Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области по контролю в сфере закупок (Комиссия Новосибирского УФАС России) в составе:
Заргаров А.М. |
- врио зам. руководителя управления, председатель Комиссии, |
Студеникин Д.Е. |
- главный специалист-эксперт отдела контроля закупок, зам. председателя Комиссии, |
Дондуков А.К. |
- специалист-эксперт отдела контроля закупок, член Комиссии, |
с участием представителей:
заказчика - МКУ г. Новосибирска "Хозяйственное управление" - Харчиковой Елены Алексеевны (по доверенности), Чернопуна Дениса Викторовича (по доверенности), Кузнецова Евгения Алексеевича (по доверенности),
в отсутствие представителей поставщика - ООО "ВАЗ "Импульс", поставщик уведомлен надлежащим образом,
рассмотрев в дистанционном режиме обращение МКУ г. Новосибирска "Хозяйственное управление" о включении сведений об ООО "ВАЗ "Импульс" (ИНН 7722384856) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку аккумуляторных батарей (извещение N0851300003222000038), начальная (максимальная) цена контракта 1625280,48 руб.,
УСТАНОВИЛА:
В Новосибирское УФАС России поступило обращение МКУ г. Новосибирска "Хозяйственное управление" о включении сведений об ООО "ВАЗ "Импульс" (ИНН 7722384856) в реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от заключения контракта по результатам проведения электронного аукциона на поставку аккумуляторных батарей (извещение N0851300003222000038).
Суть обращения заказчика сводится к следующему.
06.06.2022 КУ г. Новосибирска "Хозяйственное управление" с ООО "ВАЗ "Импульс" был заключен муниципальный контракт N МК-77, по условиям которого поставщик обязуется поставить аккумуляторные батареи, а заказчик обязуется принять и оплатить товар в порядке и на условиях, предусмотренных контрактом (п. 1.1 контракта).
Согласно п.3.1 контракта поставщик самостоятельно осуществляет доставку и разгрузку товара заказчику по адресу: г. Новосибирск, Красный проспект, 34; в течение 5 рабочих дней с момента заключения контракта, т.е. по 14.06.2022 (включительно).
В установленные контрактом сроки (до 14.06.2022) поставка товара не осуществлена, что является существенным условием нарушения контракта.
Заказчиком в адрес поставщика была направлена претензия N26/3.12/00828 от 28.06.2022, с требованием осуществить поставку товара в течение 5 рабочих дней с момента ее получения. В установленный в претензии срок, поставка товара поставщиком не осуществлена.
Заказчиком в адрес поставщика была направлена повторная претензия N 26/3.12/00956 от 04.08.2022 с требованием осуществить поставку товара в течение 5 рабочих дней с момента ее получения. В установленный в претензии срок, поставка товара поставщиком не осуществлена.
01.09.2022 заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На основании вышеизложенного, заказчик просил рассмотреть его обращение о включении сведений об ООО "ВАЗ "Импульс" в реестр недобросовестных поставщиков.
Изучив представленные материалы, Комиссия Новосибирского УФАС России пришла к следующим выводам.
В соответствии с ч.9 ст.95 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В соответствии с ч.12.1 ст.95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч.9 указанной статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 данной части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с указанным пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 данной части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
При этом, в соответствии с ч. 13 ст.95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 14 ст.95 Закона о контрактной системе заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 данной статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
ООО "ВАЗ "Импульс" в адрес антимонопольного органа представило письменные пояснения следующего содержания.
Нарушение сроков исполнения поставщиком обязательств по контракту допущено в силу обстоятельств непреодолимой силы, не зависящих от воли ООО "ВАЗ "Импульс", а именно, по причине невозможности приобретения корпусных деталей аккумуляторов в Европе ввиду санкций и сложившейся геополитической ситуации в мире.
ООО "ВАЗ "Импульс" является производителем аккумуляторных батарей типа IBP 12-26, подлежащих поставке в рамках контракта N МК-77 от 06.06.2022 г.
Ввиду того, что большинство материалов и корпусных комплектующих, таких как - AGM сепараторы, пластиковые детали с медным выводом для свинцово-кислотных батарей, используемые нами в производстве аккумуляторов типа IBP 12-26, не изготавливаются на территории Российской Федерации, ООО "ВАЗ "Импульс" в процессе своей производственной деятельности вынуждено было приобретать их у европейских компаний.
В этих целях ООО "ВАЗ "Импульс" был заключен контракт N01-2019 от 04.19.2019 г. с итальянской компанией SERI PLAST S.p.A., в рамках которого в июне 2022 года ожидалась поставка комплектующих, необходимых для завершения окончательного производственного цикла партии аккумуляторов типа IBP 12-26, подлежащей поставке по контракту, в том числе, пластиковых деталей с медным выводом для свинцово-кислотных батарей в количестве 500 комплектов, AGM сепараторов в количестве 639 кг.
На момент заключения контракта с заказчиком, партия аккумуляторных батарей типа IBP 12-26 в количестве 144 шт. у ООО "ВАЗ "Импульс была частично укомплектована и находилась на стадии незавершенного производства. Завершение производственного цикла планировалось осуществить сразу после прибытия вышеуказанных комплектующих из Италии, после чего поставить весь объем товара в адрес покупателя в сроки, предусмотренные контрактом N МК-77 от 06.06.2022 г.
