Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области по контролю в сфере закупок на территории Курганской области (далее - Комиссия Курганского УФАС России) в составе:
Заместитель Председателя Комиссии - Иванова А.В. - заместитель руководителя - начальник отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
Члены Комиссии:
Стрижова И.М. - заместитель начальника отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области,
Чеботина М.П. - старший государственный инспектор отдела контроля закупок и антимонопольного регулирования органов власти Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области;
в присутствии представителя Заказчика - Государственное бюджетное учреждение "Курганский областной онкологический диспансер" (далее - ГБУ "КООД", Заказчик) - Хамченко И.В. (доверенность б/н от 06.04.2022 г.) посредством видео-конференц связи,
в отсуствтии представителя Общества с ограниченной ответственностью "ИнноваТрэйд" (далее - ООО "ИнноваТрэйд", Заявитель) - о времени и месте рассмотрения жалобы извещено надлежащим образом, в том числе публично, путем размещения информации о времени и месте рассмотрения жалобы в Единой информационной системы в сфере закупок (далее - ЕИС), явку представителя не обеспечили, ходатайств о рассмотрении жалобы в отсутствие представителя не поступало,
рассмотрев жалобу ООО "ИнноваТрэйд" на действия Заказчика - ГБУ "КООД" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343200013822000421), и осуществив внеплановую проверку, руководствуясь статьями 99, 106 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе в сфере закупок), Правилами осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг),
УСТАНОВИЛА:
08.12.2022 г. в Курганское УФАС России поступила жалоба ООО "ИнноваТрэйд" (Рег. Номер 5144-ЭП/22) на действия Заказчика - ГБУ "КООД" при осуществлении закупки путем проведения электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343200013822000421).
Доводом жалобы является то, что Заказчиком Описание объекта закупки составлено таким образом, что установленные характеристики по их совокупности соответствую товару единственного производителя - "Б. Браун Мельзунген АГ, Германия" (ООО "Б. Браун Медикал").
Так, в позиции N 2 "Катетер для периферических сосудов" Описания объекта закупки установлено требование в отношении рабочей длины катетера - "не мнее 33 и не более 35", при этом в КТРУ катетер для периферических сосудов имеет каталожный номер - 32.50.13.110-00004593.
В описании КТРУ - 32.50.13.110-00004593 установлены диапазонные значения размеров катетеров и их длин, в частности, в отношении катетера G20 установлен диапазон длины - " 32 и
33 миллиментр", при этом данная характеристика является обязательной для применения Заказчиком.
Вместе с тем, из доводов жалобы следует, что катетеры периферические с рабочей длиной 34 мм и 35 мм не выпускаются.
Катетеры периферические с рабочей длиной 33 мм с совокупностью предъявленных требований к характеристикам выпускает единственный производитель - "Б. Браун Мельзунген АГ, Германия" (ООО "Б. Браун Медикал").
Заявитель просит признать жалобу обоснованной, провести внеплановую проверку действий Заказчика, выдать Заказчику предписание об устранении выявленных нарушений, признать Заказчика нарушившим пункта 1 части 1, части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика с доводами, изложенными Заявителем в жалобе, не согласен по основаниям, изложенным в возражениях, которые приобщены к материалам дела по рассмотрению данной жалобы и просит признать жалобу необоснованной.
Руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 г. N 727/14, ст. 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России установлено, что 23.11.2022 г. в ЕИС опубликовано извещение о проведении электронного аукциона на поставку изделий медицинского назначения (извещение N 0343200013822000421).
Начальная (максимальная) цена контракта составляет 2 935 605 рублей 00 копеек. Заказчиком является ГБУ "КООД".
На момент рассмотрения жалобы по существу контракт не заключен.
Оценивая доводы Заявителя, изложенные в жалобе, а также документы, представленные Заказчиком и приобщенные к материалам дела по рассмотрению жалобы, Комиссия Курганского УФАС России приходит к следующим выводам.
Согласно статье 7 Закона о контрактной системе, в Российской Федерации обеспечивается свободный и безвозмездный доступ к информации о контрактной системе в сфере закупок.
Открытость и прозрачность информации, указанной в части 1 настоящей статьи, обеспечиваются, в частности, путем ее размещения в единой информационной системе.
