Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю (далее - Комиссия),
рассмотрев жалобу ООО "Чистый город - БК" (далее - Заявитель) на действия МКУ "Содержание муниципального имущества" (далее - Заказчик) при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу мусора с объектов нежилого муниципального фонда г. Перми (изв.N 0356300030522000020),
УСТАНОВИЛА:
Заявитель полагает, что нормы Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" (далее - Закон о закупках) нарушены действиями Заказчика.
В ходе рассмотрения жалобы и в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, в соответствии "Административным регламентом Федеральной антимонопольной службы по исполнению государственной функции по рассмотрению жалоб на действия (бездействие) заказчика, уполномоченного органа, уполномоченного учреждения, специализированной организации, комиссии по осуществлению закупок, ее членов, должностного лица контрактной службы, контрактного управляющего, оператора электронной площадки при определении поставщиков (подрядчиков, исполнителей) для обеспечения государственных и муниципальных нужд", утвержденным Приказом ФАС России от 19.11.2014 N727/14, установлено следующее.
Согласно извещению N 0356300030522000020 МКУ "Содержание муниципального имущества" (далее - Заказчик) проводился электронный аукцион на оказание услуг по сбору, вывозу мусора с объектов нежилого муниципального фонда г. Перми.
В соответствии с извещением о проведении электронного аукциона:
1) извещение о проведении электронного аукциона размещено в единой информационной системе в сфере закупок www.zakupki.gov.ru (далее - ЕИС) - 18.12.2022 г.
2) способ определения поставщика (подрядчика, исполнителя) - электронный аукцион;
3) начальная максимальная цена контракта - 580 693,20 руб.;
4) дата окончания подачи заявок - 26.12.2022 г.
Заявитель полагает, что Заказчиком в составе документации не определен перечень отходов IV - V класса опасности и не представлены паспорта на отходы IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги (пп. 1 ст. 14 Федерального закона от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления"), а также не определены виды работ (услуг), выполняемых участниками закупки в составе лицензируемого вида деятельности.
По мнению Заявителя Заказчиком неправомерно не установлено требование о предоставлении в составе заявки номера записи из реестра лицензий или копии лицензии, а также приложения к лицензии на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию и размещению отходов I - IV классов опасности.
Заявитель также полагает, что в извещении и приложении к нему отсутствуют количественные показатели объема образуемых отходов применительно к каждому месту оказания услуг, не определен перечень адресов и виды объектов выполнения работ, с указанием общей площади каждого объекта, площади выполнения работ по каждому объекту, а также периодичность.
Заявитель считает, что Заказчиком неправомерно в разделе 2 Технического задания установлены требования:
- мусор должен быть полностью вывезен с территории для собственного использования, утилизации, обезвреживания или размещения на специализированном полигоне;
- транспортирование, размещение и утилизация мусора должны быть обеспечены Исполнителем с привлечением специализированной организации, имеющей лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности.
Заказчик с доводами жалобы не согласен. В письменных пояснениях указал следующее.
Деятельность Заказчика связана с приемом-передачей муниципальных нежилых зданий и помещений в аренду. При выезде арендаторов с объектов нежилого муниципального фонда наряду с мусором в таких объектах зачастую остается невостребованное бывшими арендаторами движимое имущество, пригодное дальнейшего использования - мебель, строительные материалы, памятники и ритуальные принадлежности, скоросшиватели, папки для бумаг и прочее имущество.
Потребностям Заказчика соответствует оперативная очистка объектов муниципального жилого фонда от мусора и вещей, от которых бывший арендатор отказался. При этом информацией о том, какой конкретно объект будет освобожден арендатором в течение года, когда бывший арендатор освободит объект, сколько будет таких объектов, будет ли в них мусор, какой именно, в каком объеме и на какой площади - Заказчик не располагает. На момент размещения извещения об осуществлении закупки объектов, требующих очистки, а также видов и объемов мусора, подлежащему сбору и вывозу нет.
В связи с тем, что на момент проведения закупки отсутствует данная информация, Заказчик не имеет возможности получить паспорта на отходы.
Заказчик также пояснил, что требование к участникам закупки о предоставлении в составе заявки соответствующей лицензии не предусмотрено, так как извещением и приложением к нему не установлено требование о выполнении работ лично, победитель при исполнении Контракта в части оказания услуг по транспортированию, размещению и утилизации отходов вправе привлечь к исполнению своих обязательств соисполнителей, обладающих необходимой лицензией.
