Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
в присутствии представителей по доверенностям от Заказчика - Местная администрация муниципального образования Низинское сельское поселение муниципального образования Ломоносовский муниципальный район Ленинградской области:
в отсутствии представителей по доверенностям от Заявителя - ООО "Статус", извещенного о времени и месте заседания Комиссии надлежащим образом,
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6039-ИП/22 от 15.12.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку оборудования для детских игровых площадок, спортивных площадок и зон отдыха.
Извещение о проведении электронного аукциона размещено 06.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 992 440,00 рублей.
Рассмотрев представленные документы, заслушав доводы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Закона о контрактной системе законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, что контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
В то же время частью 2 статьи 24 предусмотрено, что конкурентным способом определения поставщика (подрядчиков, исполнителей) является, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с пунктом 2 частью 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами: использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
Согласно первому доводу жалобы Заявителем оспариваются положения проекта контракта.
Заявитель считает, что сроки поставки товара ограничивают конкуренцию, так как поставить товар в такие сроки возможно, только при условии наличия всего перечня товаров на складе поставщика/производителя.
В соответствии с частью 1 статьи 470 ГК РФ, товар, который продавец обязан передать покупателю, должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в момент передачи покупателю, если иной момент определения соответствия товара этим требованиям не предусмотрен договором купли-продажи, и в пределах разумного срока должен быть пригодным для целей, для которых товары такого рода обычно используются.
Частью 2 статьи 470 ГК РФ определено, что в случае, когда договором купли-продажи предусмотрено предоставление продавцом гарантии качества товара, продавец обязан передать покупателю товар, который должен соответствовать требованиям, предусмотренным статьей 469 настоящего Кодекса, в течение определенного времени, установленного договором (гарантийного срока).
Комиссия установила, что в разделе 4 проекта контракта Заказчиком установлено:
"4.1. Сроки поставки Товара: с даты заключения Контракта, но не позднее 30.12.2022. В рамках гарантийных обязательств по Контракту Поставщик обязуется обеспечить хранение Товара до 31.05.2023 года.
4.2 Место поставки Товара: г. Санкт-Петербург или Ленинградская область, помещение Поставщика пригодное для хранение Товара на условиях предусмотренных Контрактом.
Приемка Заказчиком поставляемого Товара осуществляется в месте последующего хранения Товара по адресу, указанному Поставщиком. Место приемки товара должно находиться не далее, чем 100 км от местонахождения Заказчика".
В возражениях на довод жалобы Заказчик отметил, что источником средств, для удовлетворения муниципальных нужд по предмету закупки является бюджет муниципального образования Низинское сельское поселение на 2022 год. В связи с вышеизложенным Заказчик должен оплатить покупаемые товары в 2022 году, а поставка оборудования детских игровых площадок, спортивных площадок будет выполняться в течение срока, определенного контрактом, в 2023 году. Таким образом, расчет по оспариваемой закупке возможен исключительно в пределах 2022 финансового года, поэтому условиями контракта предусмотрена поставка в кратчайший период.
Таким образом, положение проекта контракта, в части установления сроков поставки товара, по мнению Комиссии не ограничивает конкуренцию и не противоречит положениям Закона о контрактной системе.
Также Заявитель обращает внимание Комиссии на положение проекта контракта в рамках которого поставщик обязан заключить при приемке товара безвозмездный договор ответственного хранения передаваемого оборудования со сроком хранения до 31.05.2023. Заявитель считает, что данное положение установлено неправомерно.
Комиссия установила, что раздел 1 проекта контракта содержит следующие положения:
"1.1. Поставщик обязуется в установленные Контрактом порядке и сроки поставить оборудование для детских игровых площадок, спортивных площадок и зон отдыха (далее - "Товар", "поставка Товара"), а Заказчик обязуется принять Товар и оплатить поставленный Товар в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему.
1.2. Ассортимент, количество, комплект и комплектность Товара, место поставки и сроки, согласно которым Поставщик обязан поставку Товара, в рамках Контракта, определены в Спецификации (Приложение N 1 к Контракту) и Техническом задании (Приложение N 2 к Контракту), которое является неотъемлемой частью настоящего Контракта. Поставленный Товар (технические, функциональные, качественные и эксплуатационные характеристики (при необходимости) поставленного Товара) должен соответствовать показателям, указанным в Предложении Поставщика в отношении объекта закупки (характеристики предлагаемого Поставщиком товара, наименование страны происхождения товара) (Приложение N 3 к Контракту).
1.3. Поставщик обязан заключить при приемке
Товара безвозмездный договор ответственного хранения передаваемого оборудования со сроком хранения до 31.05.2023".
В соответствии со статьей 897 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором хранения, расходы хранителя на хранение вещи включаются в вознаграждение за хранение. При безвозмездном хранении поклажедатель обязан возместить хранителю произведенные им необходимые расходы на хранение вещи, если законом или договором хранения не предусмотрено иное.
В отношении данного довода представить Заказчика пояснил, что в связи с отсутствием у Заказчика свободных складских помещений устанавливает в проекте контракта, что поставляемый товар должен быть передан поставщиком на ответственное хранение до 31 мая 2023 года, в подтверждение данного факта Заказчику должны быть предоставлены соответствующие документы.
А также, представитель Заказчика отмечает, что в проекте контракта нет обязательства поставщика, заключить договор ответственного хранения с каким-то определенным хранителем. Ответственное хранение должно, как выше указано, производиться на территории Санкт-Петербурга или Ленинградской области, и это условие не ограничивает конкуренцию, так как площадь этих двух субъектов Российской Федерации составляет 1439 км и 83 908 км
соответственно. Из-за особенностей территориального расположения двух субъектов Российской Федерации (имеется ввиду граница с ЕС, повлиявшая на развитие транспортной инфраструктуры региона) на территории двух данных субъектов Российской Федерации находится значительное число складских помещений, которые могут использоваться в целях ответственного хранения.
На основании вышеизложенного, оспариваемое Заявителем положение об обязанности поставщика заключить при приемке товара безвозмездный договор ответственного хранения, Комиссия не находит нарушающим, противоречивым положениям законодательства Российской Федерации и Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия установила, что положения проекта контракта составлены в соответствии с положениями Закона о контрактной системе, следовательно, в действиях Заказчика нарушений не усматривает.
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Статус" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 20 декабря 2022 г. N 047/06/42-3642/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022