Комиссия Красноярского УФАС России по контролю в сфере закупок в составе: Председатель - заместитель руководителя - начальник аналитического отдела М.А. Дударева, члены Комиссии: А.Н. Пшенникова - ведущий специалист - эксперт, О.П. Чупрунова - главный специалист - эксперт (далее - Комиссия), рассмотрев жалобу ИП Бабкина А.А. на действия аукционной комиссии заказчика - ФГБУЗ "Федеральный центр сердечно - сосудистой хирургии" (далее - аукционная комиссия заказчика) при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку медицинских изделий", размещенного на электронной площадке АО "Сбербанк-АСТ" (далее - оператор электронной площадки), установила следующее.
В адрес Красноярского УФАС России поступила жалоба ООО "Элмас" на действия аукционной комиссии при определении поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку медицинских изделий", номер извещения 0319100000222000876.
Существо жалобы: нарушение со стороны комиссии порядка рассмотрения заявок на участие в аукционе, предусмотренного Федеральным законом от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд".
Жалоба поступила в адрес Красноярского УФАС России в срок, установленный частью 2 статьи 105 Закона о контрактной системе, соответствует требованиям части 4 статьи 105 указанного закона, в связи с чем, подлежит принятию к рассмотрению по существу.
В адрес заказчика, аукционной комиссии заказчика, подателя жалобы, оператора электронной площадки были направлены уведомления о содержании жалобы с информацией о месте и времени рассмотрения жалобы.
Заказчику, аукционной комиссии заказчика, оператору электронной площадки было предложено предоставить в адрес Красноярского УФАС России документы и сведения, необходимые для рассмотрения жалобы.
На заседании Комиссии по рассмотрению жалобы по существу, состоявшемся 09 января 2023 года в 10:30 отсутствовали представитель подателя жалобы, присутствовал представитель аукционной комиссии заказчика, должным образом подтвердивший свои полномочия.
Из содержания жалобы следует, что аукционная комиссия неправомерно признала заявку подателя жалобы не соответствующей требованиям извещения о проведении электронного аукциона, в протоколе, размещенном заказчиком, не отражены основания для отклонения заявки в полном объеме.
Дополнительно податель жалобы указывает, что заказчиком нарушены положения статьи 33 Закона о контрактной системе, что выразилось в формировании описания объекта закупки посредством дублирования описания характеристик товара из соответствующей позиции КТРУ.
Представитель аукционной комиссии заказчика с доводами жалобы не согласен, на заседании Комиссии представил свои мотивированные возражения.
Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные сторонами и размещенные на официальном сайте единой информационной системы в сфере закупок в информационно-телекоммуникационной сети Интернет (далее - ЕИС), проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона "На поставку медицинских изделий".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
В части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе установлено, что при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки.
Как установлено в пункте 12 части 1 статьи 42 Закона о контрактной системе при осуществлении закупки путем проведения открытых конкурентных способов заказчик формирует с использованием единой информационной системы, подписывает усиленной электронной подписью лица, имеющего право действовать от имени заказчика, и размещает в единой информационной системе извещение об осуществлении закупки, содержащее следующую информацию: требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с пунктом 1 части 1 статьи 31 Закона о контрактной системе, требования, предъявляемые к участникам закупки в соответствии с частями 2 и 2.1 (при наличии таких требований) статьи 31 Закона о контрактной системе, и исчерпывающий перечень документов, подтверждающих соответствие участника закупки таким требованиям, а также требование, предъявляемое к участникам закупки в соответствии с частью 1.1 статьи 31 Закона о контрактной системе (при наличии такого требования).
В соответствии подпунктом 3 части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать требования к содержанию, составу заявки на участие в закупке в соответствии с Законом о контрактной системе и инструкция по ее заполнению. При этом не допускается установление требований, влекущих за собой ограничение количества участников закупки.
Согласно подпункту "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе члены комиссии по осуществлению закупок рассматривают заявки на участие в закупке, информацию и документы, направленные оператором электронной площадки в соответствии с пунктом 4 части 4 статьи 49 Закона о контрактной системе, и принимают решение о признании заявки на участие в закупке соответствующей извещению об осуществлении закупки или об отклонении заявки на участие в закупке по основаниям, предусмотренным пунктами 1 - 8 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе.
Комиссия, проанализировав протокол подведения итогов электронного аукциона от 26.12.2022, установила, что в составе заявки представлена информация, несоответствующая требованиям, установленным в извещении об осуществлении закупки, а именно:
- в позиции 1 таблицы сведений о товаре предложен к поставке товар Нити хирургические стерильные, синтетические, рассасывающиеся, с атравматическими иглами и без игл Монокрил со следующими характеристиками: Стерильная синтетическая рассасывающаяся мононить из полиглекапрона (сополимера гликолевой кислоты и капролактона с низкой реактивностью по отношению к тканям), предназначенная для соединения (т.е., аппроксимации) краев раны мягких тканей или разреза путем сшивания или для лигирования мягких тканей; может комплектоваться иглой, которую необходимо утилизировать сразу после использования. Таким образом, из представленной в составе заявки информации не представляется возможным однозначно определить, для каких целей используется товар.