Согласно ч. 1 ст. 8 Закона о закупках контрактная система в сфере закупок направлена на создание равных условий для обеспечения конкуренции между участниками закупок. Любое заинтересованное лицо имеет возможность в соответствии с законодательством Российской Федерации и иными нормативными правовыми актами о контрактной системе в сфере закупок стать поставщиком (подрядчиком, исполнителем).
В соответствии с п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках при применении конкурентных способов, при осуществлении закупки у единственного поставщика (подрядчика, исполнителя) в случаях, предусмотренных пунктами 4, 5, 18, 30, 42, 49, 54 и 59 части 1 статьи 93 настоящего Федерального закона, заказчик устанавливает следующие единые требования к участникам закупки: соответствие требованиям, установленным в соответствии с законодательством Российской Федерации к лицам, осуществляющим поставку товара, выполнение работы, оказание услуги, являющихся объектом закупки.
Согласно ч. 2 ст. 33 Закона о закупках описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 настоящей статьи, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
В связи с ч. 3 ст. 33 Закона о закупках не допускается включение в описание объекта закупки (в том числе в форме требований к качеству, техническим характеристикам товара, работы или услуги, требований к функциональным характеристикам (потребительским свойствам) товара) требований к производителю товара, к участнику закупки (в том числе требования к квалификации участника закупки, включая наличие опыта работы), а также требования к деловой репутации участника закупки, требования к наличию у него производственных мощностей, технологического оборудования, трудовых, финансовых и других ресурсов, необходимых для производства товара, поставка которого является предметом контракта, для выполнения работы или оказания услуги, являющихся предметом контракта, за исключением случаев, если возможность установления таких требований к участнику закупки предусмотрена настоящим Федеральным законом.
Согласно п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: информация об объеме (за исключением случая, предусмотренного частью 24 статьи 22 настоящего Федерального закона), о единице измерения (при наличии) и месте выполнения работы или оказания услуги.
Согласно п. 12. ч. 1 ст. 42 Закона о закупках при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 настоящего Федерального закона, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 настоящего Федерального закона (при наличии такого требования).
Согласно п. 2. ч. 2 ст. 42 Закона о закупках извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом, должно содержать следующие электронные документы:
1) описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 настоящего Федерального закона;
3) требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о закупках и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
В соответствии пп. "н" п. 2 ч. 1 ст. 43 Закона о закупках для участия в конкурентном способе заявка на участие в закупке, если иное не предусмотрено Законом о закупках, должна содержать документы, подтверждающие соответствие участника закупки требованиям, установленным п. 1 ч. 1 ст. 31 Закона о закупках, документы, подтверждающие соответствие участника закупки дополнительным требованиям, установленным в соответствии с ч. 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 настоящего Федерального закона, если иное не предусмотрено настоящим Федеральным законом.
Согласно извещению о проведении электронного аукциона для закупки N 0356300030522000020 требования к содержанию, составу заявки указаны в отдельном файле.
Проанализировав требования к составу заявки, Комиссией установлено, что требование о предоставлении в составе заявки лицензии, а также копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы/оказаны услуги, а также с указанием видов деятельности отсутствует.
Исходя из положений п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности подлежит лицензированию.
Правовое регулирование основ обращения с отходами производства и потребления осуществляется в соответствии с Федеральным законом от 24.06.1998 N 89-ФЗ "Об отходах производства и потребления" (далее - Закон N 89-ФЗ), а также Постановление Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" (далее - Постановление N 2290).
Приказом Росприроднадзора от 22.05.2017 N 242 (ред. от 16.05.2022) "Об утверждении Федерального классификационного каталога отходов" (Зарегистрировано в Минюсте России 08.06.2017 N 47008) утвержден каталог отходов, включающий в себя код и наименование отходов.
Согласно ч. 1 ст. 14 Закона N 89-ФЗ индивидуальные предприниматели, юридические лица, в процессе деятельности которых образуются отходы I - V классов опасности, обязаны осуществить отнесение соответствующих отходов к конкретному классу опасности для подтверждения такого отнесения в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Подтверждение отнесения отходов I - V классов опасности к конкретному классу опасности осуществляется уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.
