Комиссия Санкт-Петербургского УФАС России по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия УФАС) в составе:
при участии представителей:
МА МО п. Металлострой (далее - Заказчик):
ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия" (далее - Заявитель):
рассмотрев жалобу Заявителя (вх. N 33676-ЭП/22 от 27.12.2022) на действия Заказчика при определении поставщика путем проведения открытого конкурса в электронной форме на выполнение работ по содержанию дорог, расположенных в пределах границ внутригородского муниципального образования города федерального значения Санкт-Петербурга п.Металлострой, в 2023 году (далее - конкурс), а также в результате проведения внеплановой проверки на основании п. 1 ч. 15 ст. 99 Федерального закона от 05.04.2013
N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Административного регламента Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденного приказом ФАС России от 19.11.2014 N 727/14 (далее - Административный регламент),
УСТАНОВИЛА:
Извещение о проведении конкурса размещено 25.11.2022 на Официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок www.zakupki.gov.ru, номер извещения 0172300010322000014. Начальная (максимальная) цена контракта - 12 607 019, 05 рублей.
В жалобе ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия" обжалует действия Заказчика, выразившиеся в неправомерном признании Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Заказчик считает жалобу необоснованной по основаниям, изложенным в мотивированных письменных возражениях на жалобу.
Информация, изложенная в жалобе, письменные пояснения Заказчика, а также информация, содержащаяся в ЕИС, подтверждают следующие обстоятельства.
Согласно ч. 1 ст. 51 Закона о контрактной системе, по результатам электронной процедуры контракт заключается с победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя), а в случаях, предусмотренных настоящим Федеральным законом, с иным участником закупки (далее в настоящей статье - участник закупки, с которым заключается контракт) не ранее чем через десять дней (если настоящим Федеральным законом не установлено иное) с даты размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), протокола, предусмотренного подпунктом "а" пункта 2 части 6 настоящей статьи, после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с требованиями настоящего Федерального закона (если требование обеспечения исполнения контракта установлено в извещении об осуществлении закупки). Участники закупки, заявки которых не отозваны в соответствии с настоящим Федеральным законом, обязаны подписать контракт в порядке, установленном настоящей статьей.
Не позднее пяти рабочих дней, следующих за днем размещения заказчиком в соответствии с частью 2 настоящей статьи проекта контракта, участник закупки, с которым заключается контракт, осуществляет одно из следующих действий:
1) подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, проект контракта и одновременно размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) подписанный проект контракта, а также документ, подтверждающий предоставление обеспечения исполнения контракта в соответствии с настоящим Федеральным законом (за исключением случаев, предусмотренных настоящим Федеральным законом). При этом такой участник закупки:
а) в случаях, предусмотренных статьей 37 настоящего Федерального закона, одновременно представляет заказчику информацию и документы, предусмотренные указанной статьей;
б) вносит на счет, на котором в соответствии с законодательством Российской Федерации учитываются операции со средствами, поступающими заказчику, денежные средства в размере платы, подлежащей внесению за заключение контракта, предложенной таким участником закупки (если по результатам определения поставщика (подрядчика, исполнителя) в соответствии с настоящим Федеральным законом определен размер платы, подлежащей внесению участником закупки за заключение контракта);
2) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке и в единой информационной системе (с использованием электронной площадки, без размещения на официальном сайте) протокол разногласий в одном или нескольких из следующих случаев:
а) наличие разногласий в отношении информации, включенной в проект контракта в соответствии с пунктом 1 части 2 настоящей статьи, с указанием информации, не соответствующей требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, и положениям заявки такого участника закупки;
б) несогласие заключить контракт, содержащий условия, предусмотренные пунктом 2 части 2 настоящей статьи;
3) формирует, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени участника закупки, и размещает на электронной площадке отказ от заключения контракта в случае, предусмотренном пунктом 1 части 17.2 статьи 95 настоящего Федерального закона.
