Комиссия Ленинградского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия, Комиссия Ленинградского УФАС) в составе:
в присутствии представителей (посредством системы видеоконференцсвязи в соответствии с письмом ФАС России от 29 мая 2020 г. N МЕ/45732/20 "О рассмотрении жалоб, проведении внеплановых проверок, рассмотрении обращений о включении сведений в отношении участников закупок, поставщиков (подрядчиков, исполнителей) в реестр недобросовестных поставщиков"):
рассмотрев направленные Заказчиком во исполнение требований статьи 104 Федерального закона от 05.04.2014 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе, Закон N44-ФЗ) обращения о включении сведений об Участнике в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - реестр недобросовестных поставщиков, РНП),
УСТАНОВИЛА:
В Ленинградское УФАС России поступила информация, изложенная в обращении Заказчика, о включении сведений об ООО "Интерпроект" в реестр недобросовестных поставщиков в связи с принятием Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Из представленного в Ленинградское УФАС Заказчиком обращения следует, что между Заказчиком и Участником заключен контракт N7/21 от 25.02.2021 на разработку проектной и рабочей документации по объекту: "Реконструкция общественного туалета по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, д.94, лит.А" (далее - Контракт);
Из материалов дела следует, что 06.12.2022 Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Комиссия Ленинградского УФАС в рассматриваемом деле считает необходимым выяснить и оценить все фактические обстоятельства дела в их совокупности и взаимосвязи.
Согласно части 1 статьи 104 Закона о контрактной системе ведение реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) осуществляется федеральным органом исполнительной власти, уполномоченным на осуществление контроля в сфере закупок.
В реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами (часть 2 статьи 104 Закона о контрактной системе).
Согласно части 4 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Заказчик либо уполномоченный орган или уполномоченное учреждение, наделенные полномочиями в соответствии со статьей 26 настоящего Федерального закона, направляет в федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, обращение о включении информации об участнике закупки или о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков не позднее чем через три рабочих дня с даты признания в соответствии с настоящим Федеральным законом участника закупки уклонившимся от заключения контракта, расторжения контракта по основаниям, указанным в части 2 настоящей статьи.
В соответствии с частью 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ в течение пяти рабочих дней с даты поступления обращения, указанного в части 4 настоящей статьи, федеральный орган исполнительной власти, уполномоченный на осуществление контроля в сфере закупок, осуществляет проверку содержащихся в таком обращении фактов, свидетельствующих об уклонении участника закупки от заключения контракта либо о расторжении контракта по решению суда или об одностороннем отказе заказчика от исполнения контракта в связи с существенными нарушениями поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта. По результатам такой проверки принимается решение о включении в реестр недобросовестных поставщиков соответствующей информации или решение об отказе в ее включении в реестр недобросовестных поставщиков. В случае принятия решения о включении в реестр недобросовестных поставщиков информации о лицах, указанных в части 2 настоящей статьи, такая информация включается в этот реестр не позднее трех рабочих дней с даты принятия данного решения.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (часть 9 статьи 95 Закона о контрактной системе).
В рассматриваемом случае п. 10.3 Контракта предусмотрено, что Контракт может быть, расторгнут в связи с односторонним отказом Заказчика от исполнения Контракта в соответствии с гражданским законодательством РФ.
Комиссия Ленинградского УФАС отмечает, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
При этом, Комиссия указывает, что в направленных документах Заказчика вовсе не изложены существенные обстоятельства дела, имеющие значения для принятия решения, более того, документы (кроме одного документа, а именно решения об одностороннем отказе от исполнения Контракта) вообще не представлены Заказчиком в адрес Управления.
Уведомлением N ИМ/4168/22 от 27.12.2022 Управление запрашивало у Заказчика, в том числе: письменные пояснения (п.1) Документы об оплате поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта, акты приёмки поставленных товаров, выполненных работ, оказанных услуг, составленные в ходе исполнения контракта (при наличии) (п.4); Заключения проводимых экспертиз, всю почтовую и электронную переписку между сторонами (с подтверждением отправки/получения) (п.5) (направлено по электронной почте, Размещено в ЕИС: https://zakupki.gov.ru/epz/unscheduledinspection/card/general-information .html?reestrNumber=202200187297003789).