В связи с чем, аукционная комиссия на основании подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49, пункта 1 части 12 статьи 48 Закона о контрактной системе отклонила заявку подателя жалобы на участие в аукционе.
Из содержания протокола подведения итогов электронного аукциона от 26.12.2022 однозначно понятны причины и основания отклонения заявки подателя жалобы на участие в закупке. В связи с указанным, Комиссия не может согласиться с доводом подателя жалобы относительно неполноты отраженной информации в протоколе, касающейся оснований для отклонения заявки подателя жалобы.
Комиссия, проанализировав заявку подателя жалобы, установила, что подателем жалобы было представлено следующее описание товара по позиции N1:
- cтерильная синтетическая рассасывающаяся мононить из полиглекапрона (сополимера гликолевой кислоты и капролактона с низкой реактивностью по отношению к тканям), предназначенная для соединения (т.е., аппроксимации) краев раны мягких тканей или разреза путем сшивания или для лигирования мягких тканей; может комплектоваться иглой, которую необходимо утилизировать сразу после использования. Нить обеспечивает временную поддержку раны до тех пор, пока она не будет в достаточной степени вылечена, чтобы справляться с обычными нагрузками, и постепенно рассасывается посредством гидролиза. Это изделие одноразового использования.
Комиссия, проанализировав положения Инструкции по заполнению заявки на участие в закупке (приложение N3 к извещению об осуществлении закупки), установила следующее:
- Участник закупки представляет характеристики предлагаемого к поставке товара по всем подпунктам из пункта 2 "Наименование и описание требуемого товара" Описания объекта закупки (приложение N1 к извещению об осуществлении закупки) (пункт 1 Инструкции);
- Применение Заказчиком при перечислении значений показателей требуемых товаров союзов "или", "либо", знака "/" означает, что Заказчику требуется товар с одним из указанных значений показателей. В этом случае участнику аукциона необходимо предложить товар только с одним из значений показателей, составляющими характеристику предлагаемого товара. Если предлагаемые участником закупки товары имеют показатель, который по своему характеру может принимать несколько значений, перечисленных в Описании объекта закупки с использованием союзов "или", "либо", знака "/", в таком случае участник закупки вправе указать все такие значения. В любом случае участнику закупки необходимо точно указать, с какими значениями показателей, составляющими характеристику предлагаемого товара, будут поставляться товары с учетом правила, установленного в пункте 11 настоящей Инструкции (пункт 8 Инструкции);
- При заполнении заявки участнику закупки в любом случае необходимо исключить употребление союзов "или", "либо", "и (или)" в характеристике поставляемых товаров. При перечислении нужно употреблять союз "и" либо запятые (пункт 11 Инструкции).
Таким образом, из требований Инструкции по заполнению заявки следует, что если предлагаемые участником закупки товары имеют показатель, который по своему характеру может принимать несколько значений, перечисленных в Описании объекта закупки, участнику закупки нужно точно указать характеристики предлагаемого к поставке товара, используя союз "и" либо запятые, при этом исключая употребление союза "или".
Учитывая, что из содержания заявки подателя жалобы невозможно установить точные характеристики товара, предлагаемого к поставке, поскольку подателем жалобы при описании характеристик товара использован союз "или", аукционная комиссия верно приняла решение об отклонении заявки подателя жалобы, что соответствует требованиям подпункта "а" пункта 1 части 5 статьи 49 Закона о контрактной системе, следовательно, рассматриваемый довод жалобы является необоснованным.
Комиссия обращает внимание подателя жалобы, что в соответствии с пунктом 1 части 2 статьи 105 Закона о контрактной системе подача участником закупки жалобы на действия (бездействие) субъекта (субъектов) контроля (далее также - жалоба) в контрольный орган в сфере закупок допускается в период определения поставщика (подрядчика, исполнителя), но не позднее пяти дней со дня, следующего за днем размещения в единой информационной системе протокола подведения итогов определения поставщика (подрядчика, исполнителя), подписания такого протокола (при проведении закрытого конкурса, закрытого аукциона), с учетом следующих особенностей, а именно жалоба на положения извещения об осуществлении закупки, документации о закупке (в случае, если настоящим Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) может быть подана до окончания срока подачи заявок на участие в закупке.
Ввиду того, что подателем жалобы пропущен срок для обжалования положений извещения о проведении закупки довод, изложенный в жалобе относительно того, что заказчиком нарушены положения статьи 33 Закона о контрактной системе, что выразилось в формировании описания объекта закупки посредством дублирования описания характеристик товара из соответствующей позиции КТРУ, Комиссия рассматривает в рамках проведения внеплановой проверки на основании статьи 99 Закона о контрактной системе и сообщает следующее.