Информация, предусмотренная настоящим Федеральным законом и размещенная в единой информационной системе, должна быть полной и достоверной.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе, гласит что, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с частью 2 статьи 8 Закона о контрактной системе, конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
В силу части 1 статьи 9 Закона о контрактной системе, контрактная система в сфере закупок предусматривает осуществление деятельности заказчика, специализированной организации и контрольного органа в сфере закупок на профессиональной основе с привлечением квалифицированных специалистов, обладающих теоретическими знаниями и навыками в сфере закупок.
Согласно части 1 статьи 49 Закона о контактной системе, электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. Заявка на участие в закупке должна содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктами "м" - "п" пункта 1, подпунктами "а" - "в" пункта 2, пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона. Заявка также может содержать информацию и документы, предусмотренные подпунктом "д" пункта 2 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В силу пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено, что Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
3) описание объекта закупки может включать в себя спецификации, планы, чертежи, эскизы, фотографии, результаты работы, тестирования, требования, в том числе в отношении проведения испытаний, методов испытаний, упаковки в соответствии с требованиями Гражданского кодекса Российской Федерации, маркировки, этикеток, подтверждения соответствия, процессов и методов производства в соответствии с требованиями технических регламентов, документов, разрабатываемых и применяемых в национальной системе стандартизации, технических условий, а также в отношении условных обозначений и терминологии;
4) описание объекта закупки должно содержать изображение поставляемого товара, позволяющее его идентифицировать и подготовить заявку, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара изображению товара, на поставку которого заключается контракт;
5) описание объекта закупки должно содержать информацию о месте, датах начала и окончания, порядке и графике осмотра участниками закупки образца или макета товара, на поставку которого заключается контракт, если в таком описании содержится требование о соответствии поставляемого товара образцу или макету товара, на поставку которого заключается контракт;
6) описание объекта закупки должно содержать указание на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования, если объектом закупки являются лекарственные средства. Заказчик при осуществлении закупки лекарственных средств, входящих в перечень лекарственных средств, закупка которых осуществляется в соответствии с их торговыми наименованиями, а также при осуществлении закупки лекарственных препаратов в соответствии с подпунктом "г" пункта 2 части 10 статьи 24 настоящего Федерального закона вправе указывать торговые наименования этих лекарственных средств. Указанный перечень и порядок его формирования утверждаются Правительством Российской Федерации. В случае, если объектом закупки являются лекарственные средства, предметом одного контракта (одного лота) не могут быть лекарственные средства с различными международными непатентованными наименованиями или при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями при условии, что начальная (максимальная) цена контракта (цена лота) превышает предельное значение, установленное Правительством Российской Федерации, а также лекарственные средства с международными непатентованными наименованиями (при отсутствии таких наименований с химическими, группировочными наименованиями) и торговыми наименованиями. Положения настоящего пункта не применяются при определении поставщика лекарственных препаратов, с которым заключается контракт со встречными инвестиционными обязательствами в соответствии со статьей 111.4 настоящего Федерального закона;
7) поставляемый товар должен быть новым товаром (товаром, который не был в употреблении, в ремонте, в том числе который не был восстановлен, у которого не была осуществлена замена составных частей, не были восстановлены потребительские свойства) в случае, если иное не предусмотрено описанием объекта закупки;
8) описание объекта закупки при осуществлении закупки работ по строительству, реконструкции, капитальному ремонту, сносу объекта капитального строительства должно содержать проектную документацию, утвержденную в порядке, установленном законодательством о градостроительной деятельности, или типовую проектную документацию, или смету на капитальный ремонт объекта капитального строительства, за исключением случая, если подготовка таких проектных документаций, сметы в соответствии с указанным законодательством не требуется, а также случаев осуществления закупки в соответствии с частями 16 и 16.1 статьи 34 настоящего Федерального закона, при которых предметом контракта является в том числе проектирование объекта капитального строительства. Включение проектной документации в описание объекта закупки в соответствии с настоящим пунктом является надлежащим исполнением требований пунктов 1 - 3 настоящей части, части 2 настоящей статьи.
Согласно части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе, описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе, не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Таким образом, частью 3 статьи 33 Закона о контрактной системе установлен запрет на установление таких характеристик товара, которым в совокупности соответствует товар конкретного производителя.
Объектом рассматриваемой закупки является поставка изделий медицинского назначения. Описанием объекта закупки, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки, установлены характеристики к товару требуемого к поставке.
