Резолютивная часть оглашена
11.01.2023 г.о.Самара
Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области (далее - Комиссия Самарского УФАС России)
рассмотрев в соответствии со статьей 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о контрактной системе), Постановлением Правительства РФ от 30.06.2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" обращение Государственного бюджетного общеобразовательного учреждения Самарской области средняя общеобразовательная школа "Образовательный центр "Южный город" пос. Придорожный муниципального района Волжский Самарской области (далее - Заказчик, ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" пос. Придорожный) о включении сведений об ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" (далее - Общество, Поставщик) в Реестр недобросовестных поставщиков в связи с односторонним отказом заказчика от исполнения контракта, заключенного по итогам электронного аукциона по объекту закупки: Поставка бакалейной продукции (спецсклад, СМП) в учреждения Самарской области (совместные торги) (извещение N 0142200001322020977, ИКЗ: 222633007744363300100100990010000244, начальная (максимальная) цена контракта - 298 392,80 руб.),
УСТАНОВИЛА:
В Самарское УФАС России поступило обращение ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" пос. Придорожный о включении сведений об ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" в реестр недобросовестных поставщиков, из которого следует, что Поставщик не поставил товар, предусмотренные контрактом, в связи с чем Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта и направлении сведений об Обществе в Самарское УФАС России для включения информации в реестр недобросовестных поставщиков в соответствии со статьей 104 Закона о контрактной системе.
Комиссия Самарского УФАС России, исследовав материалы, представленные для рассмотрения указанного обращения и проведя проверку, установила следующее.
В соответствии с частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
03.10.2022 г. между ГБОУ СОШ "ОЦ "Южный город" пос. Придорожный и ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" заключен контракт N 2633007744322000060 от 03.10.2022 года на поставку бакалейной продукции (спецсклад, СМП) в учреждения Самарской области (совместные торги).
На основании п. 1.1 Контракта поставщик обязуется осуществить поставку продуктов питания (далее товар) в обусловленный настоящим Контрактом срок согласно Спецификации (Приложение N 1 к настоящему Контракту) и Техническом заданию (Приложение N 2 к настоящему Контракту) в соответствии с Порядком приемки товара на Специализированный склад (Приложение N 6 к Техническом заданию), а Заказчик обязуется принять и оплатить Товар в порядке и на условиях предусмотренных настоящим Контрактом.
Порядок и сроки поставки товара на специализированный склад, порядок приемки товара специализированным складом указаны в разделе 2 и 4 Контракта.
В соответствии с государственным контрактом N 0142200001322020977 (далее - Контракт) исполнителем услуги регионального оптово-распределительного центра продовольственных товаров (специализированного склада) по поставке товаров для Получателей является общество с ограниченной ответственностью "ЛОГИСТИК- ЦЕНТР" (Далее - специализированный склад).
По состоянию на "14" ноября 2022 г. не была произведена поставка следующих товаров:
1. Электронная заявка Элз-00001489477 от 11.11.2022 7:54:11
Плоды шиповника сушеные/ 1 кг в упаковке производителя/соответствие п. 1 ГОСТ 1994-93-6 кг
2. Электронная заявка Эл3-00001489846 от 11.1 1.2022 8:54:19
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных Фруктов Яблоко, Груша, Алыча, Урюк 60 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие п^ ГОСТ 1994-93 - 16 кг
3. Электронная заявка Элз-00001490613 от 11.11.2022 9:44:09
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных Фруктов Яблоко, Груша, Алыча, Урюк - 56 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие п. I ГОСТ 1994-93 - 10 кг
4. Электронная заявка Элз- 00001490426 от 11.11.2022 9:35:47
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных фруктов Яблоко, Груша, Алыча, Урюк - 66 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие >?1 ГОСТ 1994-93 - 11 кг
5. Электронная заявка Элз-00001489468 от 11.11.2022 7:48:25
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных Фруктов Яблоко, Груша. Алыча, Урюк - 50 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие ГОСТ 1994-93 - 16 кг
Факт не поставки товара является неисполнением контракта и подтверждается Актом по государственному контракту N 0142200001322020977 от 13.11.2022 г. и коммерческим актом N Зап-175150 о не поставке, недопоставке, просрочке поставки от 13.11.2022 г.
