Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
заседание проводилось посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков",
рассмотрев в соответствии с Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, п.п. 6.4-6.6. Положения о территориальном органе Федеральной антимонопольной службы, утвержденного приказом ФАС России от 23.07.2015 N 649/15, жалобу Заявителя и в результате проведения в соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) внеплановой проверки
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила жалоба Заявителя (вх. N 6259-ИП/22 от 21.12.2022) на положения извещения при проведении электронного аукциона на поставку медицинских изделий на 2023-2024 г.
Извещение о проведении открытого аукциона в электронной форме 14.12.2022 на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена контракта - 50 258 330,10 рублей.
Рассмотрев представленные документы, Комиссия пришла к следующим выводам.
В силу части 1 статьи 2 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - законодательство Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок) основывается на положениях Конституции Российской Федерации, Гражданского кодекса Российской Федерации, Бюджетного кодекса Российской Федерации и состоит из настоящего Федерального закона и других федеральных законов, регулирующих отношения, указанные в части 1 статьи 1 настоящего Федерального закона. Нормы права, содержащиеся в других федеральных законах и регулирующие указанные отношения, должны соответствовать настоящему Федеральному закону.
Часть 1 статьи 8 Закона о контрактной системе гласит, контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При этом в соответствии с частью 2 указанной статьи конкуренция при осуществлении закупок должна быть основана на соблюдении принципа добросовестной ценовой и неценовой конкуренции между участниками закупок в целях выявления лучших условий поставок товаров, выполнения работ, оказания услуг. Запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
Согласно части 1 статьи 24 Закона о контрактной системе заказчики при осуществлении закупок применяют конкурентные способы определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - конкурентные способы) или осуществляют закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя). Конкурентные способы могут быть открытыми и закрытыми. При открытом конкурентном способе информация о закупке сообщается заказчиком неограниченному кругу лиц путем размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки. При закрытом конкурентном способе информация о закупке сообщается путем направления приглашений принять участие в определении поставщика (подрядчика, исполнителя) (далее - приглашение) ограниченному кругу лиц, которые способны осуществить поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг, являющихся объектами закупок.
Конкурентными способами определения поставщиков являются, в том числе, аукционы (открытый аукцион в электронной форме (далее - электронный аукцион), закрытый аукцион, закрытый аукцион в электронной форме (далее - закрытый электронный аукцион).
В соответствии с частью 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
В силу положений пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Пунктом 2 той же статьи определено, что использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно доводам жалобы, Заявитель оспаривает положения извещения об осуществлении закупки в части ненадлежащего описания объекта закупки.
Комиссия установила, что объектом рассматриваемой закупки является поставка медицинских изделий на 2023-2024 г.
Описанием объекта закупки определена необходимость в следующих товарах:
Таблица N1.
N п/п |
Наименование |
Ед. изм. |
1. |
Троакар эндоскопический, одноразового использования |
шт |
2. |
Троакар эндоскопический, одноразового использования |
шт |
3. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
4. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
5. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
6. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
7. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
8. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
9. |
Степлер кожный |
шт |
10. |
Степлер кожный |
шт |
11. |
Степлер кожный |
шт |
12. |
Инструмент хирургический для снятия скоб, одноразового использования |
шт |
13. |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
шт |
14. |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
шт |
15. |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
шт |
16. |
Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
17. |
Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
18. |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования |
шт |
19. |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования |
шт |
20. |
Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования |
шт |
21. |
Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования |
шт |
22. |
Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования |
шт |
23. |
Клипса для лигирования, металлическая |
шт |
24. |
Мешок хирургический для извлечения тканей |
шт |
Требования к техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых не могут изменяться, установлены в приложении N 2 проекта контракта (Технические требования). Требования к техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых могут изменяться, установлены в таблице N 2 описания объекта закупки.
