Резолютивная часть оглашена:
29.12.2022 г. г.о. Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Самарское УФАС России, Управление) по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия Самарского УФАС России) в составе:
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение ГБУЗ "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (далее - Заказчик) о включении информации об ООО "Линс Медика" (далее - Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с расторжением контракта в случае одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком условий контракта по объекту закупки: "Поставка медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (извещение N 0142200001321013783 , начальная (максимальная) цена контракта - 12 792 036,66 руб.).
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России, поступило обращение Заказчика о включении сведений об ООО "Линс Медика" в реестр недобросовестных поставщиков.
Согласно обращению Заказчика, ООО "Линс Медика" ненадлежащим образом исполняло обязательства, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения от Заказчика, и проведя проверку, установила следующее.
13.07.2021 г. между ГБУЗ "Самарский областной клинический онкологический диспансер" и ООО "Линс Медика" заключен контракт N5520 на поставку медицинских изделий для медицинского применения (биопсийные иглы) на сумму 12 728 076 руб.48 коп., в том числе по годам:
Сумма 2021 г. - 6 368 094 руб. 13 коп.
Сумма 2022 г. - 6 359 982 руб. 35 коп.
Согласно пункту 1.1. Контракта предметом настоящего контракта является: Поставка медицинских изделий для нужд Государственного бюджетного учреждения здравоохранения "Самарский областной клинический онкологический диспансер" (далее - Товар). В соответствии с Контрактом Поставщик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, осуществить поставку Товара в соответствии со Спецификацией (приложение N 1 к Контракту) и надлежащим образом оказать услуги по доставке, разгрузке, а Заказчик обязуется в порядке и сроки, предусмотренные Контрактом, принять и оплатить поставленный Товар.
В соответствии с пунктом 5.1. Контракта поставка Товара осуществляется Поставщиком в Место доставки и на условиях, предусмотренных пунктом 1.3 Контракта в соответствии со Спецификацией (Приложение N1 к Контракту), в порядке и в период (сроки), определенные Техническим заданием (приложение N 2 к Контракту).
Поставка товара осуществляется отдельными партиями по ежемесячной заявке Заказчика. Заявка на поставку товара подается посредством телефонной, факсимильной связи, телефонограммы или электронной почты до 25 числа текущего месяца в количестве, исходя из потребности Заказчика. Сроки поставки товара отдельными партиями по ежемесячной заявке: в течение 10 рабочих дней с момента получения заявки.
Из обращения Заказчика следует, что поставщиком неоднократно ненадлежащим образом исполнялись обязательства, предусмотренные разделом 5 контракта.
27.01.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку товара со сроком исполнения в течение 10 рабочих дней.
11.04.2022 Заказчик направил в адрес Поставщика заявку на поставку товара со сроком исполнения в течение 10 рабочих дней.
Фактически товар по заявкам поставлен не в полном объеме и с нарушением сроков поставки 01.06.2022, о чем Заказчиком было составлено заключение о непоставке и нарушении сроков поставки. Сумма неисполненных обязательств 2022 года составила 4 081 673 руб. 22 коп.
В связи с ненадлежащим исполнением обязательств по контракту 12.07.2022 г. Заказчик направил Поставщику претензию N02-01-06/3336 с указанием нарушений, со сроком исполнения претензии в течении 10 дней с момента получения претензии и просьбой надлежащего исполнения условий контракта.
26.07.2022 Заказчик направил уведомление и требование об оплате суммы неустойки по банковской гарантии, предоставленной в качестве обеспечения исполнения обязательств по данному контракту.
29.07.2022 Заказчик повторно направил требование в банк с уточненным расчетом неустойки на сумму 105 471,55 руб.
В связи с добровольной оплатой Поставщиком суммы неустойки по претензии от 29.07.2022, Заказчик отозвал требования, направленные в банк.
05.08.2022 г. Заказчик направил в адрес Поставщика претензию на остаток суммы неустойки. На момент принятия Заказчиком решения об одностороннем отказе от исполнения контракта суммы выставленных неустоек по претензиям добровольно оплачены поставщиком.
Из обращения Заказчика следует, что ГБУЗ СОКОД является непрерывно действующей медицинской организацией. В учреждении оказывается круглосуточная стационарная, амбулаторная медицинская помощь пациентам с онкологическими заболеваниями. Соответственно, при оказании медицинской помощи и проведении терапии пациентам учреждения необходимо обеспечивать достаточным количеством медицинских изделий.
Нарушение требований к поставке товара в количестве, указанном в заявке, имеют существенный характер.
В соответствии с ч. 8 ст. 95 Закона о контрактной системе, расторжение контракта допускается по соглашению сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством.
Согласно ч. 9 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
Согласно части 2 статьи 523 ГК РФ нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абз. 4 п. 2 ст. 450 Гражданского кодекса Российской Федерации существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
07.12.2022 г. Заказчик принял Решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
08.12.2022 г. Заказчик с использованием единой информационной системы разместил решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно п.2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
Поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта (п.3 ч.12.1 ст. 95 Закона о контрактной системе).
В соответствии с ч.13. ст. 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Таким образом Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступило в законную силу 20.12.2022 г.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, уклонившихся от заключения контрактов, а также о поставщиках (подрядчиках, исполнителях), не исполнивших или ненадлежащим образом исполнивших обязательства, предусмотренные контрактами.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
В соответствии с ч. 14 ст. 95 Закона о контрактной системе, Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
Таким образом, законодательством для Поставщика закреплен десятидневный срок на устранение нарушений условий контракта, однако ООО "Линс Медика" указанным правом не воспользовалось, в установленным законом срок нарушения положений контракта не устранил.
Комиссия Самарского УФАС России установила, что до настоящего времени обязательства, предусмотренные контрактом, Обществом не выполнены.
Вместе с тем, Комиссии Самарского УФАС России не удалось получить от ООО "Линс Медика" письменных пояснений относительно нарушения сроков исполнения контракта.
Комиссия Самарского УФАС России, проверив процедуру одностороннего отказа Заказчика от исполнения контракта, не установила в действиях Заказчика нарушений порядка одностороннего отказа от исполнения контракта, предусмотренного статьей 95 Закона о контрактной системе.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "Линс Медика" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Поставщика.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "Линс Медика" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае Поставщиком не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Поставщика в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об ОБЩЕСТВЕ С ОГРАНИЧЕННОЙ ОТВЕТСТВЕННОСТЬЮ "ЛИНС МЕДИКА" (ИНН: 5903075905; КПП: 631701001; адрес: 443099, Самарская область, Г.О. САМАРА, ВН.Р-Н САМАРСКИЙ, Г САМАРА, УЛ АЛЕКСЕЯ ТОЛСТОГО, Д. 12, КОМ. 9-1) сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/участнике/учредителе: КИСЛЫЙ МИХАИЛ ПЕТРОВИЧ (ИНН: 632207009961), САННИКОВ ДМИТРИЙ АНАТОЛЬЕВИЧ (ИНН: 591103713800) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года (приложение)*.
2. Исключить информацию об ООО "ЛИНС МЕДИКА", КИСЛЫЙ М.П., САННИКОВ Д.А. из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 10 января 2023 г. N РНП-63-486
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023