Комиссия Московского областного УФАС России по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Управление, Комиссия),
рассмотрев обращение ООО "РТ Медицинские информационные системы" (далее - Заявитель) на действия (бездействие) Государственного казенного учреждения Московской области "Дирекция единого заказчика Министерства здравоохранения Московской области" (далее - Заказчик), Комитета по конкурентной политике Московской области (далее - Уполномоченный орган) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения ООО "РТС-тендер" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на оказание услуг по предоставлению прав на условиях простой (неисключительной) лицензии на использование программного обеспечения, выполнение работ по развитию и оказание услуг по сопровождению подсистемы "Телекоммуникационная подсистема" государственной информационной системы "Единая медицинская информационно-аналитическая система Московской области" (извещение N 0148200005422000760 на официальном сайте Единой информационной системы - www.zakupki.gov.ru) (далее - Аукцион) и в результате осуществления внеплановой проверки в соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в соответствии с Административным регламентом утвержденным приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14, Комиссия
УСТАНОВИЛА:
02.12.2022 на Официальном сайте размещена жалоба Заявителя на действия (бездействие) Аукционной комиссии при проведении Оператором электронной площадки Аукциона.
07.12.2022 на Официальном сайте размещен отзыв жалобы Заявителя на действия (бездействие) Аукционной комиссии.
В соответствии с пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе контрольный орган в сфере закупок проводит внеплановую проверку в случае получения обращения участника закупки с жалобой на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, оператора электронной площадки, оператора специализированной электронной площадки или комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностных лиц контрактной службы, контрактного управляющего.
В результате осуществления внеплановой проверки в соответствии пунктом 1 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе Комиссия установила следующее:
По мнению Заявителя его права и законные интересы нарушены действиями Аукционной комиссии, неправомерно признавшей заявку Победителя соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
В соответствии с извещением о проведении Аукциона, протоколами, составленными при осуществлении закупки:
1) извещение о проведении Аукциона размещено 16.11.2022;
2) начальная (максимальная) цена контракта - 110 136 701,20 руб.;
3) дата окончания подачи заявок - 24.11.2022;
4) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки, признанные соответствующими требованиям извещения о проведении Аукциона;
5) победителем Аукциона признан участник закупки с идентификационным номером заявки N 113065761 (далее - Победитель).
1. Согласно доводу обращения Заявителя, Аукционной комиссией принято неправомерное решение о признании заявки Победителя соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
На основании части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе при рассмотрении вторых частей заявок на участие в закупке соответствующая заявка подлежит отклонению в случаях:
1) непредставления (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом) участником закупки оператору электронной площадки в заявке на участие в закупке информации и документов, предусмотренных извещением об осуществлении закупки в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона), несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
2) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктами 2 и 3 части 6 статьи 43 настоящего Федерального закона, несоответствия таких информации и документов требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки;
3) несоответствия участника закупки требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частью 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки в соответствии с частями 1.1, 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона;
4) предусмотренных нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона (за исключением случаев непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона);
5) непредставления информации и документов, предусмотренных пунктом 5 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона, если такие документы предусмотрены нормативными правовыми актами, принятыми в соответствии с частью 3 статьи 14 настоящего Федерального закона (в случае установления в соответствии со статьей 14 настоящего Федерального закона в извещении об осуществлении закупки запрета допуска товаров, происходящих из иностранного государства или группы иностранных государств);
6) выявления отнесения участника закупки к организациям, предусмотренным пунктом 4 статьи 2 Федерального закона от 4 июня 2018 года N 127-ФЗ "О мерах воздействия (противодействия) на недружественные действия Соединенных Штатов Америки и иных иностранных государств", в случае осуществления закупки работ, услуг, включенных в перечень, определенный Правительством Российской Федерации в соответствии с указанным пунктом;
7) предусмотренных частью 6 статьи 45 настоящего Федерального закона;
8) выявления недостоверной информации, содержащейся в заявке на участие в закупке;
9) указания информации о предложении участника закупки, предусмотренном пунктом 3 или пунктом 4 части 1 статьи 43 настоящего Федерального закона.
