Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей ГБОУ лицей N 393 Кировского района Санкт-Петербурга (далее - Заказчик):; ООО "Флагман" (далее - Заявитель):,
рассмотрев посредством системы видеоконференцсвязи жалобу Заявителя (вх. N 33511-ЭП/22 от 26.12.2022) на действия комиссии Заказчика при определении (подрядчика, исполнителя) путем проведения открытого конкурса в электронной форме на закупку мебели для сидения для нужд ГБОУ лицея N 393 Кировского района Санкт-Петербурга (извещение N 0372200076322000009) (далее - аукцион), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении аукциона размещено 08.12.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0372200076322000009.
Начальная (максимальная) цена контракта - 2 895 594, 00 рублей.
В жалобе Заявитель указал на неправомерные действия комиссии Заказчика, выразившиеся, по мнению Заявителя, в неправомерном признании его заявки несоответствующей требованиям извещения об осуществлении закупки по результатам рассмотрения.
Представитель Заказчика в ходе заседания Комиссии УФАС просил признать жалобу необоснованной.
Информация, изложенная в жалобе, имеющиеся документы подтверждают следующие обстоятельства.
1. Частью 2 ст. 8 Закона о контрактной системе запрещается совершение заказчиками, специализированными организациями, их должностными лицами, комиссиями по осуществлению закупок, членами таких комиссий, участниками закупок, операторами электронных площадок, операторами специализированных электронных площадок любых действий, которые противоречат требованиям настоящего Федерального закона, в том числе приводят к ограничению конкуренции, в частности к необоснованному ограничению числа участников закупок.
По смыслу ч.ч. 1, 2 и 5 ст. 24 Закона о контрактной системе электронный аукционе является конкурентным способом определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей), победителем которого признается участник закупки, заявка на участие в закупке которого соответствует требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), и который предложил по результатам проведения процедуры подачи предложений о цене контракта или о сумме цен единиц товара, работы, услуги (в случае, предусмотренном ч. 24 ст. 22 Закона о контрактной системе) наиболее низкую цену контракта, наименьшую сумму цен таких единиц либо в случае, предусмотренном п. 9 ч. 3 ст. 49 Закона о контрактной системе, - наиболее высокий размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта.
Электронный аукцион начинается с размещения в единой информационной системе извещения об осуществлении закупки (ч. 1 ст. 49 Закона о контрактной системе).
Согласно пп. "а" п. 1 ч. 5 ст. 49 Закона о контрактной системе не позднее двух рабочих дней со дня, следующего за датой окончания срока подачи заявок на участие в закупке, но не позднее даты подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), установленной в извещении об осуществлении закупки, члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с п. 4 ч. 4 настоящей статьи, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным п.п. 1 - 8 ч. 12 ст. 48 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
Описание объекта закупки установлено в электронном документе "Описание объекта закупки.docx" к извещению об осуществлении закупки.
Требования к товарам установлены Заказчиком в Приложении N 1 к извещению об осуществлении закупки. В соответствии с вышеуказанным Приложением Заказчиком установлены, в том числе, следующие требования в отношении товарной позиции N 3 "Водяной канальный нагреватель": Потребляемая мощность: до 155 Вт.
Согласно п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы: требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Действующим законодательством о контрактной системе не установлено четких критериев и требований к инструкции по заполнению заявки на участие в аукционе.
Указывая минимальные, максимальные значения показателей товаров, а также значения показателей товаров, которые не могут изменяться, заказчик тем самым определяет требования к содержанию заявки. При этом заказчик должен учитывать запрет, установленный п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе на установление требований к содержанию заявок, ограничивающих круг участников, а также необходимость разработки инструкции, позволяющей заполнить заявки в соответствии с потребностями заказчика.
