Комиссия по контролю в сфере закупок товаров, работ, услуг Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю (Крымское УФАС России) (далее - Комиссия) в составе:
председатель Комиссии - заместитель руководителя Крымского УФАС России
А.П. Рудакова,
члены Комиссии:
заместитель начальника отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.Д. Аблаева,
главный специалист-эксперт отдела контроля закупок Крымского УФАС России Т.В.Бачинская,
при участии посредством видеоконференц-связи представителей интересов:
- ГБУЗ РК "Евпаторийская ГБ" (далее - Заказчик) - Ведмецкий Д.И. (по доверенности),
- ООО "Уральское здоровье" (далее - Заявитель) - Мелякин М.Г. (директор), Воронков А.В.(по доверенности),
- ООО "ИНВЕСТО" (далее - Заявитель) - Волков О.М. (по доверенности),
рассмотрев жалобу Заявителя на действия Заказчика при проведении закупки "Закупка изделий медицинского назначения." (извещение N 0375200040222000688) (далее - Закупка), в соответствии со статьей 106 Федерального закона от 05.04.2013 N44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и в результате внеплановой проверки, проведенной в соответствии с частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, пунктом 3.30 Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом Федеральной антимонопольной службы от 19.11.2014 N727/14, зарегистрированного в Министерстве юстиции Российской Федерации 27.02.2015 за N36262 (далее - Административный регламент от 19.11.2014 N727/14),
УСТАНОВИЛА:
В Крымское УФАС России поступила жалоба Заявителя на действия Заказчика при проведении Закупки.
По мнению Заявителя, его права и законные интересы нарушены действиями Заказчика, опубликовавшего извещение о Закупке с нарушением требований Закона о контрактной системе.
Представитель Заказчика не согласился с доводами Заявителя и сообщил, что при проведении Закупки Заказчик действовал в соответствии с положениями Закона о контрактной системе
В результате рассмотрения жалобы Комиссия установила следующее.
Согласно подпункту 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее в том числе наименование объекта закупки, информация (при наличии), предусмотренная правилами использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 настоящего Федерального закона, указание (в случае осуществления закупки лекарственных средств) на международные непатентованные наименования лекарственных средств или при отсутствии таких наименований химические, группировочные наименования.
Согласно части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В силу части 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила) утверждены Постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 г. N 145.
Пунктом 4 Правил определено, что Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 8 февраля 2017 г. N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при осуществлении закупки использовать информацию, включенную в соответствующую позицию, в том числе указывать согласно такой позиции следующую информацию:
а) наименование товара, работы, услуги;
б) единицы измерения количества товара, объема выполняемой работы, оказываемой услуги (при наличии);
в) описание товара, работы, услуги (при наличии такого описания в позиции).
Согласно пункту 5 Правил заказчик вправе, за исключением случаев, если иное не предусмотрено особенностями описания отдельных видов объектов закупок, установленными Правительством Российской Федерации в соответствии с частью 5 статьи 33 Закона о контрактной системе, указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Согласно пункту 6 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
В соответствии с Техническим заданием по позициям 1,5 установлено требование о соответствии следующим техническим характеристикам:
Код позиции КТРУ/ОКПД-2 |
Наименование товара |
Количество |
Наименование показателя (требуемый параметр) |
Единица измерения показателя |
Значения показателя, характеристики |
Обоснование включения показателя в описание объекта* |
2 |
3 |
4 |
5 |
6 |
7 |
8 |
32.50.13.190-00248 |
Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования |
500 |
