Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия) в составе:
Председателя Комиссии, ВРИО руководителя Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Золиной Г.В.,
Членов комиссии:
Врио заместителя начальника отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Вишневской Е.В.,
ведущего специалиста-эксперта отдела контроля закупок Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю Рошевского С.И.
В присутствии представителей:
от заказчика - Арзуманова Н.Г.
от ИП Вахрушевой Н.В.- Намажапа В.С.
УСТАНОВИЛ
В Ставропольское УФАС России поступила жалоба ИП Вахрушевой Н.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорская городская клиническая больница N 2" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300096822000252 Поставка изделий медицинского назначения.
Заявитель обжалует действия заказчика в части закупки.
Комиссия, рассмотрев доводы жалобы, проанализировав имеющиеся в деле документы, проведя в соответствии со ст. 99 Закона внеплановую проверку закупки установила:
В соответствии с части 1 статьи 1 Закона: Настоящий Федеральный закон регулирует отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок.
Согласно ч. 1 ст. 42 Закона N44-ФЗ при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки
В силу ч. 2, ч. 3 ст. 42 Закона N44- ФЗ извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с настоящим Федеральным законом и инструкция по ее заполнению.
При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Ч.ч. 1, 2 ст. 33 Закона N44-ФЗ заказчик в случаях при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами:
1) в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование;
2) использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии_
Комиссия проведя внеплановую проверку установила:
1) Заявитель указывает, что Заказчиком к объектам закупки предъявлены необоснованные и завышенные требования:
1.1 Поз.1-5: "Информация о цвете перчатки должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации медицинского изделия";
Поз.6: "Информация о наличие двойной хлоринации должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток";
Поз.9: "Информация о длине должна быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях) размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, для однозначной идентификации, а также распределения мед. изделия между персоналом, который по специфике работы использует данный вид перчаток".
Поз. 1-9: "Информация о медицинском изделии в регистрационном удостоверении РЗН должна позволять осуществлять однозначную идентификацию медицинского изделия".
Заявитель указывает в доводах жалобы, что установленные Заказчиком требования к товару о наличии в Регистрационном удостоверении и в реестровой записи требуемой Заказчиком информации неправомерны.
Согласно п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В соответствии с ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
В силу п. 2 ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе использование при составлении описания объекта закупки показателей, требований, условных обозначений и терминологии, касающихся технических характеристик, функциональных характеристик (потребительских свойств) товара, работы, услуги и качественных характеристик объекта закупки, которые предусмотрены техническими регламентами, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, документами, разрабатываемыми и применяемыми в национальной системе стандартизации, принятыми в соответствии с законодательством Российской Федерации о стандартизации, иных требований, связанных с определением соответствия поставляемого товара, выполняемой работы, оказываемой услуги потребностям заказчика. Если заказчиком при составлении описания объекта закупки не используются установленные в соответствии с законодательством Российской Федерации о техническом регулировании, законодательством Российской Федерации о стандартизации показатели, требования, условные обозначения и терминология, в таком описании должно содержаться обоснование необходимости использования других показателей, требований, условных обозначений и терминологии;
Во исполнение указанных выше норм Закона о контрактной системе Заказчиком опубликовано в составе документов Описание объекта закупки (Приложение N 1 к Извещению), в том числе содержащее обоснование необходимости использования дополнительных показателей, требований, условных обозначений и терминологии Описание объекта закупки содержит требования к поставляемым товарам, установленные в соответствии с потребностями Заказчика и согласно положениям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Заявитель в доводах жалобы указывает, что национальная система стандартизации содержит закрытый перечень информации, которая вносится в регистрационное удостоверение на медицинское изделие, а также перечень информации, которая указывается в качестве маркировки на упаковке медицинского изделия.
В документации Заказчика установлено, что требуемая информация может быть указана в Регистрационном удостоверении и/или на упаковке и/или в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора.
