Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов Комиссии:
Врио начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Соколова Е.А.,
Специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Богославской В.В.,
в присутствии представителей:
от заказчика - представитель по доверенности Буллах Т.М.
от ООО "Болюсмед" - представитель по доверенности Беленковой Е.Е.,
УСТАНОВИЛА:
В Ставропольское УФАС России из государственного бюджетного учреждения здравоохранения Ставропольского края "Городская больница г. Невинномысска" поступили сведения о включении в реестр недобросовестных поставщиков участника закупки - ООО "Болюсмед" по факту осуществления закупки путём
проведения аукциона в электронной форме N 0321300009222000441"Поставка изделий медицинского назначения для КТ".
Заказчик указывает, что расторг контракт в одностороннем порядке.
В порядке части 7 статьи 104 Закона N 44-ФЗ Ставропольским УФАС России в целях, всестороннего, полного и объективного рассмотрения вопроса о включении (не включении) сведений в отношении ООО "Болюсмед" в реестр недобросовестных поставщиков назначено время и место осуществления проверки сведений, поступивших от заказчика, о чем в адрес сторон были направлены соответствующие уведомления.
Комиссия Ставропольского УФАС России, выслушав пояснения стороны, проанализировав представленные материалы, установила следующее:
Закон о контрактной системе является специальным законом и подлежит применению к отношениям, связанным с осуществлением закупок на поставки товаров, выполнение работ, оказание услуг для государственных или муниципальных нужд, исполнение и соблюдение норм которого носит обязательный характер для всех участников процесса.
Между Заказчиком ГБУЗ СК "Городская больница г. Невинномысска" и ООО "Болюсмед" заключен контракт N871О от 08.09.2022 г. "На поставку изделий медицинского назначения для КТ" (ИКЗ 222263101798726310100113580010000244) по результатам электронного аукциона N 0321300009222000441. Согласно п. 5.1. Контракта Поставщик осуществляет поставку товара отдельными партиями, в течение 5 (пяти) календарных дней со дня направления заявки Заказчиком, своими силами и средствами. Заявка подается посредством факсимильной связи или электронной почты. Заявка N1 от 14.10.2022 г. была отправлена электронной почтой 14.10.2022 г. Таким образом, поставка товара должна была быть осуществлена не позднее 19.10.2022 г. Однако, 20.10.2022 г. в приемке товара было отказано, ввиду не соответствия товара условиям спецификации заключенного Контракта, а также несовместимости с оборудованием, имеющемся у Заказчика.
В свою очередь п. 6.2. Контракта предусмотрено для проверки предоставленных Поставщиком результатов поставки, предусмотренных Контрактом, в части их соответствия условиям Контракта Заказчик проводит экспертизу товара в порядке, предусмотренном статьей 94 Федерального закона о контрактной системе. Экспертиза может проводиться силами Заказчика или к ее проведению могут привлекаться эксперты, экспертные организации. Экспертиза поставленного товара, предусмотренного контрактом, должна проводиться в течение 5 (пяти) рабочих дней после осуществления поставки товара. Согласно Акта от 27.10.2022 г. поступившие товары от 20.10.2022 г., доставленные транспортной компанией Мэйджор Экспресс , приемочной комиссией Заказчика установлено, что поставщик ООО "Болюсмед" не предоставил документы, подтверждающие рекомендации производителя инъекционной системы MEDRAD Salient о том, что товар входит в перечень расходных материалов, совместимых и рекомендованных для работы с инъекционной системой Bayer Medical ("Байер Медикал Кэа Инк.", США) и Imaxeon PTY LTD ("Имаксеон Пи Ти Уйа Лтд", Австралия) на территории Российской Федерации. Тем самым, по результатам экспертизы, проведенной силами ГБУЗ СК "Городская больница г. Невинномысска" установлено, что поставленные ООО "Болюсмед" медицинские изделия не являются равнозначными медицинским изделиям, предусмотренным спецификацией к Контракту N871-О от 08.09.2022 г. в связи с установленными существенными различиями по техническим параметрам, комплектации и уровню безопасности работы. 01.11.2022 г. Исх. N3055 в связи с поставкой товара, с установленными существенными различиями по техническим параметрам Заказчиком ООО "Болюсмед" предъявлена претензия. 29.11.2022 г. по выставленной Претензии ООО "Болюсмед" был оплачен штраф за ненадлежащее исполнение Контракта, согласно платежного поручения N1502 от 29.11.2022 г. От 07.11.2022 г. исх. N3077 предъявлена претензия о том, что необходимо произвести поставку товара в срок до 04.11.2022 г., при этом на дату вынесения претензии поставка не осуществлена. Таким образом, по мнению Заказчика, Поставщик не исполнил обязательств по поставке товара в полном объеме.