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства по Контракту, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.9.1, контракта).
По состоянию на "16" ноября 2022 г не была произведена поставка следующих товаров:
1. Электронная заявка Элз-00001497764 от 14.11.2022 7:46:50
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных Фруктов Яблоко, Груша, Алыча, Урюк - 20 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие п.1 ГОСТ 1994-93 - 6 кг
2. Электронная заявка Элз-00001498403 от 14.11.2022 9:15:56
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных фруктов Яблоко, Груша, Алыча, Урюк - 60 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие п. 1 ГОСТ 1994-93 - 16 кг
3. Электронная заявка Элз-00001498728 от 14.11.2022 9:43:28
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных фруктов Яблоко, Груша, Алыча, Урюк - 56 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие п. 1 ГОСТ 1994-93- 10 кг
4. Электронная заявка Элз-00001498696 от 14.11.2022 9:40:17
Смесь сушеных фруктов (сухой компот)/до 5 кг в индив упаковке/соответ-е п.4, п.5 ГОСТ 32896-2014/наименование сушеных фруктов Яблоко, Груша, Алыча, Урюк - 66 кг
Плоды шиповника сушеные/1 кг в упаковке производителя/соответствие п.1 ГОСТ 1994-93 - 11 кг
Факт не поставки товара является неисполнением контракта и подтверждается Актом по государственному контракту N 0142200001322020977 от 15.11.2022 г. и коммерческим актом N Зап-175311 о не поставке, недопоставке, просрочке поставки от 15.11.2022 г.
Сторона, не исполнившая или ненадлежащим образом исполнившая обязательства но Контракту, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств (п.9.1. контракта).
Таким образом, Поставщиком не было исполнено обязательство по поставке товара в полном объеме.
В адрес Поставщика были направлены Претензии в связи с не поставкой товара (исх.N505 от 21.1.2022 г., N507 от 22.11.2022 г., N520 от 23.11.2022 г.).
По состоянию на 30.11.2022 года Поставщик не исполнил свои обязательства по контракту 2633007744322000060 от 03.10.2022 г.
В соответствии с п. 11.2 контракта N 2633007744322000060 расторжение настоящего Контракта допускается по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны от исполнения настоящего Контракта в соответствии с гражданским законодательством Российской Федерации. При этом факт подписания Сторонами соглашения о расторжении настоящего Контракта не освобождает Стороны от обязанностей урегулирования взаимных расчетов.
На основании изложенного, руководствуясь п. 11.2 контракта N 2633007744322000060 от 03.10.2022 г., частью 9 статьи 95 Закона о контрактной системе, ст. 450.1 ГК РФ, Заказчик решил отказаться от исполнения контракта N2633007744322000060 от 03.10.2022 года на поставку бакалейной продукции (спецсклад, СМП) в учреждения Самарской области (совместные торги).
В соответствии с частью 13 статьи 95 Закона о контрактной системе решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Частью 12.1 статьи 95 Закона о контрактной системе определено, что в случае принятия заказчиком предусмотренного частью 9 настоящей статьи решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных частью 5 статьи 103 настоящего Федерального закона, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с пунктом 1 настоящей части автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с пунктом 2 настоящей части считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно части 2 статьи 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков включается информация об участниках закупок, в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением ими условий контрактов.
Из части 9 статьи 104 Закона о контрактной системе следует, что информация о поставщиках (подрядчиках, исполнителях) исключается из указанного реестра по истечении двух лет с даты ее включения в реестр недобросовестных поставщиков.
