Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБУЗ "ГТБ N2" (далее - Заказчик):
ООО "Торговый дом БФ" (далее - Участник):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33059/22 от 21.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку лекарственных препаратов для нужд СПб ГБУЗ "ГТБ N2" в 2022 году (извещение N 0372200247622000092),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 07.09.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку лекарственных препаратов для нужд СПб ГБУЗ "ГТБ N2" в 2022 году (извещение N 0372200247622000092) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 424 007,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 19.09.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Торговый дом БФ".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Торговый дом БФ" заключен государственный контракт N 0372200247622000092 от 30.09.2022 на сумму 424 007,60 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 12.3 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 07.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Торговый дом БФ".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку лекарственных препаратов для нужд СПб ГБУЗ "ГТБ N2" (далее - Товар) в течение 7 (семи) дней со дня подачи заявки Заказчиком (п. 5.1 Контракта).
Заявка на поставку всего объема Товара была направлена по электронной почте в адрес Участника 04.10.2022, затем была направлена повторно 02.11.2022. Последний срок поставки по заявке от 04.10.2022 - 11.10.2022.
Товар на сумму 174 625,00 рублей был поставлен Участником с нарушением срока поставки - 09.11.2022. Товар по Контракту на сумму 80 115,80 рублей поставлен не был.
В связи с неоднократным нарушением Участником срока поставки Товара, на основании п.п. 1, 2 ст. 523 ГК РФ, ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, п. 12.3 Контракта Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 07.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "Торговый дом БФ" устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 07.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что во исполнение обязательств по Контракту ООО "Торговый дом БФ" поставило Товар в адрес Заказчика на общую сумму 343 891,80 рублей, то есть, большая часть обязательств по Контракту ООО "Торговый дом БФ" исполнена. Размер неисполненных обязательств составляет 80 115,80 рублей.
После получения заявок от Заказчика на поставку лекарственных препаратов, Участником была установлена дефектура (отсутствие в свободном обращении на территории Российской Федерации) следующих лекарственных препаратов:
- Эналаприл таб. 20 мг N20, ООО "Озон", Российская Федерация;
- Омепразол капс кш/раств 20 мг N30, ООО "Озон Фарм", Российская Федерация;
- Викасол р-р для в/м введ. 10 мг/мл 1 мл амп. N 10, ООО "Велфарм", Российская Федерация;
- Эуфиллин р-р в/в введ. 24 мг/мл амп. 10 мл N10, ФКП "Армавирская биофабрика", Российская Федерация;
- Фуросемид буфус р-р для в/в в/м введ. 10 мг/мл 2 мл N10, ООО "Озон", Российская Федерация;
- Диклофенак-АКОС р-р в/м введ. 25 мг/мл амп. 3 мл N5, ОАО "Синтез", Российская Федерация;
- Аскорбиновая кислота р-р д/ин. 50 мг/мл амп. 2 мл N10, ООО "Озон", Российская Федерация.
В связи с возникшей дефектурой, Участник обратился к Заказчику с предложением о замене Товара на Товар с улучшенными характеристиками, а именно на следующий Товар:
- Эналаприл таб. 20 мг N20, ООО "Изварино Фарма", Российская Федерация;
- Омепразол капс кш/раств 20 мг N30, ООО "Озон", Российская Федерация;
- Викасол р-р для в/м введ. 10 мг/мл 1 мл амп. N 10, ОАО "Дальхимфарм", Российская Федерация;
- Эуфиллин р-р в/в введ. 24 мг/мл амп. 10 мл N10, АО "Новосибхимфарм", Российская Федерация;
- Фуросемид буфус р-р для в/в в/м введ. 10 мг/мл 2 мл N10, АО "ПФК Обновление", Российская Федерация;
- Диклофенак Велфарм р-р для в/м введ. 25 мг/мл 3 мл N5, ООО "Велфарм", Российская Федерация;
- Аскорбиновая кислота р-р д/ин. 50 мг/мл амп. 2 мл N10, ОАО "Дальхимфарм", Российская Федерация.