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу пункта 1 части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе заказчик в случаях, предусмотренных Законом о контрактной системе, при описании объекта закупки должен руководствоваться следующими правилами, а именно в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование
На основании части 2 статьи 33 Закона о контрактной системе описание объекта закупки в соответствии с требованиями, указанными в части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе, должно содержать показатели, позволяющие определить соответствие закупаемых товара, работы, услуги установленным заказчиком требованиям. При этом указываются максимальные и (или) минимальные значения таких показателей и (или) значения показателей, которые не могут изменяться.
На основании пункту 14 части 3 статьи 4 Закона о контрактной системе единая информационная система содержит каталог товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд.
В соответствии с частью 6 статьи 23 Закона о контрактной системе порядок формирования и ведения в единой информационной системе каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд, а также правила использования указанного каталога устанавливаются Правительством Российской Федерации.
Постановлением Правительства Российской Федерации от 08.02.2017 N 145 (далее - постановление Правительства РФ N 145) утверждены Правила формирования и ведения в единой информационной системе в сфере закупок каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила формирования КТРУ) и Правила использования каталога товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд (далее - Правила использования КТРУ).
Согласно подпункту "б" пункта 2 Правил использования КТРУ каталог используется заказчиками в целях описания объектов закупки, которое включается в план-график закупок, извещение об осуществлении закупки, приглашение и документацию о закупке. В соответствии с подпунктом "г" пункта 10 Правил формирования КТРУ в позицию каталога включается информация, содержащая описание товара, работы, услуги, если такое описание сформировано в соответствии с пунктом 13 Правил формирования КТРУ.
На основании пункта 4 Правил использования КТРУ Заказчики обязаны применять информацию, включенную в позицию каталога в соответствии с подпунктами "б" - "и" пункта 10 Правил формирования КТРУ.
Согласно пункту 5 Правил использования КТРУ заказчик вправе указать в извещении об осуществлении закупки, приглашении и документации о закупке (в случае если Федеральным законом предусмотрена документация о закупке) дополнительную информацию, а также дополнительные потребительские свойства, в том числе функциональные, технические, качественные, эксплуатационные характеристики товара, работы, услуги в соответствии с положениями статьи 33 Закона о контрактной системе, которые не предусмотрены в позиции каталога.
Из содержания извещения следует, что по позиции 1 "Нить хирургическая из полиэфира" применена позиция КТРУ 21.20.24.120-00000032.
В позиция КТРУ 21.20.24.120-00000032 описание товара, значение его показателей, указаны следующим образом: "Синтетическая полинить из нерассасывающегося полиэфира, предназначенная для соединения (аппроксимации) краев раны мягких тканей или разреза путем сшивания или для лигирования мягких тканей; может комплектоваться прикрепленной одноразовой иглой, которую необходимо утилизировать сразу после использования. Нить обеспечивает временную поддержку раны до тех пор, пока она не будет в достаточной степени вылечена. Не самофиксирующаяся и не содержит антимикробных веществ/материалов. Это изделие одноразового использования и предназначено для использования в стерильных условиях".
Аналогичное описание характеристик требуемого к поставке товара указано заказчиком в описании объекта закупки.
При это Комиссия обращает внимание, что из пункта 9 Инструкции по заполнению заявки следует, что применение Заказчиком при перечислении значений показателей требуемых товаров союза "и (или)" означает то, что Заказчика устраивает любое из указанных значений показателей товаров. Оно означает возможность поставки как одновременно товаров со всеми указанными значениями показателей, так и поставку товара только с одним из значений показателей. В любом случае участнику закупки необходимо точно указать, с какими значениями показателей, составляющими характеристику предлагаемого товара, будут поставляться товары, с учетом правила, установленного в пункте 11 указанной Инструкции.
Таким образом, указывая в описании объекта закупки несколько характеристик товара с использованием союза "или" (также как это указано в описании характеристик товара в позиции КТРУ 21.20.24.120-00000032) заказчик предоставляет возможность к поставке как товара, одновременно обладающего всеми указанными свойствами, так и товара обладающего одним или несколькими из перечисленных свойств. При этом заказчик также в инструкции указывает, что участник закупки должен однозначно, конкретно прописать характеристики предлагаемого к поставке товара в заявке без использования союзов "или", "и (или)".
Формулирование описания объекта закупки заказчиком в совокупности с Инструкцией по заполнению заявки, являющейся неотъемлемой частью извещения о проведении закупки, однозначно и недвусмысленно отражает потребность заказчика в закупаемом товаре, а также отражает каким образом, участник в заявке должен указать характеристики товара, предлагаемого к поставке.
Учитывая, что в соответствии с требованиями постановления Правительства РФ N145 заказчиком сформировано описание объекта закупки в соответствии с позицией КТРУ 21.20.24.120-00000032, Комиссия Красноярского УФАС Росси приходит к выводу об отсутствии нарушений положений статьи 33 Закона о контрактной системе.
На основании вышеизложенного, руководствуясь частью 8 статьи 106 Закона о контрактной системе, Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Элмас" необоснованной.
Решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии: М.А. Дударева
Члены Комиссии: А.Н. Пшенникова
О.П. Чупрунова
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 9 января 2023 г. N 024/06/106-3697/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 12.01.2023