Согласно ч. 11 ст. 38 Федерального закона от 21.11.2011 N 323-ФЗ "Об основах охраны здоровья граждан в Российской Федерации" (далее - Закон N 323-ФЗ) в государственный реестр медицинских изделий и организаций (индивидуальных предпринимателей), осуществляющих производство и изготовление медицинских изделий, вносятся следующие сведения:
1) наименование медицинского изделия;
2) дата государственной регистрации медицинского изделия и его регистрационный номер, срок действия регистрационного удостоверения;
3) назначение медицинского изделия, установленное производителем;
4) вид медицинского изделия;
5) класс потенциального риска применения медицинского изделия;
6) код Общероссийского классификатора продукции по видам экономической деятельности;
7) наименование и место нахождения юридического лица - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - уполномоченного представителя производителя (изготовителя) медицинского изделия;
8) наименование и место нахождения организации - производителя (изготовителя) медицинского изделия или фамилия, имя и (если имеется) отчество, место жительства индивидуального предпринимателя - производителя (изготовителя) медицинского изделия;
9) адрес места производства или изготовления медицинского изделия;
10) сведения о взаимозаменяемых медицинских изделиях;
11) иные сведения, определяемые Правительством Российской Федерации.
При этом ч. 11 ст. 38 Закона N 323-ФЗ не запрещает указание информации о текстуре, длине, цвете, способе обработки поверхности перчаток и т.д. в реестре медицинских изделий.
Кроме того, указание Заявителя на несоответствие требований Заказчика положениям национальной системы стандартизации не соответствует действительности, а именно:
В Описании объекта закупки Заказчиком установлено требование о соответствии товара "ГОСТ Р 52238-2004 (ИСО 10282:2002). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки хирургические из каучукового латекса стерильные одноразовые. Спецификация" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 103-ст) (ред. от 15.12.2009); "ГОСТ Р 52239-2004 (ИСО 11193-1:2008). Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские диагностические одноразовые. Часть 1. Спецификация на перчатки из каучукового латекса или раствора" (утв. и введен в действие Постановлением Госстандарта России от 09.03.2004 N 104-ст) (ред. от 19.06.2012).
Указанные государственные стандарты содержат требования к маркировке. Среди прочих требований пп. в) п. 8.3 ГОСТ Р 52238-2004 содержит требование об указании слов "ПРЯМЫЕ ПАЛЬЦЫ" или "ИЗОГНУТЫЕ ПАЛЬЦЫ" или слов, отражающих конструкцию перчаток, на внешней индивидуальной упаковке.
Государственными стандартами предусмотрено включение в информацию на упаковке сведений об использованном материале и текстуре и внутреннем слое изделия (пп. "б", "в" п. 8.2.1, пп. "б", "в" п. 8.2.2 ГОСТ Р 52239-2004; пп. "б", "г" п. 8.3 ГОСТ Р 52238-2004).
Указанные государственные стандарты также не содержат запрет на указание иной информации на упаковке изделия.
Согласно п. 8.4 ГОСТ Р 52238-2004 групповая упаковка должна маркироваться в соответствии с 8.3 ГОСТ Р 52238-2004. Согласно п. 8.3. ГОСТ Р 52239-2004 групповые упаковки должны быть маркированы в соответствии с 8.2.1 или 8.2.2 с указанием количества пар перчаток и дополнительными инструкциями для хранения.
Таким образом, групповая упаковка содержит информацию, указанную на индивидуальной упаковке.
Заказчиком в открытой части реестра медицинских изделий на сайте https://roszdraynadzor.goy.ru проведен мониторинг наличия информации в Регистрационных удостоверениях о цвете медицинского изделия , которым соответствует производители: "ВРП Азия Пасифик Сдн. Бхд", Малайзия (РУ N РЗН 2019/9272 от 20.11.2019 г.); производитель "ИниовейтивГлоувз Ко. Лтд.", Таиланд, (РУ N ФСЗ 2012/13138 от 10.04.2017).
Заказчиком в открытой части реестра медицинских изделий на сайте https://roszdraynadzor.goy.ru проведен мониторинг наличия информации в Регистрационных удостоверениях о двойной хлоринации, и приложены регистрационные удостоверения, содержащие информацию, указанную Заказчиком в Техническом задании: производитель "ВРП Азия Пасифик Сдн. Бхд", Малайзия (РУ N РЗН 2019/9264 от 20.11.2019 г.).
Кроме того, информация о цвете, длине изделия и покрытии содержится на упаковке.
Требования к техническим параметрам, в том числе к весу, цвету, текстуре, способу обработки, длине, ширине, установленные Заказчиком, не нарушают положений каких-либо стандартов, регламентов или иных нормативных документов.
