Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Евпаторийская ГБ" (далее - Заказчик) - Ведмецкий Д.И. (по доверенности),
- ООО "Уральское здоровье" (далее - Заявитель) - Мелякин М.Г. (директор), Воронков А.В.(по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Закупка изделий медицинского назначения." (извещение N 0375200040222000687) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 4 Правил определено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с Техническим заданием по позициям 11, 12 установлено требование о соответствии следующим техническим характеристикам:
Наименование товара |
Код по ОКПД-2/КТРУ |
Функциональные, технические и качественные характеристики товара |
||
показатель |
значение показателя |
Обоснование необходимости использования дополнительных характеристик |
||
Маска лицевая кислородная с рециркуляцией газовой смеси |
32.50.21.129-00000008 |
описание по КТРУ |
Нестерильное, эластичное изделие, помещаемое над носом и ртом, для подачи смеси воздуха/кислорода (O2) в дыхательные пути пациента. Изготавливается из электронепроводящих мягких эластичных полимеров, герметично прилегает к лицу пациента, доступны изделия различных размеров. Изделие может включать в себя трубки, различные клапаны и соединители для обеспечения подключения к центральной вакуумной системе для удаления остаточного (отработанного) анестезирующего газа от пациента; другое дыхательное оборудование (например, небулайзер, увлажнитель, устройство CPAP терапии) не включено в этот вид. Это изделие одноразового использования. |
|
Удлиненная форма кислородной маски "под подбородок". |
соответсвие |
Для удобства использования пациенту |
||
"Гребень" - изогнутая форма носовой части маски |
|
Подходит для пациентов с практически любой анатомией (формой) носа, предотвращает попадание струи кислорода в глаза пациента. |
||
Материал изготовления |
мягкий эластичный ПВХ медицинского назначения без применения латекса |
что исключает аллергические реакции |
||
Края маски гладкой закругленной формы |
Соответствие |
Для предовращения повреждений пациента |
||
Гибкий носовой зажим из ПВХ |
Соответствие |
Для лучшей фиксации маски; совметсимость с МРТ |
||
Размер маски |
L |
В связи с контингентом больницы |
||
Длина маски 130_3 мм |
соответсвие |
Соответсвует размеру L маски |
||
Контур маски, повторяющий изгиб лицевой части черепа |
соответсвие |
Для плотного прилегания маски |
||
Фракция вдыхаемого кислорода при 4 л/мин 40_2%, 6 л/мин - 52_2%, 8 л/мин - 60_2%. |
соответсвие |
Для оптимального поступления кислорода пациенту |
||
Эластичный фиксирующий ремешок |
соответсвие |
Для комфортного использования пациенту |
||
Переходник на маске для кислородной трубки |
соответсвие |
В соответствие с описанием КТРУ |
||
Края маски атравматичны: закруглены и сглажены |
соответсвие |
обеспечивает высокий комфорт пациента |
||
Кислородная трубка с несминаемым внутренним просветом "звездчатого" сечения, продольно армированная, длина, м |
не менее 2.5 не более 3.0 |
Для предотвращения заломов и скручивания |
||
Индивидуальная стерильная упаковка. Для однократного применения |
соответсвие |
Потребность больницы |
||
Не содержит латекса |
соответсвие |
Для предовращения аллергических реакций пациента |
||
Срок годности не менее 5 лет |
соответсвие |
Характеристика является обязательной |
||
Стерилизация: оксид этилена |
соответсвие |
Характеристика является обязательной |
||
Маска лицевая кислородная с рециркуляцией газовой смеси |
32.50.21.129-00000008 |
описание по КТРУ |
Нестерильное, эластичное изделие, помещаемое над носом и ртом, для подачи смеси воздуха/кислорода (O2) в дыхательные пути пациента. Изготавливается из электронепроводящих мягких эластичных полимеров, герметично прилегает к лицу пациента, доступны изделия различных размеров. Изделие может включать в себя трубки, различные клапаны и соединители для обеспечения подключения к центральной вакуумной системе для удаления остаточного (отработанного) анестезирующего газа от пациента; другое дыхательное оборудование (например, небулайзер, увлажнитель, устройство CPAP терапии) не включено в этот вид. Это изделие одноразового использования. |
|
Удлиненная форма кислородной маски "под подбородок". |
соответсвие |
Для удобства использования пациенту |
||
"Гребень" - изогнутая форма носовой части маски |
соответсвие |
Подходит для пациентов с практически любой анатомией (формой) носа, предотвращает попадание струи кислорода в глаза пациента. |
||
Материал изготовления |
мягкий эластичный ПВХ медицинского назначения без применения латекса |
что исключает аллергические реакции |
||
Края маски гладкой закругленной формы |
соттветсвие |
Для предовращения повреждений пациента |
||
Гибкий носовой зажим из ПВХ |
соттветсвие |