Нестерильный комплект устройств, предназначенный для передачи воздуха или обогащенной кислородом (O2) газовой смеси и вспомогательных газов [например, закиси азота (N2O), галогенизированных газов] от аппарата искусственной вентиляции легких к пациенту. Включает дыхательные трубки, Y-образный коннектор и обеспечивает соединения для устройств, которые увлажняют, доставляют лекарственные средства и осуществляют мониторинг концентрации газа или давления внутри дыхательного контура; некоторые модели могут содержать встроенные нагревательные элементы, питаемые подключенным увлажнителем, предназначенные для нагрева дыхательных газов перед тем, как они попадают в дыхательные пути пациента. Это изделие для одноразового использования. |
шт |
Полное соответствие |
Соответствует описанию КТРУ |
|
|
|
Диаметр трубки |
мм |
|
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Длина трубки |
см |
|
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Тип контура |
|
Реверсивный |
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Тип подключения |
|
Инвазивный |
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Материал изготовления трубок вдоха-выдоха: |
|
Полипропилен конфигурируемый (растяжимый) |
Позволяет регулировать мертвое пространство дополнительного шланга и сохранять его геометрию. Занимает меньше места при хранении и транспортировки. |
|
|
|
Цветоиндикация трубки вдох-выдох |
|
Наличие яркой цветоиндикации трубки вдоха, трубка выдоха прозрачная белая |
Позволяет медицинскому персоналу в экстренной ситуации, быстро различать трубку вдоха и выдоха. |
|
|
|
Жесткие коннекторы трубок вдоха-выдоха в местах соединения с аппаратом ИВЛ |
|
22F |
Соответствие медицинских изделий ГОСТ 31518.1-2012. Для подключения к оборудованию, установленному у заказчика |
|
|
|
В комплекте: |
|
|
|
|
|
|
Переходник Y-образный |
|
Не менее 2 портов с эластичными заглушками и креплением к корпусу переходника |
Необходим для соединения линий вдоха/выдоха, а также контроля температуры и давления. |
|
|
|
Количество |
шт |
Не менее 1 |
Необходимое количество Заказчику для оптимальной работы дыхательного контура |
|
|
|
Переходник угловой |
|
Переходник угловой в составе дыхательного контура |
Переходник необходим для корректной работы дыхательного контура и соединения с интубационной/трахеостомической трубкой, маской |
|
|
|
Порт Луер Лок с герметизирующим колпачком |
|
Наличие |
Для взятия проб газа СО2 |
|
|
|
Количество |
шт |
Не менее 1 |
Необходимое количество Заказчику для оптимальной работы дыхательного контура |
|
|
|
Соединение |
|
15-М - 22M/15F |
Соответствие медицинских изделий ГОСТ 31518.1-2012. Для корректного подключения переходника к дыхательному контуру |
|
|
|
Соединители (переходники/адаптеры/коннекторы) 22-М/22-М-15F |
шт |
Не менее 2 |
Соответствие медицинских изделий ГОСТ 31518.1-2012. Для обеспечения корректной работы со всем оборудованием заказчика. |
|
|
|
Упаковка |
|
Должна быть индивидуальная. |
Обеспечивает сохранность изделия в течение всего срока годности и исключает возникновение вредных микроорганизмов. |
|
|
|
|
|
Все поставляется в единой упаковке |
Необходим для соединения линий вдоха/выдоха, а также контроля температуры и давления. |
32.50.13.190-00248 |
Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования |
50 |
Нестерильный комплект устройств, предназначенный для передачи воздуха или обогащенной кислородом (O2) газовой смеси и вспомогательных газов [например, закиси азота (N2O), галогенизированных газов] от аппарата искусственной вентиляции легких к пациенту. Включает дыхательные трубки, Y-образный коннектор и обеспечивает соединения для устройств, которые увлажняют, доставляют лекарственные средства и осуществляют мониторинг концентрации газа или давления внутри дыхательного контура; некоторые модели могут содержать встроенные нагревательные элементы, питаемые подключенным увлажнителем, предназначенные для нагрева дыхательных газов перед тем, как они попадают в дыхательные пути пациента. Это изделие для одноразового использования. |
шт |
Полное соответствие |
Соответствует описанию КТРУ |
|
|
|
Диаметр трубки |
мм |
|
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Длина трубки |
см |
|
