Комиссия Белгородского УФАС России по контролю в сфере закупок, созданная в соответствии с приказом Белгородского УФАС России от 20.12.2022 N 495 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок для рассмотрения жалобы ИП Блиновой Н.А." (далее - Комиссия), в составе: председатель Комиссии: заместитель руководителя управления - начальник отдела контроля закупок Белгородского УФАС России; члены Комиссии: ведущий специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, специалист-эксперт отдела контроля закупок Белгородского УФАС России, в присутствии представителя заказчика - ОГБОУ "СОШ N 3 с УИОП г. Строитель" (по доверенности от 23.12.2022), управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области (по доверенности от 08.08.2022 N 34-1-06/492), уполномоченного учреждения - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" (по доверенности от 12.01.2022 N ЦЗ 1-06-12), в отсутствие представителей заявителя - ИП Блиновой Н.А. (о времени и месте рассмотрения жалобы надлежаще уведомлена), рассмотрев материалы дела N 031/06/48-762/2022 по жалобе ИП Блиновой Н.А. на положения извещения об осуществлении открытого конкурса в электронной форме "Оказание услуг по организации питания обучающихся общеобразовательного учреждения ОГБОУ "СОШ N 3 с УИОП г. Строитель"" (N закупки 0826500000922007363) (далее - Открытый конкурс), проведя внеплановую проверку в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе),
УСТАНОВИЛА:
В Белгородское УФАС России поступила жалоба ИП Блиновой Н.А. на положения извещения об осуществлении Открытого конкурса.
Из поступившей жалобы следует, что в извещении об осуществлении закупки приведен порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в Открытом конкурсе, содержащий среди прочего критерий "Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта (договора), и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации".
Указанный критерий содержит следующие детализирующие показатели "Количество работающих у участника закупки специалистов и работников определенного уровня квалификации", "Продовольственные склады".
По мнению заявителя, установленные требования к вышеуказанным показателям ограничивают количество участников закупки.
Уполномоченное учреждение - ОГКУ Белгородской области "Центр закупок" с доводами, изложенными в жалобе, не согласно. Представило возражение на жалобу, считает жалобу не подлежащей удовлетворению.
На заседании Комиссии представители заказчика, управления по регулированию контрактной системы в сфере закупок Белгородской области, уполномоченного учреждения поддержали доводы, изложенные в возражении уполномоченного учреждения, просят признать жалобу необоснованной.
Комиссия, рассмотрев жалобу ИП Блиновой Н.А., поступившее возражение, заслушав доводы присутствующих лиц, проведя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе внеплановую проверку, приходит к следующим выводам.
На официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) 05.12.2022 размещено извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме с электронными приложениями. Изменения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме с приложениями размещены на официальном сайте ЕИС - 23.12.2022.
Объект закупки - оказание услуг по организации питания обучающихся общеобразовательного учреждения ОГБОУ "СОШ N 3 с УИОП г. Строитель".
Начальная (максимальная) цена контракта - 19 384 840,00 рублей.
На момент рассмотрения жалобы ИП Блиновой Н.А., контракт по результатам Открытого конкурса не заключен.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Согласно части 2 статьи 24 Закона о контрактной системе конкурентными способами являются:
1) конкурсы (открытый конкурс в электронной форме, закрытый конкурс, закрытый конкурс в электронной форме;
2) аукционы (открытый аукцион в электронной форме, закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме;
3) запрос котировок в электронной форме.
В исследуемой закупке выбран конкурентный способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а именно: открытый конкурс в электронной форме.
Согласно пункту 11 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее критерии оценки заявок на участие в конкурсах, величины значимости этих критериев в соответствии с настоящим Федеральным законом.
В соответствии с пунктом 4 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать электронные документы с указанием порядка рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсах в соответствии с настоящим Федеральным законом.
Частью 1 статьи 32 Закона о контрактной системе предусмотрено, что для оценки заявок, окончательных предложений участников закупки заказчик в документации о закупке устанавливает следующие критерии:
1) цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги;
2) расходы на эксплуатацию и ремонт товаров, использование результатов работ;
3) качественные, функциональные и экологические характеристики объекта закупки;
4) квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
Согласно части 4 статьи 32 Закона о контрактной системе в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) заказчик обязан указать используемые при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критерии и их величины значимости. При этом количество используемых при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) критериев, за исключением случаев проведения аукциона, должно быть не менее чем два, одним из которых является цена контракта или сумма цен единиц товара, работы, услуги. Не указанные в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) критерии и их величины значимости не могут применяться для целей оценки заявок.
В силу части 5 статьи 32 Закона о контрактной системе сумма величин значимости всех используемых критериев составляет сто процентов.