Таким образом, от Заказчика, кроме самого текста одностороннего отказа по Контракту не представлено других дополнительных документов, не содержится какой-либо последовательной хронологии событий, также не содержится данных о том, реагировал ли Участник на претензии (если они выставлялись), в какой форме с ним осуществлялось взаимодействие, нет доводов, пояснений и документов, запрошенных Управлением, не представлено ни одного письма от Участника, при том, что Контракт заключен в 2021 году.
Таким образом, Заказчик представил тот пакет документов, которым располагал и считал достаточным для принятия соответствующего решения по рассматриваемому делу, чем и будет руководствоваться Комиссия.
От Участника представлены письменные пояснения и переписка между сторонами и третьими лицами в 2-х томах.
Согласно п. 1.1. Контракта Подрядчик обязуется в установленный срок по заданию Заказчика выполнить работы по разработке проектной и рабочей документации (далее - работы, проектная документация, рабочая документация) по объекту: "Реконструкция общественного туалета по адресу: г. Санкт-Петербург, проспект Обуховской Обороны, д.94, лит.А" (далее - объект), а Заказчик обязуется принять результат выполненных работ и обеспечить оплату по контракту в пределах цены контракта.
Согласно п. 1.2. Контракта Подрядчик выполняет работы в соответствии с Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту), определяющим объем и содержание работ, Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к контракту), Расчетом цены контракта (Приложение N5 к контракту), определяющими цену работ и сроки их выполнения, условиями контракта, а также требованиями, установленными нормативными-правовыми актами в области проектирования.
Согласно п. 1.3. Контракта Результатом выполненной работы по контракту являются проектная документация, включающая в себя сметную документацию и документы (технические отчеты) содержащие результаты инженерных изысканий, имеющая положительное заключение государственной экспертизы (включая проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), рабочая документация.
По Контракту:
- 2.1. Начало выполнения работ по настоящему контракту: с даты заключения контракта.
- 2.2. Конечный срок выполнения и сдачи результата работ, в том числе получение положительного заключения государственной экспертизы: не позднее "25" января 2022 года.
- 2.3. Сроки выполнения работ по настоящему контракту определяются Сторонами в Календарном плане выполнения работ (приложение N 2 к контракту).
Заказчик по Контракту обязан, среди прочего:
- 4.1.1. Передать Подрядчику по накладной в течение 5 (пяти) рабочих дней с даты заключения контракта исходные данные для выполнения работ согласно Заданию на проектирование (приложение N1 к контракту).
- 4.1.2. Осуществлять в течение всего периода выполнения работ по контракту контроль за ходом и качеством выполняемых работ, соблюдением сроков их выполнения и соответствием установленной контрактом цене, не вмешиваясь при этом в оперативно-хозяйственную деятельность Подрядчика.
- 4.1.3. Оказывать содействие Подрядчику в выполнении проектных и изыскательских работ в объеме и на условиях, предусмотренных Заданием на проектирование (Приложение N1 к контракту).
- 4.1.4. Участвовать, при необходимости, совместно с Подрядчиком в согласовании разработанной проектной документации и результатов инженерных изысканий с соответствующими государственными органами и органами местного самоуправления.
- 4.1.5. Выступить заявителем при заключении трехстороннего договора об оказании услуг по проведению государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий.
- 4.1.6. При обнаружении в ходе выполнения работ отступлений от условий контракта, которые ухудшают или могут ухудшить качество выполненных работ, или иных недостатков в разработанной проектной документации, немедленно заявить об этом Подрядчику в письменной форме, назначив срок их устранения.
- 4.1.7. Организовать и осуществить приемку результата выполненных Подрядчиком работ в порядке и в сроки, установленные разделом 5 контракта, и обеспечить оплату принятого результата работ в порядке, установленном разделом 3 контракта и на условиях, предусмотренных контрактом, в случае надлежащего исполнения Подрядчиком обязательств по контракту.
- 4.1.10. Получить совместно с Подрядчиком положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (включающее проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
Подрядчик по Контракту обязан, среди прочего:
- 4.2.1. Принять от Заказчика по накладной в течение 5 (пяти) рабочих дней с момента заключения контракта исходные данные для выполнения работ согласно Заданию на проектирование (приложение N 1 к контракту).