Для лучшей фиксации маски; совметсимость с МРТ |
||
Размер маски |
XL |
В связи с контингентом больницы |
||
Длина маски 140_3 мм |
соответсвие |
Соответсвует размеру XL маски |
||
Контур маски, повторяющий изгиб лицевой части черепа |
соответсвие |
Для плотного прилегания маски |
||
Фракция вдыхаемого кислорода при 4 л/мин 40_2%, 6 л/мин - 52_2%, 8 л/мин - 60_2%. |
соответсвие |
Для оптимального поступления кислорода пациенту |
||
Эластичный фиксирующий ремешок |
соответсвие |
Для комфортного использования пациенту |
||
Переходник на маске для кислородной трубки |
соответсвие |
В соответствие с описанием КТРУ |
||
Края маски атравматичны: закруглены и сглажены |
|
обеспечивает высокий комфорт пациента |
||
Кислородная трубка с несминаемым внутренним просветом "звездчатого" сечения, продольно армированная, длина, м |
не менее 2.5 не более 3.0 |
Для предотвращения заломов и скручивания |
||
Индивидуальная стерильная упаковка. Для однократного применения |
соответсвие |
Потребность больницы |
||
Не содержит латекса |
соответсвие |
Для предовращения аллергических реакций пациента |
||
Срок годности не менее 5 лет |
соответсвие |
Характеристика является обязательной |
||
Стерилизация: оксид этилена |
соответсвие |
Характеристика является обязательной |
Согласно доводу жалобы: "_Обоснование характеристики "Удлиненная форма кислородной маски "под подбородок" как "Для удобства использования пациенту" не выдерживает никакой критики. Все люди имеют различную анатомию и форму лица, в том числе и подбородка. У кого-то широкий, у кого-то узкий, у кого-то длинный или неярко выраженный и т.д., поэтому считаем, что маска "под подбородок" не является универсальной и не может по определению подходить различным пациентам в полной мере одинаково, что не может обеспечить должного удобства. Кислородные маски, выпускающиеся большинством производителей, имеют анатомическую форму и гибкую структуру. Задача такой маски - обеспечить максимально плотное прилегание маски к поверхности лица при проведении кислородной терапии. Удлиненная маска - является специфическим изделием и не может равнозначно подходить большинству групп пациентов. Поэтому, считаем данную характеристику излишней, т.к. не имеет достаточного обоснования и не влияет на качественные функциональные характеристики изделия.
Заявитель считает, приведенное обоснование Заказчиком не может являться максимально полным и аргументированным.
Так же по требуемому показателю "Кислородная трубка с несминаемым внутренним просветом "звездчатого" сечения, продольно армированная, длина, м" в качестве обоснования приводится "Для предотвращения заломов и скручивания", но нигде не дается обоснование длины "не менее 2.5 не более 3.0". Данная длина для требуемого изделия нестандартная, большинство производителей изготавливает маски с длиной кислородной трубки 2,0 м +/- 10% достаточной для применения в ЛПУ. Чем обусловлено такое исключительное требование Заказчика - не понятно. Данное обстоятельство так же значительно ограничивает конкуренцию и количество участников торгов, которые, как правило, имеют самые низкие цены".
Комиссия отмечает, что установление в описании объекта закупки характеристик требуемого к поставке товара, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ не запрещено, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии включения в описание товара обоснования необходимости использования такой информации.
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлено соответствующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ, Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасный работы персонала и безопасности пациентов.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не разъясняют, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
При этом по смыслу положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований
При этом, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком при установлении дополнительных требований к предмету закупки соблюдены положения Закона о контрактной системе и Постановления N 145 в части обоснования необходимости использования дополнительной информации о закупаемом товаре. Довод Заявителя относительно ненадлежащего обоснования дополнительных характеристик, не нашел своего подтверждения.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно доводу жалобы: "26.12.2022 15:04 (МСК) в ЕИС Заказчиком размещён ответ на запрос о дачи разъяснений положений по данной закупке, суть запроса совпадает с мнением заявителя по данным позициям технического задания. В своём ответе Заказчик ссылается на перечень производителей изделий медицинского назначения, чья продукция полностью соответствующих установленным требованиям, чем вводит в заблуждение потенциальных участников закупки и контролирующие органы.