Согласно части 8 статьи 32 Закона о контрактной системе Порядок оценки заявок участников закупки, в том числе предельные величины значимости каждого критерия, устанавливается Правительством Российской Федерации. Заказчик для целей оценки заявок участников закупки в случае, если в соответствии с законодательством Российской Федерации установлены регулируемые цены (тарифы) на товары, работы, услуги, вправе не использовать критерии, указанные в пунктах 1 и 2 части 1 настоящей статьи.
Так, постановлением Правительства Российской Федерации от 31.12.2021 N 2604 "Об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, внесении изменений в пункт 4 постановления Правительства Российской Федерации от 20.12.2021 N 2369 и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" утверждено Положение об оценке заявок на участие в закупке товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Положение).
Пунктом 24 Положения определено, что для оценки заявок по критерию оценки "квалификация участников закупки" могут применяться, если иное не предусмотрено настоящим Положением, один или несколько из следующих показателей оценки:
а) наличие у участников закупки финансовых ресурсов;
б) наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов;
в) наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта;
г) наличие у участников закупки деловой репутации;
д наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации.
На основании пункта 25 Положения для оценки заявок по показателям оценки, предусмотренным пунктом 24 настоящего Положения, применяются детализирующие показатели.
Согласно пункту 30 Положения в случае применения показателя оценки, указанного в подпункте "д" пункта 24 настоящего Положения, документом, предусмотренным приложением N 1 к настоящему Положению, устанавливаются:
а) перечень специалистов и иных работников, их квалификация, оцениваемые по показателю, предусмотренному подпунктом "д" пункта 24 настоящего Положения, и необходимые для поставки товара, выполнения работ, оказания услуг, являющихся объектом закупки;
б) перечень следующих информации (в том числе данных) и документов, подтверждающих квалификацию участника закупки, наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем, установленным в соответствии с подпунктом "а" настоящего пункта:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности, предусмотренные статьей 66.1 Трудового кодекса Российской Федерации;
- информация (в том числе данные), результаты применения информационных технологий и документы, подтверждающие квалификацию участника закупки, его специалистов и иных работников, в том числе предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами (если соответствующий профессиональный стандарт обязателен для применения работодателями в соответствии с законодательством Российской Федерации).
В соответствии с пунктом 20 Положения, если значение характеристики объекта закупки, определенной количественным значением, находится в функциональной зависимости от значения количества присваиваемых баллов, значение количества баллов по детализирующему показателю, присваиваемых заявке, подлежащей в соответствии с Федеральным законом оценке по критерию оценки "характеристики объекта закупки" (БХi), рассчитывается по одной из формул, указанных в подпунктах "а-з" пункта 20 Положения.
Согласно информации, содержащейся в единой информационной системе в сфере закупок, заказчиком одновременно с извещением об осуществлении закупки размещен электронный документ - Критерии оценки, содержащий порядок рассмотрения и оценки заявок на участие в конкурсе (далее - Порядок рассмотрения).
Согласно Порядку рассмотрения предусмотрены следующие критерии оценки:
- Цена контракта, сумма цен единиц товара, работы, услуги (значимость критерия 40 %).
- Квалификация участников закупки, в том числе наличие у них финансовых ресурсов, оборудования и других материальных ресурсов на праве собственности или ином законном основании, опыта работы, связанного с предметом контракта, и деловой репутации, специалистов и иных работников определенного уровня квалификации (далее - Квалификация участников закупки) (значимость критерия 60%).
При этом критерий оценки Квалификация участников закупки имеет следующие детализирующие показатели оценки:
- Наличие у участников закупки деловой репутации.
- Наличие у участников закупки опыта поставки товара, выполнения работы, оказания услуги, связанного с предметом контракта.
- Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации:
- технолог (технология общественного питания, переработка продуктов питания).
- повар (5 разряд и выше).
- Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов.
Значимость каждого детализирующего показателя составляет 25%.
Значение количества баллов по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации": установлено в соответствии с требованиями подпункта "б" пункта 20 Положения и определяется по количеству работающих у участника закупки специалистов и работников определенного уровня квалификации:
Согласно пункту 4 "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации" раздела III "Отдельные положения о применении отдельных критериев оценки, показателей оценки и показателей оценки, детализирующих показатели оценки, предусмотренных разделом II настоящего документа" Порядка рассмотрения оценивается количество в штате участника закупки специалистов.
Перечень специалистов и иных работников, их квалификация, необходимые для оказания услуг, являющихся объектом закупки:
1. Технолог (технология общественного питания, переработка продуктов питания).
2. Повар (5 разряд и выше).
Участнику не предоставившему документы хотя бы на одного из перечисленных специалистов присваивается 0 баллов. Лучшим является наибольшее количество специалистов в штате участника закупки.