Согласно ч. 3 ст. 14 Закона N 89-ФЗ на основании данных о составе отходов, оценки степени их негативного воздействия на окружающую среду составляется паспорт отходов I - IV классов опасности. Порядок паспортизации отходов и типовые формы паспортов отходов устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти. Определение данных о составе и свойствах отходов, включаемых в паспорт отходов, должно осуществляться с соблюдением установленных законодательством Российской Федерации об обеспечении единства измерений требований к измерениям, средствам измерений.
Паспорт отходов - документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности, содержащий сведения об их составе (ст. 1 Закона N 89-ФЗ).
Согласно п. 1 Порядка N 1026 паспорт отходов I - IV классов опасности (далее - паспорт отходов) представляет собой документ, удостоверяющий принадлежность отходов к отходам соответствующего вида и класса опасности и содержащий сведения об их составе.
Согласно п. 3 Порядка N 1026 паспортизация отходов I - IV классов опасности осуществляется индивидуальными предпринимателями и юридическими лицами, в процессе деятельности которых образуются отходы I- IV классов опасности.
Действующее законодательство в области обращения с отходами производства и потребления не содержит в себе норм, указывающих на отсутствие необходимости составления паспорта отходов I - IV классов опасности.
Согласно пп. "б" п. 5 Постановления Правительства РФ от 26.12.2020 N 2290 (ред. от 13.04.2022) "О лицензировании деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности" для получения лицензии соискатель лицензии представляет по установленной форме в лицензирующий орган заявление о предоставлении лицензии в соответствии с порядком, установленным статьей 13 Федерального закона "О лицензировании отдельных видов деятельности", в котором указывает:
б) для работ по транспортированию отходов I - IV классов опасности - виды отходов I - IV классов опасности и (или) группы, подгруппы отходов I - IV классов опасности с указанием классов опасности видов отходов в соответствующих группах, подгруппах отходов, в отношении которых предоставляется лицензия, и соответствующие видам отходов и (или) группам, подгруппам отходов виды деятельности.
После проверки всех поданных документов Уполномоченный орган выдает соответствующую лицензию, в которой указывается вид деятельности, а также вид отходов в соответствии с Федеральным классификационным каталогом отходов, на которые лицензия распространяется.
Отсутствие данной информации в описании объекта закупки не позволяет потенциальным участникам закупки определить возможность участия в закупке и исполнения условий Контракта.
Вместе с тем, в ходе анализа извещения и приложения к нему, Комиссией установлено, что Заказчиком не получены паспорта отходов, а также не указаны классы опасности отходов, с которыми придется работать в ходе исполнения Контракта.
Кроме того, Комиссия отмечает, что Техническое задание также не содержит указаний на виды отходов.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Также в действиях Заказчика, не установившего места образования отходов, количественные показатели объема образуемых отходов применительно к каждому месту оказания услуг, имеется нарушение п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках. Доказательств обратного в материалах не предоставлено.
В отношении довода Заявителя о том, что Заказчиком не установлены требования о предоставлении в составе лицензии копии приложения к лицензии с видами отходов IV класса опасности, в отношении которых должны быть выполнены работы, оказаны услуги, Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 30 ч. 1 ст. 12 Федерального закона от 04.05.2011 N 99-ФЗ "О лицензировании отдельных видов деятельности" лицензированию подлежит деятельность по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I - IV классов опасности.
Как указано ранее, на момент размещения закупки Заказчик не располагает сведениями о том, отходы какого вида и класса будут оставлены арендатором. Следовательно, не представляется возможным определить необходимость установления требования о предоставлении в составе заявки лицензии на деятельность, осуществляемую с отходами I-V класса опасности.
В отношении довода Заявителя об установлении в разделе 2 Технического задания противоречащих требований Комиссия отмечает следующее.
Согласно п. 2.2. Технического задания: мусор должен быть полностью вывезен с территории для собственного использования, утилизации, обезвреживания или размещения на специализированном полигоне. Транспортирование, размещение и утилизация мусора должны быть обеспечены Исполнителем с привлечением специализированной организации, имеющей лицензию на обращение с отходами I-IV классов опасности;
В разделе 3 Технического задания указано наименование услуги - погрузка и вывоз мусора.
Согласно п. 1.1. проекта Контракта Исполнитель обязуется оказать услуги по сбору, вывозу мусора с объектов нежилого муниципального фонда г. Перми.
