Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Комиссия, антимонопольный орган) в составе:
рассмотрев в дистанционном режиме посредством плагина видеоконференции "True Conf") в порядке, предусмотренном главой 6 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее также - Закон о контрактной системе, Закон N 44-ФЗ), Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы (ФАС России) по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014) жалобу ООО "СПБ-Сибирь" на действия котировочной комиссии МКУ города Тобольска "Управление административно-хозяйственного обслуживания" по осуществлению закупок для муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, секционных ворот и шлагбаумов (реестровый номер закупки 0167300000822000337),
УСТАНОВИЛА:
В Управление Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области (далее - Тюменское УФАС России) поступила жалоба ООО "СПБ-Сибирь" на действия котировочной комиссии МКУ города Тобольска "Управление административно-хозяйственного обслуживания" по осуществлению закупок для муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, секционных ворот и шлагбаумов.
Указанная жалоба заявителя признана соответствующей требованиям, предусмотренным статьёй 105 Закона о контрактной системе, и принята к рассмотрению. Во исполнение требований части 8 статьи 105 Закона о контрактной системе информация о содержании поступившей жалобы, времени и месте ее рассмотрения размещены в реестре жалоб на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок (www.zakupki.gov.ru).
По мнению заявителя, принятое котировочной комиссии МКУ города Тобольска "Управление административно-хозяйственного обслуживания" по осуществлению закупок для муниципальных нужд решение об отклонении заявки ООО "СПБ-Сибирь" в допуске к участию в закупке противоречит требованиям Закона о контрактной системе, поскольку заявка Общества на участие в закупке полностью соответствовала требованиям извещения об осуществления закупки и нормам Закона о контрактной системе. В составе заявки общества на участие в закупке содержалась информация об имеющейся у него лицензии. В частности, приложены скан лицензии N 72-Б/00331 от 01.03.2017 на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений; уведомление ГУ МЧС России по Тюменской области N ГУ-ИСХ-52480 от 24.11.2022 о внесении изменений в реестр лицензий.
Кроме того, заявитель отметил, что с 01.01.2021 лицензия, как отдельный документ, не выдается, наличие лицензии подтверждается сведениями из реестра оформленных лицензий, в котором отражаются сведения о лицензиате, регистрационный номер лицензии, документ, на основании которого принято решение о выдаче лицензии, лицензируемые виды деятельности, адреса места осуществления лицензируемых видов деятельности.
Заказчиком и уполномоченным органом представлены письменные возражения на жалобу заявителя, которые приобщены к материалам дела, просили Комиссию признать жалобу заявителя необоснованной.
Исследовав материалы дела и оценив в совокупности представленные документы, осуществив внеплановую проверку по жалобе заявителя в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия Тюменского УФАС России приходит к следующим выводам.
Частью 1 статьи 12 Закона о контрактной системе предусмотрено, что государственные органы, органы управления государственными внебюджетными фондами, муниципальные органы, казенные учреждения, иные юридические лица в случаях, установленных настоящим Федеральным законом, при планировании и осуществлении закупок должны исходить из необходимости достижения заданных результатов обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что извещение об осуществлении закупки должно содержать требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при применении конкурентных способов заказчик устанавливает единые требования к участникам закупки о соответствии его требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Пунктом 1 статьи 49 Гражданского кодекса РФ предусмотрено, что в случаях, предусмотренных законом, юридическое лицо может заниматься отдельными видами деятельности только на основании специального разрешения (лицензии), членства в саморегулируемой организации или выданного саморегулируемой организацией свидетельства о допуске к определенному виду работ.
Пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений подлежит лицензированию.
Лицензируемая деятельность включает в себя выполнение работ и оказание услуг согласно перечню работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, предусмотренному Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении Положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений".
Согласно пункта 2 Положения, утвержденного Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128, лицензирование деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений осуществляет Министерство Российской Федерации по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), включая его территориальные органы.
Федеральным законом от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" в Федеральный закон от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельный видов деятельности" внесены изменения, которыми предусматривается введение "реестровой модели лицензирования".
Статьёй 13 Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ "О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части внедрения реестровой модели предоставления государственных услуг по лицензированию отдельных видов деятельности" предусмотрено, что записи в реестрах лицензий, внесенные до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, подлежат приведению в соответствие с законодательными актами Российской Федерации, измененными Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, до 01.01.2022. Лицензии, выданные до дня вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, подтверждают наличие у лицензиата лицензии на день вступления в силу Федерального закона от 27.12.2019 N 478-ФЗ, то есть на 01.01.2021. Аналогичная позиция изложена в письме Министерства экономического развития РФ от 23.04.2021 N Д24и-12191.