В силу ч. 6 ст. 51 Закона о контрактной системе, в случае, если участником закупки, с которым заключается контракт, не выполнены требования, предусмотренные частью 3 (за исключением случая, предусмотренного пунктом 3 части 3 настоящей статьи, а также случая, если таким участником закупки в срок, установленный частью 3 настоящей статьи, не выполнены требования пункта 3 части 3 настоящей статьи) и частью 5 настоящей статьи:
1) такой участник закупки считается уклонившимся от заключения контракта;
2) заказчик не позднее одного рабочего дня, следующего за днем истечения срока выполнения участником закупки требований, предусмотренных частями 3 и 5 настоящей статьи:
а) формирует с использованием единой информационной системы и подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе и на электронной площадке (с использованием единой информационной системы) протокол об уклонении участника закупки от заключения контракта, содержащий дату подписания такого протокола, идентификационный номер заявки участника закупки, уклонившегося от заключения контракта, указание на требования, не выполненные участником закупки;
б) формирует и направляет в соответствии с порядком, предусмотренным частью 10 статьи 104 настоящего Федерального закона, в день размещения в единой информационной системе протокола, предусмотренного подпунктом "а" настоящего пункта, обращение о включении информации об участнике закупки в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей);
3) оператор электронной площадки не позднее одного часа с момента размещения в соответствии с подпунктом "а" пункта 2 настоящей части протокола об уклонении участника закупки от заключения контракта направляет такому участнику закупки уведомление о таком размещении.
В соответствии с ч. 4 ст. 96 Закона о контрактной системе, контракт заключается после предоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в соответствии с Законом о контрактной системе.
В соответствии с ч. 5 ст. 96 Закона о контрактной системе, в случае непредоставления участником закупки, с которым заключается контракт, обеспечения исполнения контракта в срок, установленный для заключения контракта, такой участник считается уклонившимся от заключения контракта.
Согласно протоколу признания участника уклонившимся от заключения контракта от 26.12.2022 NППУ20_1, ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия" признано уклонившимся от заключения контракта на основании ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе.
Комиссия УФАС констатирует, что согласно протоколу подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя) от 15.12.2022 NИЭОК1, ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия" признано победителем процедуры закупки. Указанный протокол был размещен в ЕИС 15.12.2022 17:44.
Комиссия УФАС также отмечает, что в пределах установленного Законом о контрактной системе срока Заказчиком был размещен проект контракта для подписания его победителем конкурса.
В соответствии с ч. 3 ст. 96 Закона о контрактной системе, исполнение контракта может обеспечиваться предоставлением независимой гарантии, соответствующей требованиям статьи 45 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 8.2 ст. 45 Закона о контрактной системе, дополнительные требования к независимой гарантии, используемой для целей настоящего Федерального закона устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 8 ноября 2013 г. N 1005 "О независимых гарантиях, используемых для целей федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" утверждена типовая форма независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта.
В соответствии с пунктом 22.1 Общей части к извещению о проведении закупки, независимая гарантия, предоставляемая участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, должна быть выдана по форме, утвержденной Постановлением Правительства Российской Федерации от 08 ноября 2013 года N 1005 (в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 09 августа 2022 г. N 1397 "О независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения заявки на участие в конкурентной закупке товаров, работ, услуг в электронной форме с участием субъектов малого и среднего предпринимательства, и независимых гарантиях, предоставляемых в качестве обеспечения исполнения договора, заключаемого по результатам такой закупки, а также о внесении изменений в некоторые акты правительства Российской Федерации").
Указанная форма независимой гарантии, для ознакомления, приведена в Приложении 2 к общей части к извещению, в которой так же содержится порядок подготовки независимой гарантии, с применением утвержденной Постановлением правительства формы независимой гарантии.
Согласно утвержденной Постановлением Правительства форме независимой гарантии, в пункте 16 такой гарантии указываются дополнительные условия.