В целях обеспечения возможности участникам закупки надлежащим образом заполнить заявку и указать требуемые показатели заказчик устанавливает в извещении о закупке инструкцию по заполнению заявок, в которой целесообразно:
1) указать на раздел и (или) пункт извещения о закупке, в котором содержатся показатели, предусмотренные ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе, в отношении которых участники закупки делают предложение в своих заявках;
2) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены максимальные и (или) минимальные значения, а также порядок их указания участниками закупки в своих заявках (в виде одного значения показателя или диапазона значений показателя);
3) определить, в отношении каких именно показателей заказчиком установлены значения, которые не могут изменяться, и соответственно подлежат указанию участниками закупки в своих заявках без каких-либо изменений;
4) сопоставить требования технических регламентов, стандартов и иных документов, предусмотренных законодательством Российской Федерации о техническом регулировании (далее - Стандарты), с показателями, значения которых подлежат указанию в заявке (в случае установления заказчиком в извещении о закупке требования о соответствии таких показателей значениям, установленным Стандартами).
Соблюдение данных требований и запретов направлено на исключение возможности субъективного восприятия требований заказчика участниками закупки и членами аукционной комиссии.
Инструкцией по заполнению заявки предусмотрен следующий порядок предоставления сведений:
"В случае установления в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" значений показателя вида "А Б" (без установлений требований, указывающих на минимальность или максимальность значения показателя), при этом единица измерения стоит и у значения показателя "А", и у значения показателя "Б", и непосредственно перед значением показателя вида "А
Б", установлен знак ":", участнику следует указать единицу измерения, одно конкретное значение показателя, в рамках установленных значений, не включая крайние значения показателей. В случае установления в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" значений показателя вида "А
Б" (без установлений требований, указывающих на минимальность или максимальность значения показателя), при этом единица измерения стоит только у значения показателя "А" или только у значения показателя "Б", и непосредственно перед значением показателей вида "А
Б", не установлен знак ":", участник должен указать в своей заявке единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, выбранное из двух представленных альтернативных значений показателя, то есть либо значение показателя "А" либо значение показателя "Б". В случае если в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" установлено требование в виде минимального значения, для показателей вида "А
Б", участнику необходимо указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона), при этом необходимо учесть, что требование распространяется только на значение установленное перед знаком "
", в соответствии с требованием инструкции, установленным к минимальным значениям показателей, указанные значения показателей не могут быть равны между собой и не должны сопровождаться требованием в виде минимального значения показателя. В случае установления в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" значений показателя вида "А
Б" (без установлений требований, указывающих на минимальность или максимальность значения показателя), при этом единица измерения стоит и у значения показателя "А", и у значения показателя "Б" и непосредственно перед значением показателей вида "А
Б", не установлен знак ":", участник закупки обязан указать единицу измерения показателя, два конкретных значения показателя, при этом значение показателя "А" предоставляется в заявке в неизменяемом виде, а значение показателя "Б", должно быть более и не равное установленному значению показателя. В случае если в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" установлено требование в виде максимального значения показателя, для показателей вида "А
Б", участнику необходимо указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона), при этом необходимо учесть, что требование распространяется только на значение, установленное после знака "
" в соответствии с требованием инструкции, установленным к максимальным значениям показателей, указанные значения показателей не могут быть равны между собой и не должны сопровождаться требованием в виде максимального значения показателя. В случае установления в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" значений показателя вида "А
Б" (без установлений требований, указывающих на минимальность или максимальность значения показателя), при этом единица измерения стоит только у значения показателя "А" или только у значения показателя "Б", и непосредственно перед значением показателей вида "А
Б", установлен знак ":", участник закупки обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателей (нижнюю и верхнюю границу диапазона), при этом значение показателя "А" должно быть более и не равное установленному значению показателя, а значение показателя "Б" предоставляется в заявке в неизменяемом виде, указанные значения показателей не могут быть равны между собой, исключением являются случаи, когда в рамках одного предложения присутствует словосочетание "должен (-но), (-на), (-ны) быть", в таком случае участник обязан указать значения показателя без изменений, без использования словосочетания "должен (-но), (-на), (-ны) быть
