Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
СПб ГКУЗ ДТС "Дружба" (далее - Заказчик):
ООО "Фактор Лайт" (далее - Участник, Подрядчик):
рассмотрев сведения, представленные Заказчиком (вх. N 33292-ЭП/22 от 23.12.2022) в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков по факту одностороннего отказа от исполнения государственного контракта на выполнение работ по установке видеодомофона в лечебном корпусе санатория в СПб ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Дружба" по адресу: СПб, г. Пушкин, ул. Леонтьевская, дом 35, литер Б (извещение N 0372200008022000036),
УСТАНОВИЛА:
Объём сведений, представленных Заказчиком в отношении Участника для включения в реестр недобросовестных поставщиков, соответствует требованиям ст. 104 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе) и порядку о ведении реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), утверждённого постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 (далее - Порядок о ведении реестра).
Комиссия УФАС в результате осуществления проверки факта одностороннего отказа от исполнения контракта и проведения на основании п. 2 ч. 15 ст. 99 Закона о контрактной системе внеплановой проверки установила следующее.
Заказчиком 26.10.2022 на Официальном сайте единой информационной системы в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет" в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - Официальный сайт) размещено извещение о проведении электронного аукциона на выполнение работ по установке видеодомофона в лечебном корпусе санатория в СПб ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Дружба" по адресу: СПб, г. Пушкин, ул. Леонтьевская, дом 35, литер Б (извещение N 0372200008022000036) (далее - Аукцион).
Начальная (максимальная) цена государственного контракта - 165 043,79 рублей.
В соответствии с Протоколом подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 03.11.2022 NИЭА1 победителем Аукциона признано ООО "Фактор Лайт".
По результатам закупки Заказчиком с ООО "Фактор Лайт" заключен государственный контракт N 78 от 16.11.2022 на сумму 165 043,79 рублей (далее - Контракт).
Согласно ч. 14 ст. 34 Закона о контрактной системе в контракт может быть включено условие о возможности одностороннего отказа от исполнения контракта в соответствии с положениями ч. 8 - 26 ст. 95 Закона о контрактной системе.
В силу ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Пунктом 11.5 Контракта предусмотрено право Заказчика принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Из представленных Заказчиком сведений Комиссия УФАС установила,что 02.12.2022 Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта (далее - Решение), заключенного с ООО "Фактор Лайт".
В ходе заседания Комиссии УФАС представитель Заказчика пояснил, что в соответствии с условиями Контракта и приложениями к нему Участник обязался выполнить работы по установке видеодомофона в лечебном корпусе санатория в СПб ГКУЗ "Детский туберкулезный санаторий "Дружба" (далее - Работы) по адресу: СПб, г. Пушкин, ул. Леонтьевская, дом 35, литер Б (далее - Объект) в срок, с момента подписания сторонами Контракта акта передачи объекта для выполнения работ по 30.11.2022 (п. 5.1 Контракта). Даты выполнения Работ дополнительно согласовываются с Заказчиком.
Также п. 5.1 Контракта установлено, что акт передачи объекта для выполнения работ должен быть подписан в течение 3 (трех) дней с момента заключения Контракта.
Объект в работу Участник не принял, к Работам не приступил.
Заказчик в адрес Участника неоднократно направлял письма о необходимости подписания акта передачи объекта и с требованием начать выполнение Работ (N 529 от 25.11.2022, N 536 от 28.11.2022, N 552 от 01.12.2022).
Дополнительно было отправлено уведомление о проведении общего совещания по вопросам исполнения Контракта с представителями Заказчика и СПб ГБУ "Стройкомплект". Участник на совещание не явился.
В соответствии с п. 3.1.10 Контракта Подрядчик гарантирует обеспечение выполнения работ в установленные Контрактом сроки.
В соответствии с п. 3.1 Контракта Подрядчик обязан:
- принять на себя обязательства выполнить работы, указанные в п. 1.1. Контракта;
- принять от Заказчика объект для выполнения работ, указанный в п. 1.1. Контракта;
- обеспечить поставку необходимых для выполнения работ материалов, изделий и оборудования, их приемку, разгрузку, складирование и хранение;
- гарантировать качество, наличие сертификатов, технических паспортов, удостоверяющих качество материалов и оборудования.
В соответствии с п. 4.1.3. Контракта Заказчик обязан принять от Подрядчика на объекте перед началом работ товары, поставленные для выполнения работ и материалы, используемые при выполнении работ согласно представленным Подрядчиком документов (копии товарно-транспортных накладных и акты приема передачи товара). Обеспечить в течение всего периода выполнения работ технический надзор и контроль в соответствии с Контрактом.