Вместе с тем, на рассмотрении дела по существу, представитель Общества пояснила, что согласно спецификации заключенного Контракта к поставке подлежали: по позиции N1 шприцы и соединительные линии для инжекторов автоматических для ангиографа, компьютерной и магниторезонансной томографии, модель 100200F, в составе шприц 190 мл, CT Line Type CL; CL Line Type (Spike) 600 штук;
по позицииN2 - соединительные линии для инжекторов автоматических для ангиографа, компьютерной и магниторезонансной томографии CT Line Type CL, 600 штук.
В соответствии с заявкой N1 от 14.10.2022 г. Заказчика, требовался к поставке товар:
- шприцы и соединительные линии для инжекторов автоматических для ангиографа, компьютерной и магниторезонансной томографии, модель 100200F, в составе шприц 190 мл, CT Line Type CL; CL Line Type (Spike) 50 штук;
по позицииN2 - соединительные линии для инжекторов автоматических для ангиографа, компьютерной и магниторезонансной томографии CT Line Type CL, 50 штук.
Общество отгрузило согласно требуемой Заявке товар и 20.10.2022 г. получено Заказчиком. Однако, товар Заказчиком не был принят, ввиду что, по мнению Заказчика, не является равнозначным и не сопоставим для инъекционной системы MEDRAD Salient по размерам. При этом, Обществом представлены документы из Реестровой записи 57901 (регистрационное удостоверение NФСЗ 2009/03698 от 28,02,2022 г.) удостоверяющие то, что производитель рекомендует модель 100200F и модель CT Line Type CL для инъекционной системы MEDRAD Salient. Тем самым, Общество со своей стороны исполняло условия по контракту.
Согласно статье 506 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) по договору поставки поставщик-продавец, осуществляющий предпринимательскую деятельность, обязуется передать в обусловленный срок или сроки производимые или закупаемые им товары покупателю для использования в предпринимательской деятельности или в иных целях, не связанных с личным, семейным, домашним и иным подобным использованием.
В соответствии со статьей 509 ГК РФ поставка товаров осуществляется поставщиком путем отгрузки (передачи) товаров покупателю, являющемуся стороной договора поставки, или лицу, указанному в договоре в качестве получателя. В силу пункта 1 статьи 458 ГК РФ, если иное не предусмотрено договором купли-продажи, обязанность продавца передать товар покупателю считается исполненной, в частности, в момент вручения товара покупателю или указанному им лицу.
В пункте 1 статьи 523 ГК РФ предусмотрено, что односторонний отказ от исполнения договора поставки (полностью или частично) или одностороннее его изменение допускаются в случае существенного нарушения договора одной из сторон.
При этом нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров (пункт 2 статьи 523 ГК РФ).
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора (абзац 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ).
В соответствии с пунктом 2 статьи 450 ГК РФ по требованию одной из сторон договор может быть изменен или расторгнут по решению суда только: 1) при существенном нарушении договора другой стороной; 2) в иных случаях, предусмотренных настоящим Кодексом, другими законами или договором.
Существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Пунктом 1 статьи 450.1 ГК РФ установлено, что предоставленное настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором право на односторонний отказ от договора (исполнения договора) (статья 310) может быть осуществлено управомоченной стороной путем уведомления другой стороны об отказе от договора (исполнения договора). Договор прекращается с момента получения данного уведомления, если иное не предусмотрено настоящим Кодексом, другими законами, иными правовыми актами или договором.
Частью 8 статьи 95 Закона о закупках расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о закупках заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно п. 13 ст. 95 Федерального закона от 5 апреля 2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта вступает в силу, и Контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком Подрядчика об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
В соответствии с чем заказчик 12.12.2022 принял решение о расторжении контракта.
Учитывая требования п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе, решение сформировано и размещено заказчиком 12.12.2022 в единой информационной системе, 12.12.2022 г ООО "Болюсмед" уведомлено об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Ч. 14 ст. 95 Закона N 44-ФЗ Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с ч. 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Окончание десяти дней с даты надлежащего уведомления Заказчиком ООО "Болюсмед" об одностороннем отказе от исполнения Контракта - 23.12.2022 г.