Также, по установлению требования о наличии информации в регистрационном удостоверении и/или на упаковке и в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора, установлено:
- в обороте имеется достаточное количество перчаток, регистрационные удостоверения которых содержат информацию о материалах изделия, например: производитель - "Шэн Вэй Ю.Эс.Эй., Инк", США (РУ N ФСЗ 2011/10956 от 03.11.2011 г.), производитель "Инновейтив Глове Ко., Лтд", Тайланд (РУ N РЗН 2017/6175 от 28.08.2017 г.), производитель "Апексмед Интернэшнл Б.В.", Нидерланды (РУ N РЗН 2015/3452 от 21.12.2015 г.), МЕРКАТОР МЕДИКАЛ Лтд.", Таиланд РУ ФСЗ 2012/13339 от 29.11.2012 г.);
- в качестве иных документах (сведений), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре могут быть использованы инструкции по применению изделий медицинского назначения, содержащие в том числе, макеты упаковки, содержащие информацию об изделиях, фотографии изделий.
Таким образом, в соответствии с требованиями Описания объекта закупки, требуемая информация может содержаться в РУ либо в иных документах (сведениях), размещенных в реестровой записи медицинского изделия в Государственном реестре медицинских изделий на сайте Росздравнадзора.
Следовательно, к поставке может быть предложен товар, соответствующая информация о котором содержится в регистрационном удостоверении либо в иных документах, размещенных в вышеуказанном реестре, а также на упаковке изделия.
Вся требуемая информация может быть внесена в регистрационное удостоверение заявителем, регистрирующим медицинское изделие, либо такая информация может быть нанесена на упаковку изделия.
Кроме того, такая информация может содержаться в прочих документах, размещенных в реестре.
Ответственность за внесение и полнота данной информации полностью лежит на Заявителе, регистрирующем медицинское изделие и не регулируется Заказчиком.
Информация о материалах на упаковке и/или в регистрационном удостоверении, иных документах, значительно облегчает процесс приемки перчаток по качественным характеристикам, так как информация от производителей является достоверной.
Информация, указанная в регистрационном изделии и других документах, находящихся в свободном доступе в сети Интернет на официальном сайте Росздравнадзора, позволяет идентифицировать предлагаемую к поставке продукцию.
Так, в случае отсутствия в РУ/иных документах информации о двойной/двукратной хлоринации, Заказчик не может идентифицировать поставленный товар. К поставке может быть предложена контрафактная продукция, имеющая сходство с требуемой продукцией, но не соответствующая требованиям Описания объекта закупки и потребностям Заказчика.
Доводы Заявителя направлены также на процесс приемки и распространения медицинских изделий в организации Заказчика.
Поставщик обязан поставить товар, соответствующий требованиям, установленным в Техническом задании Заказчика. Поставка товара, соответствующего указанным требованиям, является ответственностью Поставщика. Экспертиза соответствия поставленного товара установленным требованиям является обязанностью и ответственностью Заказчика.
При проведении экспертизы поставленного товара Заказчик использует информацию о товаре, нанесенную на упаковку, и информацию, содержащуюся в регистрационном удостоверении.
Кроме того, регистрационные удостоверения размещены в указанном реестре и Заказчик во время проведения процедуры рассмотрения заявок может ознакомиться с информацией и своевременно предотвратить поставку товара ненадлежащего качества, в случае если заявленный участником закупки товар не соответствует требованиям, установленным в Техническом задании, либо в заявке участника содержится недостоверная информация в отношении предлагаемого к поставке товара.
Невозможность отдельных участников поставить товар, требуемый к поставке Заказчиком с учетом имеющихся потребностей, не является ограничением конкуренции и прав участника.
В соответствии с правовой позиции, сформированной в постановлении Президиума Высшего Арбитражного суда РФ от 28.12.2010 N11017/10 по делу А06-6611/2009 основной задачей законодательства, устанавливающего порядок проведения торгов, является не столько обеспечение максимально широкого круга участников размещения заказов, сколько выявление в результате торгов лица, исполнение контракта которым в наибольшей степени будет отвечать целям эффективного использования источников финансирования, предотвращения злоупотреблений в сфере размещения заказов.
Согласно Обзору судебной практики применения законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, утвержденному Президиумом Верховного Суда РФ 28.06.2017 г., в силу статьи 6 Закона о контрактной системе к числу основных принципов контрактной системы относятся принцип ответственности за результативность обеспечения государственных и муниципальных нужд и принцип эффективности осуществления закупки (эффективного использования источников финансирования), который должен соблюдаться наряду с принципом обеспечения конкуренции.