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Тип контура |
|
Реверсивный |
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Тип подключения |
|
Инвазивный |
В соответствие с описанием КТРУ |
|
|
|
Материал изготовления трубок вдоха-выдоха: |
|
Полипропилен конфигурируемый (растяжимый) |
Позволяет регулировать мертвое пространство дополнительного шланга и сохранять его геометрию. Занимает меньше места при хранении и транспортировки. |
|
|
|
Цветоиндикация трубки вдох-выдох |
|
Наличие яркой цветоиндикации трубки вдоха, трубка выдоха прозрачная белая |
Позволяет медицинскому персоналу в экстренной ситуации, быстро различать трубку вдоха и выдоха. |
|
|
|
Жесткие коннекторы трубок вдоха-выдоха в местах соединения с аппаратом ИВЛ |
|
22F |
Соответствие медицинских изделий ГОСТ 31518.1-2012. Для подключения к оборудованию, установленному у заказчика |
|
|
|
В комплекте: |
|
|
|
|
|
|
Переходник Y-образный |
|
Не менее 2 портов с эластичными заглушками и креплением к корпусу переходника |
Необходим для соединения линий вдоха/выдоха, а также контроля температуры и давления. |
|
|
|
Количество |
шт |
Не менее 1 |
Необходимое количество Заказчику для оптимальной работы дыхательного контура |
|
|
|
Переходник угловой |
|
Переходник угловой в составе дыхательного контура |
Переходник необходим для корректной работы дыхательного контура и соединения с интубационной/трахеостомической трубкой, маской |
|
|
|
Порт Луер Лок с герметизирующим колпачком |
|
Наличие |
Для взятия проб газа СО2 |
|
|
|
Количество |
шт |
Не менее 1 |
Необходимое количество Заказчику для оптимальной работы дыхательного контура |
|
|
|
Соединение |
|
15-М - 22M/15F |
Соответствие медицинских изделий ГОСТ 31518.1-2012. Для корректного подключения переходника к дыхательному контуру |
|
|
|
Соединители (переходники/адаптеры/коннекторы) 22-М/22-М-15F |
шт |
Не менее 2 |
Соответствие медицинских изделий ГОСТ 31518.1-2012. Для обеспечения корректной работы со всем оборудованием заказчика. |
|
|
|
Маска ларингеальная однократного применения в составе дыхательного контура: |
|
Маска ларингеальная в составе дыхательного контура |
Для необходимости удержания дыхательных путей пациента открытыми во время анестезии или пока он находится без сознания. |
|
|
|
Воздуховод прозрачный |
|
Соответствие |
Для визуального контроля внутренненго пространства изделия |
|
|
|
Магистраль для раздувания манжеты |
|
Наличие |
Для обеспечения надежной герметизации с минимальным риском повреждения тканей ротоглотки |
|
|
|
Пилот-баллон |
|
Наличие |
Для обеспечения идентификации и контроля наполнения манжеты |
|
|
|
Невозвратный клапан |
|
Наличие |
Для поддержания давления в манжете |
|
|
|
Встроенное защитное усиление воздуховода, уплощенная и вогнутая форма проксимальной части воздуховода |
|
Наличие |
Выполняет роль ротового стабилизатора и минимизирут возможность смещения |
|
|
|
15-миллиметровый коннектор 15-М |
|
Наличие |
Для соединения с угловым адаптером дыхательного контура |
|
|
|
Размер 5 |
|
соответствие |
Для пациентов с массой тела более 70 кг, |
|
|
|
Материал изготовления |
|
Высококачественный силикон |
Для обеспечения хорошего скольжения при установке. |
|
|
|
Упаковка |
|
Должна быть индивидуальная. |
Обеспечивает сохранность изделия в течение всего срока годности и исключает возникновение вредных микроорганизмов. |
|
|
|
|
|
Все поставляется в единой упаковке |
Необходим для соединения линий вдоха/выдоха, а также контроля температуры и давления. |
Согласно доводу жалобы: "Заявитель считает, приведенное обоснование Заказчиком является общим и не может являться максимально полным и аргументированным. Непонятно о каких экстренных ситуациях идет речь, при которых необходимо быстро различать трубку вдоха и выдоха. В практике не известно таких ситуаций, при которых данная характеристика была бы оправданной. Большинство производителей выпускают дыхательные контура, которые имеют две трубки одинакового прозрачно-белого цвета без какого-либо обозначения трубки вдоха и выдоха, т.к. это не имеет никакого значения до момента подключения его к аппарату ИВЛ, если только дыхательный контур не имеет каких-либо дополнительных специальных характеристик.