Далее, согласно ст. 15 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации":
Орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в результате проведения проверок, предусмотренных подпунктом "а" пункта 13 настоящих Правил:
а) выявлены нарушения заказчиком установленных законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок требований к порядку принятию заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, направления его поставщику (подрядчику, исполнителю) и размещения в единой информационной системе;
б) заказчиком не подтверждены факты существенного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта;
в) поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие:
принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта;
В свою очередь, представитель Общества на заседании Комиссии пояснила, что Общество все время находилось на связи с Заказчиком и пыталось исполнить заключенный контракт от 08.09.2022 г. N871-О, осуществив поставку медицинских изделий 20.10.2022 г. в количестве:
-50 штук шприцов ZY6322 производитель "Имаксеон Пи Ти Уйа Лтд", Австралия, регистрационное удостоверение NФСЗ 2012/12897 от 17.04.2019 г.,
-50 штук Трубок удлинительных модели ZY 5151 производитель "Имаксеон Пи Ти Уйа Лтд", Австралия, регистрационное удостоверение NРЗН 2019/9436 от 23.12.2019 г.
В итоге, Общество не прерывая связи с Заказчиком, не согласно было с Актом об отказе в принятии товара от 27.10.2022 г. и решило в подтверждение намерений направить договор пожертвования данных медицинских изделий.
Вместе с тем, согласно пункту 3 статьи 1 Гражданского кодекса Российской Федерации при установлении, осуществлении и защите гражданских прав и при исполнении гражданских обязанностей участники гражданских правоотношений должны действовать добросовестно.
Оценивая действия сторон как добросовестные или недобросовестные, следует исходить из поведения, ожидаемого от любого участника гражданского оборота, учитывающего права и законные интересы другой стороны, содействующего ей, в том числе в получении необходимой информации. По общему правилу пункта 5 статьи 10 Гражданского кодекса Российской Федерации добросовестность участников гражданских правоотношений и разумность их действий предполагаются, пока не доказано иное.
Поведение одной из сторон может быть признано недобросовестным, если усматривается очевидное отклонение действий участника гражданского оборота от добросовестного поведения.
Следовательно, исходя из презумпции добросовестности и разумности участников гражданских правоотношений и общего принципа доказывания лицо, от которого требуются разумность или добросовестность при осуществлении права, признается действующим разумно и добросовестно, пока не доказано обратное.
Далее, в соответствии с частью 2 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе", в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Размещение сведений об участнике закупки в реестре недобросовестных поставщиков осуществляется лишь в случае, если антимонопольный орган в результате проведенной проверки установит факт недобросовестного поведения поставщика при исполнении контракта, выявит обстоятельства, свидетельствующие о намерении участника закупки отказаться от заключения контракта, о направленности его действий на несоблюдение условий контракта.
Исходя из положений статьи 104 ФЗ "О контрактной системе" реестр недобросовестных поставщиков с одной стороны является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом обязательств, принятых в рамках осуществления закупки. При этом одним из последствий включения в реестр недобросовестных поставщиков (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в закупках в течение установленного срока (часть 9 статьи 104 ФЗ "О контрактной системе").
Административный процесс рассмотрения обращений Заказчиков о включении сведений в реестр недобросовестных поставщиков не обязывает Комиссию Ставропольского УФАС России устанавливать те факты, которые умалчиваются участниками процесса.
Вышеуказанные обстоятельства могут свидетельствовать об отсутствии виновного поведения общества при исполнении контракта, однако разрешение споров, связанных с исполнением контракта, регулируются нормами гражданского законодательства Российской Федерации.
Комиссия Ставропольского УФАС России, в силу своей компетенции проверив действия заказчика и Общества на предмет соблюдения процедуры расторжения контракта, предусмотренной ФЗ "О контрактной системе", в данном случае не уполномочена давать правовую оценку действиям сторон при исполнении контракта с позиции применения гражданского законодательства и подменять при этом компетенцию суда.
Принимая во внимание вышеуказанные обстоятельства, оценив в совокупности имеющиеся доказательства, у Комиссии отсутствуют основания для включения ООО "Болюсмед" в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании изложенного, руководствуясь частью 2, 8 статьи 104, статьей 70 Закона N 44-ФЗ и частью 15 Правил ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия
РЕШИЛА:
Сведения в отношении ООО "Болюсмед" в реестр недобросовестных поставщиков не включать.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии |
|
Г.В. Золина |
Члены комиссии: |
|
|
|
|
Е.В. Вишневская |
|
|
В.В. Богославская |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 9 января 2023 г. N 026/10/104-2416/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023