Подтверждение данной позиции:
1. Маска кислородная средней концентрации Уномедикал (Unomedical) в варианте исполнения: - средней концентрации с запахом ванили для взрослых с трубкой несминаемой длиной 3 м с коннектором универсальным Фитс-Олл (Fits-All) Кат. 93-1023ММV, РУ N РЗН 2019/8246 от 28.03.2019 г выдано CovaTec Limited, Соединенное Королевство, производства Ningbo Shengyurui Medical Appliances Co., КНР) имеет единственный размер "для взрослых", имеет металлический носовой зажим, что не соответствует требованиям Заказчика: наличие размеров L и XL, наличие гибкого носового зажима из ПВХ https://convatec-russia.ru/product/anesteziologiya-i-reanimatsiya/kisloro dnaya-i-aerozolnaya-terapiya/maski/kislorodnye-maski-sredney-kontsentrats ii/
2. Маска кислородная однократного применения для проведения активной кислородной терапии в составе: 1. Маска кислородная (размеры: XS; S; M; L; XL) - 1 шт. 2. Трубка кислородная длина (длина: 1.0 м, 1.1 м, 1.2 м, 1.3 м, 1.4 м, 1.5 м, 1.6 м, 1.7 м, 1.8 м, 1.9 м, 2.0 м, 2.1 м, 2.2 м, 2.3 м, 2.4 м, 2.5 м, 2.6 м, 2.7 м, 2.8 м, 2.9 м, 3.0 м) - 1 шт. (при необходимости)., РУ N РЗН 2018/7938 от 12.02.2020 г выдано ООО "МЕДИТЕХ", Россия, производства ООО "Ассомедика", Республика Беларусь) имеет металлический носовой зажим, что не соответствует требованиям Заказчика: наличие гибкого носового зажима из ПВХ.
3. Маски кислородные MEDEREN в варианте исполнения: Маска кислородная, удлиненная с трубкой кислородной соединительной, РУ N РЗН 2018/7728 от 22.10.2018 г выдано ООО "АЛЬФАМЕДЭКС", Россия, производства Mederen Neotech Ltd., Израиль) имеют размеры M и XL, имеют металлический носовой зажим, фиксированную длину кислородных трубок 213 см, 430 см, 762 см, 1542 см, что не соответствует требованиям Заказчика: наличие размера L, наличие гибкого носового зажима из ПВХ, длину трубки в диапазоне от 2,5 до 3,0 м.
4. Маска лицевая кислородная нереверсивная РУ N ФСЗ 2009/04992 от 17.02.2017 г выдано ООО "Альба Медикал", Россия, производства Alba Healthcare LLC., США) имеет металлический носовой зажим, фиксированную длину кислородной трубки 2 м, что не соответствует требованиям Заказчика: наличие гибкого носового зажима из ПВХ, длину трубки в диапазоне от 2,5 до 3,0 м.
https://albamedical.ru/maska-licevaya-kislorodnaya-nereversivnaya-s- trubkoy-2m-fs930-9.html
5. Кислородные маски для взрослых с носовым зажимом с трубкой кислородной, РУ N ФСЗ 2009/03551 от 08.06.2021 г выдано ЗАО "ИНТЕРСЕДЖИКАЛ", Россия, производства Intersurgical Ltd., Великобритания) имеют единственный размер "для взрослых", не имеют носового зажима, изготовлены без применения ПВХ, длина кислородной трубки 2,1 м, что не соответствует требованиям Заказчика: наличие размеров L и XL, наличие гибкого носового зажима из ПВХ, изготовлены из ПВХ, длина трубки в диапазоне от 2,5 до 3,0 м.
Изложенные факты подтверждаются приложением "Маски кислородные", содержащим копии инструкций, регистрационных удостоверений, фото с официального сайта Росздравнадзора, а так же каталоги производителей.
В связи со всем вышеперечисленным, возникает ситуация, при которой под данные требования к качественным и техническим характеристикам не подходит никакая из указанных масок, что исключает всякую возможность поставки товара по данным позициям".
Заказчиком представлены письменные возражения следующего содержания: "Согласно поисковой системе "Яндекс" маски с данной характеристикой "длину трубки в диапазоне от 2,5 до 3,0 м." выпускаются и зарегистрированы на территории Российской Федерации такими производителями, как Конва Тек, Ассомедика, АлбаХелскеа, Медерен, Интерсерджикал.
