В связи с поступившей от ООО "Фактор Лайт" (вх. N 30928-ЭП/22 от 02.12.2022), информацией, перенаправленной ФАС России, в соответствии с п. 1 ч. 1, пп. "б" п. 1 ч. 3 и п. 2 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), на основании приказа Санкт-Петербургского УФАС России "О проведении внеплановой документарной проверки" Инспекцией Санкт-Петербургского УФАС России по осуществлению внеплановых проверок соблюдения законодательства Российской Федерации в сфере закупок (далее - Инспекция УФАС)
при участии представителей:
СПб ГКУ "Центр комплексного благоустройства" (далее - Заказчик), по доверенности;
ООО "Фактор Лайт" (далее - Заявитель), по доверенности;
проведена внеплановая документарная проверка по соблюдению Заказчиком законодательства о контрактной системе при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по благоустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения "Сквер б/н на Суворовском пр., д.61" (извещение номер N 0372200202322000015).
Адрес проверяемой организации: 192019, Санкт-Петербург, ул. Седова, д. 14;
Место проведения Инспекции УФАС: 199004, Санкт-Петербург, 4-я линия В.О., д. 13.
Внеплановой документарной проверкой установлено:
Извещения о проведении запроса котировок размещены 25.05.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта 15 327 744,32 руб.
Заявитель указывает в обращении на неправомерные действия Заказчика, нарушающие, по мнению Заявителя, требования Закона о контрактной системе по основаниям, изложенным в обращении.
В ходе рассмотрения обращения Заявителя на действия Заказчика 23.12.2022 Инспекцией УФАС в целях полного и всестороннего рассмотрения обращения в заседании Инспекции УФАС объявлен перерыв в соответствии с пунктом 3.32 Административного регламента, заседание продолжилось 27.12.2022.
Информация, изложенная в обращении, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе открытым конкурсом в электронной форме является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 настоящего Федерального закона) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 настоящего Федерального закона, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
В соответствии с ч. 4 ст. 24 Закона о контрактной системе победителем конкурса признается участник закупки, который предложил лучшие условия исполнения контракта и заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке).
В ходе заседания Инспекции УФАС установлено, что основанием для проведения данных закупок является проектная и рабочая документация, разработанная СПб ГБУ "Ленсвет" в 2022 году по государственному контракту от 05.08.2022 N 72-П/22, заключенному с СПб ГКУ "ЦКБ", получившая заключение о согласовании проекта благоустройства элементов благоустройства от 04.08.2022 N 50429357 Комитета по градостроительству и архитектуре.
Служебными записками от 23.09.2022 N N 1110/22, 1111/22 закупки на выполнение работ по благоустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения: "Сквер б/н на Суворовском пр., д.61" (сквер Финансистов на Суворовском пр. у д.61) (освещение 1,2 этап) были включены в план-график закупок, товаров, работ и услуг учреждения в соответствии с распоряжением Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга от 05.09.2022 N 272-р "Об утверждении адресной программы мероприятий регионального проекта "Формирование комфортной городской среды (город федерального значения Санкт-Петербург)", реализуемой Комитетом в 2022 году и на плановый период 2023 и 2024 годов" по целевой статье 105F287990 "Расходы на реализацию мероприятий проекта "Комфортная городская среда" со сроком размещения сентябрь, НМЦК по 1 этапу составила: 2 990 448 ,40 руб., по 2 этапу составила: 2 958 654,73 руб.
Для формирования исходных была подготовлена документация: техническое задание, расчет начальной (максимальной) цены контракта, обоснование начальной (максимальной) цены, график выполнения работ данная информация служебными записками NN 1131/22, 1132/22 от 28.09.2022 была направлена в профильный отдел с целью подготовки проекта государственных контрактов и дальнейшего проведения данных закупок.
29.09.2022 извещение об осуществлении закупки на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по благоустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения: "Сквер б/н на Суворовском пр., д.61" (освещение 2 этап) было направлено в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
30.09.2022 по данному извещению от Комитета по благоустройству Санкт-Петербурга были получены замечания.
30.09.2022 письмом N 01-01-3440/22-0-0 была направлена информация об устранении замечаний.
30.09.2022 извещения об осуществлении закупки на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по благоустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения: "Сквер б/н на Суворовском пр., д.61" (освещение 1,2 этап) были повторно направлены в Комитет по благоустройству Санкт-Петербурга.
Данные извещения не были опубликованы из-за несоответствия доведенных лимитов бюджетных ассигнований по целевой статье: 105F287990 "Расходы на реализацию мероприятий проекта "Комфортная городская среда".
Постановление Правительства Санкт-Петербурга "О внесении изменений в постановления Правительства Санкт-Петербурга от 29.06.2010 N 836, 29.06.2020 N 472" наделяющее Комитет по благоустройству полномочиями в части, касающейся содержания и ремонта устройств наружного освещения, подключенных к единой системе наружного освещения было подписано губернатором Санкт-Петербурга 31.10.2022 N 1018 (далее - Постановление), направлено в СПб ГКУ "ЦКБ" посредством системы электронного документооборота 01.11.2022.
После подписания Постановления, перераспределения лимитов бюджетных ассигнований, 07.11.2022 извещения об осуществлении закупки на право заключения государственного контракта Санкт-Петербурга на выполнение работ по благоустройству объекта зеленых насаждений, расположенного на территории зеленых насаждений общего пользования городского значения: "Сквер б/н на Суворовском пр., д.61" (освещение 1,2 этап) были опубликованы на сайте Единой информационной системы в сфере закупок.
По результатам проведения процедур закупок 21.11.2022 были заключены государственные контракты NN 72/22,73/22 с ООО "Фактор Лайт".