В случае установления в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" одновременно соответствующих требований и к минимальному с использованием слов, словосочетаний, выражений и символов ("не меньше", "не менее", "не тоньше", "не ", "не ниже", "
", "более", "превышает", "более чем", "толще", "больше", "длиннее", "шире", "допустимо", "минимум", "не
", "выше", "минимально", "свыше", "
") и к максимальному значению с использованиям слов, словосочетаний, выражений и символами ("не более", "не более чем", "не свыше", "не больше", "не толще", "не
", "меньше", "меньше чем", "менее", "уже", "короче", "менее чем", "максимум", "тоньше", "предельно", "максимально", "не
", "
") (в любом порядке), а между требованиями установлен знак "
" при этом единица измерения стоит и у минимального значения показателя и у максимального значения показателя при отсутствии перед требованием знака двоеточия, участник закупки обязан указать единицу измерения показателя, одно конкретное значение показателя, удовлетворяющее требованиям инструкции установленным к минимальным и максимальным значениям показателей, значения показателей указываются в заявке без использования вышеперечисленных слов, словосочетаний, выражений и символов. В случае установления в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" одновременно соответствующих требований и к минимальному с использованием слов, словосочетаний, выражений и символами ("не меньше", "не менее", "не тоньше", "не
", "не ниже", "
", "более", "превышает", "более чем", "толще", "больше", "длиннее", "шире", "допустимо", "минимум", "не
", "выше", "минимально", "свыше", "
") и к максимальному значению с использованиям слов, словосочетаний, выражений и символами ("не более", "не более чем", "не свыше", "не больше", "не толще", "не
", "меньше", "меньше чем", "менее", "уже", "короче", "менее чем", "максимум", "тоньше", "предельно", "максимально", "не
", "
") (в любом порядке), а между требованиями установлен знак "
" при этом единица измерения стоит и у минимального значения показателя и у максимального значения показателя при наличии перед требованием знака двоеточия, участник закупки обязан указать единицу измерения показателя, диапазон конкретных значений показателя (нижнюю и верхнюю границу диапазона), удовлетворяющие требованиям инструкции установленным к минимальным и максимальным значениям показателей, значения показателей указываются в заявке без использования вышеперечисленных слов, словосочетаний, выражений и символов. В случае установления в Приложении к извещению "Описание объекта закупки" одновременно соответствующих требований и к минимальному с использованием слов, словосочетаний, выражений и символами ("не меньше", "не менее", "не тоньше", "не
", "не ниже", "
", "более", "превышает", "более чем", "толще", "больше", "длиннее", "шире", "допустимо", "минимум", "не
", "выше", "минимально", "свыше", "
") и к максимальному значению с использованиям слов, словосочетаний, выражений и символами ("не более", "не более чем", "не свыше", "не больше", "не толще", "не
", "меньше", "меньше чем", "менее", "уже", "короче", "менее чем", "максимум", "тоньше", "предельно", "максимально", "не
", "
") (в любом порядке), а между требованиями установлен знак "
" при этом единица измерения стоит только у максимального значения показателя или только у минимального значения показателя вне зависимости от наличия или отсутствия знака двоеточия перед требованием, участник закупки должен указать единицу измерения показателя, два конкретных значения показателя, в соответствии с требованием инструкции установленным к минимальным и максимальным значениям показателей, значения показателей указываются в заявке без использования вышеперечисленных слов, словосочетаний, выражений и символов".
Извещение об осуществлении закупки содержит инструкцию по заполнению заявки, при этом указанная инструкция не содержит исчерпывающий перечень положений относительно порядка предоставления сведений в отношении значений показателей, сопровождающихся теми, или иными словами.
Комиссией УФАС отмечено, что подобные определения могут приводить к неоднозначному толкованию установленных требований к характеристикам товаров, так как использованное в требованиях то или иное слово может рассматриваться субъективно как участником закупки, так и Заказчиком.
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что установленная Заказчиком инструкция по заполнению первой части заявки не только не способствует правильному заполнению заявок, но и затрудняет для участников закупки подачу заявки в соответствии с требованиями документации, что является нарушением п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
Иные доводы жалобы не нашли своего подтверждения в ходе заседания Комиссии УФАС.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. 33, 42, 43, 48, 49, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Флагман" обоснованной в части доводов о установлении ненадлежащей инструкции по заполнению заявки на участие в закупке.
2. Признать в действиях Заказчика нарушения п. 3 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе.
3. Выдать Заказчику, его аукционной комиссии и оператору электронной площадки обязательное для исполнения предписание об устранении выявленных нарушений законодательства о контрактной системе.
4. Передать материалы дела уполномоченному должностному лицу для рассмотрения вопроса о возбуждении дел об административном правонарушении в отношении должностного лица Заказчика.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2022 г. N 44-4651/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023