В ст. 1 Закона N 89-ФЗ определены следующие понятия:
- хранение отходов - складирование отходов в специализированных объектах сроком более чем одиннадцать месяцев в целях утилизации, обезвреживания, захоронения;
- захоронение отходов - изоляция отходов, не подлежащих дальнейшей утилизации, в специальных хранилищах в целях предотвращения попадания вредных веществ в окружающую среду;
- утилизация отходов - использование отходов для производства товаров (продукции), выполнения работ, оказания услуг, включая повторное применение отходов, в том числе повторное применение отходов по прямому назначению (рециклинг), их возврат в производственный цикл после соответствующей подготовки (регенерация), извлечение полезных компонентов для их повторного применения (рекуперация), а также использование твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов) после извлечения из них полезных компонентов на объектах обработки, соответствующих требованиям, предусмотренным пунктом 3 статьи 10 настоящего Федерального закона (энергетическая утилизация);
- обезвреживание отходов - уменьшение массы отходов, изменение их состава, физических и химических свойств (включая сжигание, за исключением сжигания, связанного с использованием твердых коммунальных отходов в качестве возобновляемого источника энергии (вторичных энергетических ресурсов), и (или) обеззараживание на специализированных установках) в целях снижения негативного воздействия отходов на здоровье человека и окружающую среду;
- сбор отходов - прием отходов в целях их дальнейших обработки, утилизации, обезвреживания, размещения лицом, осуществляющим их обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение;
- транспортирование отходов - перевозка отходов автомобильным, железнодорожным, воздушным, внутренним водным и морским транспортом в пределах территории Российской Федерации, в том числе по автомобильным дорогам и железнодорожным путям, осуществляемая вне границ земельного участка, находящегося в собственности индивидуального предпринимателя или юридического лица либо предоставленного им на иных правах.
Заказчик пояснил, что условия Технического задания не запрещают Исполнителю лично выполнять транспортирование, размещение и утилизацию мусора, собранного с объектом муниципального нежилого фонда города Перми при исполнении Контракта при наличии у Исполнителя соответствующей лицензии.
Вместе с тем, пояснения Заказчика не коррелируют с оспариваемым положением Технического задания, что вводит в заблуждение потенциальных участников закупки.
Более того, потенциальным участникам закупки не представляется возможным определить виды работ, выполняемых участником закупки в составе лицензируемого вида деятельности, а также исходя из положений извещения и приложения к нему участникам закупки невозможно сделать вывод о необходимости и возможности привлечения соисполнителя.
На основании указанного выше, Комиссия приходит к выводу что в действиях Заказчика имеется нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42 Закона о закупках.
Согласно разделу 3 Технического задания: график вывоза мусора: по заявкам Заказчика.
Кроме того, Согласно п.1.1. Технического задания: Фактический, объем и адреса объектов выполнения работ определяются согласно заявкам Заказчика. Срок исполнения заявки - пять рабочих дней с момента ее поступления.
Таким образом, довод Заявителя о том, что Заказчиком не установлена периодичность оказания услуг не нашел подтверждения. Доказательств иного в материалах жалобы не представлено.
На основании статей 99, 106 Федерального закона "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд" Комиссия,
РЕШИЛА:
1. Признать жалобу ООО "Чистый город - БК" на действия Заказчика при проведении электронного аукциона на оказание услуг по сбору, вывозу мусора с объектов нежилого муниципального фонда г. Перми (изв.N 0356300030522000020) обоснованной в части не установления в извещении и приложении к нему видов и классов опасности отходов, отсутствия паспортов на I-IV классов опасности, в отношении которых будут оказываться услуги видов работ, выполняемых участником закупки в составе лицензируемого вида деятельности, а также в части не определения адресов, на которых расположены отходы, объемов отходов по каждому объекту оказания услуг.
2. Признать в действиях Заказчика нарушение требований п. 1 ч. 2 ст. 42, п. 7 ч. 1 ст. 42 Закона о закупках, выявленное в ходе рассмотрения жалобы.
3. В целях устранения нарушений Заказчику, Аукционной комиссии, Оператору электронной площадки выдать предписание.
4. Передать материалы настоящей жалобы должностному лицу Пермского УФАС России для принятия решения о привлечении должностных лиц Заказчика к административной ответственности за допущенное нарушение Закона о закупках.
Настоящее решение может быть обжаловано в судебном порядке в течение трех месяцев со дня его принятия.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 декабря 2022 г. N 19470/22
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023