Следовательно, после 01.01.2022 сведения обо всех (в том числе, ранее выданных) лицензиях должны быть включены в реестр лицензий.
Частью 8 статьи 21 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ предусмотрено, что сведения о конкретной лицензии по выбору заявителя предоставляются ему также в форме электронного документа, подписанного усиленной квалифицированной электронной подписью, в виде выписки из реестра лицензий, либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении, либо в виде справки об отсутствии запрашиваемых сведений.
Форма выписки из реестра лицензий, а также порядок предоставления сведений о конкретной лицензии утверждены постановлением Правительства Российской Федерации от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий".
Пунктом 3.3.12 Административного регламента Министерства РФ по делам гражданской обороны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий по предоставлению государственной услуги по лицензированию деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений (утв. приказом МЧС России от 28.05.2012 N 291), решение о предоставлении лицензии оформляется приказом лицензирующего органа, который подписывается руководителем или лицом, замещающим его в установленном порядке. Реквизиты приказа о предоставлении лицензии вносятся в реестр лицензий в день его регистрации.
Согласно материалам дела, Управление закупок Администрации города Тобольска являясь уполномоченным органом, выступила организатором проведения запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, секционных ворот и шлагбаумов, с начальной (максимальной) ценой контракта 644 710,92 рублей.
Информация о закупке размещена 15.12.2022 на официальном сайте ЕИС в сфере закупок: http://zakupki.gov.ru, с реестровым номером закупки 0167300000822000337.
Адрес электронной площадки в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" определенной для проведения закупки http://www.tektorg.ru
Подпунктом "н" пункта 1 раздела 1 приложения N 4 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме установлен исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе: "В соответствии с пунктом 15 части 1 статьи 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" участник закупки должен иметь действующую лицензию на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений.
Участник закупки подтверждает свое соответствие установленному требованию следующими документами:
- сведения о лицензии участника закупки на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в виде выписки из реестра лицензий (по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", со статусом лицензии "Действующая"), либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении.
В соответствии с Постановлением Правительства РФ от 28.07.2020 N 1128 "Об утверждении положения о лицензировании деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений", перечень работ и услуг, составляющих деятельность по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений, наличие которых требуется в записи в реестре лицензий в отношении лицензии участника закупки:
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем пожарной и охранно-пожарной сигнализации и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ;
- Монтаж, техническое обслуживание и ремонт систем оповещения и эвакуации при пожаре и их элементов, включая диспетчеризацию и проведение пусконаладочных работ, в том числе фотолюминесцентных эвакуационных систем и их элементов".
Подпунктом "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе предусмотрено, что не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленных в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с частью 2 статьи 50 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 04.06.2018 N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством РФ в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке.
Согласно протоколу подведения итогов запроса котировок N ЭЗК-091-22 СМП от 23.12.2022 следует, что заявка ООО "СПБ-Сибирь" (идентификационный номер 3) отклонена по следующему основанию: "пункт 2 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе - непредставление документов, предусмотренных пунктом 3 части 6 статьи 43 Закона о контрактной системе, подтверждающих соответствие участника закупки требованиям, установленным пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требованиям подпункта "н" пункта 1 раздела 1 Требований к содержанию, составу заявки и инструкции по ее заполнению (приложение N 4 к извещению о проведении запроса котировок в электронной форме): не представлены сведения о лицензии участника закупки на осуществление деятельности по монтажу, техническому обслуживанию и ремонту средств обеспечения пожарной безопасности зданий и сооружений в виде выписки из реестра лицензий (по форме, утвержденной постановлением Правительства РФ от 29.12.2020 N 2343 "Об утверждении Правил формирования и ведения реестра лицензий и типовой формы выписки из реестра лицензий", со статусом лицензии "Действующая"), либо в виде копии акта лицензирующего органа о принятом решении".
Из представленной в материалы дела заявки ООО "СПБ-Сибирь" на участие в рассматриваемой электронной процедуре (идентификационный номер 3) установлено, что данный участник закупки приложил следующие документы и сведения:
1) скан-образ лицензии МЧС России N 72-Б/00331 от 01.03.2017;
2) письмо ГУ МЧС России по Тюменской области от 24.11.2022 N ГУ-ИСХ-52480, содержащее уведомление N 5505 о внесении изменений в реестр лицензий (N Л014-00101-72/00106882).
Частью 8 статьи 31 Закона о контрактной системе предусмотрено, что комиссия по осуществлению закупок проверяет соответствие участников закупок требованиям, указанным в пунктах 1 и 7.1, пункте 10 (за исключением случаев проведения электронных процедур), пункте 10.1 части 1 и части 1.1 (при наличии такого требования) настоящей статьи, требованиям, предусмотренным частями 2 и 2.1 настоящей статьи (при осуществлении закупок, в отношении участников которых в соответствии с частями 2 и 2.1 настоящей статьи установлены дополнительные требования).