Одновременно Заказчику были направлены проекты дополнительных соглашений о замене Товара на основании ч. 7 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Кроме того, Участник также обратился к Заказчику с просьбой заключить дополнительное соглашение об изменении цены Контракта в сторону уменьшения в связи с тем, что при подготовке к отгрузке следующих лекарственных препаратов:
- Метопролол таблетки 50 мг N30;
- Парацетамол таблетки 500 мг N20;
- Этамзилат раствор для инъек. 125 мг/мл 2 мл N10, ООО "Озон",
было установлено, что в случае отгрузки (поставки) лекарственных препаратов по цене, предусмотренной Контрактом, сторонами Контракта будет нарушено законодательство в области ценообразования лекарственных препаратов (превышение предельной оптовой надбавки, установленной в субъекте Российской Федерации) по причине того, что поставщик лекарственных препаратов осуществил поставку товаров в адрес ООО "Торговый дом БФ" по ценам ниже, чем было согласовано первоначально при расчете ценового предложения для участия в Аукционе.
От изменений условий Контракта, в том числе снижения цены Контракта, Заказчик отказался.
Участник также направил информацию Заказчику о том, что в гражданском обороте отсутствуют следующие торговые позиции:
- Бензилбензоат мазь д/нар. прим 20%, 25г N1;
- Пентоксифиллин конц. д/приг. р-р д/инф. 20 мг/мл амп 5 мл N10;
- Фенюльс капс. N30.
Несмотря на то, что предварительно поставщики (производители) лекарственных средств подтверждали возможность поставки лекарственных средств, на момент исполнения государственного Контракта, данные товарные позиции отсутствовали на территории Российской Федерации.
В связи с отсутствием Товара в свободном обращении на территории Российской Федерации, учитывая отсутствие вины Участника в отсутствии Товара, Участник обратился к Заказчику с просьбой рассмотреть вопрос о прекращении государственного Контракта по соглашению сторон с выплатой штрафов, неустоек. Однако, от прекращения Контракта по соглашению сторон Заказчик также отказался.
Принимая во внимание положения Постановления N 388 от 04.05.2022 "О возможности изменения существенных условий контрактов в сфере здравоохранения по соглашению сторон", Участник повторно обратился к Заказчику с просьбой рассмотреть вопросы:
1) о замене Товара по причине его дефектуры. Общая стоимость предложенного к замене Товара составляет 28 475,50 рублей;
2) об изменении цены Товара в сторону уменьшения. Общая стоимость Товара, в отношении которого была бы снижена цена, составляет 10 115,00 рублей;
3) о прекращении Контракта после его исполнения в части позиций, отсутствующих на товарном рынке Российской Федерации. Стоимость Товара, в отношении которого предлагалось прекращение Контракта составляет (3 товарные позиции) 41 525,30 рублей.
Вместе с тем Участник в целях исполнения обязательств по Контракту обратился к другим дистрибьюторам (поставщикам лекарственных препаратов) для целей приобретения лекарственных препаратов, однако, на т.н. "вторичном рынке" лекарственные препараты также отсутствовали.
Как следует из дефектурных писем, Товар отсутствует в свободном обращении на территории Российской Федерации из-за санкционных и иных ограничений, введенных недружественными государствами, из-за чего возникли проблемы с доставкой фармацевтической субстанции и готовых лекарственных форм.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Торговый дом БФ" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку ООО "Торговый дом БФ" не уклонялось от исполнения Контракта, о чем свидетельствует поставка всего объема Товара (за исключением товарных позиций, указанных выше, недопоставка которых вызвана причинами, независящими от ООО "Торговый дом БФ", его действий).
Товар, предложенный к замене, и в отношении которого Участником было предложено снижение цены, находится в полном объеме на складе ООО "Торговый дом БФ". Данный Товар мог быть поставлен в адрес Заказчика незамедлительно при наличии согласования Заказчика (подписанного дополнительного соглашения).
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "Торговый дом БФ" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "Торговый дом БФ" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Торговый дом БФ" (ИНН: 4003032047), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 28 декабря 2022 г. N РНП-78-1712/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 09.01.2023