Цветовая маркировка линий дыхательных контуров имеет место быть в нескольких случаях:
1.Дыхательный контур имеет антибактериальное покрытие, т.е. импрегнирован ионами серебра (в этом случае обе линии вдоха и выдоха имеют цветовой оттенок от розового до фиолетового)
2.В коаксиальных контурах, в которых линия вдоха расположена внутри канала выдоха большего диаметра для четкой раздельной визуализации. (Обычно это розовый или голубой)
3.В контурах с обогревом, где контрастным цветом обозначается подогреваемая линия вдоха (Как правило, зеленым или голубым).
Дыхательный контур, необходимый Заказчику, согласно представленного технического задания, не попадает ни под один из указанных выше вариантов, поэтому считаем указание характеристики "Цветоиндикация трубки вдох-выдох" является избыточным, абсолютно неприменимым для дыхательных контуров, не имеющих характеристик, для которых данное требование было бы обосновано, и не несет никакой качественной функциональной нагрузки.
Более того, нам, как потенциальным поставщикам, работающим на рынке медицинских изделий многие годы, не известно ни одного производителя дыхательных контуров, которые в полной мере соответствовали бы предоставленному Заказчиком техническому заданию, с учетом данной характеристики, что значительно ограничивает конкуренцию или исключает ее вообще, по причине невозможности поставки соответствующей продукции".
Комиссия отмечает, что установление в описании объекта закупки характеристик требуемого к поставке товара, отсутствующих в соответствующих позициях КТРУ не запрещено, в соответствии с пунктами 5, 6 Правил заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительные характеристики товара, которые не предусмотрены в позиции каталога, при условии включения в описание товара обоснования необходимости использования такой информации.
Согласно Техническому заданию Заказчиком установлено соответствующее обоснование необходимости использования дополнительных характеристик.
Представитель Заказчика на заседании Комиссии пояснил, что формирование дополнительных требований к характеристикам товара обусловлено недостаточным количеством характеристик в КТРУ, Заказчик определил свои потребности, а также установил характеристики, которые в свою очередь, являются значимыми для Заказчика, учитывая специфику работы медицинского учреждения с целью обеспечения безопасный работы персонала и безопасности пациентов.
Комиссия отмечает, что Закон о контрактной системе и Правила не разъясняют, какое обоснование для установления дополнительных требований к товарам является "надлежащим", а какое "ненадлежащим", поэтому Заказчик воспользовался правом указывать дополнительную информацию, которая не предусмотрена в соответствующей позиции КТРУ.
При этом по смыслу положений Закона о контрактной системе Заказчик вправе в необходимой степени детализировать предмет закупок, поскольку потребности заказчиков являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований
При этом, Заявителем не представлено документов и сведений, подтверждающих обоснованность данного довода жалобы, а также свидетельствующих о нарушении Заказчиком норм Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе предусмотрено, что заказчик размещает в составе извещения об осуществлении закупки описание объекта закупки, сформированное в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктами 1, 2 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе Заказчик в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Согласно части 3 статьи 33 Закона о контрактной системе не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно письменным возражениям Заказчика: "Согласно интернет ресурсов, поисковой системе "Яндекс", контуры дыхательные с цветовой индикацией линии вдоха выпускаются такими производителями как ИНТЕРСЕРДЖИКАЛ, Фишер Энд Пэйкель, Армстронг Медикал Лимитед, Флексикеа, а также Ассомедика и ИНТЕРОКО (согласно ответов участников закупки).
По существу жалобы о необоснованности характеристики и, в целом, включении данной характеристики, сообщаем, Заказчик привел краткое, но четкое медицинское обоснование. Т.к. ввиду сложившейся обстановки, зачастую, необходима очень оперативная возможность правильного подключения пациента к ИВЛ в максимально экстренной ситуации. Ввиду чего Заказчику необходимо медицинское изделие, которое позволит безошибочно медицинскому персоналу проводить подключение пациента находящего в крайне тяжелом состоянии.