В соответствии с частью 5 статьи 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки:
1) члены комиссии по осуществлению закупок:
а) рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе;
б) на основании информации, содержащейся в протоколе подачи ценовых предложений, а также результатов рассмотрения, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, присваивают каждой заявке на участие в закупке, признанной соответствующей извещению об осуществлении закупки, порядковый номер в порядке возрастания минимального ценового предложения участника закупки, подавшего такую заявку (за исключением случая, предусмотренного пунктом 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, при котором порядковые номера заявкам участников закупки, подавших ценовые предложения после подачи ценового предложения, предусмотренного абзацем первым пункта 9 части 3 статьи 49 Закона о контрактной системе, присваиваются в порядке убывания размера ценового предложения участника закупки), и с учетом положений нормативных правовых актов, принятых в соответствии со статьей 14 Закона о контрактной системе. Заявке на участие в закупке победителя определения поставщика (подрядчика, исполнителя) присваивается первый номер;
2) заказчик формирует с использованием электронной площадки протокол подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), который должен содержать информацию, предусмотренную пунктами 1, 2, 4 - 7 части 17 статьи 48 Закона о контрактной системе. После подписания членами комиссии по осуществлению закупок такого протокола усиленными электронными подписями заказчик подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и направляет оператору электронной площадки.
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 30.11.2022 NИЭА1 заявка Победителя с идентификационным номером заявки N 113065761 признана соответствующей требованиям извещения о проведении Аукциона.
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"При осуществлении закупки поступили 2 заявки участников закупки N 1 - N 113065761 - ценовое предложение - 99949316,49 руб., N 2 - 113064988, ценовое предложение - 100500000,00 руб. Заявки были признаны аукционной комиссией, соответствующими требованиям извещения.
По результатам подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) Победителем аукциона признан участник закупки идентификационный N 113065761, с ценовым предложением 99949316,49 руб. (Девяносто девять миллионов девятьсот сорок девять тысяч триста шестнадцать рублей 49 копеек), предложивший наименьшую цену (ООО "Кибер Телеком")".
Изучив заявку Победителя, представленную на заседании Комиссии представителем Заказчика, Комиссия приходит к выводу, что действия Аукционной комиссии в части признания заявки Победителя соответствующей требованиям Извещения о проведении Аукциона не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
2. Согласно доводу обращения Заявителя, Заказчиком ненадлежащим образом установлено описание объекта закупки.
Согласно пункту 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона.
Согласно пункту 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе Извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии с частью 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Заказчиком в Приложении N 6 к Контракту установлено в том числе следующее:
"Поставка, установка и конфигурирование программного обеспечения. Поставляемое программное обеспечение должно быть совместимо с текущей версией программного обеспечения "Голосовой помощник ЕЦП.МИС 2.0" (Свидетельство о регистрации программы для ЭВМ N 2021617661 от 18.05.2021, страна происхождения РФ, запись в РРПО N11172 от 29.07.2021 произведена на основании приказа Министерства цифрового развития и массовых коммуникаций Российской Федерации от 27.07.2021 N768), используемого Заказчиком в рамках эксплуатации "Телекоммуникационной подсистемы" ЕМИАС МО на основании Государственного контракта от 06 декабря 2021 г. N 0148200005421000762.
Для достижения указанных выше целей должны быть решены следующие задачи:
- внедрение доработанного ПО в рамках развития программного обеспечения "Телекоммуникационной подсистемы" для достижения целей, представленных таблице 6.
Отсутствие настройки Программного обеспечения "Телекоммуникационной подсистемы" для выполнения типовых (п. 4.3.1) сценариев диалога в автоматизированном режиме.
Программное обеспечение должно функционировать на свободном общесистемном программном обеспечении или программном обеспечении из Единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и не требовать дополнительных расходов Заказчика, а также быть совместимой с подсистемами ЕМИАС МО.
Исполнитель запрашивает у заказчика необходимые доступы и документацию к интеграционным профилям ЕМИАС Московской области. Разворачивает тестовую среду для моделирования цепочки необходимых запросов, обеспечивающих интеграцию "Телекоммуникационной подсистемы" с ЕМИАС Московской области. В модуле "Управление сценарием диалога", средствами языка программирования Python.
Основной целью Услуг является приобретение программного обеспечения и работы по развитию Телекоммуникационной подсистемы, созданной на основе современных информационных технологий, соответствующего функциональным, техническим, качественным и эксплуатационным характеристикам, указанным в настоящем документе".
