Комиссия по контролю в сфере закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области (далее - Комиссия Управления, Комиссия УФАС) в составе:
Предтеченская Е.Н. - начальник отдела контроля органов власти и закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, председатель Комиссии Управления;
Коренникова А.А. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
Кузнецова Ю.Н. - старший государственный инспектор Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области, член Комиссии Управления,
рассмотрев жалобу ООО "Спироника" (далее - Заявитель) на положения извещения об осуществлении закупки N 0830500000222004153 "Поставка контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования" (далее - электронный аукцион, аукцион, закупка), в присутствии представителей:
от Уполномоченного органа - Хорис Ю.В. (доверенность),
от Заказчика - Овечкиной Э.В.(доверенность),
в отсутствие представителей от Заявителя (уведомлен надлежащим образом),
УСТАНОВИЛА:
21.12.2022 в Единой информационной системе в сфере закупок (далее - ЕИС) размещена жалоба ООО "Спироника" на положения извещения о проведении электронного аукциона, противоречащие Федеральному закону от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе).
Жалоба Заявителя подана в надлежащий срок и соответствует требованиям, предусмотренным ст. 105 Закона о контрактной системе.
Заявитель считает, что Заказчик нарушил правила описания объекта закупки, а также Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденных постановлением Правительства РФ от 08.02.2017 N 145 "Об утверждении Правил формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и Правил использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Правила N 145), а именно характеристика "Высота тестового колпачка на проксимальной части дыхательного контура" избыточна. По мнению Заявителя, указанные нарушения приводят к ограничению числа участников закупки.
Заказчик представил возражения на жалобу (исх. от 27.12.2022 N 3868), в которых указывают, что описание объекта закупки разработано в соответствии с требованиями Закона о контрактной системе, просит признать жалобу необоснованной.
Уполномоченный орган представил возражения на жалобу (исх. от 27.12.2022 N ИХ.КУВОЦЗ-0431/22), в которых просит признать жалобу необоснованной.
Жалоба рассмотрена посредством видеоконференцсвязи.
Комиссия Управления, рассмотрев представленные материалы и документы, размещенные в ЕИС, в их совокупности установила следующее.
14.12.2022 в ЕИС размещено извещение о проведении электронного аукциона N 830500000222004153.
Предмет закупки - поставка контура дыхательного аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования.
Начальная (максимальная) цена контракта - 1 206 360,00 руб.
1. В соответствии с п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки должно содержать описание объекта закупки в соответствии со ст. 33 Закона о контрактной системе в форме электронного документа.
Согласно п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
В соответствии с п. 2. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе установлено, что при составлении объекта закупки заказчик указывает показатели, требования, условные обозначения и терминологию, касающиеся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Из смысла указанных норм следует, что потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении им соответствующих требований. При этом заказчик вправе в необходимой степени детализировать объект закупки, определяя такие характеристики закупаемого товара, которые будут иметь существенное значение для последующего использования товара. В зависимости от своих потребностей заказчик в описании объекта закупки устанавливает требования, в частности, к техническим характеристикам с учетом специфики его деятельности и в целях обеспечения эффективного использования бюджетных средств.
Законом о контрактной системе не предусмотрено ограничений по включению в описание объекта закупки требований к товару (услугам), являющихся значимыми для заказчика. Действующее законодательство в сфере осуществления закупок допускает самостоятельное формирование Заказчиком описания объекта закупки, исходя из потребностей последнего.
Закон о контрактной системе не препятствует указывать помимо требований государственных стандартов дополнительные требования и показатели, обусловленные, в частности, требованиями безопасности и эффективности лечебного процесса в учреждении.
Кроме того, в соответствии с п. 1 Обзора судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного Президиумом Верховного Суда Российской Федерации 28.06.2017, по общему правилу указание заказчиком в описании объекта закупки особых характеристик товара, которые отвечают его потребностям и необходимы заказчику с учетом специфики использования такого товара, не может рассматриваться как ограничение круга потенциальных участников закупки.
Закон о контрактной системе также не обязывает заказчика при определении характеристик поставляемого товара в извещении об осуществлении закупки устанавливать такие характеристики, которые соответствовали бы всем существующим типам, видам, моделям товара.
Отсутствие у участников закупки возможности поставить товар необходимый Заказчику, не означает ограничение количества участников такой закупки. Участником закупки может выступать любое юридическое, физическое лицо, индивидуальный предприниматель, в том числе и не являющийся производителем требуемого к поставке товара, готовый представить товар по характеристикам, отвечающим требованиям извещения об осуществлении закупки и удовлетворяющий потребностям заказчика.
Согласно ч. 5 ст. 23 Закона о контрактной системе формирование и ведение в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд обеспечиваются федеральным органом исполнительной власти по регулированию контрактной системы в сфере закупок.
В соответствии с ч. 6 ст. 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в ЕИС каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Из пункта 4 Правил N 145 следует, что заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога с указанной в ней даты начала обязательного применения. При этом заказчик обязан при планировании закупки и ее осуществлении использовать информацию, включенную в соответствующую позицию.
Согласно п. 5 Правил N 145 заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога, за исключением установленных настоящим пунктом случаев.
В силу п. 6 Правил N 145 в случае предоставления дополнительной информации, предусмотренной пунктом 5 настоящих Правил, заказчик обязан включить в описание товара, работы, услуги обоснование необходимости использования такой информации (при наличии описания товара, работы, услуги в позиции каталога).
Согласно извещению об осуществлении закупки Заказчиком применена позиция каталога товаров, работ услуг - 32.50.13.190-00248 Контур дыхательный аппарата искусственной вентиляции легких, одноразового использования (дата обязательного применения - 04.05.2019).
