Рассмотрев существо жалобы, документы и сведения, представленные Комиссии, проведя внеплановую проверку определения поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона на предмет соответствия требованиям законодательства Российской Федерации о контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд, Комиссия установила следующие обстоятельства.
В связи с возникшей у заказчика потребностью были совершены действия по определению поставщика (подрядчика, исполнителя) путем проведения электронного аукциона ЭА-N-22209/22 "Поставка медицинских расходных материалов: порт/катетер сосудистый для нужд КГБУЗ КККЦОМД субъектами малого предпринимательства и социально-ориентированными некоммерческими организациями".
Отношения, направленные на обеспечение государственных и муниципальных нужд в целях повышения эффективности, результативности осуществления закупок товаров, работ, услуг, обеспечения гласности и прозрачности осуществления таких закупок, предотвращения коррупции и других злоупотреблений в сфере таких закупок, в том числе в части планирования закупок товаров, работ, услуг, а также определения поставщиков (подрядчиков, исполнителей) являются предметом правового регулирования Закона о контрактной системе (пункты 1, 2 части 1 статьи 1).
Согласно части 2 статьи 42 Закона о контрактной системе извещение об осуществлении закупки, если иное не предусмотрено Законом о контрактной системе, должно содержать, в том числе описание объекта закупки в соответствии со статьей 33 Закона о контрактной системе.
В силу части 1 статьи 33 Закона о контрактной системе в описании объекта закупки указываются функциональные, технические и качественные характеристики, эксплуатационные характеристики объекта закупки (при необходимости). В описание объекта закупки не должны включаться требования или указания в отношении товарных знаков, знаков обслуживания, фирменных наименований, патентов, полезных моделей, промышленных образцов, наименование страны происхождения товара, требования к товарам, информации, работам, услугам при условии, что такие требования или указания влекут за собой ограничение количества участников закупки. Допускается использование в описании объекта закупки указания на товарный знак при условии сопровождения такого указания словами "или эквивалент" либо при условии несовместимости товаров, на которых размещаются другие товарные знаки, и необходимости обеспечения взаимодействия таких товаров с товарами, используемыми заказчиком, либо при условии закупок запасных частей и расходных материалов к машинам и оборудованию, используемым заказчиком, в соответствии с технической документацией на указанные машины и оборудование.
Комиссия, установила, что описание объекта закупки содержит характеристики товара "Порт/катетор сосудистый" по позициям 1 и 3 в отношении длины порта " 14 мм и
15 мм".
Из инструкции на медицинское изделие и регистрационного удостоверения на него Комиссией установлено, что на территории РФ имеется в обращении товар "Наборы для имплантации подкожной порт - системы Mereden", соответствующий в полной мере характеристикам товара, указанным в описании объекта закупки.
В адрес заказчика представлены 3 коммерческих предложения поставки товар "Наборы для имплантации подкожной порт - системы Mereden", что подтверждает неограниченность товара в обороте и возможность его поставки хозяйствующими субъектами.
На заседании Комиссии податель жалобы пояснил, что является непосредственным производителем "Порт-системы MYPORT" и заинтересован в поставке товара собственного производства. Однако такой возможности он лишен, поскольку предлагаемый им товар не соответствует по параметру "длина порта" на 4 мм (в случае поставки товара с наименьшим размером, имеющимся в линейке у производителя), а на изготовление товара, отвечающего требованиям описания объекта закупки, потребуется определенное количество времени.
При принятии решения Комиссия руководствовалась следующим.
Закон о контрактной системе прямо устанавливает принципы регулируемого законодательства, которые являются его основой, и каждая из его норм, фактически, корреспондирует к какому-либо из принципов, позволяя обеспечить возможность их соблюдения. При этом согласно статям 6,8,12 Закона о контрактной системе заказчику, в том числе при описании объекта закупки надлежит руководствоваться принципами обеспечения конкуренции и результативности и эффективности осуществления закупок.
Таким образом, описание объекта закупки должно отражать реальную, обоснованную, объективную потребность заказчика для целей:
- закупки заказчиком товаров, которые в полной мере удовлетворят нужду заказчика;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа эффективности осуществления закупок;
- не допуска нерационального расходования бюджетных средств заказчиком;
- обеспечения заказчиком исполнения принципа обеспечения конкуренции;
- не допуска необоснованного сокращения заказчиком числа участников закупок.
