Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГБПОУ "Санкт-Петербургский архитектурно-строительный колледж" (далее - Заказчик):
ИП Солуданова Дмитрия Юрьевича (далее - Участник, Поставщик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33168-ЭП/22 от 22.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на поставку картриджей, тонер-картриджей, расходных материалов для оргтехники (извещение N 0372100043622000063),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 01.11.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на поставку картриджей, тонер-картриджей, расходных материалов для оргтехники (извещение N 0372100043622000063) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 674 391,60 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 10.11.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признан ИП Солуданов Д.Ю.
По результатам закупки Заказчиком с ИП Солудановым Д.Ю. заключен государственный контракт N АЭФ-69/22 от 22.11.2022 на сумму 674 384,17 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом (ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе).
Пунктом 11.4 Контракта предусмотрено право Заказчика расторгнуть Контракт в одностороннем порядке в следующих случаях:
11.4.1. если в ходе исполнения контракта установлено, что Поставщик (и (или) поставляемый товар перестали соответствовать установленным извещением об осуществлении закупки требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому Товару.
11.4.2. если в ходе исполнения контракта установлено, что при определении Поставщика Поставщик представил недостоверную информацию о своем соответствии и (или) соответствии поставляемого Товара требованиям к участникам закупки (за исключением требования, предусмотренного ч. 1.1 (при наличии такого требования) ст. 31 Закона о контрактной системе) и (или) поставляемому Товару, что позволило ему стать победителем определения Поставщика.
11.4.3. При выявлении существенного нарушения требований к качеству Товара (обнаружения неустранимых недостатков, недостатков, которые не могут быть устранены без несоразмерных расходов или затрат времени, или выявляются неоднократно, либо проявляются вновь после их устранения, и других подобных недостатков).
11.4.4. При неоднократном и/или существенным нарушении сроков поставки Товара.
11.4.5. В случае отказа Поставщика передать Заказчику Товар (ст. 463 Гражданского кодекса Российской Федерации).
11.4.6. В случае неисполнения Поставщиком обязанности по передаче заказчику относящихся к Товару принадлежностей или документов, которые он должен передать в соответствии с законом, иными правовыми актами или Контрактом, при этом односторонний отказ от исполнения Контракта допускается в случае невыполнения Поставщиком в разумный срок, назначенный Заказчиком, требования Заказчика о передаче указанных принадлежностей и документов (ст. 464 Гражданского кодекса Российской Федерации).
11.4.7. В случае поставки некомплектного Товара, при этом односторонний отказ от исполнения Контракта допускается в случае невыполнения Поставщиком в разумный срок требования Заказчика о доукомплектовании Товара (ст. 480 Гражданского кодекса Российской Федерации).
11.4.8. В случае, если Поставщик отказывается устранить недостатки, указанные Заказчиком в мотивированном отказе от подписания документа о приемке.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила, что 09.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ИП Солудановым Д.Ю.
На заседании Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался осуществить поставку картриджей, тонер-картриджей, расходных материалов для оргтехники (далее - Товар) в течение 15 (пятнадцати) календарных дней с даты заключения Контракта, но не позднее 10.12.2022 (п. 3.1 Контракта).
Данный срок истек 07.12.2022.
В соответствии с п. 3.3. Контракта Поставщик обязан в письменном виде известить Заказчика о готовности Товара к отгрузке не позднее, чем за 2 (два) рабочих дня до поставки Товара.
Однако по состоянию на 08.12.2022 такое уведомление Заказчиком получено не было, Товар Заказчику поставлен не в полном объеме, документ о приемке в соответствии с п. 5.7. Контракта Участником не сформирован.
Таким образом, просрочка поставки Товара составила 2 (два) календарных дня. Данный срок являлся существенным для Заказчика.
В соответствии с п. 11.4. и пп. 11.4.4. Контракта решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта принимается Заказчиком при неоднократном и/или существенном нарушением сроков поставки Товара.