Участник закупки подает заявку оператору электронной площадки, оператору специализированной электронной площадки в соответствии с Федеральным законом от 05.04.2013 N44-ФЗ.
Требования к техническим и функциональным характеристикам товара:
Таблица N2.
N п/п |
Наименование* |
Требования к техническим и функциональным характеристикам товара, значения которых могут изменяться |
|
наименование показателя, ед. измерения |
требование к значению показателя |
||
1. |
Троакар эндоскопический, одноразового использования |
диаметр троакара, мм |
не менее 12 |
длина канюли, мм |
не менее 100 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 6 |
||
2. |
Троакар эндоскопический, одноразового использования |
диаметр троакара, мм |
не менее 12 |
длина канюли, мм |
не менее 100 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 6 |
||
3. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
длина рабочей части, мм |
не менее 60 |
длина ствола, мм |
не менее 340 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
4. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
длина рабочей части, мм |
не менее 60 |
длина ствола, мм |
не менее 440 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
5. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
длина рабочей части, мм |
не менее 60 |
длина ствола, мм |
не менее 280 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
6. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
длина рабочей части, мм |
не менее 45 |
длина ствола, мм |
не менее 280 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
7. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
длина рабочей части, мм |
не менее 45 |
длина ствола, мм |
не менее 340 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
8. |
Степлер линейный ручной режущий эндоскопический, одноразового использования |
длина рабочей части, мм |
не менее 45 |
длина ствола, мм |
не менее 440 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
9. |
Степлер кожный |
диаметр проволоки, мм |
не более 0,53 |
ширина коронки, мм |
не менее 5,7 |
||
высота закрытой скобки, мм |
не более 3,9 |
||
10. |
Степлер кожный |
количество в упаковке, шт |
не менее 12 |
11. |
Степлер кожный |
высота ножки открытой скобки |
не более 3,25 |
длина спинки скобки в открытом виде |
не менее 13 |
||
высота закрытых скобок, приблизительная |
не менее 4,1 |
||
длина спинки скрепки в закрытом виде, приблизительная |
не менее 6,5 |
||
поперечное сечение скобок |
не менее 0,56 |
||
количество скобок |
не менее 35 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 12 |
||
12. |
Инструмент хирургический для снятия скоб, одноразового использования |
количество в упаковке, шт |
не менее 12 |
13. |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
диаметр рабочей части, мм |
не менее 24,5 |
диаметр встроенного лезвия, мм |
не менее 16 |
||
длина изогнутого ствола, см |
не менее 18 |
||
ширина коронки скобки, мм |
не менее 3,9 |
||
диаметр проволоки, мм |
не менее 0,27 |
||
высота открытой скобки, мм |
не менее 5,5 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
14. |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
диаметр рабочей части, мм |
не менее 28,5 |
диаметр встроенного лезвия, мм |
не менее 20 |
||
длина изогнутого ствола, см |
не менее 18 |
||
ширина коронки скобки, мм |
не менее 3,9 |
||
диаметр проволоки, мм |
не менее 0,27 |
||
высота открытой скобки, мм |
не менее 5,5 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
15. |
Степлер циркулярный внутрипросветный, одноразового использования |
диаметр рабочей части, мм |
не менее 32 |
диаметр встроенного лезвия, мм |
не менее 24 |
||
длина изогнутого ствола, см |
не менее 18 |
||
ширина коронки скобки, мм |
не менее 3,9 |
||
диаметр проволоки, мм |
не менее 0,27 |
||
высота открытой скобки, мм |
не менее 5,5 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
16. |
Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования |
длина скобочного шва, мм |
не менее 60 |
длина ножки открытой скобки, мм |
не менее 3,5 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
17. |
Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования |
длина скобочного шва, мм |
не менее 60 |
длина ножки открытой скобки, мм |
не менее 4,8 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
18. |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования |
размер рабочей части, мм |
не менее 55 |