При этом действующее законодательство о контрактной системе Российской Федерации не ограничивает право заказчика приобретать товары, работы и услуги в соответствии со своими нуждами, спецификой деятельности и обеспечивающие эффективное использование бюджетных средств. Заказчик вправе самостоятельно формулировать объект закупки, исходя из своих потребностей. При описании товара заказчик вправе указывать технические, функциональные, эксплуатационные, качественные параметры объекта закупки, которые являются определяющими для него. Заказчик не лишен возможности более точно и четко указывать требования к предмету закупки, поскольку потребности заказчика являются определяющим фактором при установлении соответствующих требований.
Установление заказчиком любых параметров, характеристик, требований к товарам, может повлечь невозможность принятия участия того или иного юридического, физического лица в определении поставщика, ограничить число участников закупки, поскольку не все поставщики имеют возможность поставить товар соответствующий всем условиям извещения о проведении закупки. Однако отсутствие у каких-либо лиц, заинтересованных в заключение контракта, возможности поставить товар, соответствующий потребностям заказчика, не свидетельствует о нарушении заказчиком прав этих лиц, а также об ограничении заказчиком числа участников закупки.
По смыслу статьи 33 Закона о контрактной системе, характеристики объекта закупки устанавливаются заказчиком исходя из цели заключения государственного (муниципального) контракта и соответствующих, определенных с учетом данных целей, потребностей заказчика. При этом закон о контрактной системе не содержит норм, ограничивающих право заказчика включать в описание объекта закупки требования к объекту закупки, которые являются для него значимыми, равно как и норм, обязывающих заказчика устанавливать в таком описании, вопреки его потребностям, такие требования к характеристикам объекта закупки, которые соответствовали бы всем существующим видам товаров, работ, услуг.
Комиссия отмечает, что вышеуказанные выводы коррелируются с многочисленной судебной практикой, в том числе, например, по делам NNА21-4239/2020, А34-1354/2021, А33-15654/2022.
Требования к товару в описании объекта закупки обусловлены спецификой лечебного процесса: длина порта 14 мм и
15 мм обеспечивает возможность осуществления для установления порт-систем пациенту малый размер подкожного кармана, что обеспечивает быстрое заживление. За счет всех характеристик размера порт-систем при ее имплантации она мало заметна, но хорошо пальпируется, что позволяет детям вести привычный образ жизни.
При указанных обстоятельствах, формулирование описания объекта закупки путем использования анализируемых характеристик позволяет в наибольшей степени удовлетворить потребности конечного потребителя - пациента (маловесных новорожденных детей) посредством исключения любых нежелательных последствий во время и после имплантации медицинского изделия.
В данной связи обеспечение принципа эффективности осуществления закупки является преимущественным перед принципом обеспечения конкуренции.
Дополнительно, Комиссия считает возможным рекомендовать подателю жалобы рассмотреть вопрос о расширении линейки производства порт - систем, получении на данный товар регистрационных удостоверений с целью их дальнейшей реализации, с учетом того, что подателем жалобы на Комиссии было озвучено, что неоднократно сталкивался с потребностью медицинских учреждений в микропортах, имеющих аналогичные характеристики, тем что изложены заказчиком в описании объекта закупки. Указанное позволит соблюсти национальные интересы экономики страны и обеспечить удовлетворение потребности заказчиков в рассматриваемом медицинском изделии за счет товаров отечественного производителя.
Таким образом, учитывая вышеизложенное, Комиссия не усматривает нарушения статьи 42 Закона о контрактной системе в действиях заказчика при установлении требований к медицинскому изделию, содержащихся в описании объекта закупки.
По результатам рассмотрения жалобы, проведения внеплановой проверки, руководствуясь частями 3, 15 статьи 99, частью 8 статьи 106 Федерального закона от 05.04.2013 N 44-ФЗ "О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для обеспечения государственных и муниципальных нужд", Комиссия Красноярского УФАС России решила признать жалобу ООО "Эндо - мед" необоснованной.
Настоящее решение может быть обжаловано в арбитражный суд Красноярского края в течение трех месяцев со дня его принятия.
Председатель Комиссии |
М.А. Дудараева |
|
|
Члены Комиссии: |
А.А. Кириллова |
|
|
|
О.П. Чупрунова |
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Решение Управления Федеральной антимонопольной службы по Красноярскому краю от 10 января 2023 г. N 024/06/106-3717/2022
Текст документа опубликован на сайте http://www.zakupki.gov.ru/, приведен по состоянию на 13.01.2023