В заседании Комиссии представитель администрации пояснил, что членами комиссии в силу части 8 статьи 31 Закона о контрактной системе проводилась проверка соответствия участников закупки требованиям, указанным в пункте 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе. В ходе проверки установлено, что в реестре лицензий МЧС России в области пожарной безопасности в отношении ООО "СПБ-Сибирь" имеется запись, согласно которой лицензия предоставлена на основании приказа ГУ МЧС России по Тюменской области N 1029 от 24.11.2022 (https://digital.mchs.gov.ru/fgpn/license?search=7203405460). ООО "СПБ-Сибирь" не были представлены ни выписка из реестра лицензий, ни копия вышеуказанного приказа.
Таким образом, комиссией по осуществлению закупок фактически было установлено наличие сведений ООО "СПБ-Сибирь" в соответствующем реестре лицензий.
Кроме того, в составе заявки на участие в закупке заявителем представлено письмо ГУ МЧС России по Тюменской области от 24.11.2022 N ГУ-ИСХ-52480, содержащее уведомление N 5505 о внесении изменений в реестр лицензий с указанием номера реестровой записи лицензии Л014-00101-72/00106882), что полностью удовлетворяет требованиям извещения об осуществлении запроса котировок (п. 1 раздела 1 приложения N 4 к извещению) о подтверждении участником закупки соответствия требованиям, установленным п. 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе наличием решения лицензирующего органа о выдачи лицензии участнику закупки.
Таким образом, котировочной комиссией МКУ города Тобольска "Управление административно-хозяйственного обслуживания" по осуществлению закупок для муниципальных нужд принято неправомерное решение об отклонении заявки ООО "СПБ-Сибирь" что указывает на нарушение требований пункта 2 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
Пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе предусмотрено, что при выявлении в результате проведения контрольным органом в сфере закупок плановых и внеплановых проверок, а также в результате рассмотрения жалобы на действия (бездействие) субъектов контроля нарушений законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок контрольный орган в сфере закупок вправе выдавать обязательные для исполнения предписания об устранении таких нарушений в соответствии с законодательством Российской Федерации.
Учитывая существенный характер допущенного нарушения законодательства о контрактной системе, Комиссия решила выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание об аннулировании процедуры заключения контракта с победителем ООО "Комплексные решения в безопасности"; отмене протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) электронного запроса котировок N ЭЗК-091-22 СМП (0167300000822000337); повторного рассмотрения заявок участников закупки и определения победителя в соответствии с требованиями законодательства о контрактной системе и с учетом выводов изложенных в настоящем решении.
Частью 7 статьи 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, что в случае принятия решения о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) контракт не может быть заключен до рассмотрения жалобы по существу. При этом срок, установленный для заключения контракта, подлежит продлению на срок рассмотрения жалобы по существу.
Учитывая требования части 7 статьи 106 Закона о контрактной системе, Тюменское УФАС России обращает внимание, что заказчик вправе изменить в проекте контракта срок исполнения обязательств по контракту с учетом времени рассмотрения жалобы по существу антимонопольным органом, подготовки решения, срока исполнения предписания антимонопольного органа при направлении проекта контракта для подписания победителю закупки.
На основании изложенного, руководствуясь пунктом 1 части 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, пунктами 3.34, 3.36 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы (утв. приказом ФАС России N 727/14 от 19.11.2014),
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "СПБ-Сибирь" на действия котировочной комиссии МКУ города Тобольска "Управление административно-хозяйственного обслуживания" по осуществлению закупок для муниципальных нужд при проведении запроса котировок в электронной форме на оказание услуг по техническому обслуживанию и ремонту систем охранно-пожарной сигнализации, видеонаблюдения, секционных ворот и шлагбаумов (реестровый номер закупки 0167300000822000337) обоснованной.
2. Признать котировочную комиссию МКУ города Тобольска "Управление административно-хозяйственного обслуживания" по осуществлению закупок для муниципальных нужд нарушившей требования пункта 2 части 12 статьи 48, подпункта "а" пункта 1 части 3 статьи 50 Закона о контрактной системе.
3. Выдать в адрес заказчика, уполномоченного органа, оператора электронной площадки обязательное для исполнения предписание.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу Тюменского УФАС России для решения вопроса о возбуждении дела об административном правонарушении в отношении ответственных должностных лиц.
В соответствии с частью 9 статьи 106 Закона о контрактной системе настоящее решение может быть оспорено в арбитражном суде в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии
Члены Комиссии
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Тюменской области от 29 декабря 2022 г. N 072/06/44/223/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022