Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
в отсутствие представителя СПб ГБУ ДО "ДХШ им. И.П. Саутова" (далее - Заказчик, Покупатель): надлежащим образом уведомленного о времени и месте заседания Комиссии УФАС,
при участии представителя ООО "ТЭС" (далее - Участник, Исполнитель, Подрядчик): по доверенности,
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33413-ЭП/22 от 26.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ
по разработке проектно-сметной документации капитального ремонта здания, в том числе, проектной (рабочей) документации на оснащение КСОБ: автоматической пожарной сигнализацией (АПС), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), охранно-тревожной сигнализацией (ОС, КТС), системой видеонаблюдения (СВН) для размещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа имени И.П. Саутова" по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Васенко, д. 28, лит. А (помещения 1-Н, 2-Н) (извещение N 0372200220821000012),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 10.08.2021 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по разработке проектно-сметной документации капитального ремонта здания, в том числе, проектной (рабочей) документации на оснащение КСОБ: автоматической пожарной сигнализацией (АПС), системой оповещения и управления эвакуацией (СОУЭ), охранно-тревожной сигнализацией (ОС, КТС), системой видеонаблюдения (СВН) для размещения Санкт-Петербургского государственного бюджетного учреждения дополнительного образования "Детская художественная школа имени И.П. Саутова" по адресу: Санкт-Петербург, г. Павловск, ул. Васенко, д. 28, лит. А (помещения 1-Н, 2-Н) (извещение N 0372200220821000012) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 4 618 710,00 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов электронного аукциона от 23.08.2021 N 0372200220821000012-3 победителем Аукциона признано ООО "ТЭС".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "ТЭС" заключен государственный контракт N 03722002208210000120001 от 05.09.2021 на сумму 1 482 020,66 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 9.1 Контракта предусмотрено право Заказчика в одностороннем порядке отказаться от исполнения Контракта в соответствии с ч. 2 ст. 407 и ст. 450.1 ГК РФ в случае существенных нарушений "Подрядчиком" условий настоящего Контракта, а именно:
9.1.1. задержки "Подрядчиком" хода работ по его вине, когда срок окончания работ, установленный в Контракте, увеличивается более чем на 5 рабочих дней;
9.1.2 если отступления в выполненной работе от условий Контракта или иные недостатки в ее результате в установленные "Заказчиком" сроки не были устранены "Подрядчиком", либо являются существенными и неустранимыми;
9.1.3. задержки Подрядчиком промежуточных сроков выполнения работ, указанные в задании на проектирование (Приложение N1-1.4) более чем на 5 (пять) рабочих дней.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 08.11.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "ТЭС" в связи с ненадлежащим исполнением обязательств по Контракту.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 10.11.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 23.12.2022.
Нарушения условий Контракта, послужившие основанием для принятия Заказчиком Решения, ООО "ТЭС" устранены не были.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), с которыми контракты расторгнуты по решению суда или в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
На заседании Комиссии УФАС представитель ООО "ТЭС" пояснил следующее.
Для того, чтобы отказаться от договора подряда в связи с ненадлежащим исполнением подрядчиком его обязанностей, заказчик должен провести проверку работ и доказать, что при данном темпе выполнения работы будут нарушены сроки ее выполнения. Задержка в выполнении работ связана с неисполнением Заказчиком своих встречных обязательств.
Закон о контрактной системе регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Исполнителем на протяжении всего срока действия Контракта надлежащим образом и в соответствии с условиями заключенного между сторонами Контракта выполнялись работы.
При выполнении работ Исполнитель действовал разумно и добросовестно, учитывая особенности объекта и требования нормативной документации. Выполненный объем работы соответствует нормативной документации и техническому заданию.
Согласно пункту 1 статьи 328 ГК РФ встречным признается исполнение обязательства одной из сторон, которое в соответствии с договором обусловлено исполнением своих обязательств другой стороной.
В соответствии со ст.762 ГК РФ по договору подряда на выполнение проектных и изыскательных работ заказчик обязан оказывать содействие подрядчику в выполнении проектных и изыскательных работ.
Таким образом, обязанностям Исполнителя качественно и в сроки выполнить работы, предшествует обязанность Заказчика оказать содействие и в получении технических условий.
Участник ходатайствовал о не включении ООО "ТЭС" в реестр недобросовестных поставщиков, поскольку Подрядчиком на протяжении всего срока действия контракта надлежащим образом и в соответствии с условиями заключенного между сторонами Контракта выполнялись работы.
При выполнении работ Подрядчик действовал разумно и добросовестно, учитывая особенности объекта и требования нормативной документации. Выполненный объем работы соответствует нормативной документации и техническому заданию.
Комиссией УФАС было установлено, что ООО "ТЭС" неоднократно являлось исполнителем по государственным контрактам, которые исполняются без нареканий со стороны государственных и муниципальных заказчиков, в реестре недобросовестных поставщиков отсутствуют сведения об ООО "ТЭС", что подтверждает добросовестность Участника в качестве исполнителя государственных и муниципальных контрактов.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что со стороны ООО "ТЭС" предпринимались все необходимые действия для исполнения обязательств по Контракту, а включение ООО "ТЭС" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком, в отношении ООО "ТЭС" (ИНН: 0276118070) в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2022 г. N РНП-78-1738/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023