Комиссия Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю по контролю в сфере закупок (далее - Комиссия
рассмотрев обращение (вх. N 19440/22) Управления экономического развития администрации Оханского городского округа (далее - Заказчик) о включении в реестр недобросовестных поставщиков сведений об ООО "Стронг" в связи с односторонним отказом от исполнения контракта на выполнение работ по обработке земель населенных пунктов и за их пределами от сорняков, в т.ч. борщевика Сосновского (изв. 0156600009920000055).
УСТАНОВИЛА:
Исследовав и оценив представленные документы, а также в ходе проведения внеплановой проверки, осуществленной Комиссией Пермского УФАС России в соответствии с ч. 3 ст. 99 Закона о закупках, установлено следующее.
25.06.2020 г. между Заказчиком и ООО "Стронг" (далее - Подрядчик) заключен контракт на выполнение работ по обработке земель населенных пунктов и за их пределами от сорняков, в т.ч. борщевика Сосновского на сумму 5 303 369,82 руб. (далее - Контракт). 23.08.2021 г. между Заказчиком и Подрядчиком было заключено дополнительное соглашение N 1, в соответствии с которым, цена Контракта составила 5 565 264,60 руб. В соответствии с дополнительным соглашением от 17.06.2022 г., цена Контракта была увеличена до 5 600 807,46 руб.
В связи с тем, что Подрядчиком были нарушены условия исполнения Контракта, Заказчиком, было принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта (такая возможность предусмотрена разделом 8 Контракта).
Согласно условиям Контракта:
1.1. Подрядчик обязуется выполнить работы по обработке земель населенных пунктов и за их пределами от сорняков, в т.ч. борщевика Сосновского (далее - работа), а Заказчик обязуется принять и оплатить результат выполненных работ на условиях и в порядке, установленных настоящим Контрактом.
1.3. Срок выполнения работ: в соответствии с техническим заданием.
8.2. Настоящий Контракт может быть расторгнут по соглашению Сторон, по решению суда, в случае одностороннего отказа Стороны контракта от исполнения контракта в соответствии с гражданским законодательством, в порядке, установленном частями 9-23 статьи 95 Закона о контрактной системе.
8.3. Заказчик обязан принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта, если в ходе исполнения контракта установлено, что Подрядчик не соответствуют установленным извещением об осуществлении закупки и (или) документацией о закупке требованиям к участникам закупки или представил недостоверную информацию о своем соответствии таким требованиям, что позволило ему стать победителем определения поставщика (подрядчика, исполнителя).
8.4. Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях: предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
8.5. Подрядчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта в следующих случаях: предусмотренных статьей 95 Федерального закона N 44-ФЗ.
В соответствии со ст. 309 ГК РФ обязательства должны исполняться надлежащим образом в соответствии с условиями обязательства и требованиями закона, иных правовых актов, а при отсутствии таких условий и требований - в соответствии с обычаями или иными обычно предъявляемыми требованиями.
В соответствии со ст. 310 ГК РФ односторонний отказ от исполнения обязательства и одностороннее изменение его условий не допускаются, за исключением случаев, предусмотренных законом. Односторонний отказ от исполнения обязательства, связанного с осуществлением его сторонами предпринимательской деятельности, и одностороннее изменение условий такого обязательства допускаются также в случаях, предусмотренных договором, если иное не вытекает из закона или существа обязательства.
Согласно ст. 702 ГК РФ по договору подряда одна сторона (подрядчик) обязуется выполнить по заданию другой стороны (заказчика) определенную работу и сдать ее результат заказчику, а заказчик обязуется принять результат работы и оплатить его
На основании ч. 9 ст. 95 Закона о закупках Заказчик вправе принять решение об одностороннем отказе от исполнения контракта по основаниям, предусмотренным Гражданским кодексом Российской Федерации для одностороннего отказа от исполнения отдельных видов обязательств, при условии, если это было предусмотрено контрактом.
