Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган)
рассмотрев посредством системы видеоконференции "True Conf" в порядке, предусмотренном Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ) жалобу ООО "Атлант" на действия заказчика: Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение землеустроительных работ по определению границ участка, планируемого для создания особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника "Сиверга" в Бердюжском и Казанском районах (реестровый номер закупки 0167200003422009231),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) 22.11.2022 поступила жалоба.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Информация о содержании жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
Из доводов жалобы следует, что заказчиком неправомерно установлено требование к участникам закупки о наличии лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности. Заявитель указывает, что согласно Приказу Росреестра NП/0192 от 23.05.2022 "Об особенностях осуществления лицензирования геодезической и картографической деятельности в 2022 году" в 2022 году юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории без лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Представитель Заказчика с доводом заявителя согласился, указал, что при определении условий проведения закупки заказчиком не были учтены изменения в правовом регулировании лицензирования геодезической и картографической деятельности в 2022 году.
Уполномоченный орган, указал что требования к участникам закупки, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим выполнение работы (оказание услуги), являющихся объектом закупки определяются заказчиком самостоятельно.
Исследовав материалы дела, и оценив в совокупности представленные документы, Комиссия приходит к следующим выводам.
Из материалов дела усматривается, что Управление государственных закупок Тюменской области являясь уполномоченным органом, выступило организатором проведения запроса котировок в электронной форме на выполнение землеустроительных работ по определению границ участка, планируемого для создания особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника "Сиверга" в Бердюжском и Казанском районах в интересах Заказчика- Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области. Начальная (максимальная) цена контракта, составила - 450 000,00 рублей.
Информация об электронном аукционе была размещена 12.12.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167200003422009231.
1. Частью 1 статьи 24 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчики при осуществлении закупок используют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя).
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, которое должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
В соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки заказчик устанавливает требования к участникам закупки о соответствии требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
В силу части 6 статьи 31 Закона о контрактной системе, Заказчики не вправе устанавливать требования к участникам закупок в нарушение требований Закона о контрактной системе.
В рассматриваемом случае объектом закупки является выполнение землеустроительных работ по определению границ участка, планируемого для создания особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника "Сиверга" в Бердюжском и Казанском районах.
Пунктом 1.1 раздела 1 "Требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке" (Приложение N 4 к Извещению о проведении закупки) установлено, что заявка на участие в закупке должна содержать следующие документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч.1 ст. 31 Федерального закона N 44-ФЗ:
В соответствии с Федеральным законом от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" и Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1126 "О лицензировании геодезической и картографической деятельности" (вместе с "Положением о лицензировании геодезической и картографической деятельности"): лицензию на геодезическую и картографическую деятельность или выписку из реестра: - с видом работ "Установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории".
Как следует из пункта 9.1 проекта контракта (Приложение N 2 к извещению об осуществлении закупки) контракт вступает в силу с момента заключения в порядке, предусмотренном Федеральным законом N 44-ФЗ и действует до 31.12.2022 г. Срок выполнения Работ: в течение 3 (трех) рабочих дней с даты заключения контракта (п. 1.7 проекта контракта).
Вместе с тем, приказом Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии NП/0192 от 23.05.2022 "Об особенностях осуществления лицензирования геодезической и картографической деятельности в 2022 году" установлено, что в 2022 году юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории без лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что заказчиком неправомерно в нарушение пункта 1 части 1 статьи 31, пункта 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено требование к участникам закупки о предоставлении лицензии на геодезическую и картографическую деятельность или выписки из реестра: - с видом работ "Установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории, поскольку такой лицензии с учетом условий исполнения контракта и срока отведенного на выполнение работ (до конца 2022 г.) предоставлять не требовалось.
Кроме того, Комиссия Тюменского УФАС России, осуществив внеплановую проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, установила следующее.
Согласно требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 настоящего Федерального закона.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок в электронной форме от 12.12.2022 на участие в закупки поступило 4 заявки, из них три заявки признаны соответствующими требованиям Извещения о проведении закупки, а одна заявка N 4 признана не соответствующей требованиям Извещения о проведении закупки и отстранена от участия в запросе котировок на основании п. 2 ч. 12 ст. 48 Закона о закупках в связи с непредставлением информации и документов, предусмотренных п. 2,3 ч.6 ст. 43, ч.1 ст.50, пп. "н" п.1 ч.1 ст. 43 Закона о закупках, извещением о проведением закупки, п.1.1. раздела 1 "Требования к содержанию, составу заявки, инструкция по ее заполнению" (Приложение N4 к Извещению) - в котировочной заявке участника закупки отсутствует лицензия на геодезическую и картографическую деятельность или выписка из реестра: - с видом работ "Установление и изменение границ зон с особыми условиями использования территории".
Вместе с тем согласно Приказу Федеральной службы государственной регистрации, кадастра и картографии NП/0192 от 23.05.2022 "Об особенностях осуществления лицензирования геодезической и картографической деятельности в 2022 году" в 2022 году юридические лица и индивидуальные предприниматели вправе выполнять работы по установлению и изменению границ населенных пунктов, границ зон с особыми условиями использования территории без лицензии на осуществление геодезической и картографической деятельности.
Однако, как было указано выше у участников закупки отсутствовала обязанность предоставлять в составе заявки лицензию на осуществление геодезической и картографической деятельности.
При таких обстоятельствах, комиссия по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области неправомерно отстранила участника закупки (заявка N 4) от участия в запросе котировок в электронной форме на выполнение землеустроительных работ по определению границ участка, планируемого для создания особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника "Сиверга" в Бердюжском и Казанском районах, чем нарушила положения пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе.
По смыслу части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе при выявлении нарушений требований законодательства Российской Федерации в сфере закупок уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок федеральный орган исполнительной власти вправе выдать специализированной организации, заказчику, аукционной комиссии, оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации, в том числе об аннулировании определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
В этой связи, Комиссия Тюменского УФАС России решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа и его комиссии по осуществлению закупок обязательное для исполнения предписание об устранении нарушения путем аннулирования (отмены) процедуры заключения контракта с Черновой Я.О., отмены протокола подведения итогов закупки от 12.12.2022 г.; внесения изменения в извещение о проведении запроса котировок с учетом выводов изложенных в настоящем решении и определения победителя закупки в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе.
Комиссия на основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. Приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1.Признать жалобу ООО "Атлант" на действия заказчика: Департамента по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области при проведении запроса котировок в электронной форме на выполнение землеустроительных работ по определению границ участка, планируемого для создания особо охраняемой природной территории регионального значения - заказника "Сиверга" в Бердюжском и Казанском районах (реестровый номер закупки 0167200003422009231) обоснованной.
2. Признать Департамент по охране, контролю и регулированию использования объектов животного мира и среды их обитания Тюменской области нарушившим пункт 1 части 1 статьи 31, пункт 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. Признать комиссия по осуществлению закупок Управления государственных закупок Тюменской области нарушившей пп. "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа обязательное для исполнения предписание.
4. Оператору электронной площадки ЭТП ТЭК-Торг надлежит обеспечить техническую возможность исполнения выданного предписания по делу.
5. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственного должностного лица заказчика утвердившего документацию о закупке.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть обжаловано в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 22 декабря 2022 г. N 072/06/44/212/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022