На основании статьи 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ
"О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), пункта 19 правил осуществления контроля в сфере закупок товаров, работ, услуг в отношении заказчиков, контрактных служб, контрактных управляющих, комиссий по осуществлению закупок товаров, работ, услуг и их членов, уполномоченных органов, уполномоченных учреждений, специализированных организаций, операторов электронных площадок, операторов специализированных электронных площадок, банков, государственной корпорации развития "ВЭБ.РФ", региональных гарантийных организаций, утвержденных постановлением Правительства Российской Федерации от 01.10.2020 N 1576 (далее - Правила),в соответствии с приказом ФАС России от 28.09.2022 N 684/22 "О создании комиссии по контролю в сфере закупок" (далее - Приказ) Комиссия ФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в результате осуществления внеплановой проверки на основании полученной информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок в действиях
ППК "Единый Заказчик" (далее - Заказчик) при проведении Заказчиком,АО "РАД" (далее - Оператор электронной площадки) электронного аукциона на право заключения государственного контракта на поставку комплекта оборудования для оснащения центра обработки данных (инженерная инфраструктура, ИТ-инфраструктура, ЛВС и Wi-Fi, сканирование) на объект "Восстановление здания федерального государственного бюджетного учреждения науки Института научной информации по общественным наукам Российской академии наук (ФГБУН ИНИОН РАН) по адресу: г. Москва, Нахимовский проспект, 51/21" (номер извещения в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 0995400000222000075) (далее - Аукцион),
УСТАНОВИЛА:
В связи с поступлением в ФАС России информации о признаках нарушения законодательства Российской Федерации и иных нормативных правовых актов о контрактной системе в сфере закупок Комиссией принято решение о проведении внеплановой проверки в соответствии с пунктом 2 части 15 статьи 99 Закона о контрактной системе.
В ходе проведения внеплановой проверки 15.12.2022 в целях полного и всестороннего изучения материалов на заседании Комиссии объявлен перерыв, заседание продолжилось 27.12.2022.
В соответствии с извещением об осуществлении закупки (далее - Извещение), протоколами, составленными при определении поставщика (подрядчика, исполнителя):
1) Извещение размещено в ЕИС - 06.09.2022;
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) -электронный аукцион;
3) начальная (максимальная) цена контракта - 1 195 278 205,42 руб.;
4) источник финансирования - федеральный бюджет, КБК - 72701104720194009414;
5) дата окончания срока подачи заявок на участие в Аукционе - 22.09.2022;
6) на участие в Аукционе подано 2 заявки от участников закупки;
7) дата проведения Аукциона - 22.09.2022;
8) в период проведения Аукциона предложения о цене контракта подавал 1 участник Аукциона;
9) по результатам рассмотрения заявок принято решение о признании 2 заявок участников закупки соответствующими требованиям Закона о контрактной системе и Извещения;
10) победителем Аукциона признано ООО "Системный софт" (далее - Победитель) с предложением о цене контракта 1 189 301 814,40 руб.;
11) Заказчиком с Победителем заключен государственный контракт от 10.10.2022 N 0995400000222000075 (реестровый номер в ЕИС - 1770744825522000109).
1. В силу части 5 статьи 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Каталог) обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС Каталога, а также правила использования Каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 утверждены правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее соответственно -Правила формирования и ведения каталога, Правила использования каталога).
Согласно пункту 4 Правил использования каталога заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "г" и "е" - "з" пункта 10 Правил формирования и ведения каталога.