В силу пункта 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе установлено, что порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Пунктами 3, 4 Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - Правила), установлено, что Заказчики вправе применять информацию, которая включена в позицию каталога, с даты ее включения в каталог независимо от даты обязательного ее применения в соответствии с пунктом 18 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Пунктом 5 Правил установлено, что Заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Федерального закона, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев:
а) осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 22 - 27 и 29 перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30 апреля 2020 г. N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства", при условии установления в соответствии с указанным постановлением запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10 июля 2019 г. N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16 сентября 2016 г. N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации", при условии установления в соответствии с указанным постановлением ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств;
б) если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, устанавливаемыми Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Федерального закона.
В соответствии с пунктом 6 Правил в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В силу пункта 7 Правил, в случае осуществления закупки товара, работы, услуги, в отношении которых в каталоге отсутствуют соответствующие позиции, заказчик осуществляет описание товара, работы, услуги в соответствии с требованиями статьи 33 Федерального закона.
В качестве кода каталога товара, работы, услуги, на которые в каталоге отсутствует соответствующая позиция, указывается код такого товара, работы, услуги согласно Общероссийскому классификатору продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014.
Позиция классификатора определяется Заказчиком самостоятельно путем соотнесения предмета закупки к соответствующему коду и наименованию позиции ОКПД2 с учетом специфики закупки в области применения.
Выбор кода из Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности ОКПД2 не должен осуществляться с целью изменения способа определения поставщика (подрядчика, исполнителя) или иных неправомерных действий, которые могут возникнуть, в случае указания неверного кода (аналогичная позиция отражена в письме ФАС России от 13.03.2019 N ИА/19176/19).
В качестве кода каталога товара, работы Заказчиком в извещении о проведении электронного аукциона по позиции N 2 указан код товара согласно ОКПД2 32.50.13.110.
В Описании объекта закупки по указанной позиции товара N 2 "Катетер для периферических сосудов", Заказчиком установлена в том числе следующая характеристика к товару: Длина катетера, мм - не менее 33 не более 35; Диаметр катетера - G:20.
Из доводов жалобы следует, что катетеры периферические с рабочей длиной 34 мм и 35 мм не выпускаются.
Катетеры периферические с рабочей длиной 33 мм с совокупностью предъявленных требований к характеристикам выпускает единственный производитель - "Б. Браун Мельзунген АГ, Германия" (ООО "Б. Браун Медикал").
Представитель Заказчика пояснил Комиссии Курганского УФАС России, что на рынке существует несколько производителей, катетеры которых имеют длину 33 мм и более при диаметре G:20, например: SFM, Medikit.
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России проанализировав информацию, размещенную на официальном сайте Федеральной служба по надзору в сфере здравоохранения (далее - Росздравнадзор) отмечает следующее.
Согласно инструкции по применению, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru, к регистрационному удостоверению на товар - катетеры внутривенные (канюли) SFM с портом, без порта и устройства для вливания в малые вены SFM (РУ N ФСЗ 2011/11044 от 24 августа 2021 г.), данные медицинские изделия (катетеры) действительно имеют рабочую длину 33 мм в диаметре катетера G:20, как это требуется по Описанию объекта закупки.
Однако данные катетеры (SFM) не соответствуют по иным характеристикам, запрашиваемым Заказчиком, а именно:
- катетеры внутривенные (канюли) производства SFM с портом Hospital Products GmbH (Германия) не имеют никакого защитного механизма устройства защиты от уколов. Канюля изготовлена из тефлона, а не полиуретана, как это требуется в Описании объекта закупки.
Согласно инструкции по применению, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru, к регистрационному удостоверению на товар - катетер внутривенный Mediflon с инжекторным клапаном и фиксаторами, размером: 14G, 16G, 17G, 18G, 20G, 22G, 24G (производитель Medikit) (РУ N РЗН 2017/5804 от 31 мая 2017 г.), данные медицинские изделия (катетеры) имеют рабочую длину 33 мм в диаметре катетера G:20, как это требуется по Описанию объекта закупки.
Вместе с тем, данные катетеры (Medikit) не соответствуют по иным характеристикам, запрашиваемым Заказчиком, а именно:
- катетеры внутривенные Mediflon с инжекторным клапаном и фиксаторами, размер 20G производства Global Medikit Limited (Индия) - не имеют никакого защитного механизма устройства защиты от укола. Канюля изготовлена их тефлона, а ну полиуретана, как это требуется по Описанию объекта закупки. Имеет 2 (две) встроенные рентгенконтрастные полосы, вместо 4 (четырех), как необходимо Заказчику. Не имеет перфорации на крыльях. Внутренний диаметр трубки катетера - 0,70 мм, вместе с тем, в Описании объекта закупки Заказчиком указан данный показатель в размере - 0,75 мм.