- 4.2.2. Выполнить предусмотренные настоящим контрактом работы, обеспечив их надлежащее качество, в соответствии с требованиями нормативных правовых актов, Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту) и иными исходными данными, в сроки, установленные настоящим контрактом.
Надлежащим исполнением обязательств Подрядчика признается выполнение всех работ по контракту в сроки и в объеме, определенные контрактом, Заданием на проектирование (Приложение N 1 к контракту) и Календарным планом выполнения работ (Приложение N 2 к контракту).
Надлежащее выполнение Подрядчиком работ по контракту подтверждается положительным заключением государственной экспертизы проектной документации (включая проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации), включающей в себя сметную документацию, и результатов инженерных изысканий, полученным в соответствии с Градостроительным кодексом Российской Федерации, правовыми актами Российской Федерации и Санкт-Петербурга и подписанным Сторонами Актом сдачи-приемки проектной продукции.
- 4.2.3. Своевременно предоставлять достоверную информацию о ходе выполнения работ при исполнении своих обязательств по контракту.
- 4.2.4. Предоставлять Заказчику возможность контроля за ходом выполнения работ, в том числе представлять по его требованию отчеты о ходе выполнения работ в бумажном виде и на электронных носителях.
- 4.2.5. Незамедлительно письменно предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Подрядчика обстоятельств, которые влияют на результаты выполняемых работ либо создают невозможность их завершения в срок, установленный контрактом.
- 4.2.6. Исполнять полученные в ходе выполнения работ указания Заказчика, в том числе в срок, установленный Заказчиком, устранять обнаруженные им недостатки в результатах выполненных работ или иные отступления от условий настоящего контракта.
- 4.2.11. Получить совместно с Заказчиком положительное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий (включая проверку достоверности определения сметной стоимости в случаях, предусмотренных законодательством Российской Федерации).
- 4.2.15. Передать Заказчику результат работ, указанный в пункте 1.3 контракта, в срок, установленный пункте 2.2. контракта.
- 4.2.22. Выполнять иные обязанности, установленные контрактом и (или) предусмотренные действующим законодательством.
Согласно п. 10.1. Контракт вступает в силу с даты его заключения и действует до полного исполнения Сторонами своих обязательств по контракту. В части исполнения гарантийных обязательств контракт действует до истечения срока гарантии. Контракт подлежит внесению в Реестр контрактов, заключенных заказчиками.
Из единственного документа Заказчика, а именного одностороннего отказа от исполнения Контракта следует, что оно принято 06.12.2022 (размешено в ЕИС 08.12.2022) в связи с тем, что Участник нарушил срок выполнения и сдачи работ.
Комиссия Ленинградского УФАС принимает данную позицию Заказчика, однако исходит из того, что основания включения в реестр недобросовестных поставщиков не могут ограничиваться только формальной констатацией ненадлежащего исполнения хозяйствующим субъектом тех или иных нормативных требований без выяснения и оценки всех фактических обстоятельств дела в совокупности и взаимосвязи.
Анализ судебной практики подтверждает, что нарушение исполнителем сроков выполнения работ, может является основанием для принятия одностороннего отказа, но не является безусловным основанием для включения сведений в реестр недобросовестных поставщиков (Определение Верховного суда N 306-ЭС20-20447 от 24.12.2020 г.).
Таким образом, Комиссия не может руководствоваться исключительно доводами Заказчика о том, что работы не завершены в срок без оценки иных обстоятельств.
Материалами дела подтверждается, что при исполнении Контракта столкнулся с рядом сложностей, которые не зависели от него и которых он не мог предвидеть заранее.
Представитель Участника пояснил, что Общество планомерно вело работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, намерений уклониться от своих обязательств не имелось. Участник при этом просит обратить внимание Комиссии на следующие дополнительные обстоятельства.
Участник выполнял работы в установленный срок и Общество стремилось закончить и передать результат Заказчику, вместе с тем между сторонами возник гражданско-правовой спор, который привел к тому, что Участник приостановил работы.