Подпунктом "а" пункта 5 Правил использования каталога установлено,что заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Законом о контрактной системе предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением случаев осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в пункты 25(1) - 25(7) перечня промышленных товаров, происходящих из иностранных государств (за исключением государств - членов Евразийского экономического союза), в отношении которых устанавливается запрет на допуск для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, предусмотренного приложением к постановлению Правительства Российской Федерации от 30.04.2020 N 616 "Об установлении запрета на допуск промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для государственных и муниципальных нужд, а также промышленных товаров, происходящих из иностранных государств, работ (услуг), выполняемых (оказываемых) иностранными лицами, для целей осуществления закупок для нужд обороны страны и безопасности государства" (далее - Постановление N 616), при условии установления в соответствии с Постановлением N 616 запрета на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, а также осуществления закупки радиоэлектронной продукции, включенной в перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденный постановлением Правительства Российской Федерации от 10.07.2019 N 878 "О мерах стимулирования производства радиоэлектронной продукции на территории Российской Федерации при осуществлении закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, о внесении изменений в постановление Правительства Российской Федерации от 16.09.2016
N 925 и признании утратившими силу некоторых актов Правительства Российской Федерации" (далее - Постановление N 878), при условии установления в соответствии с Постановлением N 878 ограничения на допуск радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств.
Пунктом 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием ЕИС, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в ЕИС извещение об осуществлении закупки, содержащее наименование объекта закупки, информацию (при наличии), предусмотренную Правилами использования каталога, установленными в соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе.
В соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать электронный документ описания объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В Извещении установлено ограничение допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в соответствии с Постановлением N 878.
В пункте 13 Технического задания проекта контракта (далее - Техническое задание) указан перечень компонентов комплекта оборудования для оснащения центра обработки данных, в том числе "C3.RF4201 Шкаф C3 42U 6001050, черный, дверь перф. (или эквивалент)", "AZT_Server Сервер ОС Linux с ПО OpenHAB (или эквивалент)".
Согласно сведениям ЕИС в Каталоге содержится позиция с кодом 26.30.30.000-00000012 "Шкаф телекоммуникационный" с датой обязательного применения начиная с 02.11.2020, содержащая обязательные характеристики "Тип размещения", "Полезная глубина", позиция с кодом 26.20.14.000-00000001 "Сервер" с датой обязательного применения начиная с 24.08.2022, содержащая обязательную характеристику "Максимальное количество процессоров".
Вместе с тем на заседании Комиссии установлено, что вышеуказанные обязательные характеристики позиций Каталога не применены при описании товаров "C3.RF4201 Шкаф C3 42U 600?1050, черный, дверь перф.
(или эквивалент)", "AZT_Server Сервер ОС Linux с ПО OpenHAB
(или эквивалент)" (в настоящем решении указаны примеры, перечень которых не является исчерпывающим).
Кроме того, установлено, что при описании товара "C3.RF4201 Шкаф C3 42U 600?1050, черный, дверь перф. (или эквивалент)" Заказчиком установлены характеристики "Шкаф должен иметь 4 поворотных ролика для перемещения шкафа", "Шкаф должен иметь регулируемые по глубине установки с шагом не более 5 мм 19 дюймовые вертикальные монтажные направляющие, регулировка должна быть по зубчатой горизонтальной направляющей, и иметь симметричную маркировку для точного позиционирования", "Вертикальные направляющие должны иметь возможность регулировки глубины установки, при частично установленном IT оборудовании", "Расстояние между осями отверстий крепления оборудования винтами к монтажным направляющим, мм: не менее 450", вместе с тем позиция с кодом 26.30.30.000-00000012 "Шкаф телекоммуникационный" не содержит вышеуказанных характеристик, что противоречит подпункту "а" пункта 5 Правил использования каталога.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика, не применившего обязательные характеристики Каталога, а также установившего дополнительные характеристики при описании товаров, нарушают пункт 5 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 Кодекса Российской Федерации об административных правонарушениях (далее - КоАП).
2. Пунктом 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено
Законом о контрактной системе, должно содержать описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
Пунктом 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе установлено,что заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе,при описании объекта закупки должен руководствоваться правилом,что в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки.
Частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе установлено, что в целях защиты основ конституционного строя, обеспечения обороны страны и безопасности государства, защиты внутреннего рынка Российской Федерации, развития национальной экономики, поддержки российских товаропроизводителей нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации устанавливаются запрет на допуск товаров, происходящих из иностранных государств, работ, услуг, соответственно выполняемых, оказываемых иностранными лицами, и ограничения допуска указанных товаров, работ, услуг, включая минимальную обязательную долю закупок российских товаров, в том числе товаров, поставляемых при выполнении закупаемых работ, оказании закупаемых услуг, и перечень таких товаров, для целей осуществления закупок.