Например, Ассомедика выпускает кислородные трубки длиной от 1000 мм до 5000 мм:
Конва Тек выпускает кислородные маски с длиной трубки до 3,0 м. (РУ NРЗН 2019/8246 от 28.03.2019
),
Медерен выпускает кислородные маски с длиной трубок 430 см и 762 см (РЗН 2018/7728.
)
Данные характеристики подтверждает и сам Участник закупки. Также, следует обратить внимание, что победитель аукциона предлагает к поставке маски кислородные производителя Алба Хелскеа, однако заявитель утверждает, что у данного производителя отсутствует гибкий носовой зажим, что так же вводит комиссию в заблуждение.
Характеристика гибкий носовой зажим так же не является ограничивающей, т.к. маски с данным параметром изготавливают, как отечественные, так и импортные производители, например:
"ЧанчжоуХуаньканьМедикал Девайс Ко Лтд." выпускает маски с соответствующей характеристикой.
ООО "Интерсерджикал" также выпускает маски с носовым зажимом из ПВХ.
Под подбородок - данный критерий даже можно не принимать как излишнюю характеристику, так как практически все маски сконструированы так, что надеваются на подбородок.
Например Маски Интерсерджикал,
Маски ООО "МедеренНеотех Лтд." удлиненная конструкция, которых и имеет характеристику под подбородок.
Также, следует обратить внимание, что победитель аукциона предлагает к поставке маски кислородные производителя Алба Хелскеа, однако Участник закупки утверждает, что у данного производителя отсутствует гибкий носовой зажим, что так же вводит комиссию в заблуждение. Более того, просим обратить внимание, что Участник закупки вводит в заблуждение комиссию, утверждая, отечественный производитель Ассомедика выпускает кислородные маски с носовым алюминиевым зажимом, однако, согласно характеристик, указанных в каталоге зажим у маски является ЭЛАСТИЧНЫМ.
На основании вышеизложенного, следует подытожить, что данные маски выпускаются, как отечественным производителем, так и импортным, что полностью соответствует законодательству Российской Федерации".
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика.
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам (работам, услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Комиссия УФАС констатирует, что статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 28.12.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 2 заявки, которые были признаны соответствующими требованиям извещения, снижение НМЦК составило 22%.
Так, участниками по позициям 11,12 к поставке предлагались маска лицевая кислородная с рециркуляцией газовой смеси (страна происхождения Беларусь, РЗН 2018/7938), маска лицевая кислородная с рециркуляцией газовой смеси (Китайская Народная Республика, "Алба Хелскеа ЛЛС").
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, установленным характеристикам по позициям 11,12 соответствует товар не менее двух производителей.
При этом, Заявителем доказательств обратного в материалы дела не представлено, в связи с чем довод признается необоснованным.
По позиции 14 Технического задания установлены следующие технические характеристики:
Аппарат искусственной вентиляции легких, ручной, многоразового использования |
32.50.21.122-00000001 |
Описание по КТРУ |
Управляемое вручную устройство, разработанное для обеспечения или помощи в проведении искусственной вентиляции легких у пациентов, страдающих апноэ или нарушениями дыхания. Оно обычно использует вовлеченный окружающий воздух и состоит из большой гибкой камеры, вентилируемой вручную, резервуара для газа, трубок и коннектора для присоединения к лицевой маске или эндотрахеальной трубке; при необходимости может соединяться с источником кислорода (O2). Оно используется службами неотложной медицинской помощи в автомобилях скорой помощи, отделениях интенсивной терапии, при внутренних перемещениях пациента, при авариях и в экстренных ситуациях, при происшествиях с большим количеством пострадавших и, как правило, хранится в стратегических местах в больнице. Это изделие, пригодное для многоразового использования. |
В связи с тем, что характеристики Товара, указанные в КТРУ не позволяют определить соответствие Товара, предлагаемого к поставке, Заказчиком принято решение об уточнении описания технических характеристик Товара, имеющих существенное значение для Заказчика. |
Назначение |
Для проведения реанимационных мероприятий, а также вспомогательной вентиляции легких |
|
||
Материал |
Поливинилхлорид, силикон |
для предотвращения аллергических реакций |
||
Дыхательный мешок,объем, мл |
не более 1500 |
в связи с определенным контингентом больницы |
||
Резервуарный мешок, объем , мл |
не более 2000 |
для накопления неиспользованного кислорода, который поступит в дыхательные пути пациента во время следующего вдоха при его сдавлении или самостоятельно |
||
Клапан контроля давления 60 см Н2О |
соответствие |
для подключения подачи кислорода во время проведения ИВЛ |
||
воздуховод |
размер 5 |
в качестве расширяющего устройства |
||
Полимерная трубка, длина, м |
не менее 2.5 не более 3.0 |
для удобства работы, позволяет держать мешок под любым углом, уменьшая риск движения трубки. |
||
Маска дыхательная, размер |
6 |
В связи с контингентом больницы |
||
Футляр пластиковый с ручкой |
соответствие |
|
Согласно доводу жалобы: "По совокупности требований к качественным и техническим характеристикам товара, установленными Заказчиком в Техническом задании, соответствуют изделия медицинского назначения "Мешок дыхательный типа "Амбу" многократного применения, взрослый" единственного производителя - Компании ООО "Ассомедика", Беларусь, имеющее Регистрационное удостоверение N РЗН 2018/6725 от 22.01.2018, срок действия неограничен".