Заказчиком в материалы дела представлены коммерческие предложения, направленные хозяйствующими субъектами в рамках осуществления данной закупки.
Из двух коммерческих предложений, представленных ООО "Астон Фарма" (N 462 от 03.11.2022 г.) и ООО "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФАРМАЦЕВТИКИ" (исх. б/н от 03.11.2022 г.), Комиссия Курганского УФАС России установила, что по позиции N 2 Описания объекта закупки, указанными хозяйствующими субъектами предлагается товар одного и того же производителя - Катетер 20G Вазофикс "Б. Браун Мельзунген АГ" (ООО "Б. Браун Медикал") (Германия).
Из анализа коммерческого предложения ООО "ТД "Мегаполис" следует, что данный участник рынка предлагает по позиции N 2 - Катетер внутривенный KD-FIX 20G 33 мм полиуретан (производитель KDM, Германия).
Вместе с тем, из анализа инструкции по применению, размещенной на официальном сайте Росздравнадзора https://roszdravnadzor.gov.ru, к регистрационному удостоверению на товар - катетер внутривенный KD-FIX SAFETY (производитель KD Medical GmbH Hospital Products, Германия) (РУ N РЗН 2021/15221 от 02 сентября 2021 г.), Комиссией Курганского УФАС России установлено, что данные катетеры не соответствуют по характеристикам, запрашиваемым Заказчиком по позиции N 2 Описания объекта закупки, а именно:
- катетеры внутривенные KD-FIX SAFETY размера 20G производства KD Medical GmbH Hospital Products (Германия) - имеют 2 (две), 3 (три) и 6 (шесть) встроенных рентгенконтрастных полосы, вместо 4 (четырех), как необходимо Заказчику. Внутренний диаметр трубки катетера - 0,45 мм, вместо -0,75 мм как указано в Описании объекта закупки Заказчиком.
В связи с чем, Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу о том, что ссылка представителя Заказчика на наличие как минимум двух производителей товара, необходимого к поставке по позиции N 2 Описания объекта закупки несостоятельна, в виду того, что указанные в возражениях Заказчика, а также представленные в коммерческих предложениях товары иных производителей не соответствуют по всей совокупности параметрам, указанным Заказчиком в Описании объекта закупки.
Кроме того, относительно позиций N 1 и N 3 Описания объекта закупки, Комиссия Курганского УФАС России отмечает следующее.
Из двух коммерческих предложений, представленных ООО "Астон Фарма" (N 462 от 03.11.2022 г.) и ООО "ВЫСОКИЕ ТЕХНОЛОГИИ ФАРМАЦЕВТИКИ" (исх. б/н от 03.11.2022 г.), Комиссия Курганского УФАС России установила, что по позициям N 1, N 3 Описания объекта закупки, указанными хозяйствующими субъектами предлагается товар одного и того же производителя - Катетеры Вазофикс "Б. Браун Мельзунген АГ" (ООО "Б. Браун Медикал") (Германия).
Из анализа коммерческого предложения ООО "ТД "Мегаполис" следует, что данный участник рынка предлагает по позиции N 1 - Катетер периферический с дополнительным портом 18G 45 мм (производитель TOPSAFE X Plus (PUR)) с защитной клипсой (Topmed); по позиции N 3 - Катетер внутривенный с портом 22G 25 мм (производитель SFM).
Вместе с тем, Комиссия Курганского УФАС России проведя анализ указанных товаров, представленных в коммерческом предложении ООО "ТД "Мегаполис" приходит к выводу о несоответствии предлагаемой продукции требованиям, установленным в Описании объекта закупки.
Так, по позициям N 1, N 3 товары двух производителей, представленных в вышеуказанном коммерческом предложении, не имеют металлического защитного механизма, полностью закрывающий кончик иглы, как требуется Заказчику.
Кроме того, Комиссией Курганского УФАС России в ходе проведенного анализа также не подтвердилась информации о том, что по позиции N 3 канюли катетеров производства SFM изготовлены из полиуретана.
Проанализировав заявки участников электронного аукциона, представленных Заказчиком в материалы дела, Комиссия Курганского УФАС России установила, что участник закупки с идентификационным номером заявки - 3 предложил к поставке по всем 3 (трем) позициям Описания объекта закупки продукцию компании - "Б. Браун Мельзунген АГ, Германия" (ООО "Б. Браун Медикал").
