаются результатом государственной экспертизы, проведенной автономным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление государственной экспертизы проектной документации" и отказом Подрядчика от дальнейшего исполнения своих обязательств по Контракту.
В связи с вышеизложенным, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Подрядчик на уведомление Ямало-Ненецкого УФАС России от 16.12.2022 NАД/4626, представил письменные объяснения по делу N 089/06/104-1103/2022 (далее - объяснения).
Из объяснений следует, что Подрядчик не согласен с претензиями в свой адрес в части уклонения от исполнения своих обязательств по контракту выраженное в нежелании направить заявление на повторную экспертизу.
Срок исполнения обязательств по Контракту установленный п 3.1 Контракта 10.12.2021.
13.04.2021 письмом N И-176-01 был направлен запрос на предоставление исходных данных в том числе документы, подтверждающие наличие земельного участка.
04.05.2021 письмом N71/355 были получены испрашиваемые исходные данные в том числе договор на безвозмездное пользование земельным участком.
28.08.2021 письмом NИ-17б-17 были направлены планировки здания для согласования.
02.09.2021 письмом N71/682 заказчик согласовал объемно планировочные решения.
В процессе проектирования земельный участок был размежеван на два смежных не равных участка и 30.09.2021 после того, как работы уже были согласованны и фактически выполнены был предоставлен новый Градостроительный план земельного участка с ограничением этажности застройки.
20.10.2021 согласно накладной 176-01 в адрес Заказчика был направлен полный комплект разработанной проектной документации. Документация была принята и направленна в учреждение УГЭПД ЯНАО для проведения экспертизы проектной документации.
11.03.2022 в рабочем порядке на электронную почту были направленны первые замечания УГЭПД N00615-22/Г89-0004674/08-12 от 10.03.2022, на которые Подрядчик ответил максимально оперативно.
08.04.2022 письмом N 89-11-51/01-13/508 в адрес Подрядчика были направленны новые Технические условия взамен ранее выданных так как Технические условия, выданные ранее не соответствовали фактическому инженерному обеспечению земельного участка. Согласно новых ТУ необходимо было предусмотреть Резервуары для хранения запаса воды для противопожарных нужд. Данные сооружения являются отдельным инженерными системами, а значит требуют проведения инженерных изысканий, а также земельного участка с соблюдением охранных зон и разрывов.
08.07.2022 в рабочем порядке на электронную почту были направленны замечания УГЭПД N02028-22/Г89-0004674 от 24.06.2022 на которые Подрядчик ответил максимально оперативно.
17.08.2022 Подрядчик повторно направил команду инженеров для проведения дополнительных изысканий, о чем свидетельствует подписанный сторонами акт приемки полевых работ от 29.08.2022.
22.08.2022 письмом N И 176-43 транспортная накладная "СП Сервис" N 96-0137184, в адрес Заказчика опираясь на требование Гражданского Кодекса было направленно Уведомление о приостановке работ по Контракту, с просьбой устранить замечания, выданные УГПЭД ЯНАО в четырнадцатидневный срок, что соответствует 05.09.2022.
30.08.2022 в адрес Подрядчика было направленно отрицательное заключение экспертизы проектной документации, выданное УГПЭД ЯНАО.
Подрядчик был готов направить заявление на повторную экспертизу проектной документации, о чем информировал заказчика письмом N 176-47 от 08.12.2022.
Подрядчик просил сведения о подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Частью 1 статьи 2 Федерального закона о контрактной системе предусмотрено, что законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 8 статьи 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом РФ для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п.9.5 Контракта расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе, в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе предусмотрено, что решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу части 16 статьи 95 Федерального закона о контрактной системе информация о поставщике (подрядчике, исполнителе), с которым контракт был расторгнут в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, включается в установленном настоящим Федеральным законом порядке в реестр.
Согласно части 2 статьи 104 Федерального закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На основании пункта 2 статьи 450.1 Гражданского кодекса Российской Федерации в случае одностороннего отказа от договора (исполнения договора) полностью или частично, если такой отказ допускается, договор считается расторгнутым или измененным.
12.04.2021 между Заказчиком и Подрядчиком заключен контракт N 0190300000721000193 (далее - Контракт).
02.12.2022 принято Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
02.12.2022 Решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено в ЕИС.
Информация о расторжении контракта в связи с принятым решением об одностороннем отказе от исполнения контракта размещена в ЕИС на официальном сайте системы http://zakupki.gov.ru. В ЕИС контракт имеет статус: исполнение прекращено. Дата расторжения контракта 13.12.2022.
В результате проведения внеплановой проверки в соответствии с пунктом 5 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссией нарушений в действиях Заказчика не установлено.
Рассмотрев представленные Заказчиком материалы и пояснения, представленные Подрядчиком объяснение по факту одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта, Комиссия Ямало-Ненецкого УФАС России пришла к следующим выводам.
Порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков определен Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078.
Правилами установлено, что по результатам рассмотрения представленных информации и документов, и проведения проверки фактов, выносится решение. В случае подтверждения достоверности вышеуказанных фактов уполномоченный орган выносит решение о включении информации о недобросовестном поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр. В ином случае уполномоченный орган выносит решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр.
Согласно ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Статьей 401 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) установлено, что лицо, не исполнившее обязательства либо исполнившее его ненадлежащим образом, несет ответственность при наличии вины (умысла или неосторожности), кроме случаев, когда законом или договором предусмотрены иные основания ответственности.