Возможное сужение круга участников закупки с одновременным повышением эффективности использования финансирования (обеспечением его экономии), исходя из положений пункта 1 статьи 1 Закона о контрактной системе, не может само по себе рассматриваться в качестве нарушения требований Федерального закона от 26 июля 2006 года N 135-ФЗ "О защите конкуренции.
Кроме того, вопреки доводам Заявителя, Заказчиком установлены требования к товарам, предусмотренные государственными стандартами и документами нормативно-технического регулирования.
Следовательно, Техническое задание Заказчика в полной мере отвечает требованиям статьи 33 Закона о контрактной системе.
Согласно пункту 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 августа 2013 г. N 728 "Об определении полномочий федеральных органов исполнительной власти в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд и о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации", пункту 1 Положения о Федеральной антимонопольной службе, утвержденного постановлением Правительства Российской Федерации от 30 июня 2004 г. N 331 (далее - Положение), ФАС России является уполномоченным федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим в числе прочего функции по контролю (надзору) в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
Действующим законодательством Российской Федерации ФАС России не наделена полномочиями давать разъяснения норм Закона о контрактной системе.
Кроме того, Заявителем не было приложено доказательств, подтверждающих невозможность поставки товара с установленными Заказчиком в документации о закупке характеристиками. Следовательно, требования, установленные в Техническом задании Заказчика, не нарушают права Заявителя.
2) Заявитель указывает, что Заказчиком установлено противоречивое требование:
1.1 Поз.1-5: "Перчатки должны иметь внутреннее покрытие, полимерное покрытие или внутренняя поверхность обработана с помощью хлорирования, что облегчает надевание, а также предотвращает слипание перчаток (Информация о внутреннем покрытии или способе обработке должна быть указана в техническом паспорте). Перчатки должны быть без смягчителей, увлажнителей и иных добавок".
В доводах жалобы Заявитель указывает на несоответствие установленных требований положениям ГОСТ Р 52238-2004, ИСО 10282:2002.
При этом, Заказчиком установлено требование о соответствии указанных позиций Описания объекта закупки положениям ГОСТ Р 52239-2004.
Согласно ГОСТ Р 52239-2004 для облегчения надевания перчаток может быть применена обработка поверхности, смазка, опудривание или полимерное покрытие при условии соответствия требованиям ГОСТ Р ИСО 10993-3, ГОСТ Р ИСО 10993-10, ГОСТ Р ИСО 10993-11, ГОСТ Р ИСО 10993-13.
Таким образом, в соответствии с указанным государственным стандартом Заказчиком установлено требование о внутренней обработке /покрытии.
В соответствии с ГОСТ Р 52239-2004, участник может поставить перчатки с полимерным покрытием либо перчатки, внутренняя поверхность которых обработана с помощью хлорирования.
Заказчик не устанавливает требования к составу полимерного покрытия. При выборе полимерного покрытия для внутренней поверхности перчаток производители руководствуются установленными стандартами.
Таким образом, доводы Заявителя не находят обоснования.
3) Заявитель указывает, что Заказчиком установлено неправомерное требование к сроку годности:
Поз.1-5: "Срок годности: не менее 5 лет с момента изготовления.
Остаточный срок годности на момент поставки должен быть не менее 36 месяцев".
Поз.6: "Срок годности: не менее 5 лет. Срок годности на дату поставки: не менее 48 месяцев".
Поз.7-9: "Срок годности: не менее 5 лет с момента изготовления. Остаточный срок годности на момент поставки должен быть не менее 36 месяцев".
Заявитель указывает на необоснованность требования и ссылается на письмо ФАС России от 18.10.17 N ИА/71717/17. Однако данное письмо содержит разъяснения установления срока годности в отношении лекарственных препаратов.
Разъяснения об установлении срока годности медицинских изделий содержатся в письме ФАС России от 24 мая 2017 г. N ИА/34601/17.
Согласно указанному письму заказчик вправе установить требование к остаточному сроку годности медицинского изделия, превышающего период, на который закупается медицинское изделие (например, для формирования резерва по окончанию календарного года и иные причины объективного характера).
Требования к сроку годности медицинских изделий сформированы с учетом имеющегося резерва аналогичных медицинских изделий и расчетного числа плановых операций и процедур. Установление срока годности, превышающего год исполнения контракта, направлено на рациональное расходование бюджетных средств и предотвращение порчи закупаемых медицинских изделий.