Контуры дыхательные с цветоиндикацией линии вдоха исполняются как с подогревом, так и без подогрева линии вдоха. В свою очередь Участник закупки, вправе предложить контуры с подогревом, что не будет являться причиной для отклонения и так же, в полной мере, будет соответствовать требованиям технического задания Заказчика. Более того, Заказчик не вправе установить в техническом задании характеристику в виде наличия линии подогрева, для удовлетворения участия импортных производителей, т.к. данная характеристика не относится к Постановлению Правительства РФ от 5 февраля 2015 г. N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (с изменениями и дополнениями), а также ПОЛНОСТЬЮ исключит участие отечественных производителей, ввиду того, что ни один из отечественных производителей не изготавливает дыхательные контуры с подогревом линии вдоха, но изготавливает их с ЦВЕТОИНДИКАЦИЕЙ линии вдоха.
Ограничение в участии отечественных производителей автоматически приведет Заказчика к неисполнению Постановление Правительства РФ от 3 декабря 2020 г. N 2014 "О минимальной обязательной доле закупок российских товаров и ее достижении заказчиком", согласно которого Заказчик обязан, как минимум, 70% годовой потребности на 2023 год приобретать у отечественного производителя. Что на сегодняшний день является не приемлемым ввиду проведения государством активной политики по импортозамещению.
Так же просим обратить внимание, что ни в одном из регистрационных удостоверений (ИНТЕРСЕРДЖИКАЛ, Ассомедика, ИНТЕРОКО и т.д.) не прописано наличие цветоиндикации линии вдоха, т.к. это не является предметной характеристикой, подлежащей регистрации, т.е. это не конструктивная особенность дыхательного контура, например, защитный колпачок, мешок, влагосборник, коннектор, фильтр, маска, камера увлажнителя и т.д. На основании чего утверждение Участника закупки об отсутствии регистрационного удостоверения на данные дыхательные контуры абсолютно беспочвенны и не аргументированы".
Действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право Заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами и спецификой деятельности.
Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. Заказчик при размещении закупки не имеет возможности установить требования к характеристикам, которые удовлетворяли бы всех возможных участников закупки, а действующее законодательство не накладывает на него обязанность учитывать интересы каждого участника рынка, осуществляющего услуги данной группы, и устанавливать требования, которые бы подходили для всех потенциальных участников закупки.
Таким образом, Заказчик вправе включить в извещение такие характеристики и требования к товарам (работам, услугам), которые отвечают его потребностям и необходимы для выполнения соответствующих функций.
Комиссия УФАС констатирует, что статьи 105 Закона о контрактной системе предусмотрено, что к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность. При этом жалоба должна содержать перечень прилагаемых к ней документов.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Комиссией установлено, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 27.12.2022 NИЭА1 на участие в закупке было подано 3 заявки, 2 из которых были признаны соответствующими требованиям извещения.
Так, участниками по позициям 1,5 к поставке предлагались следующие изделия: контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения Беларусь, ФСЗ 2010/06637), контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения Турция, товарный знак отсутствует), контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения Китай, товарный знак: ALBA), контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (страна происхождения Россия, РЗН 2020/10066).
Таким образом, согласно пояснениям Заказчика, установленным характеристикам по позициям 1,5 соответствует товар не менее двух производителей.
Относительно довода Заявителя об избыточности установления характеристики "Цветоиндикация трубки вдох-выдох", Заинтересованным лицом представлены следующие письменные возражения:
"Заказчику необходим контур дыхательный в составе с У-адаптером, на котором должны быть не менее 2 портов, которые, в свою очередь, предназначены для подключения температурного датчика и подключении линии мониторинга давления. Данные порты расположены ТОЛЬКО на одной из поверхностей У-адаптера, которые ОБЯЗАТЕЛЬНО располагаются в сторону от пациента/к медперсоналу. Т.е. доступ к ним необходим всегда, без каких-либо лишних манипуляций при проведении ИВЛ у пациента.