На заседании Комиссии представитель Заказчика представил письменные пояснения, согласно которым:
"Ни Федеральный закон N 44-ФЗ, ни другие нормативные правовые акты не содержат императивных норм об установлении требования к поставщику о предоставлении подтверждающих документов на право оказывать услуги на доработку и развитие ПО правообладателя.
Необходимость проведения опытной эксплуатации обеспечена невозможностью проверки работоспособности системы в рамках прочих этапов. Исключение данного этапа не позволит проверить функционал системы с повышенной нагрузкой, а также выявить факт исправления ошибок, зафиксированных на этапе предварительных испытаний. С учетом того, что опытная эксплуатация включает доработку программного обеспечения системы и дополнительную наладку технических средств в случае обнаружения недостатков, выявленных при опытной эксплуатации системы, этап позволит минимизировать риски возникновения технических сбоев и ошибок при работе пользователей в дальнейшей работе, а также даст возможность выйти на этап приемочных испытаний с отлаженной версией программного обеспечения.
Так как Заказчик закупает дополнительные лицензии, то этап опытной эксплуатации системы был исключен при формировании технических требований по причине сжатых сроков на выполнение работ по контракту, так как по факту доработка ПО не производится".
Изучив документы и сведения, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика в части установления вышеуказанных положений Приложения N 6 к Контракту не противоречат нормам Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, Заявителем в составе обращения доказательств не представлено.
3. В соответствии с частью 1 статьи 34 Закона о контрактной системе закупок, Контракт заключается на условиях, предусмотренных извещением об осуществлении закупки или приглашением, документацией о закупке, заявкой участника закупки, с которым заключается контракт, за исключением случаев, в которых в соответствии с настоящим Федеральным законом извещение об осуществлении закупки или приглашение, документация о закупке, заявка не предусмотрены. В случае, предусмотренном частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона, контракт должен содержать порядок определения количества поставляемого товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги на основании заявок заказчика.
В соответствии с частью 1 статьи 51 Закона о контрактной системе по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если Законом о контрактной системе не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с Законом о контрактной системе, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
В соответствии с частью 2 статьи 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации, государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств, за исключением случаев, установленных пунктом 3 настоящей статьи.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письменные пояснения согласно которым:
"В соответствии с ч. 2 ст. 72 Бюджетного кодекса Российской Федерации (далее - БК РФ) государственные (муниципальные) контракты заключаются в соответствии с планом-графиком закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных (муниципальных) нужд, сформированным и утвержденным в установленном законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд порядке, и оплачиваются в пределах лимитов бюджетных обязательств. При этом, под лимитами бюджетных обязательств понимают объем прав в денежном выражении на принятие казенным учреждением бюджетных обязательств и (или) их исполнение в текущем финансовом году (текущем финансовом году и плановом периоде).
Согласно ч. 5,6 ст. 161 БК РФ заключение и оплата казенным учреждением государственных (муниципальных) контрактов, иных договоров (соглашений), подлежащих исполнению за счет бюджетных средств, производятся от имени Российской Федерации, субъекта Российской Федерации, муниципального образования в пределах доведенных казенному учреждению лимитов бюджетных обязательств, если иное не установлено настоящим Кодексом, и с учетом принятых и неисполненных обязательств.
В случае уменьшения казенному учреждению как получателю бюджетных средств главным распорядителем (распорядителем) бюджетных средств ранее доведенных лимитов бюджетных обязательств, приводящего к невозможности исполнения казенным учреждением бюджетных обязательств, вытекающих из заключенных им государственных (муниципальных) контрактов, казенное учреждение должно обеспечить согласование в соответствии с законодательством Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд новых условий таких государственных (муниципальных) контрактов, в том числе по цене и (или) срокам их исполнения и (или) количеству (объему) товара (работы, услуги).
На основании требований ст. 242 БК РФ, операции по исполнению бюджета завершаются 31 декабря. Завершение операций по исполнению бюджета в текущем финансовом году осуществляется в порядке, установленном финансовым органом (органом управления государственным внебюджетным фондом).
Из существа указанных положений следует, что государственный контракт заключается на срок действия выделенных лимитов бюджетных обязательств, доведенных до получателя бюджетных средств распорядителем средств бюджета.
В случае, если лимиты бюджетных обязательств не освоены получателем, они подлежат отзыву распорядителем средств бюджета.