Документы, подтверждающие наличие специалистов и иных работников, их квалификацию, предусмотренные перечнем:
- трудовая книжка или сведения о трудовой деятельности (выписка из трудовой книжки), предусмотренные Трудовым кодексом Российской Федерации;
- документы, подтверждающие предусмотренную в соответствии с профессиональными стандартами квалификацию специалистов и иных работников:
Технолог - документ о высшем образовании в соответствии со стандартом 22.005 по специальности технология продукции и организации общественного питания" по специальности/направлению подготовки - "Технология продуктов общественного питания" / "Технология продукции и организации общественного питания".
Повар 5-го разряда - документ о среднем профессиональном образовании - программы подготовки квалифицированных рабочих (служащих) или документ об Профессиональном обучении - программы профессиональной подготовки по профессиям рабочих в соответствии со стандартам 33.011 "Повар"
Сведения о количестве штатных специалистов, не подтвержденные вышеуказанным комплектом документов, не будут учитываться при оценке предложения Участника закупки.
Таким образом, заказчиком установлены требования к перечню специалистов необходимых для исполнения обязательств по контракту по детализирующему показателю "Наличие у участников закупки специалистов и иных работников определенного уровня квалификации"
На заседании Комиссии представители уполномоченного учреждения пояснили, что заказчиком по исследуемому детализирующему показателю не устанавливаются предельные значения, так как формулы, предусмотренные подпунктом "б" пункта 20 Положения, предусматривают присвоение баллов исходя из нижеследующего:
- заявке, содержащей наилучшее значение, присваивается 100 баллов; заявке, содержащей наихудшее значение, присваивается 0 баллов;
- иным заявкам баллы присваиваются между наилучшим и наихудшим значениями, исходя из цены деления, рассчитываемого на основании предложенных участниками закупки наилучшим и наихудшим значениями.
Подход, при котором оценка заявок осуществляется от 0 до 100 баллов между наихудшим и наилучшим значениями из представленных в таких заявках, обусловлен тем, что заранее неизвестны и не ограничиваются значения, которые могут быть предложены разными участниками закупки.
Данная позиция заказчика согласуется с позицией Департамента бюджетной политики в сфере контрактной системы Минфина России, изложенной в письме Минфина России от 25.02.2022 N 24-06-06/13415.
Вместе с тем, 23 декабря 2022 года заказчиком было принято решение о внесении изменений в извещение о проведении открытого конкурса в электронной форме в части критериев оценки заявок участников.
На момент рассмотрения Комиссией жалобы ИП Блинова Н.А детализирующий показатель "продовольственные склады" указан следующим образом:
Наличие у участников закупки на праве собственности или ином законном основании оборудования и других материальных ресурсов |
25.00 |
Продовольственные склады |
100 |
Предусматривается оценка наличия или отсутствия характеристики объекта закупки, шкала оценки предусматривает присвоение: Наличие не менее 1 продовольственного склада -100 баллов, отсутствие - 0 баллов. |
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что на момент заседания Комиссии отсутствует предмет обжалования в части довода заявителя по детализирующему показателю "продовольственные склады".
Кроме того, Комиссей установлено, что никто из участников закупки за разъяснениями положений извещения об осуществлении закупки в части исследуемого довода не обращался.
Заявитель на рассмотрение жалобы не явился, доказательств, подтверждающих доводы жалобы, не представил.
В соответствии с частью 1 статьи 105 Закона о контрактной системе при проведении конкурентных способов, при осуществлении закупки товара у единственного поставщика в электронной форме на сумму, предусмотренную частью 12 статьи 93 настоящего Федерального закона, участник закупки в соответствии с законодательством Российской Федерации имеет право обжаловать в судебном порядке или в порядке, установленном главой 6 Закона о контрактной системе, в контрольный орган в сфере закупок действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля, если такие действия (бездействие) нарушают права и законные интересы участника закупки. При этом обжалование действий (бездействия) субъекта (субъектов) контроля в порядке, установленном настоящей главой, не является препятствием для обжалования таких действий (бездействия) в судебном порядке.
Кроме того, на основании части 4 статьи 106 Закона о контрактной системе в сфере закупок участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы.
Каких-либо доказательств, свидетельствующих о том, что положения извещения о проведении открытого конкурса в электронной форме нарушили права и законные интересы ИП Блиновой Н.А., привели к нарушению принципов проведения закупок товаров, работ, услуг, а также ограничили количество участников закупки заявителем в материалы дела не представлено.
В соответствии с пунктом 3.33 "Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 г. N 727/14, Комиссия принимает решение на основании представленных документов и сведений.
Таким образом, на основании имеющихся в деле материалов Комиссия не находит оснований для признания жалобы обоснованной.
При указанных обстоятельствах Комиссия пришла к выводу о необоснованности доводов жалобы.
Учитывая изложенное, руководствуясь статьями 99 и 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ИП Блиновой Надежды Алексеевны необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии:
Члены Комиссии:
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Белгородской области от 27 декабря 2022 г. N 031/06/48-762/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022