длина ножки открытой скобки, мм |
не менее 4,8 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
19. |
Степлер линейный ручной режущий для открытых операций, одноразового использования |
размер рабочей части, мм |
не менее 75 |
длина ножки открытой скобки, мм |
не менее 4,8 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
20. |
Аппарат сшивающий эндоскопический, одноразового использования |
длина внутреннего скобочного шва, мм |
не менее 42 |
длина внешнего скобочного шва, мм |
не менее 48 |
||
длина разреза, мм |
не менее 40 |
||
длина ножки открытой скобки, мм |
не менее 4,5 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
21. |
Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования |
длина прошивания, мм |
не менее 80 |
количество рядов скобок |
не менее 4 |
||
высота ножки закрытой скобки, мм |
не более 1,5 |
||
высота ножки открытой скобки, мм |
не менее 3,8 |
||
количество прошиваний, шт |
не менее 8 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
22. |
Степлер линейный ручной для открытых операций, одноразового использования |
длина прошивания, мм |
не менее 80 |
количество рядов скобок |
не менее 4 |
||
высота ножки закрытой скобки, мм |
не более 2 |
||
высота ножки открытой скобки, мм |
не менее 4,8 |
||
количество прошиваний, шт |
не менее 8 |
||
количество в упаковке, шт |
не менее 3 |
||
23. |
Клипса для лигирования, металлическая |
длина клипсы, мм |
не более 12 |
расстояние между ножками клипсы (открытие), мм |
не более 11 |
||
количество клипсов в картридже, шт |
не менее 6 |
||
количество картриджей в упаковке, шт |
не менее 30 |
||
24. |
Мешок хирургический для извлечения тканей |
объем, мл |
не более 300 |
плотность плетения долевых нитей, нить/см2 |
не менее 50 |
||
плотность плетения поперечных нитей, нить/см2 |
не менее 50 |
||
плотность плетения упрочненных нитей, нить/см2 |
не менее 3 |
||
герметичность, максимальное усилие на разрыв ткани, нить/см2 |
не менее 350 |
||
максимальное усилие на разрыв швов, н/50 мм |
не менее 123 |
||
диаметр отверстия, мм |
не менее 70 |
||
длина мешка от верха до низа, мм |
не менее 144 |
||
масса изделия, кг |
не более 0,02 |
||
цветные петли для введения устройства, шт |
не менее 2 |
Комиссия установила, что при формировании описания объекта закупки заказчику в рамках Закона о контрактной системы предоставлены полномочия по самостоятельному определению параметров и характеристик товара, в наибольшей степени удовлетворяющих его потребности. Заказчик вправе в необходимой степени детализировать требования к товару, работе, услуге.
Соответственно, на основании действующего законодательства в сфере закупок заказчик вправе включить в извещение о закупке такие характеристики и требования к товару, которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций, детализируя в необходимой степени объект закупок, то есть при описании товара заказчик вправе указывать качественные параметры к объекту закупок, которые являются определяющими для него. Отмечаем также, что условия извещения о закупке не содержат указаний на конкретные модели изделий, товарный знак.
При этом Комиссия отмечает, что факт установления определенных характеристик к товару, не свидетельствует об ограничении количества участников рассматриваемой закупки, так как на рынке существует масса производителей и поставщиков, реализующих одни и те же товары.
При формировании требований к закупаемым медицинским изделиям, Заказчик исходил из собственных потребностей, основываясь на требованиях Закона о контрактной системе, а также руководствовался, в том числе, данными "Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации от "28" июня 2017 года. В документе сказано, что "По общему правилу указание заказчиком в аукционной документации особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки", а именно, указано, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции. Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений части 1 статьи 1 Закона о контрактной системы, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции".
На основании изложенного и, руководствуясь частью 8 статьи 106, пунктом 2 части 22 статьи 99 Закона о контрактной системе, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Ренессанс-Мед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 26 декабря 2022 г. N 047/06/42-3679/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 29.12.2022