В случае, если указанными нормативными правовыми актами Правительства Российской Федерации предусмотрены обстоятельства, допускающие исключения из установленных в соответствии с частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе запрета или ограничений, заказчики при наличии указанных обстоятельств размещают в ЕИС обоснование невозможности соблюдения указанных запрета или ограничений, если такими актами не установлено иное.
Постановлением N 878 утверждены правила формирования и ведения единого реестра российской радиоэлектронной продукции, а также перечень радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, в отношении которой устанавливаются ограничения для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Перечень).
Пунктом 7 Постановления N 878 установлено, что для целей ограничения допуска радиоэлектронной продукции, происходящей из иностранных государств, не может быть предметом одного контракта (одного лота) радиоэлектронная продукция, включенная в Перечень и не включенная в него.
Приказом Росстандарта от 31.01.2014 N 14-ст "О принятии и введении в действие Общероссийского классификатора видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2) ОК 034-2014 (КПЕС 2008)" приняты Общероссийский классификатор видов экономической деятельности (ОКВЭД2) ОК 029-2014 (КДЕС Ред. 2) и Общероссийский классификатор продукции по видам экономической деятельности (ОКПД2)
ОК 034-2014 (КПЕС 2008) (далее - Классификатор).
В пункте 13 Технического задания указан перечень компонентов комплекта оборудования для оснащения центра обработки данных, в том числе "СХД Тип 1", "Тумба для МФУ Shidoh D330e/D332e OT111 (или эквивалент)", "Степлер Grafalex 106 (или эквивалент)".
Так, согласно Классификатору для товара "СХД Тип 1" предусмотрен код ОКПД2 26.20.2 "Устройства запоминающие и прочие устройства хранения данных", для товара "Тумба для МФУ Shidoh D330e/D332e OT111 (или эквивалент)" предусмотрен код ОКПД2 в классе 31 "Мебель", для товара "Степлер Grafalex 106 (или эквивалент)" предусмотрен код ОКПД2 в подгруппе 25.99.2 "Изделия металлические прочие", при этом вышеуказанные коды ОКПД2 не включены в Перечень, вместе с тем товарам "C3.RF4201 Шкаф C3 42U 600?1050, черный, дверь перф. (или эквивалент)", "AZT_Server Сервер ОС Linux с ПО OpenHAB (или эквивалент)" предусмотрены коды ОКПД2, включенные в Перечень, а именно 26.30.30.000 "Части и комплектующие коммуникационного оборудования", 26.20.14.000 "Машины вычислительные электронные цифровые, поставляемые в виде систем для автоматической обработки данных" соответственно.
Учитывая изложенное, Комиссия приходит к выводу, что Заказчиком объединены в один объект закупки включенные и не включенные в Перечень товары, что противоречит пункту 7 Постановления N 878.
Таким образом, вышеуказанные действия Заказчика нарушают пункт 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 4.1 статьи 7.30 КоАП.
3. Пунктом 1 постановления Правительства Российской Федерации от 16.11.2015 N 1236 "Об установлении запрета на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 1236) утверждены правила формирования и ведения единого реестра российских программ для электронных вычислительных машин и баз данных и единого реестра программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза,за исключением Российской Федерации.