Учитывая вышеизложенное, Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
09.12.2022 Заказчик сформировал и разместил подписанное им решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта на Официальном сайте Единой информационной системы.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ИП Солудановым Д.Ю. устранены не были.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 22.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Представитель Участника на заседании Комиссии УФАС пояснил, что не согласен с Решением Заказчика, полагает, что у Заказчика отсутствовали юридические основания для принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта. Исполнение Контракта не в полном объеме произошло вследствие непредотвратимых обстоятельств, избежать наступление которых ИП Солуданов Д.Ю. объективно не мог, а именно:
В Спецификации к Контракту указана конкретная модель и товарный знак поставляемого Товара, а именно: Garuda (GD). При этом изменение наименования поставляемого Товара, в том числе товарного знака (предмет Контракта) в ходе исполнения Контракта в соответствии со ст. 95 Закон о контрактной системе запрещено, кроме прямо указанных случаев, документация и Контракт данные изменения не предусматривают.
Таким образом, Участник мог осуществить поставку Товара только с тем товарным знаком, который был указан в его заявке и в спецификации к Контракту. Предложить Заказчику поставить Товар с иным товарным знаком Участник объективно не мог.
Однако комплектующие для производства на территории Российской Федерации картриджей под торговой маркой "Garuda", с целью снижения себестоимости продукции и возможности участия в конкурентных закупках, ввозятся из Китая, и готовая продукция реализуется на территории России ИП Солудановым Д.Ю. как правообладателем товарного знака "Garuda", в связи с чем приобрести Товар с данным товарным знаком у других поставщиков картриджей не представляется возможным.
Однако оперативная доставка из КНР картриджей и запасных частей (комплектующих) для их производства и реализации на территории России по государственным контрактам крайне затруднена или невозможна в виду длительных по времени задержек в доставке грузов автомобильным и морским транспортом.
На сухопутных пограничных пунктах пропуска образовались многокилометровые очереди из грузовых транспортных средств, причиной которых стали введенные китайскими властями в одностороннем порядке жесткие ограничения (карантин) на перемещение транспорта и грузов для борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции, в виду резкого увеличения количества случаев заболевания на территории КНР.
Низкая пропускная способность пограничных пунктов, установленная в одностороннем порядке китайскими властями схема забора грузов из КНР, а также частое закрытие на карантин из-за COVID-19 отдельных районов Китая, включая приграничные с Россией территории (в частности, граничащей с Россией Манчжурии), и, как следствие, введение полного длительного запрета на перемещение по территории КНР транспорта, грузов и людей, в том числе из Российской Федерации, привели к тому, что срок доставки грузов с территории Китая увеличился с трех недель до нескольких месяцев. При этом правом первоочередного проезда пользуются только автомашины со скоропортящимся грузом (овощи, фрукты), что еще больше увеличивает длительность ожидания транспортных средств с иными грузами.
Из-за длительных по времени задержек в доставке грузов сухопутным путем через российско-китайскую границу значительная часть грузовых потоков была направлена через морской порт Владивостока, что привело к его перегруженности и увеличению времени ожидания с 6-9 дней до двух и более месяцев.
Оперативная доставка грузов по Черному морю через порт Новороссийск также невозможна в виду проведения Россией специальной военной операции на Украине, что привело к резкому обострению военно-политической обстановки в Черноморском регионе, введению против российских государственных учреждений и компаний, юридических и физических лиц ограничительных и запретительных мер (санкций) и, как следствие, к фактическому прекращению деятельности (часто без официального объявления и объяснений) в данном регионе крупнейших международных морских логистических компаний (в частности, датской Maersk, швейцарской MSC, французской CMA CGM, немецкой Hapag-Lloyd, сингапурской Ocean Network Express, израильской ZIM). Данные логистические компании фактически не осуществляют доставку грузов по Черному морю из-за отсутствий гарантий безопасности и необходимости соблюдения введенных против России экономических санкций.
Вышеуказанные обстоятельства оказывают крайне негативное воздействие на сроки доставки товара через Черное море. Так, транзитное время доставки товара в контейнере по Черному морю увеличилось с 35 дней, на что Участник был первоначально ориентирован, до 90 и более дней.