Извещением о проведении закупки, в частности, в требованиях к независимой гарантии, подготовка которой осуществляется с применением утвержденной Постановлением Правительства формы независимой гарантии указано, что "Данный пункт должен содержать требования к независимой гарантии, предоставляемой в качестве обеспечения исполнения контракта, предусмотренные в документах о закупке и которые отсутствуют в настоящей форме".
Так, пунктом 22.1 извещения о закупке предусмотрено:
- "Независимая гарантия должна содержать условие, согласно которому требование об осуществлении уплаты денежной суммы по независимой гарантии бенефициара и направляемые вместе с ним документы и(или) их копии на бумажном носителе, сданное в организацию почтовой связи до двадцати четырех часов последнего дня срока действия такой независимой гарантии, считается представленным гаранту до окончания срока ее действия и подлежит рассмотрению гарантом".
- "Условия независимой гарантии не должны прямо или косвенно уменьшать сумму независимой гарантии, подлежащую выплате в случае неисполнения или ненадлежащего исполнения принципалом обязательств, надлежащее исполнение которых обеспечивается независимой гарантией".
- "Независимая гарантия должна содержать указание на то, что ответственность гаранта перед бенефициаром в виде выплаты неустойки в размере 0,1 (ноль целых одна десятая) процента денежной суммы, подлежащей уплате, за каждый день просрочки исполнения гарантом своих обязательств по независимой гарантии, не входит в сумму независимой гарантии и не ограничена суммой независимой гарантии".
В свою очередь, анализ банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта, свидетельствует об отсутствии указанных условий в ее составе, что не соответствует требованиям извещения.
В соответствии с ч. 6 ст. 45 Закона о контрактной системе, основанием для отказа в принятии независимой гарантии заказчиком является:
1) отсутствие информации о независимой гарантии в предусмотренных настоящей статьей реестрах независимых гарантий;
2) несоответствие независимой гарантии требованиям, предусмотренным частями 2, 3 и 8.2 настоящей 45 Закона N 44-ФЗ.
3) несоответствие независимой гарантии требованиям, содержащимся в извещении об осуществлении закупки, приглашении, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке), проекте контракта, который заключается с единственным поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
При указанных обстоятельствах Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что в рассматриваемом случае у Заказчика имелись достаточные основания для непринятия банковской гарантии, представленной участником закупки в качестве обеспечения исполнения контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС в рассматриваемом случае констатирует непредставление надлежащего обеспечения исполнения контракта Заявителем в регламентированный срок.
Комиссия УФАС отмечает, что ч. 4 ст. 106 Закона о контрактной системе предусмотрено, участник закупки, подавший жалобу, вправе представить для рассмотрения жалобы по существу информацию и документы, подтверждающие обоснованность доводов жалобы. В день рассмотрения жалобы по существу участник закупки, подавший жалобу, вправе ее отозвать непосредственно при рассмотрении.
Следовательно, бремя доказывания при рассмотрении жалобы в контрольном органе в сфере закупок Законом о контрактной системе возлагается на лицо, подавшее жалобу на соответствующие действия Заказчика в порядке Главы 6 Закона о контрактной системе.
Вместе с тем, подателем жалобы не представлено доказательств, подтверждающих факт исполнения им действий, предусмотренных п. 1 ч. 3 ст. 51 Закона о контрактной системе, в связи с чем Комиссия УФАС приходит к выводу о том, что у Заказчика имелись достаточные основания для признания Заявителя уклонившимся от заключения контракта.
Таким образом, Комиссия УФАС находит доводы Заявителя необоснованными.
Комиссия УФАС, руководствуясь ст. ст. 2, 99, 106 Закона о контрактной системе, Административным регламентом,
РЕШИЛА:
Признать жалобу ООО "Специализированное предприятие по уборке и благоустройству территории "Энергия" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трёх месяцев со дня принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Санкт-Петербургу от 9 января 2023 г. N 44-1/23
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023