Заказчик, в силу положений ст. 33 Закона о контрактной системе, указывает в документации о закупке показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования к товару сформированы в соответствии с потребностями Заказчика.
Согласно вышеназванному письму ФАС России остаточный срок годности медицинских изделий, установленный в документации о закупках государственными и муниципальными заказчиками, должен быть обоснован и определен конкретным периодом (например, в годах, месяцах, днях), в течение которого медицинские изделия сохраняют свою пригодность, либо конкретной датой, до которой медицинские изделия должны сохранять свою пригодность для использования по назначению.
Требование к сроку годности, установленное Заказчиком в Описании объекта закупки, в полной мере соответствует указанным требованиям ФАС России и положениям Закона о контрактной системе.
Доводы Заявителя не находят своего обоснования.
4) Заявитель указывает, что Заказчиком не установлено требование к размеру перчаток, но установлено требование к ширине перчаток.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены следующие требования:
Поз.1: "Ширина перчатки мм. должна быть 80 +/- 5".
Поз.2: "Ширина перчатки мм. должна быть размера 85 +/- 5 ".
Поз.3: "Ширина перчатки мм. должна быть размера 95_5".
Поз.4: "Ширина перчатки мм. должна быть 105_5.".
Поз.5: "Ширина перчатки мм. должна быть 110 +/- 5".
Поз.6: "Ширина перчатки мм. должна быть 105_5".
Поз.7: "Ширина ладони должна быть: не менее 95 мм".
Поз.8: "Ширина ладони должна быть: не менее 90 мм".
Поз.9: "Ширина ладони должна быть: 102 _ 6 мм".
Требования установлены в соответствии с потребностями Заказчика и в полной мере соответствуют государственным стандартам, а именно:
ГОСТ Р 52239-2004 устанавливает следующие размеры и допустимые отклонения для перчаток:
Код размера |
Ширина W (рисунок 1), мм |
Наглядный размер |
Ширина по наглядному размеру W (рисунок 1), мм |
Длина l (рисунок 1), мм, не менее |
Толщина (в точках, указанных на рисунке 2), мм, не менее |
Толщина (точно в центре ладони), мм, не более |
||
6 и менее |
<= 82 |
Сверхмалые (X - S) |
<= 80 |
220 |
Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11 |
Гладкая поверхность - 0,22; текстурированная поверхность - 0,23 |
||
6 1/2 |
83 +/- 5 |
Маленькие (S) |
80 +/- 10 |
220 |
||||
7 |
89 +/- 5 |
Средние (M) |
95 +/- 10 |
230 |
||||
7 1/2 |
95 +/- 5 |
230 |
||||||
8 |
102 +/- 6 |
Большие (L) |
110 +/- 10 |
230 |
Гладкая поверхность - 0,08; текстурированная поверхность - 0,11 |
Гладкая поверхность - 0,22; текстурированная поверхность - 0,23 |
||
8 1/2 |
109 +/- 6 |
230 |
||||||
9 и более |
>= 110 |
Сверхбольшие (X - L) |
>= 110 |
230 |
ГОСТ Р 52238-2004 устанавливает следующие размеры и допустимые отклонения для перчаток:
Размер |
Ширина w (рисунок 1), мм |
Длина l (рисунок 1), мм, не менее |
Толщина в местах измерения (рисунок 2), мм, не менее |
5 |
67 +/- 4 |
250 |
0,10 - для гладких участков; 0,13 - для текстурированных участков |
5,5 |
72 +/- 4 |
250 |
|
6 |
77 +/- 5 |
260 |
|
6,5 |
83 +/- 5 |
260 |
|
7 |
89 +/- 5 |
270 |
|
7,5 |
95 +/- 5 |
270 |
|
8 |
102 +/- 6 |
270 |
|
8,5 |
108 +/- 6 |
280 |
|
9 |
114 +/- 6 |
280 |
|
9,5 |
121 +/- 6 |
280 |
Установленные Заказчиком требования не противоречат ГОСТ Р 52238-2004, ГОСТ Р 52239-2004.
Требования, установленные Заказчиком, позволяют участнику поставить товар, соответствующий указанным стандартам. Указание размера изделия (S, M, L_) не является обязательным требованием.
Согласно п. 2. ч. 1 ст. 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости).
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о контрактной системе описание объекта должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям.
Требования, установленные Заказчиком, позволяют определить потребности Заказчика и предложить к поставке товар, соответствующий таким требованиям.