Товары и необходимые документы (копии товарно-транспортных накладных и акты приема передачи товара) по состоянию на 01.12.2022 Заказчику предоставлены не были.
По состоянию на 01.12.2022 Участником обязательства по Контракту исполнены не были. Таким образом, Участником было допущено существенное нарушение условий контракта.
На основании вышеизложенного Заказчик принял решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с ч. 12.1. ст. 95 Закона о контрактной системе в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о контрактной системе, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
На Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок решение об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено Заказчиком 06.12.2022.
В соответствии с ч. 13 ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу, и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения.
На заседании Комиссии УФАС было установлено, что согласно информации, размещенной на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок в разделе "Информация об исполнении (расторжении) контракта", Контракт расторгнут Заказчиком 21.12.2022.
В силу ч. 2 ст. 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
На заседании Комиссии УФАС представитель Участника пояснил, что не согласен с Решением Заказчика в связи со следующим:
После объявления результатов закупки ООО "Фактор Лайт" осуществило закупку полного объема материалов для выполнения Работ: видеопанели, видеодомофона, электромагнитного замка, кабельной продукции и иного оборудования, предусмотренного сметой, что подтверждается УПД N 10029 от 09.11.2022.
Пунктом 4.1.1 Контракта была установлена обязанность Заказчика передать Подрядчику в течение 3 календарных дней с момента заключения контракта объект, указанный в п. 1.1 Контракта, по акту передачи объекта для выполнения работ.
При этом согласно п. 5.1 Контракта предельный срок выполнения Работ был установлен по 30.11.2022, однако даты выполнения Работ, согласно условиям Контракта, должны были дополнительно согласовываться с Заказчиком.
В отсутствии информации о передаче Объекта письмом с исх. 21/11-1 от 21.11.2022 Участник уведомил Заказчика о закупке на Объект материалов и сообщил о готовности к проведению монтажных работ, при этом для определения даты Работ просил связаться с представителем, предоставив контактный номер телефона и приказ о назначении ответственных лиц.
22.11.2022 стороны Контракта совместно осмотрели Объект, акт приема-передачи подписан ООО "Фактор Лайт" не был ввиду отсутствия план-схемы прокладки трассы, ордера ГАТИ. При этом, со слов главного врача представитель технического надзора находился в отпуске, и никто кроме технадзора показать планируемую трассу не мог.
По смыслу ч. 1 ст. 716 ГК РФ подрядчик обязан немедленно предупредить заказчика и до получения от него указаний приостановить работу при обнаружении: непригодности или недоброкачественности предоставленных заказчиком материала, оборудования, технической документации или переданной для переработки (обработки) вещи; возможных неблагоприятных для заказчика последствий выполнения его указаний о способе исполнения работы; иных не зависящих от подрядчика обстоятельств, которые грозят годности или прочности результатов выполняемой работы либо создают невозможность ее завершения в срок.
Руководствуясь указанной нормой права, письмом с исх. 22/11-3 от 22.11.2022 Участник запросил у Заказчика сведения о получении ордера ГАТИ, попросил предоставить план-схему трассы прокладки кабелей в траншеях и по конструкциям, уточнить глубину заделки кабелей в траншее. До получения ответов от Заказчика Работы на Объекте были приостановлены Участником, о чем Заказчик был уведомлен в указанном письме. Ответ на обращение в адрес Участника не поступил.
Письмом с исх. 25/11-1 от 25.11.22 в дополнение к письму от 21.11.2022 Участник сообщил Заказчику, что согласно раздела 4 Правил благоустройства территории Санкт-Петербурга ордер ГАТИ необходим при производстве земляных работ при вскрытии грунта более 0,4 м, а также на производство земляных работ на инженерных коммуникациях. Штраф за работу без ордера ГАТИ составляет от 300 000,00 рублей до 1 млн рублей, что значительно превышает цену Контракта. Кроме того, Участник отметил, что сметная документация не учитывает необходимый объем Работ. Так ТЕР 09-08-001-03 предусматривает установку столба в подготовленное бетонное основание. При этом на участке отсутствовали какие-либо бетонные основания, как следствие требовалось бетонирование основания или определение иных способов закрепления столба в грунт. В целях прокладки кабелей в здание требовалась пробивка отверстий в наружных стенах толщиной 0,5-0,6 м и толщиной до 0,2 м во внутренних стенах здания, с герметизацией проходок, установкой гильз и последующим восстановлением стен. При этом сметой данные работы не учтены. Схемы прокладки так и не были представлены Заказчиком.