Заказчиком были осуществлены следующие мероприятия по выполнению требований надлежащего уведомления поставщика об одностороннем отказе от исполнения контракта:
Решение Заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта размещено 14.12.2022 г.
Датой вступления решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в силу считается дата с момента истечения десяти дней с даты надлежащего уведомления Поставщика об одностороннем отказе. Согласно ст. 193 ГК РФ если последний день срока приходится на нерабочий день, днем окончания срока считается ближайший следующий за ним рабочий день, то есть 27.12.2022 г.
Согласно пункту 14 статьи 95 Закона о контрактной системе Заказчик обязан отменить не вступившее в силу решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, если в течение десятидневного срока с даты надлежащего уведомления поставщика (подрядчика, исполнителя) о принятом решении об одностороннем отказе от исполнения контракта устранено нарушение условий контракта, послужившее основанием для принятия указанного решения, а также заказчику компенсированы затраты на проведение экспертизы в соответствии с частью 10 настоящей статьи. Данное правило не применяется в случае повторного нарушения поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта, которые в соответствии с гражданским законодательством являются основанием для одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта.
На дату рассмотрения обращения Обществом товар в полном объеме не поставлен. Доказательств обратного комиссии Самарского УФАС России не представлено.
Какие-либо действия, направленные на поставку товара по контракту, в срок, отведенный для устранения допущенных нарушений условий контракта, Обществом не осуществлялись.
ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС", подавая заявку на участие в Закупке, с указанными условиями согласилось, жалобы на документацию, запросы разъяснения положений документации не подавало.
В рассматриваемом случае ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" не предприняты все возможные и зависящие меры для соблюдения норм и правил действующего законодательства, регулирующего порядок исполнения контракта, не проявлена необходимая внимательность и осмотрительность при осуществлении своей деятельности.
Заказчик в результате действий (бездействий) ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" лишился того, на что рассчитывал при проведении Закупки, а именно поставка товара. Заказчик, вплоть до принятия решения об одностороннем отказе от исполнения контракта надеялся на получение искомого результата, полагаясь на профессионализм Общества.
Согласно части 2 статьи 523 Гражданского кодекса Российской Федерации (далее - ГК РФ) нарушение договора поставки поставщиком предполагается существенным в случаях: поставки товаров ненадлежащего качества с недостатками, которые не могут быть устранены в приемлемый для покупателя срок; неоднократного нарушения сроков поставки товаров.
Согласно абзацу 4 пункта 2 статьи 450 ГК РФ существенным признается нарушение договора одной из сторон, которое влечет для другой стороны такой ущерб, что она в значительной степени лишается того, на что была вправе рассчитывать при заключении договора.
Согласно части 3 статьи 401 ГК РФ, если иное не предусмотрено законом или договором, лицо, не исполнившее или ненадлежащим образом исполнившее обязательство при осуществлении предпринимательской деятельности, несет ответственность, если не докажет, что надлежащее исполнение оказалось невозможным вследствие непреодолимой силы, то есть чрезвычайных и непредотвратимых при данных условиях обстоятельств. К таким обстоятельствам не относятся, в частности, нарушение обязанностей со стороны контрагентов должника, отсутствие на рынке нужных для исполнения товаров, отсутствие у должника необходимых денежных средств.
Принимая решение об участии в процедуре размещения государственного и муниципального заказа и подавая соответствующую заявку, хозяйствующий субъект несет риск наступления неблагоприятных для него последствий, предусмотренных Законом о контрактной системе закупок, в случае совершения им действий (бездействия) в противоречие требованиям указанного закона, в том числе приведших к невозможности исполнения контракта с ним как с лицом, признанным победителем аукциона. Действуя в рамках заключения и исполнения государственного контракта, участник должен осознавать то обстоятельство, что он вступает в правоотношения по расходованию публичных финансов на социально-значимые цели, что требует от него большей заботливости и осмотрительности при исполнении своих обязанностей, вытекающих из конкретного контракта.