Из пояснений представителя Заказчика, Инспекция УФАС приходи к выводу, что работы по устройству наружного освещения в рамках выполнения работ ООО "Принцип Ново" по государственному контракту, заключенному СПб ГКУ "ЦКБ" с ООО "Принцип Ново" 27.06.2022 N34/22, на которые ссылается в своих письмах ООО "Фактор Лайт", не принимались и не оплачивались.
Фактически установленное на объекте новое световое оборудование (включая светильники, опоры и элементы архитектурной подсветки) не находится в оперативном управлении СПБ ГКУ "ЦКБ", не включено в Реестр собственности Санкт-Петербурга. Приобретение и установка установленного оборудования не предусмотрено какими-либо заключенными контрактами, заказчиками по которым являются исполнительные органы власти СПб и их подведомственные учреждения. Техническая документация на установленное оборудование у СПб ГКУ "ЦКБ" отсутствует.
Однако вывод о соответствии установленного оборудования требованиям проекта и действующим нормативам можно сделать только в процессе выполнения работ по контракту.
В ходе заседания Инспекции УФАС, Заказчиком были даны письменные пояснения, из которых следует, что:
"После заключения контракта с ООО "Фактор Лайт" состоялась рабочая встреча с генеральным директором Федюковичем А.В. для обсуждения выполнения работ по контрактам. Спустя неделю в ходе телефонного разговора Федюкович заявил требование оплатить ему полную сумму по контрактам, а также потребовал содействовать заключению мирового соглашения с СПб ГКУ "Управлением заказчика по строительству и капитальному ремонту объектов инженерно-энергетического комплекса" на условиях ООО "Фактор Лайт" (арбитражное дело N 56-72661/20, предмет судебного спора - качество выполненных ООО "Фактор Лайт" работ по строительству электрических сетей и устройств наружного освещения на улице Веденеева от Тихорецкого пр. до Светлановского пр., освещение так и не было не введено в эксплуатацию). При этом, намерений фактически выполнять работы Федюкович А.В. не выразил.
В случае отказа от его условий он сообщил о намерении обратиться в ФАС и правоохранительные органы с целью создания негативных последствий для СПб ГКУ "ЦКБ".
На данное предложение ему было отказано, т.к. выполнение его требований не законно.
Отказ от выполнения работ по контракту является не обоснованным, т.к. в соответствии с пунктами 5.2.6. заключенных контрактов ООО "Фактор Лайт" до начала производства работ в течение 3 (трех) рабочих дней после заключения Контракта обязано разработать проект производства работ на основании Технической документации, в соответствии с действующими нормативными документами и представить его Заказчику на утверждение. Требования со стороны подрядчика по состоянию на 29.11.2022 не выполнены.
Указанный в обращении довод об отсутствии в составе документации о проведении запроса котировок в электронной форме Тома 2 проектной документации не соответствует действительности. Данный том в составе документации присутствует (вкладка "Описание объекта закупки" в формате PDF).
Для расчета начальной (максимальной) цены контракта применен иной метод, для использования которого раздел "Сметная документация" не требуется, т.к. согласно ч. 9 и ч. 9.1 ст. 22 Закона 44-ФЗ проектно-сметный метод, предусматривающий наличии сметной документации, применяется на строительство, реконструкцию, капитальный ремонт объекта капитального строительства на основании проектной документации в соответствии с методиками и нормативами (государственными элементными сметными нормами) строительных работ и специальных строительных работ, утвержденными в соответствии с компетенцией федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а также на текущий ремонт зданий, строений, сооружений, помещений. Объект закупки не относится к случаям, предусмотренным действующим законодательством. Таким образом, наличие тома "Сметная документация" не является обязательным.
Условиями государственного контракта от 21.11.2022 N 72/22 предусмотрены в том числе демонтажные работы существующей сети освещения (приложение N 3 к Контракту).
ООО "Фактор Лайт", на основании разработанного проект производства работ, имело возможность определить порядок производства работ (включая использование нового установленного оборудования при условии его приобретения в порядке, предусмотренном действующим законодательством либо использовании иного оборудования, при условии соответствия требованиям проектной документации и требованиям Заказчика по государственному контракту).
Таким образом, условия заключенных ООО "Фактор Лайт" государственных контрактов позволяют разработать проект производства работ с учетом всех необходимых работ по исполнению государственных контрактов, а также фактически выполнить работы в объеме, необходимом для принятия результатов работ СПб ГКУ "ЦКБ" и включения имущества в реестр собственности Санкт-Петербурга.
09.12.2022 ООО "Фактор Лайт" направило письменное уведомление о расторжении контрактов в одностороннем порядке, а 15.12.2022 требование об уплате подрядчику упущенной выгоды в размере 1 442 633,32 рублей. Данное требование не законно, т.к. в соответствии с п. 23 ст. 95 Федерального закона N 44-ФЗ в случае одностороннего отказа подрядчик вправе требовать компенсации только прямых затрат, которые согласно письму ООО "Фактор Лайт", составили 4,0 тыс. рублей (расходы на регистрацию контрактов).
Учитывая то, что световое оборудование, кабель, трубы, опоры наружного освещения, светильники, скамейки и прочее, не переданы в казну города Санкт-Петербурга, ущерб бюджету Санкт-Петербурга не нанесен.".
При установленных обстоятельствах Инспекция УФАС приходит к выводу, что в оспариваемой части единые требования к участникам закупки соответствуют положениям законодательства о контрактной системе, следовательно, доводы обращения не находят своего подтверждения и являются необоснованными.
Инспекция УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать в действиях Заказчика и конкурсной комиссии Заказчика отсутствие нарушений.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 27 декабря 2022 г. N 11-289/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023