Для Заказчика имеет значение фактический размер - ширина перчаток. Вместе с тем, номинальный размер перчаток не является значимой эксплуатационной характеристикой, поскольку определяющей характеристикой является ширина перчатки.
Так, Заявитель в доводах жалобы указывает:
"например перчатки с размером XS и S могут быть шириной в 80 мм. (в позиции N 1 указана ширина 80_5 мм.). По позиции N 2 ширина перчаток указана 85_5 мм. Указанной ширине соответствует размеры M и S".
Из доводов Заявителя также очевидно, что отнесение производителем перчатки требуемой ширины к размеру S или M не является определяющим в части фактического размера изделия, а именно - ширины. В данном случае установление требований к размеру, а не ширине перчатки являлось бы формальным и не позволяло бы определить потребности Заказчика.
Кроме того, в доводах Заявителя отсутствует обоснование неправомерности установленного Заказчиком требования.
При установлении требований Заказчиком использованы стандартные характеристики. Требования, установленные Заказчиком не противоречат документам нормативно-технического регулирования.
Доводы Заявителя не находят обоснования.
5) Заявитель указывает, что Заказчиком неправомерно установлено требование к цвету перчаток по позиции 6.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены следующие требования:
Поз.6: "Перчатки должны иметь бежевый или белый цвет, для однозначной визуализации биологических жидкостей или химических веществ, попадающих на поверхность перчатки, для индикации удлиненных нитрильных перчаток при приёмке товара, а также для однозначного визуального отличия перчаток от удлинённых латексных перчаток повышенной прочности".
Как указано в Описании объекта закупки Заказчика, бежевый или белый цвет перчаток необходимы для визуализации биологических жидкостей или химических веществ, попадающих на поверхность перчатки. Использование перчаток других цветов в данном случае затрудняет процесс своевременной идентификации попадания биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки.
Согласно п. 2.4 "МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. Дезинфектология. Использование перчаток для профилактики инфекций, связанных с оказанием медицинской помощи, в медицинских организациях. Методические рекомендации" (утв. Роспотребнадзором 02.09.2016) (далее - МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1)
медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Несвоевременная идентификация попадания биологических жидкостей либо химических веществ на поверхность перчатки может привести к необратимым последствиям и являться причиной инфицирования медицинского персонала.
Таким образом, цвет медицинских перчаток, применяемых при ряде процедур, является основополагающей характеристикой, обеспечивающей безопасность пациентов и персонала.
Заявитель указывает на процесс приемки товара и применение товара в процессе работы учреждения Заказчика. Как было указано выше, экспертиза поставленного товара и процесс организации работы относятся к компетенции Заказчика.
Требования к товару сформированы с учетом потребностей Заказчика. Описание объекта закупки содержат полное и достоверное обоснование установления указанных требований к товарам.
Кроме того, Заявитель не приводит обоснования невозможности поставки перчаток белого/бежевого цвета. На настоящий момент производители в большом количестве предлагают к поставке перчатки белого/бежевого цвета.
Таким образом, доводы Заявителя не находят своего подтверждения поскольку описание объекта закупки сформировано в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ.
6) Заявитель указывает, что Заказчиком установлены завышенные требования к товару.
Заказчиком в Описании объекта закупки установлены следующие требования:
Поз.7-9: "Использована специальная интенсивная технология очистки - хирургические перчатки производятся с минимальным содержанием протеинов и аллергенов, снижая тем самым риск раздражения".
Поз.7-8: "Содержание антигенных протеинов: не более 10 мкг/дм2".
В силу положений ст. 33 Закона о контрактной системе Заказчиком устанавливаются требования к техническим функциональным и качественным характеристикам объекта закупки, позволяющие определить потребности Заказчика.
Согласно п. 2.4 МР 3.5.1.0113-16. 3.5.1. медицинские перчатки должны отвечать требованиям, обеспечивающим их защитные (барьерные) и потребительские свойства:
- непроницаемость для микроорганизмов;
- герметичность (отсутствие сквозных дефектов);
- прочность;
- безопасность для здоровья пациента и медицинского персонала;
- удобство/комфортность;
- качественная упаковка и маркировка;
- простота утилизации;
- функциональность.
Заказчиком установлены требования к товару, отвечающие потребностям и обеспечивающие поставку товара, отвечающего таким потребностям в соответствии со статьей 33 Закона N44-ФЗ.