Представитель Заказчика в ходе заседания пояснил следующее: "Согласно поисковой системе "Яндекс" мешки АМБУ с длиной кислородной трубки и указанными характеристиками изготавливает не только ФлексикэрМедикал Лимитед и Медерен, но и Portex, а также отечественный производитель Ассомедика.
Данная длина необходима ввиду особенности и специфики работы, в особо экстренных случаях оперативного подключения мешок АМБУ к источнику кислорода, т.к. данная длина позволяет это осуществлять без нарушения проведения вентиляции легких реанимационным персоналом в процессе реанимационных действий. А также данная длина позволяет работать мешком АМБУ в любом положении и на максимальном расстоянии от источника кислорода, исключая возможность движения, перекручивания, натяжения трубки.
Например, отечественным производителем изготавливаются мешки АМБУ с длиной трубки до 3 м, а также импортным производителем ИНТЕРСЕРДЖИКАЛ также с длиной трубки 3 м для подключения к источнику кислорода.
По указанной характеристике "Объем мешка "не более 1500", большое количество производителей выпускают АМБУ с объемом 1500 -1650 , указывая в инструкции 100(200) мл, что также подходит под характеристики , указанные заказчиком.
Например Медплант, отечественный производитель, указывает "Многоразовый, для взрослых, объем вентиляционного мешка: 1650200 мл", также указывает подобные характеристики 1600
100 мл. производитель ШайнБолл, Тайвань, а также ИНТЕРСЕРДЖИКАЛ, который производит мешки АМБУ объемом 1500 мл.
У Тайваньского производителя мешков
ФСЗ 2008/01782, также указан отклонение в объеме основного мешка, допускающее его к участию
Наличие воздуховода в составе мешка АМБУ так же не является ограничением, т.к. большое число импортных производителей, в том числе и отечественные, производят данное изделие, как в составе мешка АМБУ, так и отдельно, т.к. Заказчиком НЕ УСТАНОВЛЕНА характеристика о наличии всех составляющих в одной единой упаковке Участник закупки вправе поставить его, как отдельное медицинское изделие.
Также, следует обратить внимание, что победитель аукциона предлагает к поставке мешки АМБУ производства Медерен, однако Участник закупки утверждает, что данный производитель не изготавливает данный товар с данный характеристиками.
Включение характеристик удовлетворяющих только импортных производителей повлечет исключение участия отечественного производителя. Ограничение в участии отечественных производителей автоматически приведет Заказчика к неисполнению Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком", согласно которого Заказчик обязан, как минимум, 70% годовой потребности на 2023 год приобретать у отечественного производителя. Что на сегодняшний день является не приемлемым ввиду проведения государством активной политики по импортозамещению.
Техническое задание Заказчика сформировано с соблюдением всех норм и правил, т.к. целью Заказчика является оказание оперативной медицинской помощи, учитывая ситуацию сложившуюся на сегодняшний день, где оперативность и качество оказания надлежащей медицинской помощи превыше всего".
Комиссией установлено, что участниками закупки по позиции 13 к поставке предлагались к поставке товары - аппарат искусственной вентиляции легких, ручной, многоразового использования (Китайская Народная Республика, "Медерен Неотех Лтд,"), аппарат искусственной вентиляции легких, ручной, многоразового использования (страна происхождения Беларусь РЗН 2018/6725).
Заявителем документов и сведений, подтверждающих, что установленные характеристики соответствуют продукции единственного производителя и свидетельствующие о нарушении его прав и законных интересов, в материалы дела не представлено.
Также Комиссия отмечает, что рынок указанных изделий медицинского назначения характеризуется как конкурентный, товары имеются в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 9 января 2023 г. N 082/06/106-1349/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023