При проектировании допустимы различные варианты технических решений, не противоречащих нормам и сводам правил, техническим регламентам, законам Российской Федерации. Исполнитель указывает, что имеет опыт выполнения подобного вида работ, принял техническое решение, вместе с тем ожидал от Заказчика значительное количество времени по их согласованию и выставлению замечаний.
Так письмом от 21.09.2022 Участник направил уведомление о приостановке работ по Контракту, при этом указав, что Заказчик получая необходимые документы, не осуществляет их согласования или выставляет замечания с существенными задержками.
Из материалов дела, что Участник предоставлял Заказчику разделы документации на рассмотрение и согласование принципиально важных технических решений, а именно: объемно-планировочные решения здания, архитектурный облик объекта строительства (фасады), план организации земельного участка, технологические решения, схемы подключения к сетям обеспечения и узлов учета (Исх.: 25-21 от 06.04.2021, 33-21 от 23.04.2021, 42-21 от 11.05.2021, 43-21 от 11.05.2021, 62-21 от 07.04.2021, 100-21 от 23.07.2021, 126-21 от 19.08.2021).
Например, замечания Заказчика к техническим и технологическим решениям поступали только 07.04.2022 (замечания к разделу ИОС.7-"Технологические решения"), в то время как раздел направлялся Заказчику 11.05.2021 (Исх.42-21), таким образом срок рассмотрения направленной документации составлял около 10 месяцев.
Замечания Заказчика к данному разделу устранены Обществом и переданы Участником повторно 23.05.2022 (Исх. 125-22), из материалов дела следует, что официальное уведомление о согласовании раздела и перечня технологического оборудования Заказчиком поступило лишь 02.09.2022 (письмо N28.18/830), то по истечению более 3 месяцев.
Подрядчик неоднократно просил ускорить вопрос согласования и выставления замечаний (письмо Исх. 103-22 от 21.04.2022), а также неоднократно просил организовать рабочие совещания по объекту, поскольку становится очевидным, что он становится "проблемным".
Всего комплекты проектно-сметная Документации направлялись Заказчику для согласования исх. 33-22 от 09.03.2022, исх. 236 от 26.08.2022, исх. 239 от 02.09.2022.
Мотивированные возражения Заказчика к разработанной документации поступили Участнику 30.09.2022 исх. N3181/830.
При этом дата служебной записки, направленной в качестве мотивированных возражений Заказчика, совпадает с датой получения уведомления о приостановке работ Подрядчиком.
Также, Участник просит обратить внимание, что ему нахватало ряда документов, которые он запрашивал у Заказчика, но которые так ему предоставлялись очень медленно, а часть и не была представлена, поскольку требовала обращения к третьим лицам, однако даже с учетом трудностей Участник готов был взаимодействовать с Заказчиком. Участник сообщает, что планомерно вел работу по исполнению своих обязательств с момента подписания Контракта, при этом не отказывался и не уклонялся от устранения недостатков и дальнейшей работы, кроме того, он реагировал на письма Заказчика, что не свидетельствует о его намерении Участника целенаправленно сорвать Заказчику закупки.
Так Участник отмечает, что в письмах 25.04.2022 и 05.05.2022 Общество указывало, что для получения разрешения на использование земель в Комитете имущественных отношений необходим кадастровый паспорт земельного участка и выписка из ЕГРП на земельный участок, которые так и не были предоставлены.
Дополнительно Общество указывает, что при выполнении обязательств согласований Подрядчик столкнулся с некорректно составленными техническими параметрами для разработки проекта на производство работ в зоне центральных систем холодного водоснабжения и водоотведения (N1439/48 от 30.04.2012) поскольку у Участника не было информации о точках подключения, о способе технологического подключения, о параметрах колодцев, о расстоянии до объекта реконструкции, а так же отсутствует информация о действующих гидрантах или необходимости их запроектировать, не представилось возможным согласовать рабочую документацию с Департаментом по оформлению разрешительной документации Дирекции подключения и обработки данных об абонентах ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга", о чем не раз сообщалось представителю Заказчика, которым было принято решение о разработке вариантов подключения на усмотрение Подрядчика с последующим согласованием этого варианта Департаментом по оформлению разрешительной документации Дирекции подключения и обработки данных об абонентах ГУП "Водоканал Санкт-Петербурга".