Указанным письмом Участник подтвердил, что Работы будут приостановлены до получения Заказчиком ордера ГАТИ, принятия решений о выполнении дополнительных работ, предоставлении схем, уточнения глубины прокладки кабеля в соответствии с ПУЭ.
В первом ответном письме, поступившим в адрес Участника спустя 5 дней с исх. N 529 от 25.11.2022 Заказчик указал, что глубина траншеи составляет до 40 см и ордер ГАТИ не требуется.
Вместе с тем, в письме с исх. 25/11-2 от 25.11.22 Участник указал, что согласно п.п. 4.1, 4.2. Правил производства земляных, ремонтных и отдельных работ, связанных с благоустройством территории Санкт-Петербурга (далее -Правила) ордер ГАТИ требуется на производство земляных работ при вскрытии грунта более 0,4 м, а также при производстве земляных работ при работах на инженерных коммуникациях, к которым согласно п. 1.4.9 Правил относят сети связи и электроснабжения, то есть относящихся к Контракту Работ. При этом, в локальной смете по траншее производится прокладка силовых кабелей. В соответствии с п. 2.3.84. ПУЭ изд. 7 глубина заложения кабельных линий от планировочной отметки должна быть не менее 0,7 м, при этом нарушение ПУЭ может повлечь неблагоприятные последствия. Кроме того, прокладка силовых и слаботочных кабелей в одной трубе не допускается. Однако, сметой предусмотрена прокладка как минимум трех различных кабелей (как силовых, так и слаботочных) в одной гофрированной трубе, что влияет на уровень воздействия внешнего поля и ведет к риску возникновения пожара.
В письме с исх. 536 от 28.11.2022 Заказчик указал, что глубина траншеи 20 см, а все кабели являются слаботочными, что не требуется производство Работ на глубине 0,7 м.
В письме с исх. 28/11-3 от 28.11.2022 Участник указал, что сметой предусмотрена прокладка кабеля ШВВП 2*0,75 и слаботочных кабеля UTPвитая пара в одной гофрированной трубе. При этом 2.1.16 ПУЭ устанавливает запрет на прокладку сетей цепей до 42 В с цепями выше 42 В в одной трубе, рукаве, коробе, пучке, замкнутом канале строительной конструкции или на одном лотке. Прокладка этих цепей допускается лишь в разных отсеках коробов и лотков, имеющих сплошные продольные перегородки с пределом огнестойкости не менее 0,25 ч из несгораемого материала. Отказ в изменении решений о способе выполнения Работ влечет нарушение ПУЭ и может повлечь опасность возгорания кабелей в ходе эксплуатации. Также Участник в своем письме отметил, что вопросы о проведении дополнительных работ, предоставление ордера ГАТИ, предоставлении схемы трассы не решены.
Уже за сроками выполнения Работ 01.12.2022 Заказчик в письме N 552 от 01.12.2022 предложил выполнить Работы путем воздушной прокладки кабеля с обоснованием их стоимости исполнительной сметой в пределах стоимости Контракта.
В письме с исх. 01/12-1 от 01.12.202 Участник обратил внимание Заказчика, что заменять один вид работ на другой вид работы, который не предусмотрен Контрактом, Законом о контрактной системе, не установлено. При этом, предлагаемый Заказчиком способ выполнения Работ по прокладке сети воздушным способом влечет необходимость замены материла: кабельной продукции на провода СИП, установку точек крепления кабеля и полностью меняет состав ранее предусмотренных Работ, при этом расценки на выполнение Работ иным способом сторонами не согласованы и не могут быть использованы произвольно.
В письме от 01.12.2021 Участник также предложил расторгнуть Контракт при таких обстоятельствах по соглашению сторон, разместить новую закупку, со ссылкой на п. 4.1.3 Контракта, устанавливающего обязанность Заказчика принять от подрядчика товары, поставленные для выполнения работ и материалы, используемые при выполнении работ согласно представленным Подрядчиком документов (копии товарно-транспортных накладных и акты приема передачи товара). Участник представил акт КС-2 на фактически закупленное оборудование и предложил принять товар в удобное время 02.12.2022 или 05.12.2022.
Вместо этого, игнорируя предложение Участника принять материал, 05.12.2022 Заказчик отказался от исполнения Контракта в одностороннем порядке по вышеобозначенным основаниям.
Однако, Заказчиком не учтено, что ст. 716 ГК РФ дает право на отказ от договора не заказчику, а подрядчику. Руководствуясь положениями ч. 3 ст. 716 ГК РФ Участник в письме от 05/12-02 от 05.12.2022 отказался от исполнения Контракта.