Вмсете с тем, в описании объекта закупки указаны дополнительные характеристики закупаемого медицинского изделия, не предусмотренные позицией каталога, в том числе "Высота тестового колпачка на проксимальной части дыхательного контура"
Столбец "Обоснование" описания объекта закупки содержит обоснование включения дополнительных характеристик товара, в частности, по показателю "Высота тестового колпачка на проксимальной части дыхательного контура" - "Для обеспечения тестирования аппарата на комплайнс и утечку".
Действующим законодательством Российской Федерации не установлены требования к обоснованию необходимости использования дополнительной информации в описании объекта закупки.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил следующее.
Тестовый колпачок предназначен для установки в проксимальный конец дыхательного контура. Основное его назначение - осуществление герметизации дыхательной системы, подключенной к аппарату искусственной вентиляции легких и НДА и тестирование респираторного оборудования. Тест, запускаемый пользователем при начале работы с соответствующим оборудованием, позволяет удостовериться в отсутствии утечек в системе дыхательного контура или определить степень компенсации утечки, измерить коплайнс и сопротивление контура, выполнить калибровку датчика потока. Колпачок с высотой меньше минимальной указанной будет иметь меньшую площадь соприкосновения с коннектором и менее надежно фиксироваться на нем, что может повлечь потерю колпачка при тестировании контура на утечку. Колпачок с высотой больше максимальной указанной не будет полностью фиксироваться на угловом коннекторе, т.к. будет больше и будет выходить за его пределы, поскольку длина углового коннектора до фланца 21 0,5 мм в соответствии с ГОСТ 31518.1-2012 Аппараты ингаляционной анестезии и искусственной вентиляции легких. Соединения конические.
Таким образом, по мнению Заказчика, данный показатель не является излишним.
Заказчик посчитал достаточным обоснования требования к высоте "Для обеспечения тестирования аппарата на комплайнс и утечку", т.к. основное назначение колпачка - осуществление тестирования респираторного оборудования на предмет отсутствия утечек в системе дыхательного контура аппарата ИВЛ, измерение комплайнса и сопротивления контура, а именно нужные размеры колпачка обеспечат надлежащее тестирование аппарата на комплайнс и утечку. Заказчик считает, что указанное обоснование в полной мере позволяет определить потребность Заказчика в установленных характеристиках.
Комиссия УФАС приходит к выводу, что описание объекта закупки составлено в соответствии с нормами действующего законодательства Российской Федерации. Вместе с тем, рекомендует Заказчику в дальнейшем более подробно обосновывать включение дополнительных характеристик товара в описание объекта закупки во избежание введения в заблуждение участников закупки.
Представитель Заказчика к заседанию Комиссии Управления представил коммерческие предложения на поставку закупаемого медицинского изделия согласно описанию объекта закупки: ООО "Медград" от 11.11.2022 N б/н, ООО "ВМК "Октомед" от 11.11.2022 N54, содержащие предложения о поставке медицинского изделия без указания производителя, ООО "Дельрус-НН" от 11.11.2022 N ДНН01691, производитель АО "НПП "Интероко", Россия.
Согласно сведениям, размещенным в ЕИС, на участие в закупке было подано семь заявок (идентификационные номера 62, 53, 219, 74, 3, 241,152).
В соответствии с протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 26.12.2022 NИЭА1 заявки с идентификационными номерами 3, 241 с предложениями товара производителей АО "НПП "Интероко", Россия и ООО "Ассомедика", Беларусь признаны соответствующими извещению об осуществлении закупки.
Заявки с идентификационными номерами 62 (производитель Пласти-Мед, Турция), 53 (производитель Пласти-Мед, Турция), 219 (производитель АО "НПП "Интероко", Россия) отклонены в соответствии с пп "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102 "Об ограничениях и условиях допуска отдельных видов медицинских изделий, происходящих из иностранных государств, для целей осуществления закупок для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Постановление N 102).
Заявки с идентификационными номерами 74, 152 отклонены, т.к. характеристика предлагаемого участниками закупки товара не соответствует характеристике объекта закупки, установленной в п. 1 электронного документа "Описание объекта закупки (Техническое задание)" извещения об осуществлении закупки: - по показателю объекта закупки "Высота тестового колпачка на проксимальной части дыхательного контура", а также в соответствии с пп. "б" п. 2 Постановления Правительства РФ от 05.02.2015 N 102.
ООО "НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ КОМПАНИЯ" (идентификационный номер заявки 3) признано победителем электронного аукциона.
На основании ч. 9 ст. 105 Закона о контрактной системе в сфере закупок к жалобе прикладываются документы, подтверждающие ее обоснованность.
Из приведенных положений Закона о контрактной системе следует, что обязанность доказывания нарушения своих прав и законных интересов лежит на подателе жалобы.
Доказательства того, что установленные требования приводят к ограничению числа участников закупки, заявителем не представлены.
Таким образом, доводы Заявителя признаны Комиссией УФАС необоснованными.
В соответствии с п. 1 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе Комиссия УФАС провела внеплановую проверку, по результатам которой нарушений не выявлено.
На основании вышеизложенного, Комиссия Управления, руководствуясь ст. ст. 99, 106 Закона о контрактной системе, административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденным приказом Федеральной антимонопольной службы России от 19.11.2014 N 727/14,
Р Е Ш И Л А:
1. Признать жалобу ООО "Спироника". необоснованной.
2. Требование о приостановлении определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в части подписания контракта, установленное Управлением на основании ч. 7 ст. 106 Закона о контрактной системе, отменить.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии
Члены комиссии: |
подпись Е.Н. Предтеченская
подпись А.А. Коренникова
подпись Ю.Н. Кузнецова |
|
|
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Вологодской области от 28 декабря 2022 г. N 035/06/33-7/2023
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023