Кроме того, согласно условиям контракта помимо поставки товара в адрес заказчика поставщик обязался произвести такелажные работы АКБ в месте по месту установки.
Во исполнение условий контракта относительно проведения такелажных работ АКБ поставщиком был заключен договор подряда с подрядчиком, готовым произвести такелажные работы по адресу заказчика.
Однако, своевременно исполнить обязательства по контракту NМК-77 от 06.06.2022 г. не позволили обстоятельства, не зависящие от воли ООО "ВАЗ "Импульс", а именно, поставщик комплектующих - итальянская компания- SERI PLAST S.p.A. нарушила срок поставки комплектующих, уведомив ООО "ВАЗ "Импульс" о переносе сроков поставки на неопределенный срок и о приостановке отгрузок получателям из Российской Федерации до стабилизации геополитической ситуации.
Данные обстоятельства не позволили своевременно доукомплектовать партию товара, подлежащую отгрузке и вынудили ООО "ВАЗ "Импульс" в сжатые сроки осуществить поиск возможностей закупки аналогов материалов и корпусных комплектующих в странах, не придерживающихся антироссийских санкций. 18.06.2022 г., ООО "ВАЗ "Импульс" заключило с китайской компанией YONDER INDUSTRY COMMERCE CO. LIMITED от 18.06.2022 г. на поставку необходимых комплектующих. Срок поставки комплектующих - 40 календарных дней, с момента подписания, т.е. не позднее - 27.07.2022 г. Однако, 15.07.2022 г., китайская компания YONDER INDUSTRY COMMERCE CO. LIMITED проинформировала ООО "ВАЗ "Импульс" о продлении сроков поставки до 20.10.2022 г. в связи с логистическими сбоями.
В момент заключения контракта N МК-77 от 06.06.2022 г. ООО "ВАЗ "Импульс" не знало и не предполагало, что обстоятельства изменятся настолько, что оно не сможет обеспечить своевременное исполнение обязательств по нему.
ООО "ВАЗ "Импульс" действовало добросовестно и осмотрительно в целях дальнейшего исполнения контракта с заказчиком незамедлительно предприняло действия по закупке необходимых комплектующих через китайскую компанию.
Несмотря на невозможность своевременного исполнения контракта ООО "ВАЗ "Импульс" стремилось к исполнению своих обязательств и пыталось предотвратить наступление неблагоприятных последствий для заказчика либо их минимизировать.
С учетом вышеизложенных обстоятельств гарантировало заказчику поставку товара по контракту N МК-77 от 06.06.2022 г. не позднее 31.10.2022, а также предложило заказчику снижение цены на товар.
ООО "ВАЗ "Импульс" не имело намерений или умысла на ненадлежащее исполнение либо уклонение от исполнения контракта.
ООО "ВАЗ "Импульс" просило не включать сведения об обществе с ограниченной ответственностью в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно п. 15 порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 указанных Правил: выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе; заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком условий контракта; поставщиком представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта или надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие обстоятельств непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств.
Как следует из представленных сторонами документов, вышеуказанные обстоятельства, позволяющие Комиссии Новосибирского УФАС России принять решение о не включении сведений об ООО "ВАЗ "Импульс" в реестр недобросовестных поставщиков, подтверждаются по следующим основаниям.
Из представленных материалов не следует, что нарушение условий контракта стало следствием виновного бездействия, допущенного поставщиком.
Поставщиком предпринимались меры, направленные на исполнение контракта, в частности, поставщик поддерживал связь с заказчиком, сообщал ему о невозможности поставки, поскольку иностранный контрагент прекратил взаимоотношения с российскими поставщиками.
Таким образом, исходя из совокупности представленных доказательств и пояснений сторон, Комиссия Новосибирского УФАС России считает, что со стороны ООО "ВАЗ "Импульс" отсутствовало виновное бездействие, приведшее к невозможности исполнения контракта.
В связи с изложенным, Комиссия Новосибирского УФАС России считает возможным не включать сведения об ООО "ВАЗ "Импульс" в реестр недобросовестных поставщиков.
При проведении на основании п. 5 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе и п. 13 порядка ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утвержденного постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078, внеплановой проверки данного обращения нарушений законодательства о контрактной системе в сфере закупок не выявлено.
Руководствуясь ст. ст. 95, 104 ФЗ N44-ФЗ, Постановлением Правительства РФ N 1078 от 30 июня 2021 г. "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)", Комиссия Новосибирского УФАС России,
РЕШИЛА:
В удовлетворении обращения МКУ г. Новосибирска "Хозяйственное управление" о включении сведений об ООО "ВАЗ "Импульс" в реестр недобросовестных поставщиков отказать.
Решение может быть обжаловано в Арбитражный суд в течение трех месяцев со дня его вынесения.
Председатель Комиссии А.М. Заргаров
Зам. председателя Комиссии Д.Е Студеникин
Член Комиссии А.К. Дондуков
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Новосибирской области от 20 сентября 2022 г. N РНП-54-468
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 04.01.2023