Участник закупки с идентификационным номером заявки - 2 предложил к поставке по всем 3 (трем) позициям Описания объекта закупки продукцию компании - "Поли Медикьюр Лимитед, Индия".
Согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) по электронному аукциону N 0343200013822000421 от 13.12.2022 г. заявка участника закупки с идентификационным номером - 2 признана комиссией по осуществлению закупок не соответствующей на основании следующего:
- "п. 8 ч. 12 ст. 48 44-ФЗ - выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно инструкции по применению, размещенной на официальном сайте roszdravnadzor.gov.ru, к регистрационному удостоверению на товар, предложенный в заявке, указана информация о длине катетера 20G, несоответствующая длине, указанной в заявке участника, в инструкции: 20G - 32 мм, в заявке: 20G - 33 мм.".
Таким образом, Заказчиком ни в письменных пояснениях, ни на заседании Комиссии, не представлено доказательств о наличии как минимум двух производителей товара, требуемого к поставке, удовлетворяющих требованиям извещения об осуществлении закупки.
При формировании технического задания Заказчику в рамках закона предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Однако из буквального толкования вышеприведенных положений Закона о контрактной системе следует, что Заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного Закона, при описании объекта закупки должны таким образом прописать требования к закупаемым товарам, работам, услугам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с такими характеристиками, которые ему необходимы, а с другой стороны, не ограничить количество участников закупки.
Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу, что при формировании технического задания Заказчику в рамках Закона о контрактной системе предоставлены полномочия по самостоятельному определению требований к конкретным показателям товаров, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности, с учетом норм Закона о контрактной системе.
В соответствии с частью 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
В соответствии с частью 1 статьи 17 Федерального закона от 26.07.2006 N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции) при проведении торгов, запроса котировок цен на товары (далее - запрос котировок), запроса предложений запрещаются действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции.
В силу части 2 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частью 1 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений, если организаторами торгов, запроса котировок, запроса предложений или заказчиками являются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, органы местного самоуправления, государственные внебюджетные фонды, а также при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается не предусмотренное федеральными законами или иными нормативными правовыми актами ограничение доступа к участию в торгах, запросе котировок, запросе предложений.
Согласно части 3 статьи 17 Закона о защите конкуренции наряду с установленными частями 1 и 2 настоящей статьи запретами при проведении торгов, запроса котировок, запроса предложений в случае закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд запрещается ограничение конкуренции между участниками торгов, участниками запроса котировок, участниками запроса предложений путем включения в состав лотов товаров, работ, услуг, технологически и функционально не связанных с товарами, работами, услугами, поставки, выполнение, оказание которых являются предметом торгов, запроса котировок, запроса предложений.
Исходя из буквального и смыслового толкования нормативных положений статьи 17 Закона о защите конкуренции, запрещаются любые действия, которые приводят или могут привести к недопущению, ограничению или устранению конкуренции при проведении торгов, поскольку перечень запретов, перечисленных в статье 17 Закона о защите конкуренции, не является исчерпывающим.
Включение Заказчиком в аукционную документацию требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о контрактной системе (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Требования к товарам, поставка которых осуществляется в рамках рассматриваемой закупки, установлены Заказчиком в Описании объекта закупки, размещенного в составе извещения об осуществлении закупки.
Согласно доводам жалобы, установленные Заказчиком характеристики требуемого к поставке товара Описания объекта закупки ограничивают круг участников закупки, поскольку в совокупности установленных требований к данным позициям товара соответствует товар единственного производителя.
Комиссия Курганского УФАС России отмечает, что если у Заказчика имеются определенные обоснованные потребности в получении тех или иных товаров, он в праве устанавливать соответствующие требования к товарам в извещении об осуществлении закупки, но таким образом, чтобы такие требования не ограничивали количество участников закупки, и в составе одного лота не закупались наряду с товарами, производимыми неограниченным кругом производителей уникальные товары единственного производителя для приобретения которых необходимо заключать определенные договоры и соглашения с производителем медицинских изделий.
Комиссия Курганского УФАС России также отмечает, что в случае, если при закупке товаров среди требуемых к поставке позиций присутствует хотя бы один товар, требования к характеристикам которого установлены таким образом, что в совокупности таких требований отвечает только товар единственного производителя, то положения извещения о такой закупке имеют признаки ограничения количества участников закупки.