Согласно статье 2 ГК РФ предпринимательская деятельность представляет собой самостоятельную осуществляемую на свой риск деятельность, цель которой - систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке.
Включение информации, предусмотренной статьей 104 Закона о контрактной системе в реестр недобросовестных поставщиков не подавляет экономическую самостоятельность и инициативу хозяйствующего субъекта, не ограничивает чрезмерно его право на свободное использование своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности, а также право частной собственности и, в данном случае, не препятствует осуществлению хозяйственной деятельности.
Указанный вывод подтверждается сформировавшейся судебной практикой по данному вопросу, в частности по делам ВАС-5621/12, А40-6623/2015, А60-32902/2014, А60-48430/2014, А19-17311/2014, А55-27488/2014.
Реестр недобросовестных поставщиков представляет собой меру ответственности за недобросовестное поведение в правоотношениях по осуществлению закупок.
В настоящем случае недобросовестность ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" выразилась в халатном, непредусмотрительном, ненадлежащем исполнении своих обязанностей, возникающих из положений контракта.
В указанном случае ООО "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" не были предприняты все необходимые и разумные меры с целью надлежащего исполнения контракта, в его поведении наличествуют признаки недобросовестности и включение Общества в реестр недобросовестных поставщиков в настоящем случае является необходимой мерой его ответственности, поскольку служит ограждением заказчиков от недобросовестных подрядчиков, исполнителей.
На основании вышеизложенного, руководствуясь статьей 104 Закона о контрактной системе, Комиссия Самарского УФАС России,
РЕШИЛА:
1. Включить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЗОЛОТОЙ СФИНКС" (ИНН: 6319243538, КПП 631901001, ОГРН 1196313090159, юридический адрес: 443091, г 443063, РОССИЯ, САМАРСКАЯ ОБЛ., САМАРА Г.О., САМАРА Г., ПРОМЫШЛЕННЫЙ ВН.Р-Н, САМАРА Г., НОВО-ВОКЗАЛЬНЫЙ ТУП., Д. 21, ЭТАЖ 1, ОФИС 61/1; сведения о лице, имеющем право без доверенности действовать от имени юридического лица/учредителе: Абдуллоев Ахмадбек Рахматулоевич (ИНН 631705969232) в реестр недобросовестных поставщиков сроком на два года*.
2. Исключить информацию об Обществе с ограниченной ответственностью "ЗОЛОТОЙ СФИНКС", Абдуллоеве Ахмадбеке Рахматулоевиче из реестра недобросовестных поставщиков по истечении двух лет со дня включения в реестр.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
* Датой включения сведений в отношении участника закупки в Реестр недобросовестных поставщиков считать дату размещения указанных сведений на официальном сайте Единой информационной системы в сфере закупок http://www.zakupki.gov.ru в информационно-телекоммуникационной сети "Интернет".
Приложение к решению Самарского УФАС России N РНП-63-495 от 11.01.2023
Дата события |
I раздел |
Дата регистрации контрольным органом обращения заказчика |
II раздел |
III раздел |
Общая итоговая просрочка в днях (I+ II + III разделы) |
||||||
Регламентированная дата направления заказчиком сведений в контрольный орган |
Фактическая дата направления заказчиком сведений |
Итого просрочки в днях по I разделу |
Регламентированная дата принятия решения |
Фактическая дата принятия решения |
Итого просрочки в днях по II разделу |
Регламентированный срок изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Фактическая дата изготовления решения и размещения сведений в ЕИС |
Итого просрочки в днях по II разделу |
|||
27.12.2022 |
29.12.2022 |
28.12.2022 |
0 |
28.12.2022 |
12.01.2023 |
11.01.2023 |
0 |
17.01.2023 |
16.01.2023 |
0 |
0 |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Самарской области от 13 января 2023 г. N РНП-63-495
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023