Мелкие же логистические компании, готовые осуществлять доставку грузов по Черному морю, не обладают теми ресурсами, которыми владеют вышеуказанные крупные перевозчики, и не могут обеспечить качественное и оперативное исполнения своих обязательств по доставки грузов морским путем.
Вышеуказанные обстоятельства препятствуют своевременной поставке заказчикам предназначенных по государственным контрактам товаров.
По словам представителя Участника, ИП Солуданов Д.Ю. предпринимал все возможные усилия и меры для скорейшего получения Товара и его поставки Заказчику по настоящему Контракту. В частности, ИП Солудановым Д.Ю. было направлено письмо в адрес Министерства по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края с просьбой оказать содействие в оперативном прохождении через российско-китайскую границу через ТП МАПП Забайкальск ввозимых из Китая расходных материалов для печатающей техники (картриджей и комплектующих, запасных частей), предназначенной в том числе и для Заказчика по настоящему Контракту. Также ИП Солуданов Д.Ю. постоянно находился на связи с представителями Министерства по социальному, экономическому, инфраструктурному, пространственному планированию и развитию Забайкальского края посредством мессенджера "WhatsApp", регулярно уточняя судьбу предназначенного по контрактам товара. Однако при сложившихся обстоятельствах ИП Солуданов Д.Ю. объективно не мог осуществить поставку предусмотренного Контрактом Товара в полном объеме.
Так, по мнению представителя Участника, ИП Солуданов Д.Ю. не отказывался от исполнения Контракта, не отказывался от передачи Заказчику товара, что подтверждается:
- фактом передачи Заказчику 07.12.2022 и его приемкой и оплатой части Товара на сумму 261 615,40 рублей в количестве 413 ед. по УПД N 2777 от 09.12.2022, что составляет 40% от цены Контракта и 76% по количеству;
- неоднократными звонками Заказчику и направленным в его адрес письмом под исх. N 565 от 19.12.2022, в котором ИП Солуданов Д.Ю. заверял Заказчика в намерении исполнить Контракт в полном объеме и поставить Товар в максимально короткие сроки, с изложением причин задержки.
ИП Солуданов Д.Ю. предпринимал попытку осуществить поставку еще одной части Товара на сумму 15 778,55 рублей до 20.12.2022, однако не смог это осуществить по причине ненадлежащего исполнения обязанностей со стороны транспортной компании "Деловые линии".
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ИП Солуданова Д.Ю. в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку считает, что поведение и действия ИП Солуданова Д.Ю. свидетельствуют о намерении и желании исполнить Контракт и поставить Заказчику требуемый Товар в полном объеме.
Вместе с тем Участник на заседание Комиссии УФАС не представил документов, подтверждающих закупку Товара, соответствующего условиям Контракта, а также закупку комплектующих для производства требуемого к поставке Товара.
Представленные Заказчиком на заседание Комиссии УФАС документы свидетельствуют о том, что Участник не исполнил принятые на себя обязательства по Контракту в полном объеме и не устранил нарушения условий Контракта в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления о принятом Заказчиком Решении.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что сведения в отношении Участника подлежат включению в Реестр недобросовестных поставщиков.
Следует также отметить, что при рассмотрении вопроса о включении в реестр сведений о недобросовестных поставщиках Комиссия УФАС России не разрешает гражданско-правовой спор между участниками сделки, а оценивает поведение исполнителя на предмет его добросовестности и направленности действий на фактическое исполнение контракта.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
1. Сведения, представленные Заказчиком в отношении ИП Солуданова Дмитрия Юрьевича, ИНН: 890502539677, включить в Реестр сроком на 2 (два) года.
2. Датой включения сведений в отношении ИП Солуданова Дмитрия Юрьевича в Реестр считать дату размещения указанных сведений в единой информационной системе в сфере закупок.
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I + II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочка в днях по |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочка в днях по III разделу |
|||
22.12.22 |
26.12.22 |
22.12.22 |
0 |
22.12.22 |
29.12.22 |
29.12.22 |
0 |
10.01.23 |
10.01.23 |
0 |
0 |
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 29 декабря 2022 г. N РНП-78-1725/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023