ГОСТ Р 52238-2004 содержит требования к материалу изготовления, маркировке, прочности, размерам. Вместе с тем, в государственном стандарте не содержится запрет на применение указанной технологии очистки.
Содержание экстрагируемых антигенных протеинов в медицинских перчатках из натурального латекса определяют по АСТМ Д 6499.
Рекомендуемое предельное содержание антигенных протеинов в медицинских перчатках из натурального латекса составляет не более 10 мкг/дм2 по АСТМ Д 6499.
Соблюдение производителем перчаток данного требования снижает риск аллергии и раздражения. Кроме того, данная характеристика предусмотрена документом нормативно-технического регулирования и является стандартной.
Таким образом, установление данного требования не противоречит нормам Закона о контрактной системе и не нарушает права участников закупки.
Доводы Заявителя не находят обоснования.
7) Заявитель указывает на неправомерно установленное требование к методу стерилизации: "радиационный" по всем товарным позициям Описания объекта закупки.
Доводы Заявителя представляются необоснованными, поскольку радиационный метод стерилизации превалирует над другими методами стерилизации в силу безопасности применения стерильного изделия.
Требование к определенному виду стерилизации перчаток обусловлено необходимостью использования максимально безопасных изделий при работе с пациентами, что не противоречит положениям статьи 33 Закона N44-ФЗ и является потребностью заказчика. Требование в описании объекта закупки аукционной документации важно и жизненно необходимо как для медицинского персонала, так и для пациентов, так как опасность, связанная с использованием изделий, стерилизованных газовым методом, обусловлена высокой вероятностью сохранения этилена оксида, в изделиях после процесса стерилизации, который поступает в организм ингаляционно и через кожу, обладает наркотическим и генотоксическим действием.
Таким образом, перчатки с радиационным методом стерилизации имеют преимущество в отношении безопасности как для пациента, так и для медицинского работника.
Кроме того, в соответствии с указанными в документации государственными стандартами метод стерилизации указывается по запросу.
Таким образом, Заказчиком применена стандартная характеристика.
Доводы Заявителя не находят обоснования.
8) Заявитель указывает на неправомерно установленное требование: "прочность при растяжении в МПа" по всем товарным позициям.
Заказчиком установлено требование к прочности при растяжении в МПа.
Заказчиком, в соответствии с положениями ст. 33 Закона о контрактной системе, должны применять стандартные характеристики, предусмотренные документами нормативно-технического регулирования.
В соответствии с указанными требованиями Заказчиком установлено требование к прочности при растяжении в МПа.
"ГОСТ Р 57404-2017. Национальный стандарт Российской Федерации. Перчатки медицинские. Руководство по оценке качества" (утв. и введен в действие Приказом Росстандарта от 28.02.2017 N 89-ст) предназначен для идентификации и применения наиболее подходящих стандартов АСТМ и взаимосвязанных стандартов для оценки, разработки спецификаций и выбора медицинских перчаток для поддержания безопасности и охраны здоровья медицинского персонала, который может работать с биологически и химически опасными веществами.
Согласно п. 5.3.3 указанного государственного стандарта основными физическими свойствами медицинских перчаток являются прочность при растяжении и относительное удлинение при разрыве.
Единицей измерения прочности являются МПа.
Таким образом, Заказчиком установлены требования, не противоречащие национальным стандартам.
Доводы Заявителя не находят обоснования.
9) Заявитель указывает на неправомерно установленное требование по позиции N 9 к длине перчаток с указанием диапазона в виде: более 340 и не более 380 мм.
Указанные в Описании объекта закупки государственные стандарты устанавливают требование к минимальному значению длины перчаток. Вместе с тем, требование к конкретным параметрам и длине перчатки устанавливаются Заказчиком в соответствии с имеющимися потребностями.
При таких обстоятельствах, Комиссией Ставропольского УФАС России по контролю в сфере закупок, в действиях заказчика не установлены нарушения Закона N44-ФЗ.
Комиссия, руководствуясь ст. 99, ст. 106 Федерального закона от 05.04.2013 года N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд",
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ИП Вахрушевой Н.В. на действия заказчика - ГБУЗ СК "Пятигорская городская клиническая больница N 2" по факту осуществления закупки путем проведения электронного аукциона N 0321300096822000252 Поставка изделий медицинского назначения- необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель комиссии Г.В. Золина
Члены комиссии
Е.В. Вишневская
С.И. Рошевский
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Ставропольскому краю от 11 января 2023 г. N 026/06/106-2435/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023