Подрядчиком было разработано 3 варианта подключений, каждый из которых поочередно был направлен на рассмотрение и согласование на бумажном и электронном носителях (Исх.: 97-21 от 21.07.2021, 102-21 от 27.07.2021, 230-21 от 03.12.2021). На возникшие вопросы со стороны Заказчика Участником были предоставлены письменные ответы и корректировки проектной документации (Исх.: 43-22 от 10.03.2022, 46-22 от 16.03.2022).
Участник просил обратить внимание, что настоящего времени Заказчик официально не подтвердил какой вариант необходимо использовать Участнику.
При этом, отсутствие данного согласования делает невозможным завершение работ по проектированию в большей части разделов проектной документации в составе, предусмотренном Постановлением Правительства РФ от 16.02.2008 N 87 "О составе разделов проектной документации и требованиях к их содержанию" в части разделов: "Пояснительная записка", "Схема планировочной организации земельного участка", "Система водоснабжения", "Система водоотведения", "Проект организации строительства", а так же определить достоверную сметную стоимость строительства объекта и получить комплект согласований заинтересованных организаций.
Подрядчиком пояснил, что поскольку ответов о согласовании определенного варианта не последовало, а куратор сообщал о возможности самостоятельного выбора, вариант технического решения в данном варианте ПСД принят Подрядчиком Исх.: 33-22 от 09.03.2022.
Из выводов Подрядчика следует, что не мог исполнить обязательства по Контракту в срок по вышеуказанным причинам, тем не менее они не связаны с желанием уклониться от исполнения обязательств, в результате чего просит не включать сведения о нем в РНП.
Согласно Письму ФАС России от 28.03.2014 N ИА/11604/14 "По вопросам рассмотрения обращений о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений о недобросовестных поставщиках (подрядчиках, исполнителях), контракты с которыми расторгнуты в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов", при нарушении Заказчиком порядка расторжения контракта основания для включения сведений об Обществе в реестр недобросовестных поставщиков отсутствуют.
В соответствии с частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 10 статьи 104 Закона о контрактной системе Правительством Российской Федерации устанавливается порядок ведения реестра недобросовестных поставщиков. Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 утверждены Правила ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей) (далее - Правила).
Правилами установлено, что уполномоченный орган по результатам рассмотрения обращения и проведения проверок, указанных в подпункте "а" настоящего пункта, принимает решение о включении информации об участнике закупки, о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр либо в случаях, предусмотренных пунктами 14 и 15 настоящих Правил, об отказе во включении участника закупки, поставщика (подрядчика, исполнителя) в реестр, а также выдает (при необходимости) предписание, предусмотренное пунктом 2 части 22 статьи 99 Федерального закона (пп. б п. 13 Правил).
Исходя из представленных доказательств, документов и пояснений, Комиссия УФАС по Ленинградской области пришла к следующим выводам:
1) С одной стороны, Комиссия, изучив материалы дела и проанализировав всю переписку, соглашается с позицией Заказчика о том, что у него действительно имелись основания принять решение об одностороннем отказе, так как Участник не исполнил обязательства до 25.01.2022, а доводы Общества в вышеуказанной части подлежат отклонению, поскольку подписав Контракт согласился со всеми его условиями.
С другой стороны, Комиссия Ленинградского УФАС России не может руководствоваться лишь односторонним отказом Заказчика без учета всех фактов, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства в рамках исполнения Контракта.
То есть, Комиссия исходит из того, что принятое решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта Заказчиком не означают автоматическое включение сведений об Участнике в РНП.
Комиссия подчеркивает, Участнику, Заказчику, что она не рассматривала гражданско-правовой спор между сторонами, так как это не входит в ее компетенцию. Комиссия на основе представленных документов, письменных и устных пояснений сторон оценивала только необходимость применения санкции в виде включения на 2 года Участника в РНП, ввиду чего, настоящее решение не предрешает исходы судебных споров и не нацелено на поддержку какой-либо из сторон.