Кроме того, при наличии у Заказчика обоснованной потребности в поставке именно таких товаров, характеристики которых указаны в Описании объекта закупки, Заказчику необходимо определить, каким образом требуемый товар наилучшим образом удовлетворяет потребность Заказчика, а также в чем такой товар превосходит по характеристикам аналогичные товары, представленные на рынке и в связи с чем в работе учреждения, не могут быть использованы эквивалентные товары. При этом Заказчику требуется обладать документальным подтверждением обоснования потребности, но не руководствоваться своим субъективным мнением и/или предположениями.
На основании вышеизложенного, в случае невозможности у участников закупки закупить и поставить требуемые Заказчику уникальные позиции товара, указанная закупка будет проведена только для тех лиц, имеющих договорные отношения с определенным производителем товара, что непосредственно является ограничением круга потенциальных участников закупки, что напрямую запрещается нормами статьи 33 Закона о контрактной системе.
Как отмечалось ранее, включение Заказчиком в Извещение о проведении электронного аукциона, а также в Описание объекта закупки требований к закупаемому товару, которые свидетельствуют о его конкретном производителе, в отсутствие специфики использования такого товара является нарушением положений статьи 33 Закона о ФКС (п. 2 обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд от 28.06.2017).
Для квалификации действий Заказчика как нарушающих основополагающие принципы закупочной деятельности, в том числе и обеспечения конкуренции, необязательно непосредственное наступление негативных правовых последствий в виде ограничения количества участников либо ущемления прав кого-либо из этих участников, достаточно возникновения угрозы наступления таких последствий. В свою очередь, антимонопольный орган, будучи контрольным органом в сфере закупочных процедур, обязан реагировать в том числе и на гипотетическую вероятность наступления таких негативных последствий с целью пресечения нарушения прав и законных интересов участников закупочной процедуры.
Рассматриваемые требования изначально влекут за собой вероятность ограничения количества участников закупки, поскольку ставят их в заведомо невыгодное положение, делая возможность их участия в закупочной процедуре, зависящей от усмотрения и волеизъявления третьего лица. В этой связи возможность такой закупки и последующей поставки товара лечебному учреждению полностью зависит от усмотрения сторонних лиц, что, соответственно, способно привести к ограничению количества участников закупки и ущемлению их прав и законных интересов.
Кроме того, при анализе поступивших заявок от участников закупки, представленных представителем Заказчика в материалы дела, Курганским УФАС России установлено, что только один участник закупки соответствует установленным требованиям и предлагает товар производителя, на которого указывает Заявитель в своей жалобе.
Таким образом, на основании имеющихся документов и сведений Комиссия Курганского УФАС России приходит к выводу об обоснованности довода жалобы и о нарушении Заказчиком положений части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки Комиссией Курганского УФАС России в действиях Заказчика иных нарушений требований законодательства о контрактной системе не установлено.
Комиссия Курганского УФАС России приняла решение обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе Заказчику не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО "ЭКОМЕД" по делу N 045/06/33-274/2022 от 15.12.2022.
Исследовав предоставленные материалы, руководствуясь статьей 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок, руководствуясь административным регламентом по рассмотрению жалоб, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14, статьями 99, 106 Закона о контрактной системе, Комиссией Курганского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу Общества с ограниченной ответственностью "ИнноваТрэйд" обоснованной.
2. Признать в действиях Заказчика - Государственного бюджетного учреждения "Курганский областной онкологический диспансер" нарушений части 2 статьи 8, пункта 1 части 1 статьи 33, части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе. 3. Обязательное для исполнения предписание об устранении нарушений законодательства Российской Федерации о контрактной системе Заказчику - Государственному бюджетному учреждению "Курганский областной онкологический диспансер" не выдавать, поскольку Заказчику предписание выдано в рамках рассмотрения жалобы ООО "ЭКОМЕД" по делу N 045/06/33-274/2022 от 15.12.2022.
4. Передать материалы должностному лицу Курганского УФАС России, уполномоченному решать вопрос о возбуждении административного производства.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе, решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев с даты его принятия.
Заместитель Председателя комиссии: |
_________________ / А.В. Иванова |
Члены комиссии: |
_________________ / И.М. Стрижова |
|
_________________ / М.П. Чеботина |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Курганской области от 15 декабря 2022 г. N 045/06/33-276/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022