Лицо признается невиновным, если при той степени заботливости и осмотрительности, какая от него требовалась по характеру обязательства и условиям оборота, оно приняло все меры для надлежащего исполнения обязательства.
Факт надлежащего исполнения обязательств, равно как и отсутствие вины в неисполнении либо ненадлежащем исполнении обязательства, по общему правилу, доказывается обязанным лицом (п. 2 ст. 401 ГК РФ).
В силу части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Из смысла статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры размещения государственного или муниципального заказа обязательств. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в торгах по размещению государственного и муниципального заказа.
С другой стороны, реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования отношений, определенных в общих положениях законодательства в сфере закупок, по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, следовательно, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Вместе с тем, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При решении вопроса о включении сведений об Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) антимонопольный орган проверяет, имел ли место факт ненадлежащего исполнения своих обязательств Подрядчиком и является ли это нарушение существенным.
Комиссией Ямало-Ненецкого УФАС России установлено, что муниципальный контракт N 0190300000721000193 на корректировку проектно-сметной документации по объекту: Универсальный спортивный комплекс в п. Тазовский", заключен 12.04.2021. Согласно п.3.1 Контракта срок выполнения работы: с момента заключения муниципального контракта по 10 декабря 2021 года (с учетом прохождения государственной экспертизы по проектно-сметной документации и результатам инженерных изысканий, в том числе в части достоверности определения сметной стоимости).
Работы выполняемые Подрядчиком по настоящему Контракту, считаются окончательно выполненными, при наличии положительного заключения государственной экспертизы по проектно-сметной документации (в том числе в части достоверности определения сметной стоимости), результатов инженерных изысканий и Рабочей документации разработанной на основании проектной документации прошедшей государственную экспертизу, а в случае получения по вине Подрядчика отрицательного заключения в ходе проведения государственной экспертизы, соответствующий результат по Контракту считается не достигнутым и не подлежит оплате, в том числе по фактически понесенным расходам Подрядчика (п.1.8).
30.08.2022 автономным учреждением Ямало-Ненецкого автономного округа "Управление государственной экспертизы проектной документации" выдано отрицательное заключение государственной экспертизы за N89-1-2-3-062167-2022.
Представитель заказчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Из материалов обращения Заказчика следует, что до настоящего времени проектная документация (с исправленными замечаниями экспертизы) для прохождения повторной экспертизы в адрес Заказчика не предоставлена, замечания не исправляются.
Представитель подрядчика на заседании Комиссии подтвердил доводы, изложенные в письменных пояснениях.
Из представленных пояснений следует, что Подрядчик сразу приступил к исполнению контракта, провел все необходимые мероприятия по сбору исходных данных, выполнил полный комплекс инженерных изысканий. Своевременно провел все согласования и направил результат работ в адрес Заказчика. Подрядчик проводил корректировки ранее согласованных решений таких как, уменьшение этажности на вновь выданный ГПЗУ выданного через 7 месяцев после подписания контракта и за 20 дней до окончания работ, устройство РВС на ТУ выданные позже сдачи на 6 месяцев.
Подрядчик был готов направить заявление на повторную экспертизу проектной документации, о чем информировал заказчика письмом N176-47 от 08.12.2022 г.
Согласно пояснениям, подрядчик не отказывался от исполнения контракта, в отрицательным заключением государственной экспертизы указаны замечания, среди которых были замечания, которые исполнитель не мог устранить самостоятельно, без Заказчика.
Заказчик подтверждает, что контракт исполнялся. Подрядчиком была разработана проектно-сметная документация, выполнены инженерные изыскания.
В соответствии с пп. "в" п. 15 постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) если подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Подрядчиком представлены информация и документы, подтверждающие, что принимаемые меры, были направлены на надлежащее исполнение Контракта, а не на уклонение от его исполнения.
Проанализировав совокупность сведений и документов, представленных Заказчиком и Подрядчиком в адрес Ямало-Ненецкого УФАС России, Комиссия не установила оснований для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии с положениями Закона о контрактной системе в связи с отсутствием в действиях Подрядчика признаков недобросовестного поведения при исполнении контракта.
С учетом конкретных обстоятельств дела и степени вины Подрядчика Комиссия приходит к выводу об отсутствии в его поведении таких признаков не добросовестности, как злоупотребление и умышленность, в связи с чем Ямало-Ненецкое УФАС считает возможным не включать сведения о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, приказом ФАС России от 27.08.2007 года N 267, Комиссия
РЕШИЛА:
Информацию об ООО "СибГазПроект" (ИНН: 7204190659) представленную Заказчиком - МКУ "Управление капитального строительства Тазовского района" (ИНН: 8910006224) по факту одностороннего отказа от исполнения контракта N 0190300000721000193 от 12.04.2021 на корректировку проектно-сметной документации по объекту: Универсальный спортивный комплекс в п. Тазовский, цена контракта - 12 544 051,24 рублей, (извещение N 0190300000721000193), в Реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), не включать.
Председатель комиссии <__.>
Члены комиссии <__.>
<__.>
В соответствии с ч. 11 ст. 104 Закона о контрактной системе, включение в реестр недобросовестных поставщиков информации об участнике закупки может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ямало-Ненецкому автономному округу от 21 декабря 2022 г. N 089/06/104-1103/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 26.12.2022