Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
Комитета по вопросам законности, правопорядка и безопасности (далее - Заказчик):
ООО "Антол-Авто" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33057/22 от 21.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на оказание услуг по ремонту автотранспортных средств моделей "FORD" для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (извещение N 0172200005221000210),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 30.12.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на оказание услуг по ремонту автотранспортных средств моделей "FORD" для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (извещение N 0172200005221000210) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 1 850 000,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 21.01.2022 N 0172200005221000210-3 победителем Аукциона признано ООО "Антол-Авто".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Антол-Авто" заключен государственный контракт N 66-01-22 от 01.02.2022 на сумму 1 850 000,00 рублей (максимальное значение цены контракта) (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 7.4 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в случае следующих существенных нарушений Участником условий Контракта:
- если отступления от условий Контракта или недостатки, обнаруженные при приемке услуг, в установленные Заказчиком сроки не были устранены Участником либо являются существенными и неустранимыми;
- задержка в сроках оказания любого из видов услуг Участником составляет более 5 (пяти) дней c момента истечения сроков оказания услуг;
- в случае нарушения Участником п. 2.4.9 и (или) п. 5.3 Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 05.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Антол-Авто".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался оказать услуги по ремонту автотранспортных средств моделей "FORD" для обеспечения деятельности подразделений Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (далее - Услуги) в период с момента заключения Контракта по 30.11.2022 (включительно) (п. 4.2 Контракта).
Согласно п. 2.4.1 Контракта Участник обязуется оказать услуги, обеспечив надлежащее качество, в соответствии с требованиями действующего законодательства, в том числе государственных стандартов, норм, правил и технических условий, регламентирующий данный вид деятельности, в сроки, установленные контрактом.
Пунктом 1.5.1 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) предусмотрено, что услуги оказываются по заявке Заказчика, направленной Участнику Санкт-Петербургским государственным казенным учреждением "Технический центр противопожарной службы Санкт-Петербурга" (далее - СПб ГКУ ТЦ ПС) посредством электронной почты или факсимильной связи. Оформление заявки подразделением Государственной противопожарной службы в Санкт-Петербурге (далее - Получатель) не допускается. В случае оказания услуг по заявкам, оформленным в нарушение настоящего пункта, Получателями, оплата услуг по государственному контракту не производится.
Заказчик направил в адрес Участника заявки на оказание услуги по ремонту автотранспортных средств моделей "FORD" от 11.02.2022 N 26-06-97/22-0-0, от 11.02.2022 N 26-06-100/22-0-0, от 24.02.2022 N 01-26-96/22-3-1, от 01.03.2022 N 01-26-311/22-0-2, от 03.03.2022 N 26-06-166/22-0-0, от 15.03.2022 N 01-26-431/22-0-1, от 20.06.2022 N 26-06-419/22-0-0, от 20.06.2022 N 26-06-418/22-0-0.
Однако Участником по направленным заявкам Заказчика Услуги оказаны не были. В этой связи Заказчик направил Участнику претензию от 21.09.2022 N 22-9623/22-0-1.
В соответствии с п. 2.4.5 Контракта Участник обязуется немедленно письменно предупредить Заказчика при обнаружении не зависящих от Участника обстоятельств, которые создают невозможность оказания услуг в срок, предусмотренный контрактом.
Вместе с тем, на момент составления решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, письменных уведомлений от Участника об обнаружении не зависящих от него обстоятельств, которые создают невозможность оказания Услуг в срок, предусмотренный Контрактом в адрес Заказчика не поступало.
На основании вышеизложенного, в соответствии с абзацем третьим п. 7.4 Контракта Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что считает Решение Заказчика незаконным, а включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков ООО "Антол-Авто" нецелесообразным в связи со следующим:
- Пунктом 1.5.1 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) предусмотрено, что услуги оказываются по заявке Заказчика.
- Пунктом 1.5.4 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) предусмотрено предоставление автотранспортного средства к месту оказания услуг непосредственно с момента подачи заявки Заказчика.
- Пунктом 1.6.1 Технического задания (Приложение N 1 к Контракту) предусмотрено, что получатель или его уполномоченный представитель, в установленный срок, представляет автотранспортное средство к месту оказания услуг.
Заказчик направлял заявки на проведение ремонта без предоставления транспортных средств на СТО.
В связи с не предоставлением Заказчиком транспортных средств на СТО, у Участника отсутствовала техническая возможность для оказания Услуг.
Вместе с тем Заказчиком в адрес ООО "Антол-Авто" не направлялись претензии о задержке оказания Услуг, и как следствие о передаче а/м без проведенного ремонта обратно Заказчику. Также отсутствуют письма и претензии касательно отказа в приеме транспортных средств в ремонт, что в совокупности свидетельствует о том, что транспортные средства до СТО не доезжали.
После размещения Заказчиком информации об одностороннем отказе, Участник направил письмо Заказчику, где сообщил о готовности оказать Услуги и просил предоставить транспортные средства на СТО. Заказчик данное письмо проигнорировал. Таким образом, Участник предпринял все возможные меры для исполнения контракта.
За время работы Заказчиком не выставлялись штрафы и пени по Контракту, что подтверждает отсутствие фактов нарушения со стороны Участника.
ООО "Антол-Авто" ведет свою деятельность с 2001 года, является исполнителем по государственным и муниципальным контрактам (заключено свыше 759 контрактов). ООО "Антол-Авто" является исполнителем по государственным контрактам Минобороны и Западного военного командования, в том числе выполняет работы по ремонту техники, задействованной в рамках Специальной Военной операции, в связи с чем, ООО "Антол-Авто" является социально значимой организацией, что подтверждается реестром исполненных контрактов.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Антол-Авто" в реестр недобросовестных поставщиков.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Антол-Авто" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Антол-Авто" (ИНН: 7805198740), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2022 г. N РНП-78-1710/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023