Пунктом 2 Постановления N 1236 установлен запрет на допуск программ для электронных вычислительных машин и баз данных, реализуемых независимо от вида договора на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, происходящих из иностранных государств (за исключением программного обеспечения, включенного в единый реестр программ для электронных вычислительных машин и баз данных из государств - членов Евразийского экономического союза, за исключением Российской Федерации, а также исключительных прав на такое программное обеспечение и прав использования такого программного обеспечения, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Пунктом 2(1) Постановления N 1236 установлено, что для целей применения пункта 2 Постановления N 1236 под программным обеспечением понимают программное обеспечение и (или) права на него вследствие выполнения следующих контрактных обязательств:
а)поставка на материальном носителе и (или) в электронном виде по каналам связи, а также предоставление в аренду или в пользование программного обеспечения посредством использования каналов связи и внешней информационно-технологической и программно-аппаратной инфраструктуры, обеспечивающей сбор, обработку и хранение данных (услуги облачных вычислений);
б)поставка, техническое обслуживание персональных электронных вычислительных машин, устройств терминального доступа, серверного оборудования и иных средств вычислительной техники, на которых программное обеспечение подлежит установке в результате исполнения контракта;
в)выполнение работ, оказание услуг, связанных с разработкой, модификацией, модернизацией программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие работы или услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав;
г)оказание услуг, связанных с сопровождением, технической поддержкой, обновлением программного обеспечения, в том числе в составе существующих автоматизированных систем, если такие услуги сопряжены с предоставлением заказчику прав на использование программного обеспечения или расширением ранее предоставленного объема прав.
В пункте 13 Технического задания указан перечень компонентов комплекта оборудования для оснащения центра обработки данных, в том числе "OS1001Х8617DIG000WS01-ST12 Лицензия на право установки и использования операционной системы специального назначения "Astra Linux Special Edition" для 64-х разрядной платформы на базе процессорной архитектуры х86-64 (очередное обновление 1.7), уровень защищенности "Базовый" ("Орел"), РУСБ.10015-01 (ФСТЭК), способ передачи электронный, для рабочей станции, без ограничения срока, с включенной технической поддержкой тип "Стандарт" на 12 мес.
(или эквивалент)", "AD1200Х8610BOX000SR01-ST12 Лицензия на право установки и использования Программного комплекса "ALD Pro" РДЦП.10101-01 на 1 устройстве и операционной системы специального назначения "Astra Linux Special Edition" для 64-х разрядной платформы на базе процессорной архитектуры x86-64 РУСБ.10015-01 (ФСТЭК) на 8 устройствах, способ передачи BOX,для сервера, без ограничения срока, с включенной технической поддержкой тип "Стандарт" на 12 мес. (или эквивалент)", "AD0000Х8610DIG000DV01-ST12 Лицензия клиентская, на право подключения 1 устройства к Программному комплексу "ALD Pro" РДЦП.10101-01, способ передачи электронный,без ограничения срока, с включенной технической поддержкой тип "Стандарт" на 12 мес. (или эквивалент)", "1160586 HAV-00105 Операционная система Microsoft Windows 10 Professional 32/64 bit SP2 Rus Only USB RS (HAV-00105) (или эквивалент)".
Вместе с тем Заказчиком не установлен запрет на допуск программного обеспечения, происходящего из иностранных государств в соответствии с Постановлением N 1236 или обоснование не применения данного запрета, предусмотренное частью 3 статьи 14 Закона о контрактной системе.
Таким образом, Комиссия приходит к выводу, что действия Заказчика нарушают часть 3 статьи 14 Закона о контрактной системе, что содержит признаки состава административного правонарушения, предусмотренного частью 1.4 статьи 7.30 КоАП.
С учетом изложенного, руководствуясь частью 1 статьи 2, пунктом 2 частью 15 статьи 99 Закона о контрактной системе, Правилами, Приказом, Комиссия
РЕШИЛА:
1.Признать в действиях Заказчика нарушения части 3 статьи 14, пункта 5 части 1, пункта 1 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе.
2. В связи с тем, что государственный контракт заключен, предписание об устранении выявленных нарушений не выдавать.
3. Передать соответствующему должностному лицу Управления контроля размещения государственного заказа ФАС России материалы от 27.12.2022 по делу N П-440/22 для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административных правонарушениях.
Настоящее решение может быть обжаловано в суде, арбитражном суде в течение трех месяцев в установленном законом порядке.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Федеральной антимонопольной службы от 27 декабря 2022 г. N П-440/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023