В связи с вышеуказанными обстоятельствами, Заказчиком принято решение об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В силу ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках в случае принятия заказчиком предусмотренного ч. 9 ст. 95 Закона о закупках решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, заключенного по результатам проведения электронных процедур, закрытых электронных процедур:
1) заказчик с использованием единой информационной системы формирует решение об одностороннем отказе от исполнения контракта, подписывает его усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает такое решение в единой информационной системе. В случаях, предусмотренных ч. 5 ст. 103 Закона о закупках, такое решение не размещается на официальном сайте;
2) решение об одностороннем отказе от исполнения контракта не позднее одного часа с момента его размещения в единой информационной системе в соответствии с п. 1 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках автоматически с использованием единой информационной системы направляется поставщику (подрядчику, исполнителю). Датой поступления поставщику (подрядчику, исполнителю) решения об одностороннем отказе от исполнения контракта считается дата размещения в соответствии с настоящим пунктом такого решения в единой информационной системе в соответствии с часовой зоной, в которой расположен поставщик (подрядчик, исполнитель);
3) поступление решения об одностороннем отказе от исполнения контракта в соответствии с п. 2 ч. 12.1 ст. 95 Закона о закупках считается надлежащим уведомлением поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
Согласно ч. 13 Закона о закупках решение заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта вступает в силу и контракт считается расторгнутым через десять дней с даты надлежащего уведомления заказчиком поставщика (подрядчика, исполнителя) об одностороннем отказе от исполнения контракта.
В соответствии с ч. 16 ст. 96 Закона о закупках заказчик не позднее двух рабочих дней, следующих за днем вступления в силу решения заказчика об одностороннем отказе от исполнения контракта в связи с неисполнением или ненадлежащим исполнением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) обязательств, предусмотренных контрактом, направляет в соответствии с порядком, предусмотренным п. 1 ч. 10 ст. 104 Закона о закупках, обращение о включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) в реестр недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей).
07.12.2022 г. - Заказчиком было принято решение об одностороннем отказе от исполнения Контракта.
Таким образом, в силу ч. 13 ст. 95 Закона о закупках, решение об одностороннем отказе вступило в силу 20.12.2022 г
Информация об ООО "Стронг" направлена в адрес Пермского УФАС России 22.12.2022.
В уведомлении о принятии решения об одностороннем отказе от 07.12.2022, Заказчик указывает на то, что к 16.11.2022 подрядчиком фактически обработано 54,8 га, из предусмотренных контрактом на 2022 96,4 га.
Кроме того, Заказчик также поясняет, что Подрядчик, в соответствии с п. 3.2, ежегодно до 10.09.2022 предоставляет Заказчику документы в соответствии с Техническим заданием, а также подписанный Подрядчиком документ, подтверждающий выполнение работ. Указанных документов, согласно уведомлению о принятии решения об одностороннем отказе от исполнения контракта, Подрядчиком предоставлено не было.
В предоставленных пояснениях ООО "Стронг" сообщает, что данный контракт, заключенный в 2020 году, добросовестно исполнялся ООО "Стронг" в 2020, 2021 году.
Также Общество признает, что выполнение работ по данному контракту в отношении части участков (площадью 38 га.), подлежащих обработке в 2022 году, произведено со смещением сроков, установленных Техническим заданием, однако, по мнению Общества, сам факт производства данных работ свидетельствует о намерении ООО "Стронг" добросовестно исполнять предусмотренные контрактом обязательства.
В подтверждение добросовестного исполнения данного контракта в 2020, 2021, 2022 году, Общество предоставило подписанные обеими сторонами контракта акты выполненных работ:
1. Акт выполненных работ N 11 от 14.07.2020;
2. Акт выполненных работ N 36 от 23.09.2020;
3. Акт выполненных работ N 16 от 08.06.2021;
4. Акт выполненных работ N 38 от 14.09.2021;
5. Акт выполненных работ N 28 от 23.06.2022;
6. Акт выполненных работ N 43 от 15.09.2022;
Согласно предоставленным актам выполненных работ, в 2022 году, ООО "Стронг" обработало 54,8 га. из предусмотренных 94,5 га.
Кроме того, Общество предоставило акт выполненных работ N 48 от 30.10.2022 на 38,0 га., подписанный только представителем ООО "Стронг".
Согласно информации, размещенной в ЕИС, исполненные подрядчиком обязательства по контракту фактически оплачены на сумму 4 822 605,66 руб. при цене контракта в 5 600 807,46 руб.
Комиссия также обращает внимание на то, что согласно информации, размещенной в ЕИС, ООО "Стронг" за период с 2014 года исполнило 10 контрактов.