Однако, Заявитель, на предыдущем заседании утверждал, об отсутствии какого-либо значения, разницы, как подключать к аппарату дыхательный контур и демонстрировал дыхательный контур с отсутствующими на У-адаптере двумя портами для измерения температуры и давления. Тем самым вводя в заблуждения комиссию, подменяя понятия, утверждая, что в контуре, который необходим Заказчику нет никакой необходимости цветоиндикации линии вдоха, а тем более не имеет значения, как контур подключать к аппарату.
Более того, при неправильном подключении дыхательного контура и последующем неправильном расположении У-адаптера ПОЛНОСТЬЮ исключается возможность проведения измерения температуры и давления при подключенном к ИВЛ пациенте. Т.к. выполнение каких-либо манипуляций, например, по развороту У-адаптера двумя портами к медперсоналу или скрещиванию трубок, что исключит их подвешивание на клипсе-фиксаторе, приведет к разгерметизации системы и последующему, так называемому, "схлопыванию легких". Учитывая специфику лечебного учреждения данные манипуляции НЕДОПУСТИМЫ, ввиду экстренности оказания помощи, в том числе, раненным солдатам, как утверждал Заказчик.
Так же стоит обратить внимание, что участником озвучивалось мнение о том, что его не волнует наличие сторонних производителей, которые могут изготовить медицинские изделия с данными характеристиками, в том числе отечественные, т.е. данную жалобу, а также запрос на разъяснение следует понимать, как попытка Заявителя исключить неудобные для него характеристики для дальнейшего участия, путем шантажа в запросе и угроз".
Комиссия отмечает, что Законом о контрактной системе не предусмотрено каких-либо ограничений по включению в извещение о закупке требований к объекту закупки, являющихся значимыми для Заказчика. Согласно пояснениям Заказчика, установление характеристики обусловлено медицинской потребностью, что позволит безошибочно медицинскому персоналу проводить подключение пациента находящего в крайне тяжелом состоянии
Изучив материалы дела, заслушав пояснения сторон, Комиссия приходит к выводу, что установленным техническим характеристикам соответствует товар не менее двух производителей, при этом характеристика цветоиндикации трубки обусловлена потребностью Заказчика.
При этом, Заявителем документов и сведений, доказывающих обратное в материалы дела не представлено, в связи с чем довод об отсутствии производителей дыхательных контуров, соответствующих требованиям технического задания, признается необоснованным.
Также Комиссия отмечает, что рынок указанных изделий медицинского назначения характеризуется как конкурентный, товары имеются в свободном доступе, а доказательств, что данная позиция является "закрывающей" и включение в извещение данной позиции ограничивает возможность участия в данной закупке не представлено.
В пункте 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, разъяснено, что заказчики, осуществляющие закупку по правилам данного закона, при описании объекта закупки должны таким образом определить требования к закупаемым товарам, чтобы, с одной стороны, повысить шансы на приобретение товара именно с теми характеристиками, которые им необходимы и соответствуют их потребностям, а с другой стороны, необоснованно не ограничить количество участников закупки. Обзором отмечено, что в силу статьи 6 Закона N 44-ФЗ возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции" (далее - Закон о защите конкуренции).
Нарушение принципов единства контрактной системы в сфере закупок или/и создание неравных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок не установлено. Намерение заказчика при формировании описания товара было направлено на максимальное удовлетворение потребностей, умысла на нарушение принципов конкуренции, создания каких-либо преимуществ отдельным участникам закупки заказчик не имел. Аналогичный правовой подход изложен в Постановлении Двадцать первого арбитражного апелляционного суда от 12.07.2018 N 21АП-1128/2018 по делу N А83-21466/2017.
На основании изложенного, руководствуясь частями 15, 22 статьи 99, частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом от 19.11.2014 N727/14, Комиссия
РЕШИЛА:
Признать жалобу Заявителя необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия
Председатель Комиссии А.П. Рудакова
Члены Комиссии: Т.Д.Аблаева
Т.В.Бачинская
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Республике Крым и городу Севастополю от 9 января 2023 г. N 082/06/106-1348/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023