Комиссия в ходе анализа всех документов, представленных сторонами в материалы дела, лишь констатирует, что Участник выполнял работы, реагировал на претензии и замечания, о возникающих при исполнении Контракта трудностях, сообщал Заказчику, неоднократно просил его содействия, проблемные вопросу поднимались, в конечном счете гражданско-правовой спор привел к приостановке работ со стороны Участника и принятию решения одностороннем отказе со стороны Заказчика.
Комиссия исходит из того, что Подрядчик стремился исполнить обязательства по Контракту, производил действия, от которых зависело и которые влияли на выполнение работ, являющихся предметом Контракта.
Таким образом, Комиссии представлены документы, которые свидетельствуют о том, что Участник стремился выполнить обязательства, а также был заинтересован в исполнении Контракта.
То есть, Комиссия принимает во внимание доводы Участника, что в процессе исполнения Контракта он сталкивался с обстоятельствами, которые не зависели от него и могли повлиять на выполнение работ, о чем сразу же уведомлял Заказчика.
С учетом всех обстоятельств рассматриваемого дела, Комиссия не может исходить из того, что задержка и не выхождение на экспертизу произошли исключительно по причине недобросовестности Участника.
Комиссия отмечает, что согласно части 1 статьи 178 Гражданского Кодекса Заказчик обязан в случаях, в объеме и в порядке, предусмотренных договором подряда, оказывать подрядчику содействие в выполнении работы.
Материалами дела подтверждается, что Участник просил такого содействия Заказчика в пределах действия Контракта.
Также часть результата работ (разделов) последовательно передавались Заказчику по их завершению, Участник проявлял заинтересованность в исполнении Контракта.
Комиссия считает, что само по себе нарушения срока выполнения работ в настоящем деле, не может свидетельствовать о безусловной необходимости включения сведений в РНП, Комиссия при этом учитывает, что в случае ненадлежащего исполнения Обществом условий Контракта законодательством и положениями Контракта предусмотрено применение к Обществу гражданско-правовых санкций в виде взыскания штрафов, пени, убытков, что может является в данном случае достаточной мерой по сравнению с санкцией в виде включения сведений в РНП, которая несоразмерна всем действиям, которые осуществлял Участник.
2) Комиссия руководствуется статьями 95, 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", а также Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденными Постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078, при этом анализ вышеприведенных положений законодательства свидетельствует о том, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков о недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Также включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) закупках.
Следовательно, включение лица в реестр недобросовестных поставщиков невозможно без установления его вины, выражающейся в сознательном неисполнении обязанностей по контракту. Основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от неисполнения обязательств по контракту, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе.
Термин "недобросовестное поведение" предполагает не только формальное нарушение требований законодательства, но и отсутствие реального намерения исполнить контракт, в связи с чем, для включения в реестр недобросовестных поставщиков по данному основанию, помимо факта нарушения, необходимо установить направленность действий (бездействия) и подтвердить недобросовестный характер поведения Участника.
Комиссия на основе анализа фактической стороны дела не находит доказательств целенаправленного неисполнения Участником обязательств по Контракту, и в этой связи не усматривает в действиях Участника сознательного неисполнения, а также наличия вины, выраженной в умышленных действиях (бездействии), которые были направлены на уклонение от возложенных на него обязательств.
То есть, рассматривая вопрос соразмерности действий (бездействия) Участника, Комиссия Ленинградского УФАС приходит к выводу, что включение Участника в реестр недобросовестных поставщиков не может рассматриваться в качестве необходимой меры ответственности, поскольку не обеспечивает реализацию целей как ведения реестра, так и Закона о контрактной системе, а также является несоразмерным характеру осуществленных действий (бездействия) Участника.
С учетом всех фактов и доказательств, сознательного неисполнения Контракта и вины, выраженной в умышленных действиях (бездействиях) Участника, которые подтверждают недобросовестное поведение в рамках рассматриваемого дела Комиссия не усматривает.
При таких обстоятельствах, Комиссия Ленинградского УФАС руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе по Контракту N1 и N2
РЕШИЛА:
сведения об ООО "Интерпроект" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано заинтересованным лицом в судебном порядке в установленные законом сроки.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ленинградской области от 29 декабря 2022 г. N 047/06/104-3705/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 30.12.2022