В целях исполнения государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018-2024 годы" по мероприятию "N7.01. Создание, внедрение, техническое сопровождение и развитие информационной системы Московской области в сфере здравоохранения" подпрограммы 2 "Развитие информационной и технологической инфраструктуры экосистемы цифровой экономики Московской области" государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018-2024 годы (далее - ГП Цифра) до ГКУ МО "ДЕЗ" доведен приказ на закупку от 29.07.2022 N591 и Технические требования от 13.10.2022 N14ИСХ-21804/2022-14-01 (приказ и технические требования направлены).
В настоящее время Министерством экономики и финансов Московской области, а также Министерством государственного управления, информационных технологий и связи Московской области осуществляется внесение изменений в ГП Цифровое Подмосковье на 2018-2024 годы , ГП Здравоохранение Подмосковья на 2019-2024 годы c целью перераспределения средств в 2022 году в объеме 90 991,0 тыс. рублей в государственную программу Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2019-2024 годы в связи с ожидаемым исполнением бюджета Московской области и необходимостью доведения субсидии на содержание работников, не включенных в структуру тарифа ОМС, в 2022 году.
Изменения в связи с доведением лимитов бюджетных обязательств на мероприятия 01.08 "Субсидия на содержание работников, не включенных в структуру тарифа ОМС" внесены в ГП Здравоохранение Подмосковья на 2019-2024 годы (скриншот прилагается, проект постановления Правительства МО о внесении изменений прилагается).
Кроме того, сообщаем, что актуальность закупки утрачена для Заказчика поскольку срок исполнения обязательств по закупке в соответствии с проектом Контракта - 110 календарных дней, следовательно при заключении государственного контракта в декабре 2022 года, его исполнение будет приходится на март-апрель 2023 года. Вместе с тем, уже в настоящее время лимиты бюджетных обязательств в размере 90 991 000,00 руб. отозваны главным распорядителем бюджетных средств ГКУ МО "ДЕЗ", что подтверждается справкой об объемах санкционирования средств по состоянию на 15.12.2022".
Кроме того, представитель Заказчика на заседании Комиссии представил письмо (от 22.12.2022 14ИСХ-28351/2022-09-01) от заместителя министра здравоохранения Московской области, согласно которому:
"В связи с поступившим запросом от 21.12.2022 NИСХ-2649/2022 сообщаю, что лимиты бюджетных обязательств и бюджетные ассигнования в размере 90 991,00 тыс. руб., доведённые до ГКУ МО "ДЕЗ" на осуществление закупки N 0148200005422000760, в соответствии с приказом Министерства здравоохранения Московской области от 29.07.2022 N591 в целях исполнения государственной программы Московской области "Цифровое Подмосковье" на 2018-2024 годы" по мероприятию "N7.01. Создание, внедрение, техническое сопровождение и развитие информационной системы Московской области в сфере здравоохранения" подпрограммы 2 "Развитие информационной и технологической инфраструктуры экосистемы цифровой экономики Московской области" отозваны у ГКУ МО "ДЕЗ" (получателя бюджетных средств) в связи с перераспределением на мероприятие государственной программы Московской области "Здравоохранение Подмосковья" на 2019-2024 годы, обусловленное необходимостью доведения субсидии на содержание работников, не включенных в структуру тарифа ОМС, в 2022 году".
На основании изложенного, Комиссия приходит к выводу, что в соответствии с бюджетным законодательством Российской Федерации, контракт по итогам проведения Аукциона не может быть заключен и исполнен на условиях, предусмотренных извещением о проведении Аукциона, что не соответствует части 1 статьи 34 и нарушает часть 1 статьи 51 Закона о контрактной системе и содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях.
На основании изложенного и руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 1 части 15, пунктом 2 части 22 статьи 99, частью 8 статьи 106, частью 1 статьи 112 Закона о контрактной системе Комиссия
РЕШИЛА:
1. Признать в действиях Заказчика нарушение части 1 статьи 51 Закона о контрактной системе.
2. Заказчику, Уполномоченному органу, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать обязательное для исполнения предписание об устранении допущенных нарушений.
3. Передать материалы дела от 22.12.2022 N 050/06/99-46154/2022 по выявленным нарушениям Закона о контрактной системе соответствующему должностному лицу Управления для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Московской области от 22 декабря 2022 г. N 050/06/99-46154/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 27.12.2022