Также стоит отменить что в результате анализа Комиссией предоставленной документации, установлено, что между сторонами имеется спор относительно оснований одностороннего отказа Заказчика.
Указанный спор носят гражданско-правовой характер и решается арбитражными судами в установленном законодательстве порядке.
Комиссией проанализированы условия контракта, обстоятельства дела, документы представленные сторонами, переписка, которая велась между сторонами, поскольку при принятии решения о включении предприятия в реестр недобросовестных поставщиков антимонопольный орган не может ограничиваться формальной констатацией лишь факта нарушения данным субъектом условий контракта, а в рамках выполнения возложенной на него функции обязан выяснить все обстоятельства, определить вину, характер действий и лишь после установления всех перечисленных обстоятельств решать вопрос о наличии или отсутствии оснований для включения участника аукциона в реестр недобросовестных поставщиков.
Комиссия, изучив материалы и документы, представленные сторонами, пришла к выводу о том, что оснований для включения сведений о Подрядчике в реестр недобросовестных поставщиков не усматривается в силу следующего.
В результате анализа условий контракта, переписки между сторонами, Комиссия пришла к следующему.
Указанные обстоятельства свидетельствуют о намерении Подрядчика исполнить обязательства, предусмотренные Контрактом.
Из смысла ст. 31 Закона о закупках следует, что реестр недобросовестных поставщиков, в том числе, является специальной мерой ответственности, установленной законодателем в целях обеспечения исполнения лицом принятых на себя в рамках процедуры закупки обязательств. При этом одним из последствий такого включения (в качестве санкции за допущенное нарушение) может являться ограничение прав такого лица на участие в течение установленного срока в закупках товаров (работ, услуг). Вместе с тем, анализ положений Закона о закупках позволяет сделать вывод, что включение сведений о лице в реестр недобросовестных поставщиков по существу является санкцией за недобросовестное поведение данного лица. Данная мера связана с возложением негативных последствий - наличие в свободном доступе информации о лице как о ненадежном исполнителе, ненадлежащим образом, исполнившим принятое на себя обязательство и, как следствие, подрыв деловой репутации и возможное уменьшение в будущем количества заключенных сделок, а также выгоды от осуществления предпринимательской деятельности.
Поскольку включение сведений в реестр недобросовестных поставщиков является мерой ответственности, все неустранимые сомнения в виновности лица, привлекаемого к ответственности, толкуются в пользу этого лица.
Согласно п. 14 Постановления Правительства РФ от 30.06.2021 N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), о внесении изменений в некоторые акты Правительства Российской Федерации и признании утратившими силу некоторых актов и отдельных положений некоторых актов Правительства Российской Федерации" (вместе с "Правилами ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей)"), орган контроля принимает решение об отказе во включении информации о поставщике (подрядчике, исполнителе) (если основанием для направления обращения является расторжение контракта в случае одностороннего отказа заказчика от исполнения контракта в связи с существенным нарушением поставщиком (подрядчиком, исполнителем) условий контракта) в реестр, если в ходе проведения внеплановой проверки поставщиком (подрядчиком, исполнителем) представлены информация и документы, подтверждающие принятие им мер для надлежащего исполнения условий контракта.
Комиссия, всесторонне исследовав материалы обращения, проведя проверку информации и документов, представленных на рассмотрение обращения, на наличие фактов, подтверждающих недобросовестность Подрядчика, в их совокупности и взаимосвязи, с учетом пояснений сторон, с учетом обстоятельств данного конкретного дела пришла к выводу о том, что Подрядчиком не были совершены действия, которые могли бы свидетельствовать о недобросовестности Подрядчика.
На основании изложенного, с учетом отсутствия доказательств намеренного неисполнения Подрядчиком взятых на себя обязательств, сведения ООО "Стронг" не подлежат включению в реестр недобросовестных поставщиков.
На основании ст. 99, 104 Федерального закона от 05.04.2013 г. N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", постановления Правительства Российской Федерации от 30 июня 2021 г. N 1078 "О порядке ведения реестра недобросовестных поставщиков (подрядчиков, исполнителей), Комиссия,
РЕШИЛА:
Не включать сведения об ООО "Стронг" в реестр недобросовестных поставщиков.
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Пермскому краю от 29 декабря 2022 г. N РНП-59-5
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 10.01.2023