Поскольку одним из оснований Решения Заказчика явилось непредоставление ему приобретенного для выполнения Работ материала, Участник также предложил принять материал 06.12.2022 в интервале с 11.00 до 15.00, дополнительно предоставив УПД поставщика, документы о качестве.
Ввиду уклонения Заказчика от приемки материала 06.12.2022 Участником было подано заявление в ОВД по Пушкинскому району КУСП-35826 (исх. 06/12-2 от 06.12.2022).
В письме с исх. 569 от 07.12.2022 Заказчик попросил предоставить разъяснения будут ли выполнены Работы в отсутствии ордера ГАТИ и в соответствии со сметой.
В письме с исх. 08/12-1 от 08.12.2022 Участник в свою очередь обратил внимание Заказчика на его непоследовательность позиции и оставшуюся неопределенность в предмете Контракта, а также отсутствие решения ранее обозначенных вопросов, при этом отметил, что требование о выполнении Работ без ордера ГАТИ ведет к убыткам Участника. В свою очередь Участник отметил, что готов исполнить обязательства при устранении обстоятельств, являющихся препятствием для выполнения Работ и причиной их приостановки.
Решение Заказчика вступило в законную в силу.
На основании вышеизложенного представитель Участника ходатайствовал о невключении ООО "Фактор Лайт" в реестр недобросовестных поставщиков.
ООО "Фактор Лайт" зарегистрировано в 2012 году, основными видами деятельности компании является 41.20 строительство зданий и сооружений, 43.21 производство электромонтажных работ.
ООО "Фактор Лайт" с 2018 года является членом СРО Ассоциация "Саморегулируемая организация "Объединенные производители строительных работ" (номер в реестре членов 1382).
Только за последние 3 года по аналогичному предмету Контракта - выполнение электромонтажных работ, а также работ на линейных объектах ООО "Фактор Лайт" исполнило государственных, муниципальных контрактов и контрактов, заключенных в рамках 223-ФЗ на сумму 51 711 436,80 рублей. Кроме того, исполнено более 33 контрактов в рамках Закона о контрактной системе и 223-ФЗ на выполнение общестроительных работ на сумму не менее 95 млн, что подтверждается данными, размещенными на Официальном сайте. Все контракты исполнены без применения к ООО "Фактор Лайт" штрафных санкций. Ни один из контрактов за все указанное время не был расторгнут по инициативе Заказчика.
Реестр недобросовестных поставщиков служит инструментом, обеспечивающим реализацию целей регулирования соответствующих отношений по добросовестной конкуренции и предотвращению злоупотреблений в сфере размещения заказов, и соответственно является механизмом защиты государственных и муниципальных заказчиков от недобросовестных действий поставщиков (исполнителей, подрядчиков).
С другой стороны, включение хозяйствующего субъекта в реестр недобросовестных поставщиков представляет собой один из видов юридической ответственности, поскольку такое включение является санкцией за недобросовестное поведение поставщика в регулируемой сфере правоотношений и влечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах.
Таким образом, основанием для включения в реестр недобросовестных поставщиков является только такое уклонение лица от заключения контракта или от исполнения условий контракта, которое предполагает его недобросовестное поведение, совершение им умышленных действий (бездействия) в противоречие требованиям Закона о контрактной системе, в том числе приведшее к невозможности заключения контракта с этим лицом как признанного победителем конкурса и нарушающее права заказчика относительно условий (выявленных им как лучшие) и срока исполнения контракта, которые связаны, прежде всего, с эффективным использованием бюджетных средств и в предусмотренном бюджетным законодательством порядке.
При этом, по смыслу ст. 55 (часть 3) Конституции Российской Федерации введение ответственности за правонарушение и установление конкретной санкции, ограничивающей конституционное право, исходя из общих принципов права, должно отвечать требованиям справедливости, быть соразмерным конституционно закрепляемым целям и охраняемым законным интересам, а также характеру совершенного деяния.
Всесторонне исследовав все обстоятельства дела и представленные документы, заслушав представителей Заказчика и Участника, Комиссия УФАС пришла к выводу о том, что включение ООО "Фактор Лайт" в реестр недобросовестных поставщиков повлечет за собой негативные последствия в виде лишения возможности хозяйствующего субъекта в течение двух лет участвовать в государственных (муниципальных) торгах и является санкцией, несоразмерной характеру совершенного Участником деяния.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 95, 99, 104 Закона о контрактной системе и постановлением Правительства Российской Федерации от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)",
РЕШИЛА:
Сведения, представленные Заказчиком в отношении ООО "Фактор Лайт" (ИНН: 7806475838), в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Заместитель председателя Комиссии
Члены Комиссии
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 30 декабря 2022 г. N РНП-78-1733/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 11.01.2023